Успех в развитии ребенка, формирование его мышления, внимания, памяти, речи, зависит в первую очередь от организации познавательной деятельности на уроке. Игра - идеальная возможность для достижения учебных и воспитательных целей. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопомощи, развиваются творческие способности детей. Через игру ребенок познает мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, "преподнесенная" в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала, что отвечает психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.
Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал, растить творца.
Школьное детство должно стать "золотой порой", а не утомительным, скучным сидением за партой без огонька и без вдохновения. Учеба - серьезный труд. И задача учителя сделать этот труд интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках русского языка »
38
Методическое пособие для учителей начальных классов
«Дидактические игры на уроках русского языка»
Без педагогической игры невозможно увлечь ученика в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.
Ш.А. Амонашвили.
Введение
ИГРА, наряду с трудом и ученьем, один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.
Успех в развитии ребенка, формирование его мышления, внимания, памяти, речи, зависит в первую очередь от организации познавательной деятельности на уроке. Игра - идеальная возможность для достижения учебных и воспитательных целей. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопомощи, развиваются творческие способности детей. Через игру ребенок познает мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, "преподнесенная" в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала, что отвечает психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.
Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал, растить творца.
Школьное детство должно стать "золотой порой", а не утомительным, скучным сидением за партой без огонька и без вдохновения. Учеба - серьезный труд. И задача учителя сделать этот труд интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.
Игра как метод
Психологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребенок активизируется как личность, через игру познает мир. В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению, к учебной деятельности. Но игра продолжает занимать большое место.
Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Н.К.Крупская справедливо заметила, что «переход от игры к серьезным занятиям слишком резок между ними получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы.» В качестве таковых и выступают дидактические игры, игровые методики которых применяются главным образом в I и II классах. Дети любят игру, но материал по русскому языку далеко не всегда удобен для игрового оформления.
. Новые издания учебников выходят в сказочном оформлении, сама грамматика в них предстает перед детьми как принцесса Грамматика, и дети отправляются в путешествие по океану Словарии, а слово реченька, оказывается, происходит от корня речь – ведь реченька журчит. Путешественники ночуют на берегу моря Глаголов, блуждают в лесу Прилагательных... Сказочная аллегория, метафоризация облегчают усвоение сложных абстракций, но они же уводят детей от строгих научных понятий.
Игры в школе должны быть дидактическими, т.е. вести школьников по пути познания, развития. Рассмотрим их функции.
Первая, простейшая функция – облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.
Вторая функция – «театр реализации» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей – Незнайки и Знайки , Буратино или Алисы из Страны чудес... Артистические приемы используются в ролевых диалогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предполагаемого учебника.
Третья функция – соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству. Простейший вариант – «кто первый решит задачу, проверит орфограмму» и пр.; «придумать предложение: чье предложение лучше?» и т.п. Но от этих простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству, к соревнованию в качестве и глубине знаний.
Названные три функции игры представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. Это высшая ступень - от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.
Для младших школьников игра – это прощание с розовым детством. Дети нуждаются в шутке, в ласке, в красоте. В игровой методике с наибольшей полнотой проявляется артистизм учителя, его чуткость и теплота.
Приведенные ниже дидактически игры представлены в виде интересных заданий, упражнений, картинок, занимательных сказок и рассказов. Все они подобраны из различных психолого-педагогических источников и являются иллюстрацией теоретического раздела по организации и методике проведения дидактических игр.
Дидактические игры.
Предмет, который в школе именуется "русский язык", часто называется детьми в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует довольно высокого развития способности анализировать и побуждает как бы даже "препарировать" живое явление, которое пронизывает всю жизнь ребенка, начиная с первых лет.
Язык присутствует в опыте детей в целостном виде, и к моменту, когда он становится предметом изучения в школе, у многих еще не сформировалась потребность расчленить его на составляющие элементы и установить соотношения между этими элементами - а именно этого и требует программа.
Известно, что прочно усваиваются только те знания, которые "добыты" самостоятельно. Иными словами, то, что ребенку просто сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, до чего он додумался сам, его собственное открытие, остается навсегда. И для того чтобы открытие состоялось, нужно суметь ненасильственно направить активность ребенка на анализ учебного материала. Его мыслительная работа должна проходить в наиболее естественной для этого возраста форме - "игре по правилам". Одним из условий выигрыша здесь является понимание и соблюдение правил игры. В нашем случае правило игры - это как раз тот учебный материал, который требуется усвоить. Игры и упражнения разработаны на основе программы по русскому языку для 1-го класса начальной школы
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1."Отгадаем знаки"
Цель: Развитие слухового сосредоточения, мышления, закрепление учебного материала через двигательный анализатор и подражание.
Описание: Учитель читает текст, делая паузы в конце предложений. Дети молча руками изображают нужный знак. Например: "!" - две вытянутые руки соединены над головой; "?" - правая рука поднята и согнута полукругом, левый кулачок перед грудью; "." - кулачки прижаты друг к другу.
(Форму изображения знака можно обсудить с учениками и принять их предложения.)
Вариант текста (Л.Куклин "На один звук")::
- Вот сколько на "К" я сумею сказать: Кастрюля, кофейник, коробка, кровать, Корова, квартира, картина, ковер, Кладовка, калитка, комод, коридор. - Ой, хватит! И звук тоже может устать. А вот что на "Т" ты сумеешь назвать? - Топор, табуретка, тарелка и ложка. Ай, кажется, я тут напутал немножко! Ну ладно, я больше сбиваться не буду. Послушай, на "С" назову я посуду: Стакан, сковородка, солонка и... кошка! - А кошка откуда? - Залезла в окошко! - Спроси лучше кошку - откуда пришла? И вся ли посуда на кухне цела?
Сопровождение движениями слушания текста не отвлекает внимания, а наоборот, активизирует, поддерживает его. Самостоятельное, осознанное управление своей умственной деятельностью ("произвольное внимание") для многих детей этого возраста еще затруднено, и простые указания учителя: "Слушайте внимательно!" - оказывают на них слабое воздействие. Когда же слушание имеет конкретную цель - заметить нечто и отметить замеченное движением, тогда содержание текста из чисто внешней информации превращается в руководство для собственных действий, можно сказать, организует внутренний план действия. Если же и это для некоторых детей затруднительно, они могут просто подражать движениям других, но материал все равно будет закрепляться (в этом случае - способом непроизвольного запоминания).
2."Соединяемся и меняемся"
Цель: Развитие операций мышления (анализ, синтез, сравнение), закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: К доске выходят 10 детей, каждый из них получает небольшой плакатик, содержащий слово или знак, например такие:
КТО ПРИШЕЛ ЗДРАВСТВУЙ ДЕДУШКА КАТЯ ЛЮБИТ ЦВЕТЫ ! ? ! .
Взявшись за руки, они составляют три группы - предложения со знаками. Дети, оставшиеся на местах, читают эти предложения. Затем учитель спрашивает, что получится, если поменять местами какие-нибудь "слова" и "знаки", и предлагает кому-нибудь из класса это сделать. При этом каждый раз обсуждается изменение смысла предложения и возможность перестановок (если переставить слова нельзя, то почему).
Вариант текста Дедушка пришел? Дедушка пришел! Кто любит цветы? Дедушка любит цветы? Кто дедушка? Кто Катя?:
Уже сама возможность подвигаться на уроке для ребенка благотворна. Движение с помощью собственного тела помогает почувствовать значение слова и знака в предложении. Ребенок, несущий слово или знак, осознает, что его перемещение изменяет смысл всего предложения. Соединение рук помогает детям ощутить единство слов и знаков в предложении, что способствует предупреждению очень распространенных ошибок, когда дети забывают ставить знаки препинания или ставят их где попало, так как не понимают их значения.
3."Кто больше придумает"
Цель: Развитие воображения, устной и письменной речи, закрепление учебного материала посредством использования игровой мотивации.
Описание: Каждый ребенок получает сюжетную картинку (можно использовать наборы открыток по сказкам). Задание: написать предложения про эту картинку. Выигрывает тот, кто напишет больше всех предложений. Выигравшего определяет учитель, который наблюдает за выполнением задания и предлагает прочитать самую удачную работу. Варианты заданий: А. Дать в виде домашнего сочинения. Б. Предложить сделать рисунок и придумать предложения или рассказ про собственный рисунок. o Самостоятельное придумывание предложений - довольно сложная умственная деятельность. Опора на картинки помогает "сдвинуться с мертвой точки", в первую очередь, тем детям, чье воображение бедно от недостатка опыта или заблокировано страхом неудачи. Кроме того, мотив соревнования способствует включению в работу тех детей, у которых собственно учебные, познавательные мотивы еще не сформировались или слабы.
4."Угадай!"
Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Описание: К доске вызывается группа из трех-четырех детей. Одного из них просят на некоторое время выйти за дверь, остальные получают карточки со словами предложения, которые они должны произнести по сигналу учителя одновременно - каждый свое слово. Задача "отгадчика" - понять и произнести предложение целиком. Проводится игра несколько раз - так, чтобы приняли участие все дети. Если "отгадчик" не понимает сразу, можно повторять. Выигрывает тот, кто расслышал предложение с наименьшим количеством повторений.
Игровая ситуация угадывания побуждает детей к максимальному слуховому сосредоточению. Кроме того, отгадчику нужно не только воспринять всю информацию целиком - услышать предложение, но и сообразить, из чего она складывается, разбить ее на составляющие элементы - слова, то есть проделать мысленно операцию анализа. У детей, составляющих "хор", необходимость одновременно произнести каждому свое слово требует умения согласовывать свои действия, почувствовать готовность партнеров к общему действию, а это способствует развитию такого важного качества личности, как эмпатия. Слияние слов в момент их произнесения хором закрепляет в сознании детей идею объединения слов в предложение, выделение из целостного речевого потока предложения как самостоятельной смысловой единицы.
5."На что похоже?"
Цель: Развитие зрительного сосредоточения, воображения, письменной речи.
Описание: Детям предлагают рассмотреть изображение с бесформенными цветными или чернильными пятнами (можно получить его, капнув на лист бумаги краской одного или нескольких цветов, а затем сложить этот лист пополам и половинки прижать друг к другу). Задание: увидеть в этом изображении сюжет и написать предложение или короткий рассказ. o Необходимость словами выразить свои впечатления, чувства описать образы, возникающие в воображении, - все это активизирует словарный запас. Здесь также происходит тренировка умения осознанно согласовывать слова в предложении в процессе письменной речи.
6."Мячик-согласователъ"
Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, речи.
Описание: Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова, например: "Собака, гулять". Ученик, поймав мяч, правильно произносит предложение, составленное из этих слов и бросает мяч обратно учителю. Броски повторяются от 10 до 20 раз - в зависимости от ситуации и состояния детей.
Движение мячика активизирует непроизвольное внимание, а то что он может быть брошен любому из детей, мобилизует также и произвольное внимание. Кроме того, внимание играющих детей направляется каждый раз на того, кто поймал мяч, и их ожидание ответа и следующего броска усиливает у поймавшего потребность ответить как можно скорее.
7."У кого смешнее?"
Цель: Развитие воображения, устной и письменной речи, чувства юмора, мышления.
Описание: Дается задание: придумать смешные предложения (усложненный вариант - придумать смешной рассказ). Можно использовать в качестве домашнего задания. Письменные работы анализируются учителем с целью отбора самых смешных и не смешных - не для оценки, а для последующего обсуждения вместе с детьми: «Почему одно смешно, а другое нет?» Условие "чтобы было смешно" создает положительное эмоциональное состояние, позволяет снизить страх ошибки у тревожных и неуспешных детей, так как "ошибочные", нелепые предложения могут быть смешными, а именно это и требуется по условию. Когда нет боязни ошибиться, расцветает фантазия, и могут проявиться все речевые и мыслительные способности, которые блокировались до сих пор страхом порицания.
8."Общее сочинение"
Цель: Развитие воображения, устной речи, памяти.
Описание: Учитель произносит два слова, например: "Слон, дерево". Ученик, которого он называет, дополнив, связывает эти слова в одно предложение, например: "У слона ноги толщиной с дерево" - и называет свое слово, с которым должно связаться второе из предложенной учителем пары; эту связь-предложение придумывает следующий в ряду и предлагает дальше свое слово и так до конца ряда. Затем члены ряда вспоминают все использованные слова. То же делает другой ряд. Выигрывает ряд, запомнивший больше слов.
З десь в процессе придумывания ответа непроизвольно закрепляется понимание разницы между простым набором слов и предложением. Очередность ответов "по пространственному положению" снимает с учителя функцию "вызывающего к доске" и делает ситуацию игровой. Соревновательная игра командой (один ряд против другого) усиливает мотивацию для произвольного запоминания, а необходимость дать слово для продолжения активизирует словарный запас.
9."Два слова"
Цель: Развитие письменной речи, воображения.
Описание: Два ученика выходят к доске, становятся так, чтобы не видеть друг друга, и по сигналу учителя одновременно записывают каждый свое слово. Соединение этих слов - тема для сочинения.
Ситуация случайности соединения двух слов в теме сочинения очень наглядно показывает детям, что писать действительно можно любые предложения, какие придут им в голову в связи с этой темой. Ведь учитель тоже не знал, какая получится тема, и не может быть указаний и ожиданий того, "что надо" на эту тему писать. Без опасения сделать "не так" раскрепощается воображение и легче появляются различные речевые ассоциации.
Гласные и согласные буквы и звуки
10."Разноцветные буквы"
Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, устной речи, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
Описание: Детям предлагается для рассмотрения таблица 7 7 клеток, где в клетках разными цветами изображены гласные и согласные буквы (использовано от 3 до 5 цветов). В идеальном варианте эта таблица размножается по числу детей, и каждый работает с ней индивидуально.
Вариант заданий А. Найти все желтые гласные. Сколько их. Б. Сколько синих согласных? В Сколько красных гласных? и т. д. Ответ дети показывают молча, подняв руки - числом пальцев Тот, кто правильно показал первым, получает жетон и показывает найденные буквы указкой в большой таблице а остальные хором проговаривают звуки вместе с ним. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.:
Включение в таблицу цвета как второго признака для букв которые надо найти, с одной стороны, вносит разнообразие в довольно сложное и монотонное занятие, а с другой - помогает улучшить распределение и объем внимания при зрительном восприятии. Элемент соревновательное усиливает мотивацию к выполнению задания Г последующее проговаривание задания хором помогает закрепить информацию тем, кто не справился.
11."Хитрый фотоаппарат"
Цель: Развитие наблюдательности, образной памяти, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: Учитель говорит: "Сейчас вы превратитесь в фотоаппараты и будете фотографировать наш класс. Но вы не простые фотоаппараты, а особенные, поэтому фотографировать будете не все, а только то, на что я вас настрою". Пока я считаю до 20, вы найдете в классе и "сфотографируете" своими глазами те предметы, названия которых начинаются с согласной буквы. На счет "20" все крепко закрывают глаза и рассматривают свои мысленные фотографии. А тот, кого я назову, расскажет, что у него на фотографии получилось". После этого другие дети дополняют ответ, затем все открывают глаза и вместе проверяют, не пропустили ли они что-нибудь. Затем то же повторяется для гласных.
И гровая ситуация с "превращением" облегчает принятие детьми учебного задания, которое требует развития определенного уровня саморегуляции и внутреннего плана действий: держа "в уме" инструкцию, избирательно запоминать предметы. Осознание различий между гласными и согласными, не являясь здесь непосредственной целью для ребенка, происходит в процессе его игровой деятельности, включаясь в ее содержание.
12."Кто быстрее"
Цель: Развитие мышления, активизация словарного запаса, тренинг группового взаимодействия.
Описание: Дети образуют две команды по пять человек, каждый получает по букве: девочки - гласные, мальчики - согласные.
Задание: каждой команде как можно быстрее составить из своих букв слово и выстроиться соответственно в ряд. Выигрывает та команда, которая построилась быстрее. При желании детей, игра повторяется с теми, кто не играл, а потом с двумя выигравшими командами.
Сопряжение с полом непроизвольно закрепляет ассоциативную "привязку" в сознании детей разделения букв на две категории: гласные и согласные. Задача - как можно быстрее в разрозненных элементах-буквах узнать целое (слово) - требует от детей достаточного развития одной из основных операций мышления - синтеза; а ситуация соревнования усиливает мотивацию к выполнению этой задачи. При этом происходит также тренировка умения быстро перебирать варианты решения, когда дети вспоминают и пробуют составить разные слова.
13."Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, быстроты мышления, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: I вариант. (Два мяча.) Учитель молча бросает кому-нибудь мяч. Поймавший называет гласную, если мяч красного цвета; согласную, если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно учителю. II вариант. (Два мяча.) Учитель, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ученик называет количество в этом слове: гласных, если мяч красного цвета; согласных, если мяч синего цвета. III вариант. (Три мяча.) Учитель молча бросает кому нибудь мяч. Поймавший придумывает слово: с одной гласной, если мяч красного цвета; с двумя гласными, если мяч зеленого цвета; с двумя согласными, если мяч синего цвета.
В этой игре происходит отработка до автоматизма навыка узнавать и воспроизводить определенную категорию звуков. Движение мячика удерживает внимание; необходимость "держать в уме" правило действия - связь цвета ответа - тренирует также умение следовать внутреннему плану действий, а соревновательный характер игры, общий ее темп стимулируют быстроту мышления.
14."Найди слово"
Цель: Развитие быстроты мышления, активизация словарного запаса, развитие умения работать в группе, разрешение проблемной ситуации.
Описание: Играют две команды по восемь человек. Выигравшая команда определяется меньшим количеством затраченного времени (время измеряется секундомером). На доске прикреплены четыре плаката в ряд так, чтобы возле каждого смогли встать по два человека. Каждый плакат содержит одно слово с пропущенной буквой (до конца инструктажа плакаты закрыты).
Задание для первой команды: КО-А У -ОЧКА - СЫ Д-М Каждый член команды получает одну из следующих букв: 3, С, Д, Т, У, Ы, О, О (букв О - две).
Задание для второй команды: -УБЫ СЫ- СТ-Л -АРТА Каждый член команды получает одну из следующих букв: 3, Г, Р, Н, О, У, П, К.
Инструкция учителя: "Здесь каждому слову подходят по две буквы. Вы должны как можно скорее найти "свое" слово и встать возле него. Начнете по моей команде: раз, два, три!" Учитель открывает плакаты и включает секундомер.
Решение этой задачи требует определенного словарного запаса и воображения - умения быстро воссоздавать целое при недостающих деталях. Возможность двух вариантов ответа создает проблемную ситуацию, разрешаемую всеми членами команды. Работающий секундомер и элемент соревнования усиливают мотивацию. Для закрепления понятий "гласные" и "согласные" можно также использовать и прием распределения букв: гласные - девочки, согласные - мальчики или наоборот.
15."Звуки-близнецы"
Цель: Развитие зрительного сосредоточения, осознание роли артикуляции в речи, подготовка к темам "Звонкие и глухие согласные" и "Парные гласные".
Описание: Учитель или любой вызванный к доске ученик беззвучно имитирует произношение задуманной им буквы, остальные отгадывают, предварительно повторив его движения
В процессе воспроизведения речевых движений губ и языка дети глубже чувствуют связь между этими движениями и звуком. Они могут самостоятельно прийти к выводу, что звонкие и глухие согласные по движениям губ абсолютно одинаковы, а различными их делает участие или неучастие голоса, положение языка.
СЛОГ
16."Найди себе пару"
Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: Дети получают карточки со слогами: НА - СОС - КА - МЫШ - ЖИ - ЛЫ - НА - ВЕС
Задание: найти пару и встать рядом так, чтобы получилось слово. (Вначале не надо говорить, что слоги взаимозаменяемы - дети должны открыть это сами.)
При соединении элементов в целое дети тренируются в мыслительной операции синтеза. Поскольку элемент-слог - само тело ребенка, и слова составляются как бы "комбинированием" этих тел, идея о том, что слова состоят из слогов, четко запечатлевается в сознании учеников, подкрепляясь ощущением рукопожатия "слога-соседа". Подбор слогов производится таким образом, что они могут группироваться по-разному, образуя разные слова в зависимости от порядка (НАСОС - СОСНА - СОСКА КАМЫШ - МЫШКА, ЖИЛЫ - ЛЫЖИ, НАВЕС - ВЕСНА). Это помогает детям глубже осознать роль слогов как "строительных кирпичиков" для слова.
17."Кто больше увидит и запомнит"
Цель: Развитие внимания, памяти, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: Участвуют две команды (например, мальчики и девочки).
Задание для первой команды: пока учитель считает до 20, нужно найти и запомнить все предметы в классе, в названии которых два слога.
Задание для второй команды: для второй команды - аналогичное, но искать и запоминать следует предметы, в названии которых три слога.
При произнесении учителем последнего числа "двадцать!" все члены команды закрывают глаза. Один из них (названный учителем) перечисляет все, что запомнил; затем остальные члены команды дополняют. После того как все вспомнили, что могли, дети открывают глаза и вместе с соперниками считают, сколько пропущено. Выигрывает та команда, которая пропустила меньше предметов.
Поиск заданных предметов в процессе счета до 20 включает одновременно несколько умственных действий, что требует хорошего распределения внимания: 1) удерживание в памяти инструкции, 2) направленный поиск в зрительном восприятии, 3) отбор и запоминание нужных предметов, 4) слушание голоса учителя - чтобы на счет "двадцать" закрыть глаза. Мотивацию к этой сложной деятельности подкрепляет игра-соревнование. Идея о слогах как элементах слова присутствует и в инструкции, и в самой деятельности: чтобы отобрать слово для запоминания, сначала нужно его проанализировать, то есть разбить на слоги и сосчитать, сколько их.
18. "Кто больше увидит и запомнит" (вариант игры)
Цель: Развитие мышления, переживание интеллектуальных эмоций, закрепление учебного материала через связь с эмоциями.
Описание: Проводится на следующий день после предыдущей игры - если правило еще не давалось ("В слове столько слогов, сколько гласных").
Учитель говорит ученикам: "А теперь поиграем, как вчера, только немного изменим условия: пока я считаю до двадцати, вы найдете и запомните те предметы в классе, в названии которых есть две гласные буквы". На следующий день, после того как дети отыскивали предметы с двумя слогами, у многих из них в памяти еще сохраняются запомненные накануне слова. И теперь, в поисках предметов с двумя гласными в названии, они обнаруживают, что это те же слова, которые вчера определялись как состоящие из двух слогов, только теперь они определяются как слова, включающие 2 гласные.
Предполагается, что большинство детей при этом самостоятельно могут вывести правило о взаимосвязи количества слогов и гласных в слове, переживая при этом "инсайт" - ощущение собственного открытия. Но и те, кто не догадался сам, нужное правило в этих условиях запоминают быстро и прочно.
19."Сколько в слове слогов?"
Цель: Развитие внимания, быстроты мышления, невербальное закрепление учебного материала.
Описание: Учитель, бросает мяч, называя слово. Поймавший, бросая мяч обратно, называет количество слогов в этом слове.
В этой игре происходит тренировка умения разбивать слово на слоги до уровня автоматизма, т.е. формирование интеллектуального навыка. Движение мячика туда-сюда, необходимость следить за ним побуждают детей мобилизовать внимание и прислушиваться к ответам товарищей, попутно тренируясь.
20."Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель бросает в случайном порядке мячи разного цвета, произнося при этом односложное слово. Ученик поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно изменяет слово так, чтобы оно стало: если мяч красный - двусложным (дом - дома), если мяч синий - трехсложным (дом - домики). Варианты слов: САД, КУСТ, НОС, БЛИН, ЛИСТ, ГРИБ СТОЛ, НОЖ.
Это упражнение требует от детей хорошего распределения внимания, так как они одновременно выполняют два умственных действия: удерживают в памяти сложную инструкцию, связывающую цвет мячика с заданием, и быстро изменяют слово образец в соответствии с этой инструкцией. Возможность преобразовать слова разными способами (САДЫ - САДИК- САДИКИ - САДОЧЕК и т. п.) позволяет расширить речевые возможности ребенка. Здесь полезным может быть подключение учителя к игре как равноправного члена, а не только как "задающего слово", тогда придумывать односложные слова должны будут и ученики, когда бросают ему мяч.
21."Змейка (Закончи слово)"
Цель: Развитие внимания, устной речи, памяти, умения работать в группе.
Описание: К доске выходят 6-10 человек (в зависимости от свободного пространства), встают в две равные шеренги друг против друга.
Задание для участников: крайний в шеренге ученик называет слог; стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога), и в свою очередь называет свой слог - задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.
Задание для зрителей: запомнить все придуманные слова.
В процессе манипулирования слогами у детей закрепляется осознание факта, что слово состоит из слогов. Расположение детей в пространстве - "словесная эстафета" - и отдельное задание для зрителей призваны оживить и разнообразить деятельность, иногда воспринимаемую детьми как слишком трудную и поэтому скучную.
ПЕРЕНОС
22."Вместе волка не боимся!"
Цель: Закрепление правила через бессознательное подражание; развитие умения работать в группе.
Описание: К доске выходят 8 детей - это "зайчики-буквы". Каждому ребенку вручается карточка с буквой так, чтобы в результате составились два слова и в каждом был бы слог из одной гласной. Например: УЛИЦА МОЯ "Буквы", взявшись за руки, объединяются в слоги; слоги-буквы, в данном случае "У" и "Я", скачут зайчиками неподалеку. Ученик, роль которого - "волк-перенос", на это время прячется. Когда учитель видит, что все "зайцы-буквы" нашли свои места, он подает сигнал: "Перенос". По этому сигналу каждая отдельная "буква-слог" должна присоединиться к другому слогу, как при переносе на письме со строки на строку. Того, кто не успеет, "волк-перенос" хватает, и они меняются ролями.
Игровые роли, сюжет с прятаньем и появлением "волка" должны обеспечить достаточное эмоциональное подкрепление мотивации. Разыгрывание и переживание в игре страха "одинокой буквы", ее стремление скорее присоединиться к другим при появлении "переноса" способствуют глубокому запечатлению правила о невозможности отрыва одной буквы при переносе, даже если она является отдельным слогом.
23."Что нельзя переносить?"
Цель: Развитие внимания, памяти, операций мышления, закрепление учебного материала.
Описание: Задание: пока учитель считает до 30, ученики находят и запоминают те предметы в классе, названия которых нельзя переносить. На слове "тридцать" все закрывают глаза, и названный учителем вспоминает все, что нашел, остальные дополняют. В заключение все вместе еще раз проверяют.
Самостоятельный поиск односложных названий предполагает "отбрасывание" неподходящих и, следовательно, включает операции анализа и сравнения. Отбор и накапливание в памяти похожих по строению слов помогают детям глубже осознать нужное правило. Учителю следует заранее позаботиться о наличии в классе предметов, названия которых односложны (шарф, гвоздь, шкаф, зонт и т.п.); их должно быть 10-15, чтобы задание не оказалось слишком легким и поэтому скучным.
24."Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель в случайном порядке бросает в класс мячи разного цвета, предварительно условившись с детьми, что если мяч красного цвета, то поймавший его ученик, прежде чем бросить обратно, называет слово, которое можно переносить; если мячик синий, называется слово, которое переносить нельзя.
Случайный порядок бросания мячей разного цвета побуждает детей предусмотреть разные варианты: или держать в памяти наготове сразу два слова - односложное и многосложное, или быстро подбирать подходящее уже с мячиком в руках. В любом случае происходит тренировка умения выделять в речи слова того или иного строения и навык быстро определять возможность или невозможность переноса.
25."Мячик-разделитель"
Цель: Закрепление учебного материала с использованием невербальных средств.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет слово, содержащее какие-нибудь сложности для переноса. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит это слово разделенным для переноса.
Мячик - средство для превращения обычного письменного задания в игру, позволяющую ребенку подвигаться. Трудность предлагаемых слов может сильно снизить темп ответов, поэтому данную игру рекомендуется использовать в случаях, когда ответы уже есть (например, при проверке домашнего задания).
Бондаренко А.А. «В летней школе ударения»
Следующие дидактические игры – это веселые рассказы и картинки из книги Бондаренко А.А. «В летней школе ударения». Их можно использовать в качестве фрагмента урока, домашнего задания и просто увлекательного чтения. Причем, этот познавательный процесс будет интересен и тем, кто уже закончил первый класс, а также учителям и родителям. Сами картинки будут представлять собой наглядность, способствующую конкретизации изучаемого материала.
УРОК СО СВЕЧОЙ И АПЕЛЬСИНОМ
На следующий день ученики вновь собрались на весёлой лужайке. Тётя Клава со своей толстой сумкой устроилась в тени под берёзой.
Пётр Петрович стоял у доски. В руках у него была длинная коробка с надписью: «Свечи парафиновые хозяйственные». На пеньке лежал белый лист плотной бумаги и пять маленьких круглых зеркалец. (А может быть, зеркатьцев? Или зеркальцей? Какое трудное слово! Надо срочно посмотреть в словарь, как же правильно? Словарь — это книжка, похожая на справочное бюро. Откроешь словарь и найдёшь ответ на любой вопрос о слове: как слово пишется, как изменяется, что обозначает. Вот, в словаре напечатано: ЗЕРКАЛЕЦ. Значит, так надо писать и говорить.)
А директор объявил: «Второй урок!» И записал на доске цифру 2. Чтобы всем было ясно.
— Сегодня на уроке мы узнаем, как делятся слоги. Задание первое: подышать. Вдох — выдох, вдох — выдох!
Ну и задание! Легче не бывает. Вот бы такие задания выполнять на уроках в настоящей школе! Пётр Петрович продолжал:
— Поднесите ко рту свою ладонь. Вдохните. Выдохните. Чувствует ли ваша ладошка, как тёплый воздух согревает её на выдохе?
— Теперь пусть каждый возьмёт зеркальце. Поднесите его ко рту на выдохе. Что вы видите?
— Я себя вижу! — сделал радостное открытие Гриша.
— Что вы видите НА ЗЕРКАЛЬЦЕ, а не В ЗЕРКАЛЬЦЕ? — уточнил вопрос директор.
— У меня зеркальце запотело,— удивилась Оля.
— И у меня! У меня тоже! — поддержали остальные.
— Это след от воздуха, который вы выдохнули. Тут Пётр Петрович сделал многозначительную паузу и зашептал, как заговорщик:
— Внимание! Открываю секрет: слоги делаются на выдохе. Когда мы произносим слоги, воздух из нас выходит толчками. Каждый слог и есть толчок воздуха. Слог - толчок. Вдохните глубоко. Выдыхая, произнесите по слогам своё имя. Не забудьте поднести ко рту ладошку.
Гриша поднёс ладонь ко рту, глубоко вдохнул и медленно выдохнул: ГРИ — ША. Его ладошка почувствовала целых два толчка воздуха. Значит, два слога. У Игоря, Кати и Оли тоже получилось по два толчка. Любопытно, сколько раз воздух ударился о Наташину ладонь?...
ДРУЖАТ ЛИ ГЛАСНЫЕ С СОГЛАСНЫМИ?
Весь третий урок дети ломали голову над вопросом «Из каких звуков состоит слог?». Вы скажете: «Над чем тут голову ломать? Кто не знает гласных и согласных?» Конечно, эти звуки речи хорошо известны бывшим второклассникам. Но и они за летние каникулы успели забыть, чем же отличаются гласные от согласных и как эти звуки «работают» в слоге. Пришлось вспомнить заново. А Грише вспоминать было нечего, он ничего не знал о гласных и согласных.
— Почему гласные называются: ГЛАСНЫЕ? — задал свой первый вопрос Пётр Петрович.
— Потому что голос,— тихо сказала Катя.
— Да, слова ГЛАС и ГОЛОС очень похожи. Как близнецы. Голос в старину так и называли: глас. Но нам с Гришей непонятно, что значит «потому что голос». Объясни, пожалуйста!
— Гласные звуки образуются голосом, у них есть голос. Нас так Ирина Васильевна учила,— смущённо оправдалась девочка.
— А согласные произносятся с шумом,— совсем шёпотом добавила она.
— Молодец Ирина Васильевна! — похвалил директор учительницу из осенне-зимне-весенней школы.— А рассказала она вам, где живёт наш голос?
— Нет. Не помним,— переглянувшись, сообщили старшие ученики.
— Сейчас узнаем,— пообещал «Хоттабыч».
«Интересно, с помощью какого наглядного пособия будем узнавать? — подумали бывшие второклассники,— Хорошо бы опять с апельсином. Или шоколадкой». Но Пётр Петрович сказал, что помощником станет... обыкновенная ладонь.
Гриша выставил вперёд правую ладошку и ждал команды. Наверное, придётся выдыхать на неё воздух, как на прошлом уроке. Но директор попросил поднести ладонь к горлу и легонько обхватить его пальцами. Все замерли с ладошками на горле.
— Произнесите гласный звук [а]! — скомандовал наконец Пётр Петрович.
Дети глубоко вдохнули и выдохнули: [а-а-а]. И тут Гриша почувствовал, что внутри горлышка под ладонью что-то дрожит.
— А теперь [о]!
И опять внутри что-то задребезжало. Какой бы гласный звук ни произносил Гриша, его ладошка ощущала необычный «моторчик». Почти как у Карлсона. Стоило замолчать - и «моторчик» переставал работать, сразу отключался.
— Вот здесь, в горлышке, и живёт голос,— объяснил Пётр Петрович.— Внутри горла находятся две упругие мышцы. Они натянуты, как струны на гитаре. Это голосовые связки. Когда мы произносим гласные звуки, голосовые связки колеблются, дрожат. Так возникает голос. Голос есть не только у гласных, но и у согласных звуков. У звонких. Попробуйте справиться с трудным заданием! Определите, у кого из вас в имени все согласные звуки - звонкие.
Быстрее всех с заданием справилась Оля. Вечно ей везёт: в её имени всего один согласный звук, и тот, конечно, звонкий.
Попробуйте и вы, дорогие читатели, произнести согласный звук [л,], приложив к своему горлышку ладонь. Чувствуете, как работает «моторчик»? Вернее, работают голосовые связки, а значит, рождается голос.
— В чьём ещё имени все согласные звуки звонкие? - продолжал допытываться Пётр Петрович.
Катя огорчённо вздохнула. Как она ни старалась громче произнести свои согласные [к] и [т,], её ладошка не слышала никакого колебания. Ничего не поделаешь, все согласные звуки в Катином имени глухие.
У Наташи тоже неудача: из трёх согласных лишь один — звонкий. Это [н]. А звуки [т] и [ш] очень даже глухие согласные.
У Гриши было так много согласных, что он совсем запутался. Придётся ему помочь. Кто из читателей сумеет по своему горлышку узнать, какие согласные звуки в Гришином имени звонкие, а какие — глухие? Вот как имя Гриша пишется в транскрипции: [гр,иша]. Звуки [и] и [а] — это гласные. А [г], [р,] и [ш] — согласные.
Из всех учеников летней школы трудное задание не выполнял один Игорь. Потому что он был очень занят. Муравьем. Тот тащил сухую травинку, Игорь внимательно наблюдал за ним. От наблюдательного упражнения Игоря оторвали три подружки.
— Игорь! Игорь! — кричали они, показывая пальцем на своего одноклассника.
Конечно, кричать на уроке, пусть даже и в летней, ненастоящей, школе не очень-то прилично. Тем более что это кричанье отвлекает главную дежурную от чтения сказки о Винни-Пухе и всех-всех-всех. А уж показывать на Игоря пальцем и вовсе некрасиво. Тем более что он тихо лежит на траве и никому не мешает. Разве что муравью, несущему соломинку.
— У Игоря все согласные в имени звонкие! — наконец объяснили свой невоспитанный крик девочки.
Игорь недоверчиво посмотрел на подруг. Надо самому «пощупать» свои звуки. Он произнёс первый согласный в имени: [г] — горло задрожало. Затем [р] — оно опять отозвалось в его ладони. Здорово! Все согласные — звонкие! Глухих нет! Как у Оли! Мальчик с радостью сообщил эту новость «Хогтабычу», но тот даже не улыбнулся. Директор недоумевал, кто же учится в летней школе ударения: Игор или Игорь? Какой согласный звук на конце: твёрдый [р] или мягкий [р,]?
Игорь даже обиделся. Ведь ясно, что он Игорь, а не какой-нибудь там Игор с твёрдым [р]. Но сам виноват: вместо мягкого [р,] произносил твёрдый [р]. Придётся исправлять ошибку. Игорь вновь поднёс ладонь к горлу и раскатисто произнёс: [р,-р,-р,]! «Моторчик» заработал: это запели, заГОЛОСили ГОЛОСовые связки. Всё равно его согласные звонкие. Как у Оли.
После «горлоладошечного» упражнения ученики решили, что по голосу гласные от согласных отличаются не очень. Получается, без голоса произносятся одни лишь глухие согласные. А звонкие согласные поразительно похожи на гласные звуки. Просто родственники!
Тут вспомнили о шуме. Ирина Васильевна говорила, что согласные образуются шумом. А каким таким шумом — никто не помнил. На помощь пришёл Пётр Петрович. Вот что он рассказал.
«Когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит через рот свободно. Не встречает никаких помех. Как вода свободно льётся из водопроводного крана. А когда произносим согласные, то на пути воздуха во рту встают различные «баррикады». То язык. То губы. То зубы. Воздух хочет выйти изо рта и «борется» с помехой — так появляется шум. Шум есть у любого согласного звука: и у звонкого, и у глухого. Согласных без шума не бывает. Как не бывает грома без молнии. Только у звонких согласных шум дружит с голосом, а у глухих он ни с кем не водится, один во рту проказничает».
— Так вот, оказывается, из какого шума получаются согласные,— сообразил Гриша.— Вовсе не из того, с которым борется тётя Клава как главная дежурная. А из того, что живет в... роту! Нет, наверное, надо говорить: в роте? Опять некрасиво! Может, правильно: во рте?
Гриша окончательно растерялся: он не знал, как сказать правильно. А вы знаете? Если нет, то перечитайте рассказ директора об отличии гласных и согласных. Там это трудное слово употребляется грамотно. Видимо, Пётр Петрович проверял по словарю, как нужно изменять слово РОТ.
Последнее упражнение по различению гласных и согласных было... театральное.
— Представьте себе, что вы оказались в театре. Идёт спектакль о приключениях Чиполлино,— начал директор.
Грише захотелось на самом деле очутиться в театре. А не только вообразить, что он туда попал. Ведь «Приключения Чиполлино» — его любимая книга.
— Все роли в спектакле: и главные, и неглавные — играют артисты,— продолжал Пётр Петрович.— В нашем спектакле главная роль, разумеется, у артиста, который играет смелого и находчивого...
— Чиполлино! — подсказали ребята.
— Да, без него и спектакля бы не получилось,— согласился директор.
— Гласные и согласные звуки — тоже актёры. Но не в театре, не на сцене. А в слоге. Главную роль в слоге всегда играет гласный. Без него слогов не бывает. Как не бывает спектакля без героя. Гласный звук даже один, без согласного, может «играть» в слоге. Послушайте: О — ЛЯ. Какой слог будет первым в Олином имени?
— [О-О-О],— оживились ученики. Очень оживились. Очень.
— И у меня! И в моём имени есть слог из одного гласного звука! — не выдержал Игорь.— [И]! — торжественно объявил он. Пусть эта Олечка не очень-то воображает.
— Странно,— заметил директор.— Ваши имена удивительно похожи друг на друга. И слогов в них по два, и согласные — звонкие, и первый слог из одного главного артиста — гласного. Прямо-таки друзья, а не имена!
— Друзья,— пробурчала себе под нос тётя Клава.— Имена-то друзья, а сами они, как кот Матроскин с псом Шариком: никак между собой не поладят.
Вот какой начитанный почтальон попался летней школе! Оказывается, тётя Клава любит читать не какие-нибудь там взрослые книги, а только детские. Да ещё самые интересные!
Пётр Петрович не слышал ворчания главной дежурной и продолжал свой рассказ о роли звуков в слоговом театре.
— Гласные и согласные звуки в слоге — «неразлей-вода». Согласный один, без гласного, в слоге даже и не появляется. Только вместе с гласным. СОвместно, значит.
Поэтому он и называется СОгласным: рядом с гласным в слоге выступает. Совместно.
— Как в ромашке! — радостно воскликнула Оля, глядя на цветущие вокруг ромашки.— Жёлтое сердечко в центре — это гласный. А белые лепестки — согласные звуки. Получается «слог».
Все принялись разглядывать цветы на лужайке. Как наглядное пособие. Да, наглядные пособия в школе ударения совершенно непохожи на те, что приносила в класс Ирина Васильевна. Вот бы она удивилась, попав сюда на урок! Но тут проударил (не скажешь же: прозвенел) звонок. Урок кончился.
ЗАДАЧА НЕОБЫЧНАЯ – ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ
На следующий день цифру 5 на доске Пётр Петрович выводил особенно старательно. Кто из учеников не любит получать пятёрки?! И найдётся ли такой учитель, который не любит их ставить? Кажется, не найдётся. Только вот что интересно: почему и учителя, и ученики часто делают совсем не то, что им нравится? Одни ставят четвёрки, тройки, двойки и даже колы, а другие получают их в тетрадях, дневнике, а то и в самом классном журнале.
Хорошо, что в летней школе нет ни журнала, ни дневников, ни тетрадей. Выходит, некуда ставить плохие, не любимые всеми отметки. Впрочем, и любимые ставить тоже некуда.
Пока директор выводил на доске пятёрку, лужайка превратилась в читальный зал библиотеки. Читали все: и старшие, и младшие, и, как всегда, главная дежурная.
Гриша раскрыл «Приключения Чиполлино» и с удовольствием разглядывал картинки. Вот кум Тыква, вот граф Вишенка, а это мастер Виноградинка.
Игорь принёс с собой «Волшебника Изумрудного города» и стал перечитывать эту уже дважды прочитанную сказку.
Девочки читали вслух по очереди книгу Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».
Пётр Петрович не спешил начинать урок. Он тоже достал из-за пенька книжку и стал увлечённо читать, то улыбаясь, а то вдруг хмуря брови. Игорь посмотрел, что за книжку читает директор. Оказывается, это учебник русского языка для второго класса. По нему Игорь занимался весь прошлый учебный год. Странно, чему мог улыбаться «Хоттабыч»? Там ведь одни правила да упражнения!
Главная дежурная, вместо того чтобы наблюдать за порядком, увлеклась своим любимым Винни-Пухом. Как раз сейчас начались плавательные приключения Крошки Ру. Но тут вдруг тётя Клава вспомнила о своих главно-дежурных обязанностях и строго спросила директора, будет ли сегодня пятый урок.
Книжки отложили. Урок начался.
— Сегодня на уроке займёмся задачами! — объявил Пётр Петрович.
— Какими задачами? Разве в школе ударения решают задачи? — удивились ученики.
— Конечно, решают. И даже сами их придумывают. Только задачи не математические, а лингвистические. Или языковые, ведь слово ЛИНГВА по-латински означает ЯЗЫК. Их можно решать на уроках русского языка. Или просто дома, когда нечем заняться.
Сначала решали задачи, которые придумал Джинн Джиннович (так про себя ребята называли Петра Петровича).
Задача 1. В слоге всего один звук. Какой он: гласный или согласный?
Задача 2. В слоге два звука. Какие это звуки?
Задача 3. В слоге три звука. Сколько в нём гласных? Сколько согласных? Почему?
Задача 4. В слоге четыре звука. Сколько в нём гласных? Сколько согласных? Почему?
Задача 5. В слове всего два звука. Сколько в слове слогов?
Пять задач для пятерых учеников. Четыре задачи решили быстро, а над последней бились довольно долго. Главными спорщиками, как вы догадываетесь, опять были Игорь и Ольга.
— Два звука в слове — это один гласный и один согласный! — доказал Игорь.— Значит, в слове всего один слог. УМ! ДА! ОЙ! Я! НО! Сколько хочешь таких слов!
— Нет, два звука в слове — это два гласных! — никак не соглашалась бывшая соседка по парте.— Получается два слога. УА! Есть такое короткое слово. Так маленькие плачут. Когда маму зовут или есть хотят.
А как вы, дорогие читатели, думаете? Кто из ребят прав: Игорь или Оля?
Урок продолжался. Ученики стали сами придумывать задачи про этот хитрый слог. Лингвистические. Особенно интересные задачи получились у Кати и Наташи. Читатели, если захотят, могут их тоже решить. На уроке русского языка или дома. Вот они.
Катина задача.
Встретились два слова: КЛОУН и КЛЁН.
- Я начинаюсь на букву «кА», - говорит первое.
- И я тоже, - утверждает второе.
- Моя последняя буква – согласная «эн», - хвастается первое.
- И моя – «эн», - не уступает второе.
- У меня три согласных звука! – горделиво отмечает слово КЛОУН.
- У меня тоже три! радуется КЛЁН. – Мы с тобою очень похожи!
- А вот и не похожи! – обижается первое. – У меня два слога, а у тебя всего один.
Огорчилось слово КЛЁН: какая несправедливость! Все согласные буквы в слове одинаковые, а число слогов - разное. Почему?
Наташина задача.
Слова КОТ и МЯУ давно дружили между собой. У них, как у настоящих друзей, было много общего: в слове КОТ три звука, и в слове МЯУ – три. Но однажды приятели решили посчитать, сколько в них слогов. И оказалось, что количество слогов в каждом из них – разное. Почему?
В конце урока к директору подошла главная дежурная со своей любимой книгой в руке.
— Я тоже придумала задачу. Лингвистическую — про слоги. Самую-самую трудную. О друзьях Винни-Пуха.
Для ваших учеников. Пусть они попробуют .её решить, если смогут, конечно!
Да, тёте Клаве впору работать в летней школе не главной дежурной, а главным учителем! Или заместителем директора.
— Кто будет решать самую трудную задачу? — спросил Пётр Петрович.
— Я! Я буду! И я тоже! — раздалось со всех сторон.
— Как звали серого ослика, друга Винни? — спросила тётя Клава.
— Иа! — ответили ученики.
— Сколько же звуков в имени ослика?
— Два звука.
— А как звали крошку кенгурёнка, сына мамы Кенги?
— Ру!
— Сколько звуков в этом имени? Тоже два.
— В каждом имени по два звука,— загадочно произнесла главная дежурная.— Почему же в имени ослика слогов больше, чем в имени бесстрашного кенгурёнка?
Ученики, перебивая друг друга, стали отвечать на главнодежурное «почему?». Оказывается, всё опять зависит от гласных звуков. Когда их в слове два, то и слогов тоже два. А когда в слове лишь один гласный, то, ничего не поделаешь, и слог получается один. А Гриша подумал: «Вот бы печальный ослик обрадовался, когда узнал, что у него в имени два слога. Это на целый слог больше, чем у Крошки Ру».
«Задачный» урок завершили вот каким выводом; в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
На прощание директор Хоттабычев сказал:
— Вы подружились с верными помощниками ударения в слове: со слогами и звуками. Пора знакомиться и с самим ударением.
Звонок с урока, как всегда, простучал вовремя.
Слово.
1. Закончи высказывание
Детям предлагается закончить высказывание.
Книга лежит на ... .
Человек находится в ... .
Мы играли на ... .
Дети пошли утром ... .
2. Куда спрятался?
Учитель последовательно помещает маленький предмет: на стол, под стол, за дверь и т.д. и спрашивает, где этот предмет. Дети отвечают словосочетанием, четко выделяя слово -"помощник" (служебное слово).
3. Найди слово-"помощник"
Учитель читает высказывание с предлогом. При повторном чтении ученики подают знак в том месте, где есть предлог (хлопки или др.).
Лена едет в трамвае.
На ветке сидят снегири.
Над лесом летит самолет.
Ира спряталась в шкаф.
Андрей вышел из класса.
4. Вылечи высказывание
В а р и а н т 1
Учитель предлагает на слух высказывание без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.
... гнезде пищат птенцы.
Платок лежит ... кармане.
Вазу поставили ... стол.
Чайник кипит ... плите.
Рыба живет ... реке.
Задание сопровождается составлением моделей высказываний.
В а р и а н т 2
Исправьте ошибки устно.
В стене висит портрет.
Суп варят на кастрюле.
Молоко налили на чашку.
Сорока села в дерево.
Мальчик стоит в мосту.
Дети пошли на лес.
Из дерева опадают листья.
Ира пришла с магазина.
5. Вставь слово
Учитель называет словосочетания с предлогами. Дети должны вставить между ними слова, называющие признаки.
в ... лесу
под ... деревом
на ... улице
Можно попросить детей дополнить высказывания.
У ... дуба засохли ветки.
У Алеши поднялась ... температура.
Лодка отплыла от ... берега.
Звуковой анализ
6. Наоборот
Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.
Задание сопровождается составлением звуковых моделей слов.
7. Нужный работник
Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов.
книга гора сумка бокс гуси пес
веник пол свет клумба
Стихи всегда позволяли усвоить ту или иную тему с легкостью и с интересом. Особенно они занимают читателя необычностью построения и звучания.
Купили в магазине
Резиновую Зину.
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина.
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим6
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин.
(А.Барто)
— Какие звуки здесь повторяются чаще всего
Скажем погромче
Слово ГРОМ.
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
ШЕСТЬ МЫШАТ
И сразу мыши зашуршат.
(А.Барто)
Заметь!
Писатели используют повторение звуков или сочетаний звуков для создания художественных образов.
Буквы заблудились.
Тает снег, течет ручей,
на ветвях полно врачей.
Миша дров не напилил,
печку кепками топил.
На болоте нет дорог,
Я по кошкам – скок да скок.
Забодал меня котел,
На него я очень зол.
— Выпиши слова, в которых буквы заблудились. Рядом напиши нужно слово.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Занимательность может быть задана неожиданной постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой проведения урока.
Мы обычные слова, Всех нас знает каждый. Мы содержим буквы А Трижды или дважды. Иногда всего одну (Только не в начале). Но сегодня...-ну и ну! - Все они сбежали.
БРБН СТРТ СТКН РССД МРК ПРТ СХР КРНДШ
СЛОГ
Грамматические сказки.
Ля-гуш-ка и Слон
Жила-была Лягушка. Лягушка как лягушка. Маленькая такай Лягушка. Маленькая, а ведь из трех слогов! ЛЯ-ГУШ-КА.
И жил-был Слон! Большой-большой! И только из одного слога СЛОН. И это все!
И маленькая Лягушка дразнила большого Слона.
Но пришла из болота ЦАП-ЛЯ из двух слогов. И проглотила она ЛЯ-ГУШ-КУ из трех слогов. Всю!
Почему Жук прогнал Паука?
Полз Жук. Глядь — зверь не зверь...
— Ты кто?
— Паук.
— Паук? Кыш!
— Как так — кыш?!
— А вот так: кыш и все тут.
Жук — смел. А тот — трус, шмыг в щель!..
Ну, друг, в чем тут суть?
В чем соль, а?
(Ответ: все слова в рассказе — односложные, кроме слова паук, в котором два слога.)
Рифмованные упражнения.
Дружат гласные с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни, Маша!)
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай СОВА.
Чтоб быстрей и лучше было,
Все читаем по слогам.
МА-МА МЫ-ЛА МИ-ЛУ МЫ-ЛОМ.
МА-ША ВА-РИТ КА-ШУ НАМ.
Ты видишь слово на строке.
Разбитое на слоги,
Как будто поезд вдалеке
Мчит по стальной дороге.
Если знать мы будем слоги,
Не запутаемся в слове.
Мы его перенесем,
По строке опять пойдем.
Зная правила все переноса,
Не останемся мы с носом!
Беседа о слоге.
Слог — это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком. Это легко проверить, если произнести слово перед горящей свечой: кос-мо-навт — пламя трижды будет колебаться, а при произнесении последнего ударного слога может даже погаснуть. Но в обычной речи мы этих толчков не замечаем, так как один слог непрерывно при разговоре следует за другим. В русском языке (как и в других языках) слогообразующими являются гласные.
Сколько в слове гласных —
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Лингвистические задания.
1. В слове один звук. Какой он: гласный или согласный?
2. В слове два звука. Какие это звуки?
3. В слове три звука. Сколько гласных? Сколько согласных?
4. В слове четыре звука. Сколько в нем согласных? Почему?
5. В слове есть согласные и один гласный. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова-
6. В слове три согласных и три гласных. На сколько слогов можно разделить это слово? Приведите примеры таких слов.
7. В слове два звука. Сколько слогов?
8. В словах клин, клоун по три согласных звука. А по сколько слогов в каждом слове и почему?
9. Как звали печального ослика из сказки Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все»? Как звали крошку-кенгуренка, сына мамы Кенги? Запишите имена обоих героев (Иа, Ру). Сколько слогов в этих именах и почему?
10. В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясните почему.
11. Цветы
На столе учителя открытки с цветами. Нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух слогов, из трех и т.д.
(Цветы могут быть такими: мак, роза, гладиолус, сирень, гвоздика, лилия, магнолия, астра, ландыш, фиалка, незабудка и т.д.)
Дидактическая игра.
Слог за слогом
Цель игры: закрепление навыка деления слов на слоги.
У каждого из играющих — лист бумаги и карандаш. Один из участников игры называет слово, состоящее из двух или более слогов. Все записывают это слово. Затем каждый должен написать цепочку слов так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом следующего. Выигрывает тот, кто первым напишет 10 слов (15 и т.д. — по условию).
Пример слоговой цепочки: я-ма, ма-ши-на, на-ту-ра, ра-ке-та, та-рел-ка, ка-ша и т.д.
ПЕРЕНОС СЛОВ
Веселые стихи.
Как я перенес слова
(Рассказ первоклассника)
Мы изучаем перенос, кол —
вот как слова я перенес: И получил
Едва За это «кол».
Я перенес: Опять
Е— Я перенес:
два, — О —
Как получил пять.
За это «два». Теперь,
Укол Наверно,
Я перенес: Будет «пять».
У—
А вы как думаете, ребята?
Грамматическая сказка.
Мягкий знак и правила переноса
Мягкий знак дружит с разными буквами.
В словах коньки, деньки, пеньки — с Я, в словах капельки, петельки, угольки — с Л. А вот с К почему-то нет.
К встает только после мягкого знака. Он пробовал несколько раз вставать после нее, но К не разрешает. Ну, не разрешает, значит, так тому и быть. А потом в конце концов примирился с этим и даже подружился с К. «Мне даже очень хорошо стоять между двумя буквами Л и К. Будем дружить вечно и никогда не расстанемся, мне будет веселей!»
Но вот однажды стала девочка писать эти слова в тетради. Дошло дело до угольков. Слово не помещается. Что делать? Девочка разбила слово на слоги: у-голь-ки и решила перенести уголь-ки. Мягкий знак забеспокоился, заволновался, не хотел расставаться с буквой К. Стал просить: «Не разлучай с К, пожалуйста!»
— А как по-другому?
— У-гольки, — попросил мягкий знак.
Так нельзя. Не могу. У нас правила строгие, не разрешают,
— Тогда угол-ьки, — снова просит мягкий знак.
— Так нельзя. Не по правилам.
— Тогда угольк-и.
— Что ты? Что ты? Разве .так можно? Ты совсем, оказывается, не знаешь правил переноса.
Так и пришлось мягкому знаку расстаться со своей подружкой.
УДАРЕНИЕ
Грамматические сказки и рассказы.
Гласные поссорились
Однажды А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. И вдруг так рассорились, что даже птицы разлетелись, звери разбежались, деревья поникли — всем стало стыдно за них, противно слушать, как они ругались.
А с чего это они вдруг поссорились? Дело в том, что когда О или А стоят без ударения, то каждая хочет занять место другой. Вот и начинается...
К счастью, на помощь пришел волшебник Ударение. Стоит ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она сразу слышится ясно и не может быть даже ни малейшего сомнения в ее написании. Об этом узнали дети, которые проходили мимо и тоже собирали ягоды. Они очень хотели подружиться с волшебником, чтобы уметь всегда правильно писать гласные. Договорились они всегда звать его на помощь, когда в словах встречаются безударные гласные А и О ( да и другие тоже, например Е — И ).
Именно с тех пор и пишут дети грамотно, а гласные не ссорятся. А чего им ссориться, если существует волшебник Ударение! Надо только вовремя позвать его на помощь. И вы, ребята, тоже зовите его, когда будете сомневаться, какую букву писать. Он всегда поможет!
Волшебник Ударение
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
— Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал:
— Я тебя не боюсь, я такой сильный н тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение это же просто черточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замόк, а перед взором всех предстал Зάмок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки к сказали:
— Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.
Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Бéлки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Áтлас получился Атлάс, вместо Кάпель Капéль, вместо Дорόга — Дорогά, Городά — Гόрода. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо — не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.
Стрелки и гвоздики
В школе проходил КВН между четвертыми классами. Дошлаочередь до конкурса капитанов. Ведущий написал на доске слова стрелки и гвоздики и предложил нарисовать названные предметы. Когда капитаны показали свои рисунки, все засмеялись, потому что рисунки получились разные. Как вы думаете, почему?
Один мальчик нарисовал солдат с оружием в руках и маленькие гвозди. А у другого на рисунках были часы с тонкими стрелками и красивые цветы гвоздики. Ведущий спросил у капитанов, почему так получилось? Капитаны в общем-то не растерялись, объяснили все, как надо. Только они об этом должны были раньше догадаться — в этом и состоял конкурс.
Догадаться о чем? Да о том, что в каждом из написанных слов скрыто два таких, которые пишутся одинаково, а произносятся по—разному, так как ударение в этих словах падает на разные слоги: стрéлки — стрелкú, гвόздики — гвоздúки.
Ударение
(миниатюра)
Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.
— Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет бутылочку с лекарством. Читает: три раза в неделю по
одной столовой ложке. После приема пищи. Начинает пищать. Вбегает мама.
— Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
— А я лекарство принял. А здесь написано... (читает).
— Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.
— Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.
Занавес.
Рифмованные упражнения
А теперь про ударенье
Сочиним стихотворенье..
Ударный слог, ударный слог...
Он названивай так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Следи за повеленьем молотка.
Держи в руках сто, озорника!
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! — и ударил в безударный слог...
... И сразу же исчез огромный ЗАМОК,
И появился маленький ЗАМОК...
— Послушай, молоток, не путай слоги,
Опять озорничая, не солги...
Нет, снова — тук!...
Шли по морю ПИРÓГИ,
Вдруг вместо них поплыли ПИРОГИ!
Беседа об ударении.
Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нем, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения — оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл и грамматическую форму.
Ударение — это музыкальный тон, на который настраивается слово. Но усвоение ударения в русском языке сопряжено с рядом трудностей:
1. Оно свободное, не прикрепляется к какому-либо определенному слогу в слове (как в некоторых других языках мира).
2. Оно подвижное, меняет свое место в зависимости от формы.
3. Русское ударение характеризует также изменчивость с течением времени. Если мы откроем произведения Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других русских поэтов, то найдем там немало слов, произносимых с иным ударением, чем в современном русском языке.
Определение ударного слога, как на странно, вызывает трудности у младших школьников, хотя произносят они то или иное слово с правильной постановкой ударения.
Как найти ударение в слове? Да очень просто! Ударный слог произносится с большей силой и с длительностью в голосе. Нужно как бы пропеть или окликнуть предмет (даже если он и неодушевленный):
— Кни-и-и-жечка! Ру-у-у-чка! Де-е-е-вочка!
Надеемся, что этот простой прием поможет малышам без труда находить ударные и безударные слоги в словах.
Лингвистические задания.
1. Поставьте ударение в словах-парах, имеющих одинаковое написание.
Мне слово чудно
Изменить нетрудно:
Поставим ударение на о
— Исчезло чудно,
Родилось чудно.
... В ведерко руку окуни,
Не бойся: это окуни.
Пересохла глина,
Рассердилась Нина:
— Не мука, а мука,
Поварам наука.
Косит косец,
А зайчишка косит,
Трусит трусишка,
А ослик трусит.
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Сосет Аленушка ирис
А вышивает ирис.
На путях я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
Поставьте и запомните ударения.
Выполняя договоры,
Инженеры и шоферы,
Столяры и маляры —
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов кварталы...
Дидактические игры и упражнения.
1. На определенную тему, например, ШКОЛА участники игры записывают двухсложные слова с ударением на первом слоге (школа, парта, ручка), затем на втором слоге (учебник, пенал), потом — на третьем (ученик, перемена).
Игра на время: кто больше записал слов и правильно поставил ударение, тот и победитель.
2. Играющие списывают слова, ставя ударение. Побеждает тот, кто не сделает ошибок совсем или сделает их наименьшее количество.
Эта игра поможет запомнить правильное ударение в некоторых словах.