Просмотр содержимого документа
«Сборник дидактических игр по русскому языку для учащихся начальной школы»
Дидактические игры
по русскому языку
для учащихся начальной школы
«Помоги червячку»
Цель: закрепить умение проводить дифференциацию твердых и мягких согласных звуков.
Задачи:
развивать слуховое внимание, мышление, речь;
формировать умение работать над словом;
воспитывать умение играть по правилам.
Оборудование: цветные карандаши, раскраска.
Ход игры
Учащимся раздаются раскраски, на них изображены условные обозначения, которые необходимы для того, чтобы правильно разукрасить и в завершении получить красочный рисунок.
Условные обозначения:
[д] – cиний
[д'] – зеленый
[т] – голубой
[т'] – салатовый
Учащиеся находят слово, определяют, какой звук в этом слове, затем смотрят на условные обозначения, выбирают нужный цвет и разукрашивают.
«Куда причалят лодки»
Цель: развитие словаря учащихся; закрепление правописания слов с парной звонкой и глухой согласной.
Задачи:
развивать орфографическую зоркость в процессе работы с парными согласными;
закрепить алгоритм работы по проверке парных согласных на конце и в середине слова.
Оборудование: карточки со словами – ры…ка, ре…ка, ю…ка, кно…ка, ке…ка, ша…ка, тру…ка, зу…ки, ду…ки, ла…ки; картинки лодок с буквами б и п.
Ход игры
Учащимся предлагаются слова на карточках, в них пропущены буквы, их задача правильно классифицировать эти слова, указать какая же буква в них пропущена, выбрать ту или иную лодку, объяснить свой выбор.
«Выбери корзину»
Цель: закреплять знания о одушевлённых и неодушевлённых существительных.
Задачи:
закреплять умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с помощью постановки вопросов кто? что?
развивать познавательный интерес, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
воспитывать положительную мотивацию к учению; трудолюбие и целеустремлённость в работе.
Оборудование: карточки со словами – разговор, лопата, учитель, друг, лягушка, мак, невежда, прозвище, дети; иллюстрации корзин.
Ход игры
Учащимся предлагаются слова на карточках, необходимо правильно определить какие это существительные одушевленные или неодушевленные и распределить их по корзинам.
«Угадай, какая часть речи»
Цель: расширение кругозора; закрепление знаний по теме «части речи».
Задачи:
развитие связной речи, орфографической зоркости;
развитие наглядного представления и умения различать имена существительные, прилагательные, глаголы;
продолжить формировать умение высказывать собственное мнение; делать вывод.
Оборудование: три иллюстрации конвертов существительные, прилагательные, глаголы, карточки со словами – умная, хлеб, идут, зеленое, купить, белый, рисую, река, писать, честный заяц, книга.
Ход игры
Учащиеся выбирают слова и определяют какой частью речи они являются, задают вопросы (кто?, что?, какой?, какая? что делать?, что сделать? что делаю?).
Затем делают вывод и распределяют слова по конвертам.
«По капелькам»
Цель: развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.
Задача:
тренировать детей в составлении слов из слогов;
развитие слогового анализа и синтеза;
развитие лексико-грамматических навыков, техники чтения, связной речи,
Учащиеся выходят к доске, выбирают слоги и составляют с ними слова, учитель помогает, если возникают затруднения, все слоги должны быть задействованы, лишних нет, поэтому важно следить, чтобы учащиеся правильно составляли слова.
«Ромашка»
Цель: развитие навыка словообразования.
Задачи:
учить понимать и использовать в самостоятельной речи часто употребляемые приставки;
развитие словарного запаса;
формирование навыка образования.
Оборудование: карточки в виде ромашки – корень (уч), приставки (раз, под, на, из, про, до, об, вы).
Ход игры
Учащиеся выбирают карточку с приставкой и образовывают новое слово от корня «уч», учитель помогает, если возникают затруднения, нужно стремиться, к образованию как можно больше новых слов. Далее предлагается новый корень, и игра продолжается.
«Распредели»
Цель: закрепить знание о правописание глаголов на тся и ться.
Задачи:
отработать способ действия при выборе написания -ться и -тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
Учащиеся классифицируют глаголы в зависимости от того, нужно ли писать мягкий знак в слове или нет, объясняют свой выбор, учитель контролирует действия учащихся, в случае затруднения оказывает помощь.