Дидактический материал по русскому языку( 1 класс)
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Деление слов на слоги, определение места ударения в слове
« Последний слог в слове за тобой»
Описание игры: Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово. Например: ко…(-ни,-зы,-тик,-сы) Побеждает тот, кто последним назовёт слог.
« Цепочка слогов»
Описание игры: Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог, и придумывают слово, которое начинается с такого же слога. Например: аст-ра, ра-ма, ма-ши-на)
«Эхо»
Описание игры: Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.
« Закончи предложение»
Описание игры: Учитель читает предложение, не договаривая последний слог последнего слова. Например, Мама пощла в мага…(зин) Ученик произности предложение целиком и называет слог, который не договорил учитель.
Выделение и распознавание звуков
«Какой звук я задумал»
Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук.
Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.
«Хлопок»
Учитель называет слова, учащиеся должны хлопнуть в ладоши, когда услышат слово с заданным буквосочетанием.
«Паровозик»
Паровозик, проезжая, прицепляет вагончики, причем вагончик (т.е ученик) прицепляется, если он правильно произнес слово с заданным буквосочетанием.
«Цепочка»
Ученики произносят слова, где есть указанные буквосочетания, при этом они сцепляют руки, образуя цепочку.
«Назови слово»
Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук, участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.
«Правда-ложь»
Учитель называет звуки, показывая на буквы или буквосочетания, а ученики должны обнаружить ошибку, если она имеется, хлопая в ладошки.
«Учитель –ученик»
Учащиеся работают в парах. Один их них «учитель», другой «ученик». «Учитель» называет звук, а «ученик» находит его обозначение (букву, буквосочетание) и называет несколько слов с этим звуком.
«Имитация»
Учащиеся пытаются произнести за учителем скороговорку, фразу, стишок на определённый звук.
«Необычный телефон»
Рисуется телефон. На диске вместо цифр – буквы. Задача участников игры набрать за определенное время как можно больше слов с определенным буквосочетанием и произнести их.
«Услышь своё слово»
Ученикам раздаются карточки с буквосочетаниями. Учитель называет слова, имеющие эти буквосочетания. Ученики, имеющие эти карточки должны выстроиться в ряд.
«Составь предложение»
На карточках буквы, слоги, буквосочетания, знаки препинания, слова. Нужно сложить законченное предложение и произнести его вслух.
«Отгадай»
Двое учеников выходят к доске, на которой написаны буквы, буквосочетания. Один должен быстро показать указкой нужную букву, другой – нужное буквосочетание и придумать слово.
Игры с разрезной азбукой
«Кто быстрее»
Учащиеся раскладывают карточки в определённом порядке, заданном учителем:
-по алфавиту;
-по алфавиту, начиная с любой буквы;
-только гласные;
-только согласные;
-по алфавиту в обратном порядке.
Ученикам предлагаются карточки со словами, а затем карточки с буквами, из которых состоит написанное слово, ученики должны разложить карточки в алфавитном порядке.
При работе в парах один ученик составляет слова, другой их прочитывает.
«Ты – мне, я – тебе»
Карточки с буквами алфавита разложены на столе чистой стороной кверху. Вызываются два ученика, Первый подходит к доске, второй к разложенным на столе карточкам. Взяв одну из них, второй называет написанную на ней букву, показывая классу карточку. Первый учащийся пишет на доске букву, названную одноклассником (не видя её). Затем школьники меняются ролями.
«Зашифрованные слова»
Каждая цифра соответствует букве алфавита.
«Поставь слова по алфавиту»
Дан список слов. Ученики должны разложить их по алфавиту.
«Кто лучше знает алфавит»
Ученики образуют круг. Один ученик бросает мяч другому, называя первую букву алфавита. Ученик ловит мяч, бросает его другому ученику, называя следующую букву. Игра ведется в быстром темпе, Кто не назвал букву, выходит из круга.
«Стоп»
Ученик пишет букву алфавита. Учитель говорит «Стоп». Ученик называет слово на эту букву.
«Телеграмма»
Учитель по буквам передаёт телеграмму. Ученики должны принять её, составить правильно предложение. Правильно его прочитать.
«Соседи»
Дети встают в круг. Учитель поочередно кидает мяч и называет букву. Ученик, которому был брошен мяч, должен назвать соседей этой буквы.
«Дежурная буква»
Дети встают в круг. Учитель кидает мяч и называет букву. Ученик, у которого мяч, должен назвать слово, начинающее на эту букву.
Литература:
Мастерская учителя Н.Н. Максимук
Игры по обучению грамоте и чтению
Москва « Вако» 2004 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал. Фонетические игры. »
Пономарёва Т.Р.
МКОУ « Виноградненская СОШ им. Дедова Ф.И.»
Дидактический материал по русскому языку( 1 класс)
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Деление слов на слоги, определение места ударения в слове
« Последний слог в слове за тобой»
Описание игры: Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово. Например: ко…(-ни,-зы,-тик,-сы) Побеждает тот, кто последним назовёт слог.
« Цепочка слогов»
Описание игры: Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог, и придумывают слово, которое начинается с такого же слога. Например: аст-ра, ра-ма, ма-ши-на)
«Эхо»
Описание игры: Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.
« Закончи предложение»
Описание игры: Учитель читает предложение, не договаривая последний слог последнего слова. Например, Мама пощла в мага…(зин) Ученик произности предложение целиком и называет слог, который не договорил учитель.
Выделение и распознавание звуков
«Какой звук я задумал»
Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук.
Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.
«Хлопок»
Учитель называет слова, учащиеся должны хлопнуть в ладоши, когда услышат слово с заданным буквосочетанием.
«Паровозик»
Паровозик, проезжая, прицепляет вагончики, причем вагончик (т.е ученик) прицепляется, если он правильно произнес слово с заданным буквосочетанием.
«Цепочка»
Ученики произносят слова, где есть указанные буквосочетания, при этом они сцепляют руки, образуя цепочку.
«Назови слово»
Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук, участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.
«Правда-ложь»
Учитель называет звуки, показывая на буквы или буквосочетания, а ученики должны обнаружить ошибку, если она имеется, хлопая в ладошки.
«Учитель –ученик»
Учащиеся работают в парах. Один их них «учитель», другой «ученик». «Учитель» называет звук, а «ученик» находит его обозначение (букву, буквосочетание) и называет несколько слов с этим звуком.
«Имитация»
Учащиеся пытаются произнести за учителем скороговорку, фразу, стишок на определённый звук.
«Необычный телефон»
Рисуется телефон. На диске вместо цифр – буквы. Задача участников игры набрать за определенное время как можно больше слов с определенным буквосочетанием и произнести их.
«Услышь своё слово»
Ученикам раздаются карточки с буквосочетаниями. Учитель называет слова, имеющие эти буквосочетания. Ученики, имеющие эти карточки должны выстроиться в ряд.
«Составь предложение»
На карточках буквы, слоги, буквосочетания, знаки препинания, слова. Нужно сложить законченное предложение и произнести его вслух.
«Отгадай»
Двое учеников выходят к доске, на которой написаны буквы, буквосочетания. Один должен быстро показать указкой нужную букву, другой – нужное буквосочетание и придумать слово.
Игры с разрезной азбукой
«Кто быстрее»
Учащиеся раскладывают карточки в определённом порядке, заданном учителем:
-по алфавиту;
-по алфавиту, начиная с любой буквы;
-только гласные;
-только согласные;
-по алфавиту в обратном порядке.
Ученикам предлагаются карточки со словами, а затем карточки с буквами, из которых состоит написанное слово, ученики должны разложить карточки в алфавитном порядке.
При работе в парах один ученик составляет слова, другой их прочитывает.
«Ты – мне, я – тебе»
Карточки с буквами алфавита разложены на столе чистой стороной кверху. Вызываются два ученика, Первый подходит к доске, второй к разложенным на столе карточкам. Взяв одну из них, второй называет написанную на ней букву, показывая классу карточку. Первый учащийся пишет на доске букву, названную одноклассником (не видя её). Затем школьники меняются ролями.
«Зашифрованные слова»
Каждая цифра соответствует букве алфавита.
«Поставь слова по алфавиту»
Дан список слов. Ученики должны разложить их по алфавиту.
«Кто лучше знает алфавит»
Ученики образуют круг. Один ученик бросает мяч другому, называя первую букву алфавита. Ученик ловит мяч, бросает его другому ученику, называя следующую букву. Игра ведется в быстром темпе, Кто не назвал букву, выходит из круга.
«Стоп»
Ученик пишет букву алфавита. Учитель говорит «Стоп». Ученик называет слово на эту букву.
«Телеграмма»
Учитель по буквам передаёт телеграмму. Ученики должны принять её, составить правильно предложение. Правильно его прочитать.
«Соседи»
Дети встают в круг. Учитель поочередно кидает мяч и называет букву. Ученик, которому был брошен мяч, должен назвать соседей этой буквы.
«Дежурная буква»
Дети встают в круг. Учитель кидает мяч и называет букву. Ученик, у которого мяч, должен назвать слово, начинающее на эту букву.