Просмотр содержимого документа
«Диагностика проектных умений»
Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования проектных умений обучающихся 5 классов.
Функции мониторинга:
Диагностическая – определение уровня развития проектных умений обучающихся, отслеживание динамики развития проектных умений обучающихся.
Оценочная – наличие критериев отслеживания проектных умений обучающихся.
Контрольная – наличиекритериев успешности работы учителя по развитию проектных умений обучающихся.
Задачи мониторинга:
1. Определение уровня сформированности проектных умений каждого ученика на разных этапах обучения в 5 классе.
2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения обучающихся к образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования обучающихся и разработка на этой основе стратегии помощи обучающимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных проектных умений.
3. Определение успешности работы педагога по формированию проектных умений обучающихся 5 классов, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.
Периодичность:
В 5 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре – с целью выявить начальный уровень проектных умений, и в апреле - первый срез. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с обучающимися на предстоящий год. Затем мониторинг будет проводиться в конце 6 класса, чтобы увидеть динамику развития проектных умений у каждого ученика, поставить задачи работы на 7 класс. И так до конца 9 класса.
Проектные умения
1. Формулировать проблему
2. Ставить цель
3. Ставить задачи
4. Выбирать методы и способы решения задач
5. Планировать работу
6. Организовать работу группы
7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др.
8. Выбирать вид конечного продукта проекта
9. Выбирать форму презентации конечного продукта
10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект
11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны
12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта
Для каждого участника расставлены свои акценты при планировании и организации проектной деятельности учащихся.
1) Для руководителя образовательного учреждения:
Что дает проектная деятельность учащимся наряду с традиционным способом обучения?
Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?
Как научить учителей руководить работой учащихся?
Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?
Как оценивается успешность работы учащегося в проектной деятельности?
2) Для заместителей директора по учебно-воспитательному процессу и научной работе:
Всё перечисленное в разделе для руководителя ОУ
Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте или исследовании ресурсов (информационных, материально-технических, кадровых)?
Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект?
Как организовать мониторинг формирования проектных умений?
Как подобрать учебные проекты, соответствующие специфике предмета, особенностям класса, задачам УВП?
Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта?
3) Для учителя:
Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект?
Как подобрать учебные проекты, соответствующие специфике предмета, особенностям класса, задачам УВП?
Как выстроить серию проектов учащихся для последовательного формирования проектных умений?
Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная деятельность учащихся?
Как адаптировать известный учебный проект к особенностям своего класса, предмета и условиям имеющегося обеспечения?
Как разработать учебный проект?
Как осуществить учебный проект? Какие формы образовательной деятельности применять?
Как подготовить учащихся к работе над учебным проектом?
Как оценить выполнение педагогических задач в ходе выполнения проекта?
С кем консультироваться по вопросам организации проектной деятельности?
Оценивание успешности учащихся в выполнении проекта или исследования
При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание успешности и результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, который должен оценить:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование ЗУН;
количество новой информации использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации;
владение рефлексией;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
значение полученных результатов.
И именно поэтому мы считаем особенно важным проявлять объективность в оценке качества проектной деятельности. Целесообразно использовать такую схему оценивания, которая даёт наиболее объективную оценку проектной деятельности учащихся, что побуждает учащихся к активной созидательной, творческой деятельности.
Анализ работы над проектом в течение проектного урока
Тема учебного проекта __________________________________________________________
1. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта
1.1. Проблема
Понимает проблему
1 балл
Объясняет выбор проблемы
2 балла
Назвал противоречие на основе анализа ситуации
3 балла
Назвал причины существования проблемы
4 балла
Сформулировал проблему, проанализировал ее причины
5 баллов
1.2. Целеполагание
Формулирует и понимает цель
1 балл
Задачи соответствуют цели
2 балла
Предложил способ убедиться в достижении цели
3 балла
Предложил способы решения проблемы
4 балла
Предложил стратегию
5 баллов
1.3. Планирование
Рассказал о работе над проектом
1 балл
Определил последовательность действий
2 балла
Предложил шаги и указал некоторые ресурсы
3 балла
Обосновал ресурсы
4 балла
Спланировал текущий контроль
5 баллов
1.4. Оценка результата
Сравнил продукт с ожидаемым
1 балл
Сделал вывод о соответствии продукта замыслу
2 балла
Предложил критерии для оценки продукта
3 балла
Оценил продукт в соответствии с критериями
4 балла
Предложил систему критериев
5 баллов
1.5. Значение полученных результатов
Описал ожидаемый продукт
1 балл
Рассказал, как будет использовать продукт
2 балла
Обосновал потребителей и области использования продукта
3 балла
Дал рекомендации по использованию продукта
4 балла
Спланировал продвижение или указал границы применения продукта
5 баллов
Количество баллов – _________________(максимальное кол-во – 25)
2. Работа с информацией (количество новой информации, использованной для выполнения проекта, степень осмысления использованной информации)
2.1. Поиск информации
Задает вопросы по ходу работы
1 балл
Называет пробелы в информации по вопросу
2 балла
Назвал виды источников, необходимые для работы
3 балла
Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников
4 балла
Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников
5 баллов
2.2. Обработка информации
Воспроизвел аргументы и вывод
1 балл
Привел пример, подтверждающий вывод
2 балла
Сделал вывод и привел аргументы
3 балла
Сделал вывод на основе критического анализа
4 балла
Подтвердил вывод собственной аргументацией или данными
5 баллов
Количество баллов – ________ (максимальное кол-во – 10)____
3. Оформление работы
Не соблюдает нормы
1 балл
Неточное соблюдение норм
2 балла
Соблюдает нормы, заданные образцом
3 балла
Использует вспомогательную графику
4 балла
Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные средства
5 баллов
Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 5)___
4. Коммуникация
4.1. Устная коммуникация
Речь не соответствует норме
1 балл
Речь соответствует норме, обращается к тексту
2 балла
Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент
3 балла
Использовал предложенные невербальные средства или наглядные материалы
4 балла
Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные материалы
5 баллов
4.2. Продуктивная коммуникация
Односложные ответы
1 балл
Развернутый ответ
2 балла
Привел дополнительную информацию
3 балла
Привел объяснения или дополнительную информацию
4 балла
Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные аргументы
5 баллов
4.3. Владение рефлексией
Высказал впечатление от работы
1 балл
Назвал сильные стороны работы
2 балла
Назвал слабые стороны работы
3 балла
Указал причины успехов и неудач
4 балла
Предложил способ избегания неудач
5 баллов
Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 15)____________
5. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом
Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, допущены большие отклонения, работа имеет незавершённый вид
1 балл
Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично нарушена, допущены отклонения
2 балла
Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением последовательности
3 балла
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения
4 балла
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески
5 баллов
Количество баллов –_______ _______(максимальное кол-во – 5)____________
6. Оформление, оригинальность представления результатов (продукта)
Количество баллов –_______ _______(максимальное кол-во – 5)____________
Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы используются следующие листы оценки проектной деятельности учащихся.
ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
Проектных работ учащихся
Фамилия и имя учащегося
Тема работы
Критерии оценки проекта
Сумма баллов
Перевод сумм баллов в оценочные нормы
Осмысление проблемы проекта и
формулирование цели и задач проекта исследования
Работа с информацией
Оформление работы
Коммуникация
Степень самостоятель-ности в выполнении различных этапов работы над проектом
Дизайн, оригинальность представления результатов
85% и выше «5»
71%-84% «4»
50%-70% «3»
Максимальное количество баллов по критериям
56-65
46-55
33-45
25
10
5
15
5
5
65
Таким образом, максимальное количество баллов составляет 65 баллов.
Перевод сумм баллов за работу в традиционные оценочные нормы предлагаем осуществлять по следующей схеме:
Оценка «5»(отлично) выставляется за сумму баллов от 85% и выше
Оценка «4»(отлично) соответствует сумме баллов от 71%до 84%
Оценка «3» соответственно от 50% до 70%
Анкета для учащихся (определение уровня сформированности проектной компетентности учащихся 5 классов)
Ф.И. ученика _____________________________, класс _____________
Инструкция и содержание анкеты
Вам предлагается самостоятельно оценить, насколько хорошо за время обучения в школе вы овладели проектными умениями. Для этого постарайтесь определить степень овладения каждым из перечисленных ниже умений (полностью, частично владею, не владею совсем). В последней графе укажите предметы, на которых вы приобрели заявленные умения.
№ п/п
Умения
Уровни овладения
Предметы
полностью
частично
не владею
1
2
3
4
5
6
1
Принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель
2
Прогнозировать результаты работы
3
Планировать порядок выполнения задания
4
Выбирать рациональный путь выполнения задания
5
Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы
6
Руководить работой группы или коллектива
7
Презентовать результаты работы Высказываться устно в виде:
а) пересказа;
б) рассказа;
в) характеристики;
г) сообщения или доклада;
д) рецензии или аннотации к тексту;
е) представления схемы, таблицы, алгоритма, памятки;
ж) оценки ответа товарища
8
Участвовать в учебном диалоге
9
Включаться в коллективное обсуждение проблемы
10
Взаимодействовать в группе
Взаимодействовать в паре
Методика обработки анкеты
1. Уровни владения различными видами проектных умений оцениваются в баллах:
полностью - 2 балла;
частично - 1 балл;
не владею - 0 баллов.
2. Число баллов для ученика подсчитывается в соответствии с группами проектных умений:
организационные умения - ответы на вопросы 1-6;
коммуникативные умения - ответы на вопросы 7-10.
3. Результаты анкетирования вносятся в свободную ведомость по форме, представленной в таблице
Образец
№
Фамилия, имя
Организационные
Коммуникативные
Итого
1
Балуева Дарья
6
5
11
2
…
Итого (средние показатели)
4. Для каждого класса вычисляется средний балл (Уср.), который может использоваться для выявления динамики развития обучающихся в течение года или нескольких лет.
5. Предметы, вписанные учениками в последнюю графу, характеризуются соответствующим числом баллов по каждому умению. Для отдельного предмета подсчитывается общее число баллов в соответствующей группе. Результаты подсчета вносятся в сводную ведомость, представленную в таблице
Образец
№ п/п
Предмет
Умения
Итого
организационные
коммуникативные
1
Русский язык
24
19
43
2
Литература
6. По каждой группе проектных умений вычисляется средний показатель:
а) для учащихся класса организационные, коммуникативные;
б) по предметам.
С помощью данной анкеты возможно проведение диагностики индивидуальных достижений учащихся.