kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Читательская и языковая грамотность на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В выступлении найдёте теоретические и практические материалы, которые можно использовать на уроках литературы и русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Читательская и языковая грамотность на уроках русского языка и литературы»

Главная задача учителя - научить ученика учиться.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов.

На уроках русского языка и литературы мы формируем не только читательскую, но и языковую ФГ.

Читательская функциональная грамотность - способность человека понимать текст, использовать информацию из текста, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

О читательской функциональной грамотности мы уже давно наслышаны и формируем её на каждом уроке, работая с текстом, а также на уроках смыслового чтения. И если в будущем наш выпускник сможет разобраться в инструкции или правильно понять условия заключаемого договора, значит, в школе была сформирована функциональная ЧИТАТЕЛЬСКАЯ грамотность!

А вот если тот же выпускник сможет составить инструкцию, правильно и грамотно её сформулировав, или успешно пройти собеседование при устройстве на работу, правильно и без ошибок оформив заявление, следовательно, у него была сформирована ЯЗЫКОВАЯ функциональная грамотность.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы возможно через использование интерактивных методов обучения.

Интерактивные методы обучения (от англ. «интерактив»- взаимодействие)- это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя.

Интерактивные методы позволяют:

1.Моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;

2.Способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей;

3.Создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия;

4.Осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.

Итак, в интерактивных методах и обучающиеся, и педагоги являются субъектами обучения, педагоги выступают в роли организатора процесса обучения, лидера класса, группы, консультанта, организуется взаимодействие всех обучающихся.

Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока.

1.Мотивация - Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы - Мозговой штурм, блиц опрос, микрофон

2.Оглашение темы и задач.- Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает - через эпиграф, слово, название

3.Получение необходимой информации - Инструктаж учащихся для выполнения задания - Мини – лекция, презентация домашнего задания

4.Интерактивное задание - Практическое усвоение материала. Дебаты, семинар, работа в группах.

5.Подведение итогов - Обсуждение с целью закрепления материала - «Шкала мнений», дискуссии, комментирование.

На формирование функциональной грамотности влияет и использование нестандартных уроков:

Урок-семинар

Урок-лекция

Урок-беседа

Урок-практикум

Урок-исследование

Урок- дебаты

Урок-игра

Урок-КВН

Урок-защита проекта

Урок-диспут

Урок-конференция

Урок-зачет

Урок-путешествие.

Но при всём многообразии и эффективности нетрадиционных уроков лучше использовать отдельные моменты.

Например, яначинаю уроки по русскому языку со словарного диктанта.

Это может быть терминологический диктант, диктант - пазл, диктант на одну букву, диктант на одно правило, графический диктант, выборочный диктант, творческий диктант.

Как называется дословная выдержка из текста? ЦИТАТА.•

Каким словом можно назвать обязательное для всех подчинение установленному порядку, правилам? ДИСЦИПЛИНА,•

Как называется предмет для вычерчивания окружностей, дуг? ЦИРКУЛЬ,•

Как называется систематизированное собрание каких-либо предметов? КОЛЛЕКЦИЯ,•

Одновременно идёт и орфографическая работа, и работа со словом.

Одним из действенных средств, способных вызвать интерес к уроку и развивать функциональную грамотность, являются дидактические игры или фрагменты. При включении учеников в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность увеличивается. Это могут быть такие игры, как: «Четвёртый лишний», «Слабое звено», «Своя игра», «Закончи предложение».

Формирование языковой функциональной грамотности с учётом требований ФГОС начинается с самостоятельного целеполагания на занятиях обучающимися.

Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика.

Например, при изучении темы «Многозначные слова и омонимы» используется следующий приём: приводятся слова известного ученого С.М. Бонди, который любил словесную игру. В спорах он часто говорил: «Прежде чем говорить о графине, надо определить, что мы имеем в виде…» Продолжите мысль С.М. Бонди (… сосуд или человек»).

-Можно ли эти слова назвать многозначными? Почему?

-Эти «похожие» на многозначные слова называются омонимами.

- Запишите тему урока и задайте вопросы по теме. (Ребята предлагают свои варианты: Что такое омонимы, каковы их признаки? Чем отличаются омонимы от многозначных слов?)


Одним из любимых и часто используемых приёмов является приём создания проблемных ситуаций. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема.

Приёмы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приёма определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Тема «Однородные и неоднородные определения»

1. Прочитайте имена прилагательные (клюквенный, малиновый, кислый, томатный, сладкий, соленый).

2. По какому признаку их можно разделить? (вид, вкус)

3. Запишите их в две группы. Подберите к ним подходящее по смыслу имя существительное (сок).

4. Составьте два предложения:1) со словами из одной группы; 2) со словами из разных групп. (Я люблю клюквенный, малиновый, томатный сок. Я люблю сладкий малиновый сок.)

5. Подчеркните однородные члены, расставьте знаки препинания. Что вас смущает?

6. Как вы думаете, в каком предложении определения будут однородными, а в каком – неоднородные? Почему?

Сформулируйте основной вопрос урока (Что такое однородные и неоднородные определения? Как их отличить?)


Тема: «Грамматические признаки причастия»

1. Прочитайте текст.

Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты.

В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное.

2. Сравните выделенные слова

- Какие из них обозначают признак действия?

-Какое слово называет действие?

- В значении какого слова есть и признак, и действие?

- Как это можно доказать?

- Почему крылья названы трепещущими?

- Можно ли отнести слова белые и трепещущие к одной и той же части речи? Почему?

Перед вами новая часть речи – причастие.

3. Сформулируйте цель урока. (Установить, какие признаки есть у причастия, чем отличается причастие от прилагательного.)

Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель должен записать на доске, ученики записывают их в тетради, что привлечёт к ним внимание учеников, которые не сумели поставить свои цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения.

В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить обучающимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.


Новый взгляд на домашние задания

Развитию языковой грамотности должны способствовать и домашние задания.

Формы домашних заданий могут быть универсальными для всех предметов. Такие формы развивают универсальные учебные действия, среди которых ключевыми являются готовность выстраивать устное и письменное высказывание на заданную тему, умение обрабатывать, присваивать и использовать полученную информацию. Перечислим некоторые из них.

1. Эффективными способами закрепления знаний, заключённых в учебных текстах, и одновременно проверки изучения текста являются составления планов: вопросных или тезисных. Они требуют некой рефлексии на прочитанный и осмысленный текст. Если заданный текст велик по объёму, целесообразно работу по составлению плана начать на уроке, а в качестве домашнего задания предложить закончить начатый план. Вместо плана может быть кластер. Ребятам предлагается составить опорный конспект(кластер) по изучаемой теме и «озвучить» его.

2. Озаглавливание текста, подбор ключевых слов (5-7 слов), написание аннотации к тексту параграфа. Данные задания позволяют проконтролировать понимание главного смысла текста, практической ценности, заключённой в нём информации.

3. Работа с учебниками других предметов. Например, при изучении темы сложноподчиненное предложение ученикам предлагается выписать 5 СПП из учебника истории или биологии, разобрать эти предложения и доказать правильность выбора.

4. Составление словарей терминов для прочитанного текста. Данное задание подходит для лингвистических текстов (М.М. Разумовская)

5. Составление синквейнов. Синквейн позволяет выделить информационные доминанты текста, выделить их основные признаки, сформулировать умозаключения.

6. Подбор примеров к теоретическим положениям, рассмотренным при объяснении материала. Изучение объёмного материала целесообразно делить между обучающимися на небольшие части. Такой подход позволяет воспитывать чувство ответственности, командный дух.

Отметим, что домашние задания должны быть вариативными, учитывающими способности, интересы школьника.


Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся – это приём «лови ошибку». Он формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Это могут быть тексты с заданиями по изучаемой теме, но в них допущены как орфографические, пунктуационные, так и речевые, стилистические ошибки. ОЛИМПИАДЫ. Ребятам приходится сначала отредактировать текст или предложения, только потом работать с текстом по теме урока.


Обучение работе с текстом включает в себя умение наблюдать, классифицировать, анализировать и синтезировать. Решая практические задачи, ученик применяет знакомые ему формулы решения, отсеивает ненужную информацию, формулирует умение логически выстраивать свой ответ, соотносит известное с неизвестным или со своим жизненным опытом, учится высказывать и доказывать своё мнение.

Например, можно предложить составить цитатный план текста «Жития Сергия Радонежского, им самим написанного». В этой работе ученики и знакомятся с содержанием текста, и научаются вычленять основное.

Также предлагаю своим ученикам вопросы: «Что будет, если в город приедет настоящий ревизор?», «Можно ли Чичикова назвать мошенником и почему?», «Подумайте, какой бы была жизнь Печорина, если бы Бэла не умерла?» При работе с текстом предлагаю учащимся определить назначение текста, тему текста, ответить на вопрос по содержанию текста, сравнить разные тексты в соответствии с учебной задачей. Необходимо научить учащихся определять тип текста, выделять его особенности (жанр, стиль, структуру), констатировать, для чего он может предназначаться. Обязательно нужно учить определять тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Одна из важных работ с текстом - это составление плана. Учащиеся дополняют текст, корректируют, исправляют.

Необходимо учить осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов, уметь извлекать информацию из СМИ и Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.


Проектная и исследовательская деятельность позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать творческие способности и творческую деятельность обучающихся. Исследовательская деятельность стимулирует на каждом этапе обучения природную любознательность и направляет её по пути специально организованного поиска ответов на вопросы, приучая таким образом к самостоятельности мышления и более глубокому погружению в интересующий материал.

Современный урок русского языка и литературы часто сопровождается использованием ИКТ. Они дают широкие возможности для развития широкого потенциала школьника. Создание презентаций, поиск в интернете дополнительной литературы и информации способствуют не только совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, но и позволяют индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес обучающихся к урокам, активизируют познавательную деятельность и развивают творческий потенциал, повышают уровень ФГ обучающихся. Наиболее эффективно и активно ИКТ используются при осуществлении учебных проектов для создания презентаций, интересным и продуктивным может быть урок-путешествие при изучении биографии и жизненного пути того или иного писателя. Компьютерная презентация, подготовленная самими учащимися, является наглядным пособием, а заранее подготовленные ученики озвучивают каждый слайд. Посетив таким образом места, связанные с жизнью и деятельностью поэта или писателя, можно не только детально изучить биографию, но и лучше понять многие произведения.


В жизни каждый из нас сталкивается с непониманием и становится участником конфликта даже не по своей воле. Вроде бы давно понятно, что конфликты лучше всего решать словесно — обсуждать проблему, высказывать своё мнение, выслушивать точку зрения собеседника, соглашаться на компромисс. Но всё равно вокруг тебя остаются люди, которые уверены — без агрессии и рукоприкладства не обойтись. Им кажется, что нежелание применять физическую силу — это признак слабости. Мы часто говорим о том, почему человек должен научиться регулировать ссоры и недопонимания спокойно, без использования кулаков, с помощью слова. На уроках словесности и развития речи используем приём разрешения конфликтов.

Для начала можно использовать художественные произведения для анализа конфликтных ситуаций. Например, рассказ Ю. Ермолаева «Лучший друг» (5 класс)

Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и побежал во двор. «Сейчас, − думает, − отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему – сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, стоящему рядом:

− Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг – Коля.

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

− Что же вы на самокате-то не катаетесь?..

Вместе с детьми анализируем поведение ребят, почему конфликт был исчерпан?

Позже предлагаем ребятам стать участниками конфликтной ситуации и предложить словесное разрешение данного конфликта (ребята работают в группах).

Ситуация: У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что, если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.

- Какие чувства будут у каждого из участников ситуации?

- Как поступить в данной ситуации?

- Как не допустить конфликт между друзьями?

Каждая группа предлагает, обыгрывает свой выход из данной ситуации. Выбираем вместе наиболее удачный.


Дистанционное обучение заставило находить новые формы преподавания и контроля за знаниями и умениями учащихся. В работе можно использовать платформу edu.skysmart.ru&rlz, где предлагаются различные варианты подготовки обучающихся к ВПР, PISA (функциональная грамотность).


Таким образом, в заключение нашего разговора, хочется отметить, что функциональную грамотность, в том числе языковую, мы формируем практически на каждом своём уроке, построенном в соответствии с ФГОС, просто не задумываемся об этом.

«У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения людей друг с другом. И сам язык может развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Читательская и языковая грамотность на уроках русского языка и литературы

Автор: Ирина Анатольевна Мельникова

Дата: 17.11.2023

Номер свидетельства: 640030

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование читательской        грамотности обучающихся на уроках    русского языка в 5-6 классах как  требование ФГОС общего образования. "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh-kak-triebovaniie-fgos-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "246635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446409167"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса русского языка в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(105) "lichnostnyie-mietapriedmietnyie-i-priedmietnyie-riezul-taty-osvoieniia-kursa-russkogho-iazyka-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "168818"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423306270"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методика комплексного анализа текста на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(63) "mietodika-komplieksnogho-analiza-tieksta-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "149696"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420290319"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект и презентация на тему: В. И. Даль "Война грибов с ягодами". "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-i-priezientatsiia-na-tiemu-v-i-dal-voina-ghribov-s-iaghodami"
    ["file_id"] => string(6) "112033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408178709"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства