kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация на тему: В. И. Даль "Война грибов с ягодами".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка). Игра          «Кузовок».

Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить с творчеством В. Даля, разъяснить понятие «литературная обработка сказок».
  2. Развивать словарный запас учащихся, языковое чутьё к использованию образных выражений, пословиц. Развивать навыки выразительного чтения.
  3. Воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию.

Ход урока.

 

  1. Актуализация изученного материала.

а) Звучит песня «Сказочная страна».

б) Беседа.

- Мы сегодня вновь отправляемся в мир сказок. На прошлом уроке мы пришли к выводу, что А. С. Пушкин и В. А. Жуковский, используя народные сюжеты, создали совершенно новые сказки. Их с удовольствием читали современники, а теперь читаем мы. Какие это сказки? (Литературные, авторские).

- Что вы про них знаете? (Литературная сказка на народный сюжет – это новая сказка, самостоятельная. Она может быть иначе построена, иметь более сложный сюжет, большее количество героев. В ней чувствуется стиль автора, выражено его мировоззрение, его идеи).

- Вспомните, чьи сказки советовал читать А. С. Пушкин? (В. Даля).

Обращение к опорным словам (слайд 1).

- О чём вам говорят эти опорные слова?

- Найдите, как отзывался А. С. Пушкин о сказках В. Даля (стр.120-121 учебника).

-Как вы думаете, что такое обработка сказок? (слайд 2).

- Чем обработка отличается от записи народной сказки? (Это пересказ, грамотное литературное изложение народной сказки.)

- Попробуйте выстроить цепочку от народной сказки к авторской. (слайд 3).

- Возникли у вас какие – нибудь вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на сегодняшним уроке? (Какие сказки обрабатывал В. Даль? Биография В. Даля. Как он создавал свой словарь?)

в) Самостоятельная работа с новой информацией (биографическая справка – тетрадь).

- Что вы узнали об этом человеке? Что стало для него главным делом жизни?

- Итак, главным делом жизни, которое принесло ему славу, стал «Словарь живого русского языка». За всю жизнь Даль собрал 200 000 слов. Вот он этот словарь. Откроем его и на вас посыпятся звонкие, сочные, тихие, шуршащие, звенящие – разные русские слова. Те, которые мы употребляем каждый день, и те, значения которых мы совсем не знаем.

- Вот выпали из словаря «ремешки», так называл Даль полоски бумаги, а на них слова. Да странные какие: «замолаживать», «выползина», «буран», «кузовок», «дождь».

- Какое слово вам знакомо? (дождь)

- Объясните это слово.

- Каким же надо быть человеком, чтобы услышать, запомнить и понять все эти слова? (Любознательным, наблюдательным, четким, проникновенным, любящим русский язык).

- Попытайтесь и вы увидеть это слово… Закройте глаза…

Фонограмма звуки дождя.

- Какую картинку вы увидели?

2. Работа с текстом «Война грибов с ягодами» до чтения.

а) Работа с иллюстрацией.

- Как вы думаете, о чём будет текст?

- Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

б) Работа с заголовком.

 Прочитайте название. Можно ли по нему определить, кто будет героем нашей сказки?

- Как вы думаете, из-за чего могла начаться война у грибов с ягодами?

3. Работа с текстом сказки во время чтения.

а) Самостоятельное чтение.

б) Вопросы после чтения.

- Что необычного в этой сказке?

Проблемный вопрос:

- Что могло привлечь В. И. Даля в этой русской сказке?

а) Наблюдение над языком сказки.

1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка.

2) Найдите просторечные слова.

3) Почему, пересказывая сказку, Даль сохранил их?

4) Какие необычные сравнения – определения даются персонажам? В чём их необычность?

5) Почувствовали ли вы близость сказки к стихотворной речи? Где спрятавшиеся рифмы?

6) Почему жизнь простых людей так оживлялась рифмой?

7) Есть ли в сказке пословицы?

8) Как вы думаете, они были в сказке или введены автором? (слайд 4)

9) Можете ли вы теперь ответить на вопрос, что же привлекло Даля в этой сказке? (Своеобразие, необычность русского языка).

б) Выразительное чтение.

- В каком варианте сказка будет звучать интереснее: когда её рассказывает один сказитель или при чтении по ролям?

в) Инсценирование сказки.

4. Работа с текстом после чтение.

а) Подготовка к игре.

- Любой текст в обработке Даля начинал «играть».

                    кадушки – бочонки

                    дурачки – кузовки

- Что обозначают эти слова? Наверняка они стоят парами не случайно.

- Что можно положить в кузовок? (Грибы, ягоды).

- И не только. Посмотрите, что в нашем кузовке… (Сказки, пословицы, загадки, игры).

- Игра так и называется – «Кузовок».

б) Чтение описания игры.

в) Игра в слова.

- Я положу в кузовок слова… на – ок.

- Я достану из кузовка слова… на – ка.

-Я поднесу к кузовку слова… на – ку.

г) Разыгрывание фантов – залогов. (Назвать русскую народную сказку, назвать авторскую сказку и её автора, рассказать пословицу).

5. Домашнее задание.

1. прочитать любую сказку в обработке В. И. Даля.

2. Найти свои «ремешки» в словаре Даля и прочитать их толкование.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект»

Литературное чтение

4 класс

Тема: В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка). Игра «Кузовок».

Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить с творчеством В. Даля, разъяснить понятие «литературная обработка сказок».

  2. Развивать словарный запас учащихся, языковое чутьё к использованию образных выражений, пословиц. Развивать навыки выразительного чтения.

  3. Воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию.

Ход урока.


  1. Актуализация изученного материала.

а) Звучит песня «Сказочная страна».

б) Беседа.

- Мы сегодня вновь отправляемся в мир сказок. На прошлом уроке мы пришли к выводу, что А. С. Пушкин и В. А. Жуковский, используя народные сюжеты, создали совершенно новые сказки. Их с удовольствием читали современники, а теперь читаем мы. Какие это сказки? (Литературные, авторские).

- Что вы про них знаете? (Литературная сказка на народный сюжет – это новая сказка, самостоятельная. Она может быть иначе построена, иметь более сложный сюжет, большее количество героев. В ней чувствуется стиль автора, выражено его мировоззрение, его идеи).

- Вспомните, чьи сказки советовал читать А. С. Пушкин? (В. Даля).

Обращение к опорным словам (слайд 1).

- О чём вам говорят эти опорные слова?

- Найдите, как отзывался А. С. Пушкин о сказках В. Даля (стр.120-121 учебника).

-Как вы думаете, что такое обработка сказок? (слайд 2).

- Чем обработка отличается от записи народной сказки? (Это пересказ, грамотное литературное изложение народной сказки.)

- Попробуйте выстроить цепочку от народной сказки к авторской. (слайд 3).

- Возникли у вас какие – нибудь вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на сегодняшним уроке? (Какие сказки обрабатывал В. Даль? Биография В. Даля. Как он создавал свой словарь?)

в) Самостоятельная работа с новой информацией (биографическая справка – тетрадь).

- Что вы узнали об этом человеке? Что стало для него главным делом жизни?

- Итак, главным делом жизни, которое принесло ему славу, стал «Словарь живого русского языка». За всю жизнь Даль собрал 200 000 слов. Вот он этот словарь. Откроем его и на вас посыпятся звонкие, сочные, тихие, шуршащие, звенящие – разные русские слова. Те, которые мы употребляем каждый день, и те, значения которых мы совсем не знаем.

- Вот выпали из словаря «ремешки», так называл Даль полоски бумаги, а на них слова. Да странные какие: «замолаживать», «выползина», «буран», «кузовок», «дождь».

- Какое слово вам знакомо? (дождь)

- Объясните это слово.

- Каким же надо быть человеком, чтобы услышать, запомнить и понять все эти слова? (Любознательным, наблюдательным, четким, проникновенным, любящим русский язык).

- Попытайтесь и вы увидеть это слово… Закройте глаза…

Фонограмма звуки дождя.

- Какую картинку вы увидели?

2. Работа с текстом «Война грибов с ягодами» до чтения.

а) Работа с иллюстрацией.

- Как вы думаете, о чём будет текст?

- Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

б) Работа с заголовком.

Прочитайте название. Можно ли по нему определить, кто будет героем нашей сказки?

- Как вы думаете, из-за чего могла начаться война у грибов с ягодами?

3. Работа с текстом сказки во время чтения.

а) Самостоятельное чтение.

б) Вопросы после чтения.

- Что необычного в этой сказке?

Проблемный вопрос:

- Что могло привлечь В. И. Даля в этой русской сказке?

а) Наблюдение над языком сказки.

1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка.

2) Найдите просторечные слова.

3) Почему, пересказывая сказку, Даль сохранил их?

4) Какие необычные сравнения – определения даются персонажам? В чём их необычность?

5) Почувствовали ли вы близость сказки к стихотворной речи? Где спрятавшиеся рифмы?

6) Почему жизнь простых людей так оживлялась рифмой?

7) Есть ли в сказке пословицы?

8) Как вы думаете, они были в сказке или введены автором? (слайд 4)

9) Можете ли вы теперь ответить на вопрос, что же привлекло Даля в этой сказке? (Своеобразие, необычность русского языка).

б) Выразительное чтение.

- В каком варианте сказка будет звучать интереснее: когда её рассказывает один сказитель или при чтении по ролям?

в) Инсценирование сказки.

4. Работа с текстом после чтение.

а) Подготовка к игре.

- Любой текст в обработке Даля начинал «играть».

кадушки – бочонки

дурачки – кузовки

- Что обозначают эти слова? Наверняка они стоят парами не случайно.

- Что можно положить в кузовок? (Грибы, ягоды).

- И не только. Посмотрите, что в нашем кузовке… (Сказки, пословицы, загадки, игры).

- Игра так и называется – «Кузовок».

б) Чтение описания игры.

в) Игра в слова.

- Я положу в кузовок слова… на – ок.

- Я достану из кузовка слова… на – ка.

-Я поднесу к кузовку слова… на – ку.

г) Разыгрывание фантов – залогов. (Назвать русскую народную сказку, назвать авторскую сказку и её автора, рассказать пословицу).

5. Домашнее задание.

1. прочитать любую сказку в обработке В. И. Даля.

2. Найти свои «ремешки» в словаре Даля и прочитать их толкование.






Просмотр содержимого презентации
«В. И. Даль»

В. И. Даль «Война грибов с ягодами» МБОУ НОШ № 7 г. Южно – Сахалинск Учитель начальных классов Русеева Светлана Ивановна

В. И. Даль

«Война грибов с ягодами»

МБОУ НОШ № 7 г. Южно – Сахалинск

Учитель начальных классов

Русеева Светлана Ивановна

Владимир Даль  Казак Луганский  Псевдоним  Луганск  Сказки  Толковый словарь 11/2/16

Владимир Даль

Казак Луганский

Псевдоним

Луганск

Сказки

Толковый словарь

11/2/16

Литературная обработка сказки 11/2/16

Литературная обработка сказки

11/2/16

Народная сказка – литературная обработка сказки – литературная (авторская) сказка 11/2/16

Народная сказка – литературная обработка сказки – литературная (авторская) сказка

11/2/16

« Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово, и сказка служила предлогом, народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц, поговорок, метких, образных словечек, введённых в текст сказки». 11/2/16

« Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово, и сказка служила предлогом, народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц, поговорок, метких, образных словечек, введённых в текст сказки».

11/2/16


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект и презентация на тему: В. И. Даль "Война грибов с ягодами".

Автор: Русеева Светлана Ивановна

Дата: 16.08.2014

Номер свидетельства: 112033


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства