Тема: В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка). Игра «Кузовок».
Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.
Задачи:
- Познакомить с творчеством В. Даля, разъяснить понятие «литературная обработка сказок».
- Развивать словарный запас учащихся, языковое чутьё к использованию образных выражений, пословиц. Развивать навыки выразительного чтения.
- Воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию.
Ход урока.
- Актуализация изученного материала.
а) Звучит песня «Сказочная страна».
б) Беседа.
- Мы сегодня вновь отправляемся в мир сказок. На прошлом уроке мы пришли к выводу, что А. С. Пушкин и В. А. Жуковский, используя народные сюжеты, создали совершенно новые сказки. Их с удовольствием читали современники, а теперь читаем мы. Какие это сказки? (Литературные, авторские).
- Что вы про них знаете? (Литературная сказка на народный сюжет – это новая сказка, самостоятельная. Она может быть иначе построена, иметь более сложный сюжет, большее количество героев. В ней чувствуется стиль автора, выражено его мировоззрение, его идеи).
- Вспомните, чьи сказки советовал читать А. С. Пушкин? (В. Даля).
Обращение к опорным словам (слайд 1).
- О чём вам говорят эти опорные слова?
- Найдите, как отзывался А. С. Пушкин о сказках В. Даля (стр.120-121 учебника).
-Как вы думаете, что такое обработка сказок? (слайд 2).
- Чем обработка отличается от записи народной сказки? (Это пересказ, грамотное литературное изложение народной сказки.)
- Попробуйте выстроить цепочку от народной сказки к авторской. (слайд 3).
- Возникли у вас какие – нибудь вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на сегодняшним уроке? (Какие сказки обрабатывал В. Даль? Биография В. Даля. Как он создавал свой словарь?)
в) Самостоятельная работа с новой информацией (биографическая справка – тетрадь).
- Что вы узнали об этом человеке? Что стало для него главным делом жизни?
- Итак, главным делом жизни, которое принесло ему славу, стал «Словарь живого русского языка». За всю жизнь Даль собрал 200 000 слов. Вот он этот словарь. Откроем его и на вас посыпятся звонкие, сочные, тихие, шуршащие, звенящие – разные русские слова. Те, которые мы употребляем каждый день, и те, значения которых мы совсем не знаем.
- Вот выпали из словаря «ремешки», так называл Даль полоски бумаги, а на них слова. Да странные какие: «замолаживать», «выползина», «буран», «кузовок», «дождь».
- Какое слово вам знакомо? (дождь)
- Объясните это слово.
- Каким же надо быть человеком, чтобы услышать, запомнить и понять все эти слова? (Любознательным, наблюдательным, четким, проникновенным, любящим русский язык).
- Попытайтесь и вы увидеть это слово… Закройте глаза…
Фонограмма звуки дождя.
- Какую картинку вы увидели?
2. Работа с текстом «Война грибов с ягодами» до чтения.
а) Работа с иллюстрацией.
- Как вы думаете, о чём будет текст?
- Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?
б) Работа с заголовком.
Прочитайте название. Можно ли по нему определить, кто будет героем нашей сказки?
- Как вы думаете, из-за чего могла начаться война у грибов с ягодами?
3. Работа с текстом сказки во время чтения.
а) Самостоятельное чтение.
б) Вопросы после чтения.
- Что необычного в этой сказке?
Проблемный вопрос:
- Что могло привлечь В. И. Даля в этой русской сказке?
а) Наблюдение над языком сказки.
1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка.
2) Найдите просторечные слова.
3) Почему, пересказывая сказку, Даль сохранил их?
4) Какие необычные сравнения – определения даются персонажам? В чём их необычность?
5) Почувствовали ли вы близость сказки к стихотворной речи? Где спрятавшиеся рифмы?
6) Почему жизнь простых людей так оживлялась рифмой?
7) Есть ли в сказке пословицы?
8) Как вы думаете, они были в сказке или введены автором? (слайд 4)
9) Можете ли вы теперь ответить на вопрос, что же привлекло Даля в этой сказке? (Своеобразие, необычность русского языка).
б) Выразительное чтение.
- В каком варианте сказка будет звучать интереснее: когда её рассказывает один сказитель или при чтении по ролям?
в) Инсценирование сказки.
4. Работа с текстом после чтение.
а) Подготовка к игре.
- Любой текст в обработке Даля начинал «играть».
кадушки – бочонки
дурачки – кузовки
- Что обозначают эти слова? Наверняка они стоят парами не случайно.
- Что можно положить в кузовок? (Грибы, ягоды).
- И не только. Посмотрите, что в нашем кузовке… (Сказки, пословицы, загадки, игры).
- Игра так и называется – «Кузовок».
б) Чтение описания игры.
в) Игра в слова.
- Я положу в кузовок слова… на – ок.
- Я достану из кузовка слова… на – ка.
-Я поднесу к кузовку слова… на – ку.
г) Разыгрывание фантов – залогов. (Назвать русскую народную сказку, назвать авторскую сказку и её автора, рассказать пословицу).
5. Домашнее задание.
1. прочитать любую сказку в обработке В. И. Даля.
2. Найти свои «ремешки» в словаре Даля и прочитать их толкование.