Авторская программа "РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Авторская программа "РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Развитие устной и письменной речи как средства общения является, на наш взгляд, первостепенной задачей уроков русского языка.
Решение этой задачи предполагает формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию.
В свою очередь, принцип коммуникативной направленности обучения языку может быть успешно реализован только в том случае, если познание законов языка будет подчинено развитию речи детей.
Данное пособие призвано помочь установлению более тесной взаимосвязи изучения школьниками теории языка и их речевого развития.
Развивать связную речь учащихся – это значит прививать им ряд конкретных умений:
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"»
РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Кунхожаева Каракоз Ихласовна
Учитель русского языка и литературы
Коммунальное государственное учреждение "Средняя школа № 257" отдела образования по городу Кызылорда управления образования Кызылординской области"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие устной и письменной речи как средства общения является, на наш взгляд, первостепенной задачей уроков русского языка.
Решение этой задачи предполагает формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию.
В свою очередь, принцип коммуникативной направленности обучения языку может быть успешно реализован только в том случае, если познание законов языка будет подчинено развитию речи детей.
Данное пособие призвано помочь установлению более тесной взаимосвязи изучения школьниками теории языка и их речевого развития.
Развивать связную речь учащихся – это значит прививать им ряд конкретных умений:
Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всех этих умений. Но учить всем умениям сразу, в одинаковой степени невозможно. Учащиеся овладевают этими знаниями и умениями, последовательно продвигаясь от простого к сложному, устанавливая связь между ними. Успех обучения будет достигнут лишь тогда, когда каждое упражнение будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений, в их системе.
Письменные упражнения, такие как сочинения и изложения, проводятся сравнительно редко, но письменные речевые упражнения малых форм и устные упражнения выполняются часто. Очень важно, чтобы выполнение упражнений, особенно творческих работ, стало для учащихся обычным. Повседневным, привычным делом.
Систематичность выполнения упражнений невозможна без перспективности. Тогда он сможет предусмотреть подготовку этих трудностей уже в сегодняшней работе.
Авторская программа «Текст и его секреты» для средних классов основана на государственных общеобязательных стандартах всех уровней в разработке и методическом обеспечении учебных планов и факультативов вариативной части учебной программы и их методическом обеспечении в учебной программе. контекст обновленного содержания образования «разработан в соответствии с Законом РК от 27 июля 2007 года №319-III« Об образовании » (с учетом изменений и дополнений, внесенных 06.05.2020).
Собранные знания в данной методической копилке задания учат понимать, аудировать, анализировать, сравнивать тексты как в устной, так и в письменной форме. Они разнообразны, полезны и познавательны. Предполагают анализ текстов и поиск правильных ответов на вопросы к ним. Вы сможете оценить по критериям выразительное чтение стихотворения; критически осмыслить прочитанный отрывок. Комплексные занятия развивают и компенсируют деятельность ребёнка в комплексе( как в устной речи, так и в письменной). Иллюстрации очень хорошо воспринимаются детьми с экрана компьютера. Лексический материал направленный на развитие устной речи наращивается постепенно. Что позволяет создать основу у детей для овладения правильным и грамотным письмом и чтением.
Каждая из предложенных задач подтолкнет учащихся к небольшому исследованию.
Данную авторскую программу можно использовать в урочной или внеурочной деятельности, а так же при оказании помощи детям со стороны родителей, поможет учителям в эффективной работе на уроках русского языка.
Смысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской компетентности. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. В программе обновленного образования подчеркивается важность обучения смысловому чтению. В школе необходимо обучать и чтению, и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, овладении техникой чтения. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
АКТУАЛЬНОСТЬ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ:
Предлагаемые задания в данной авторской программе учат понимать, аудировать, анализировать, сравнивать тексты как в устной, так и в письменной форме. Они разнообразны, полезны и познавательны. Предполагают анализ текстов и поиск правильных ответов на вопросы к ним. Ученики смогут оценить по критериям выразительное чтение стихотворения; критически осмыслить прочитанный отрывок. Комплексные занятия развивают и компенсируют деятельность ребёнка в комплексе (как в устной речи, так и в письменной).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Создать условия для систематического усвоения материала, овладения грамматическами, теоретическими основами русского языка, формирование орфографической, орфоэпической грамотности учащихся, сформировать у учащихся навыки смыслового чтения через организацию работы с текстом.
ЗАДАЧИ:
-изучить теорию вопроса смыслового чтения
- Ознакомиться с учениками основных теоретических материалов курса русского языка для 5-го класса, систематизировать и обобщить полученные знания;
- мотивировать учащихся к изучению предмета, побуждать их к проведению дополнительных самостоятельных занятий по русскому языку;
- развить у учащихся фонетических, морфологических, лексических и синтаксических навыков;
- систематизировать теоретические знания языковых звуков, слов и приложений;
- заложить теоретические знания для соответствующего применения на устном и письменном языках;
- развитие творческих способностей учащихся;
- улучшить орфографических, пунктуационных, языковых и коммуникативных навыков учащихся;
ВИДЫ РАБОТЫ:
1.Работа с художественным текстом
2. Самостоятельная работа
3. Грамматическая работа
4. Аналитическая работа.
ПРОБЛЕМА:
-в настоящее время у детей нет интереса к чтению. Читать умеют, но процесс этот неинтересен, скучен, утомителен. Чтение «из-под палки» ни к чему хорошему не приводит: ребенок становится раздражителен, агрессивен и по отношению к тексту, к предмету, к которому относится данный текст, и, как результат, к процессу обучения вообще;
-непонимание обучающимися формулировок заданий к текстам при выполнении самостоятельной работы;
-ограничение самостоятельной работы;
-использование лишь традиционных технологий и методов обучения.
-узкий круг чтения обучающихся;
-низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- все грамматические правила в области пройденных тем;
- уметь применять на практике то, что они знают;
- развивать высокие аналитические способности;
- владение орфографическими схемами;
- преобладание сопоставимости;
- грамотное использование изученных после курса;
- работать с текстом на основе грамматических правил;
- освоение моделей пошагового комплексного анализа;
-школьники будут относиться к тексту не только как формальному источнику информации, но и будут любить читать, любить и сам процесс работы с текстом;
-выполнять тестовые задания соответсвенно по пройденным темам
- умение осмысливать цели чтения;
-уметь граммотно писать;
- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
- уметь выполнять задания разных уровней;
Краткосрочный план уроков разработан на каждое занятие, руководствуясь приказом РК «О стандартах образования» от 6 апреля 2020 года №130 прик. Программа рассчитана на 2020-2021 учебный год сроком на 3 года: 1 час в неделю, 34 часа в учебный год.
КАЛЕНДАРНО-ТЕММАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№
Темы урока
Часы
Время
ЯЗЫК И РЕЧЬ
4 ч
1
Монолог
1
2
Диалог
1
3
Полилог
1
4
Формы речи: монолог и диалог и полилог
1
ЯЗЫК И ЕГО ЕДИНИЦЫ
3 ч
5-6
Слово как универсальная единица языка. Слово в контексте
Составление рассказа по данному началу или по его концу
1
Список использованной литературы:
1.Атлас новых профессий [Электронный ресурс].URL: https://atlas100.ru/2.Валгина Н. С.
2. Теория текста. М.: Логос, 2003. 280с. (Учебник XXI века.)
3.КовалеваГ.С., Красновский Э.А.Новый взглядна грамотность. Порезульта там международного исследования PISA–2000. М.:Логос, 2004.Часть I.Грамотность чтения. Часть2.
4.Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 7класс: Пособие для учителя (вкомплекте сэлектронным приложением) / Г.С. Ковалева, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, М. Ю.Демидова, Л.Ф. Иванова, Л.О.Рослова,Е.Л.Рутковская, Л.А.Рябинина, Т.Ю.Чабан; подред.Г.С. Ковалевой,Е.Л. Рутковской.М.; СПб:Просвещение, 2014.151 с.
5.Селина Е.Н.Ресурсы городских проектов для формирования функциональной грамотности школьников [Электронный ресурс].
6.Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсужде-нию //Центро ценки качестваобразования [Электронный ресурс].URL: http://www.centeroko.ru/public.html#pisa_pub
7.Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М. И. Хорошоли читают россий-ские школьники?//Вопросы образования. 2007. № 4. С. 240–266.
8.ЦукерманГ.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И.Победав PIRLSипораже-ниев PISA: судьбачитательской грамотности 10–15-летних школьников // Вопросы образования. 2011.№ 2. С. 123–150.
9.ЦукерманГ.А.,КовалеваГ.С., Кузнецова М.И.Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая// Вопросы образования. 2015. № 1. С.284–300.
СОДЕРЖАНИЕ
№
Темы
Стр
Пояснительная записка
3
1
Монолог
7
2
Диалог
9
3
Полилог
11
4
Формы речи: монолог и диалог и полилог
14
5-6
Слово как универсальная единица языка. Слово в контексте