kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы в казахских классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы в казахских классах. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы в казахских классах.»

Шанатова Разия Абисовна


В Законе Республики Казахстан «Об образовании» установлено, что «основные

задача-создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование и профессиональное совершенствование личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики; внедрение инновационных технологий обучения, информатизация образования, выход в международные глобальные коммуникационные сети». Для решения этих задач возникает необходимость перехода через каждодневный поиск образовательных организаций, каждого преподавателя ко всем открытиям и преобразованиям, к новому опыту, к новым отношениям, открывающим смелый путь к переменам.

Традиционные формы уроков уже в прошлом, они формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, обобщать материал. Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. 
Сейчас у нас развиваются научно-технические базы современных школ, изменяются интересы школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению.
Одной из главных задач современного образования является не только вооружение ребенка конкретным набором знаний, но и умение учиться всю жизнь, работать в команде, выработка умения саморазвиваться, что так необходимо в наше время. Поэтому неслучайно мною выбрана тема «Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы в казахских классах. На мой взгляд, эта тема не потеряла своей актуальности и остроты и сегодня. Её практическая значимость доказана и выверена временем.

В настоящее время одной из задач образования является развитие компетенций учащихся. Главная проблема учителя – «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы» (А.Хуторской). Для решения этой задачи требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.МО.характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя. Рассмотрим активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях, то есть овладел совокупностью компетенций. Не первый год, работая в национальной школе, я замечаю, как порой ученики не могут, стесняются высказать свою мысль, отстоять свою точку зрения, хотя общее понятие и представление у них сформировано. И здесь на помощь им приходят активные методы обучения. Ведь, работая в команде, соревнуюсь, ученики проявляют себя более активнее, способнее. Недаром говорят: «Одна голова хорошо, две лучше».

Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному, а затем и к системно-деятельностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения.

Активные методы обучения и воспитания - те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей» (Г.П. Щедровицкий)

В первую очередь вышеуказанные методы обучения необходимо применять для активизации познавательной активности учащихся:

- развития способности к самостоятельному обучению;

- выработки навыков работы в коллективе;

- коррекции самооценки учащихся;

- навыков общения со сверстниками, и с учителями). Именно эти методы

формируют и развивают коммуникативные навыки у учащихся.


Немаловажную роль АМО играют при достижении следующих дидактических целей:

- при работе с большим по объему материалом;

- развитие навыков активного слушания;

- отработка изучаемого материала;

- развитие навыков принятия решения;

- обобщение и систематизация изученных знаний по теме, разделу;

-также эффективное использование активных методов обучения приводит к

изменению системы контроля.


Использование активных методов приводит к изменению системы контроля.


Классификация методов обучения:

Традиционные (репродуктивные) методы

Осуществляют передачу определенных знаний, формируют навыки практической деятельности. В основном их результат представлен знаниями и навыками без возможности применения в определенных ситуациях.

Активные методы (АМО) направлены преимущественно на развитие

самостоятельного творческого мышления, умения грамотно решать любые задачи в сложившейся ситуации.

Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения

Лекция - 5%
Чтение - 10%
Аудио-визуальный метод - 20%
Демонстрация - 30%
Групповые дискуссии - 50%
Активное обучение - 70%
Обучение других / немедленное применение - 90%

Для продуктивной деятельности школьника требуется:
1. Сформированность ряда коммуникативных умений;
2. Развитие мышления учащихся;
3. Опыт оценочной деятельности

В процессе применения активных форм обучения нужно выделять следующие этапы:
I этап
Мотивационный: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают идеи.
Планово-подготовительный: определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план.

II этап
Информационно-оперативный: ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет, и сам является информационным источником.


III этап
Рефлексивно-оценочный: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках являются:

1. нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма).

2. постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках:

  • ситуация неожиданности;

  • ситуация конфликта;

  • ситуация несоответствия;

  • ситуация неопределенности;

  • ситуация предположения;

  • ситуация выбора.

3. Использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных 6. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

7. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава).

8. Нетрадиционные виды уроков, которые отличаются от традиционных следующими принципами:
- максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;
- поддержка альтернативности и множественности мнений;
- педагогически обоснованная дифференциация учащихся последующим критериям: учебные возможности, интересы и склонности, характер мышления.

Выбор вида нетрадиционного урока обусловлен уровнем мотивации к учению и уровнем познавательных возможностей учащихся. В классах с низким уровнем мотивации лучше всего проводить уроки следующих видов: ролевая игра, путешествие, экскурсия, интегрированный урок, взаимообучение. Их целью является формирование у школьников мотивации к изучению предмета, а также развитие творческого потенциала детей « персонажей».

9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические). Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие — предпочитают классические формы учебного процесса.

10. Выполнение школьниками заданий творческого характера (мини-сочинение, эссе, фотовыставка, сюжет видеофильма, кроссворд, сканворд, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление).

11. Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета (терминологического, учебной встречи с элементами соревнования, зачета по номенклатуре, хронологического).

Активизация творческой активности и критического мышления уместны на любом этапе урока, мы рассмотрим различные случаи их применения.

Кейс – метод - это не изобретение нашего времени, он возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Суть метода состоит в том, что обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих однозначного решения. Соответственно от обучающихся требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваясь на своих уроках, чтобы студенты могли свободно высказывать свое мнение и аргументировано отстаивать свою позицию, а также внимательно слушать мнение выступающих. Так при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир» ввожу в урок элемент дискуссии «Марья Болконская и современная девушка - за и против». После изучения пьесы А.Н. Островского «Гроза» студенты дискутируют на тему: «Мое отношение к поступку Катерины»

Чтобы повысить интерес к русскому языку и литературе, я широко использую в своей работе метод проектов. Учебный проект – это возможность максимально раскрыть творческий потенциал подростка. Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. На заключительном этапе урока-проекта, целесообразно провести рефлексию, предложить студентам в течение нескольких минут заполнить таблицу:

«Я»

(как

работал,

ошибки)

«Мы»

(насколько  я помог группе, насколько сокурсники, преподаватель помогли мне)

«Дело»

(понял ли материал, что узнал, что запомнил, смогу применить)

Оценка в баллах

(по десятибалльной

системе)







Коллоквиум (лат. colloquium — разговор, беседа)  — форма проверки и оценивания знаний учащихся. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы студентов.

Например:

-О происхождении слова копейка (родственное слову копье) стр.77 «Русский язык. За страницами школьного учебника» С.И. Львова.

-« Многие слова, обозначающие привычные обыденные понятия, имеют любопытную историю, связанную с их происхождением. Например, название монеты КОПЕЙКА, оказывается.произошло от слова КОПЬЁ: в старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Существительное РУБЛЬ исторически связано с глаголом РУБИТЬ6 в Древней Руси при размене крупных серебряных или золотых слитков (брусков) их рубили на части. Это требовалось в том случае, если вещь стоила меньше, чем брусок.

Например:

-Знаете ли вы, что роль знаков препинания настолько велика, что иногда они употребляются даже вместо слов. Так, при чтении текста мы часто на полях отмечаем непонятные или сомнительные места вопросительным знаком (?), а те части текста, которые вызывают особый восторг и радость – знаком восклицательным (!). Известен факт, что В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом:»!».

- Оказывается, количество падежей в разных языках различно. В английском только 2, а вот в дагестанском-50! В немецком-4, в японском – 10, в эстонском – 14, в венгерском -22. Но есть и такие языки, в которых вообще нет никаких падежей и смысловые отношения между словами зависят от порядка слов в предложении.

Главное в этой рубрике-эмоциональность, задать тон, заставить задуматься, вовлечь в работу.

Приём "Ассоциативный ряд"

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

•оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Пример. Сентиментализм.

Ассоциации( прием синквейна): чувство, литературное направление, эмоции,природа.

Выводится определение: сентиментализм - литературное направление, возводящее в культ чувство.

Орфоэпическая разминка (правильное произношение слов)

Труднопроизносимые слова проговариваются хором. СООТВЕТСТВУЮЩИМИ,

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ,

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯМИ,

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ,

ЭКЗАМЕНАЦИОНН,

БЕЗМОЛВСТВОВАВШИЙ,

ОПРОКИДЫВАЮЩИМИСЯ и т.п.

Эта система обучения правильной, выразительной и четкой речи. Этой системой в совершенстве овладевают актеры, певцы, дикторы.

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение:

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

Лекция “Пресс-конференция”

Содержание оформляется по запросу (по вопросам) аудитории с привлечением нескольких преподавателей.

Преподаватель просит слушателей письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию.

Слушатели могут задать провокационные вопросы. Подобная лекция носит характер “блиц-игры”, в которой слушатели играют роль участников пресс-конференции, а преподаватель исполняет роль ведущего пресс-конференции, демонстрируя способы организации подобного мероприятия.

Основными задачами преподавателя являются обязательный ответ на любой вопрос и оценка типов вопросов в зависимости от их содержания. Структура лекции может быть двух видов: целое, связанное изложение проблемы; брифинг, то есть на все вопросы, задаваемые слушателями, даются краткие ответы.

 Метод    «Фруктовый сад»  
   Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения    метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные    материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при    подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для    обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
     Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими    образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем,    чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном    процессе.
      Численность – весь класс.
   Время – 20 минут
   Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны    яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
      Проведение:
   Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из    них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное    дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги    крупные яблоки и лимоны.
      Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать    более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от    обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько.    К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и    способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и    одноклассников и т.д.
     Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения    – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и    при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все    ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их.    После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение    и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В    процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и    опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения    ожиданий и опасений.
     Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений    учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения.    Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также    участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Игры с поднятием рук, например, игра

«Мягкий знак или твердый знак?»

Учитель называет слова. Если слово с Ъ, ученики поднимают правую руку, если с ь –то левую. То же самое можно с прилагательными и причастиями.

Можно совместить с физминуткой.

Если прилагательное - оставайтесь на месте.

Если причастие -встаем.

Те, кто встал, объясняют, почему они так рещили.

Пример Активных методов релаксации

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Время – 8-10 минут

Проведение:

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Все ученики

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение:

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Метод «Инфо-угадайка»
   
   Цели метода:    представление нового материала, структурирование материала,    оживление внимания обучающихся.
   Группы: все участники.
   Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.    
   Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
   
   Проведение
:
   Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист    ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы.    Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные,    но пока не заполненные.

Начиная с сектора 1, учитель вписывает в    сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в    ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах    темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные    моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты    маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу    сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы,    учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и    так далее.
   Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде    представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.    Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной    теме постепенно заполняются.
   
   В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были    затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не    упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение    краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся,    учитель дает ответы на них.
   
   Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за    аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа    аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации    способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие    участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не    обозначенные разделы темы.

«Кто больше?»

Кто больше придумает синонимов к слову ХОЛОД?

Кто больше вспомнит слов с удвоенной согласной?

Кто больше придумает однокоренных слов к слову школа?

Кто больше назовет однокоренных слов с корнем РАСТ-РАЩ-РОС ?

ФИШБОУН - метод структурного анализа причинно-следственных связей (рыбный скелет)

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?

Диаграмма Исикавы

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;

  • развивать критическое мышление;

  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.



Метод «Шесть шляп мышления»

Шляпы

Белая – Что произошло?

Желтая– Найдите положительное в этой ситуации

Черная - Найдите отрицательное в данной ситуации

Красная – какие эмоции вызвал рассказ? Менялись ли они на протяжении рассказа? Кому из героев вы сочувствуете?

Зеленая - Как могли бы повести себя герои?

Синяя - Почему вы смеялись, читая рассказ?

Метод «Тонкие и толстые вопросы»

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?)

Что?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?



Прием « Фантастическая добавка»

Анатолий Гин в своей книге «Приемы педагогической техники» определяет «Фантастическую добавку» как прием, направленный на привлечение интереса к произведению.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить какую – либо ситуацию; придумать фантастического героя; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

И. Тургенев, повесть «Му-му»

Прошу ребят, погрузиться в роль и "озвучить" мысли и чувства Герасима. Я задаю вопросы Герасиму, а ребята вслух произносят мысли Герасима (что, по-вашему, сказал нам Герасим, если бы умел говорить).

Скажи, пожалуйста, Герасим, почему ты не ушел от барыни раньше? Ведь ты мог не топить свою любимую собаку, а сразу с ней уйти в деревню?

Думал ли ты, Герасим, что ты мог уйти от барыни со своей собакой?

О чем ты, Герасим, думал, когда возвращался в свою деревню из Москвы? Было ли тебе страшно, что барыня велит тебя поймать, привезти опять в Москву? А если бы она велела запороть тебя до смерти?

Еще одна ситуация: представьте себе, что спустя 1-2 года спустя барыня и Герасим встретились. Своевольная барыня ездила по деревням. Какой вы себе представляете их встречу?

«Кто быстрее и грамотнее выполнит задание?»

Во время урока, когда дети самостоятельно выполняют упражнения, тем, кто выполнит быстрее и правильнее, ставлю оценки.

Первые три тетради на проверку. Обычно это одни и те же ученики, но они между собой соревнуются, кто правильнее.

Использование активных форм организации обучения будет эффективным при соблюдении следующих условий:

- активная заинтересованность педагога в формировании не столько ЗУНов, сколько образовательных компетенций в процессе деятельности;
- переход к «субъект-субъектному» варианту взаимодействия между учителем и учащимися;
- постоянный рост самостоятельной работы учащихся;
- методическое обеспечение практического обучения по учебным дисциплинам;
- обновление материальной базы и ее соответствие современным технологиям образования

Следует также учитывать:

  • Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ребёнка участвовать в процессе обучения.

  • Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт.

  • Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

  • Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать.

  • Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному вопросу. Приведенные здесь активные методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов . Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования АМО на уроке или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениния





























Делая вывод, хотелось бы отметить, что активные методы обучения помогают: развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.



































Использованная литература


  1. 1.Леонов С. А. Развитие устной речи учащихся на уроках литературы. Москва, 1998.


  1. 2.Качурин М. Г. Организация деятельности учащихся на уроках литературы. Москва, 1982.


  1. Мухамбетжанова С. Т., Жартынова Ж. А. методы и приемы работы с интерактивным оборудованием. Алматы, 2008.


  1. Методика преподавания русского языка в начальных классах казахской школы / под редакцией Г. Бадамбаевой-Алматы, 2000 г.

  2. Майгельдиева Ш. М. современная методика обучения на уроках русского языка и литературы.- Кызылорда, 2011.

  3. Майгельдиева Ж. М. кейс-метод обучения русскому языку в Казахской аудитории / / материалы IV Международной научно-практической конференции (1-15 апреля 2008 г.). Научный день Методика преподавания русского языка в начальных классах казахской школы / под редакцией Г. Бадамбаевой-Алматы, 2000 г.

  4. Майгельдиева Ш. М. современная методика обучения на уроках русского языка и литературы.- Кызылорда, 2011.

Майгельдиева Ж. М. кейс-метод обучения русскому языку в Казахской аудитории / / материалы IV Международной научно-практической конференции (1-15 апреля 2008 г.). Научный день.




















13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы в казахских классах.

Автор: Шанатова Разия Абисовна

Дата: 12.12.2023

Номер свидетельства: 642087

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Среднесрочное планирование серии 4 уроков по русскому языку для 9 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(98) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-sierii-4-urokov-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "129523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415720833"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Краткосрочное планирование уроков по русскому языку для 9 класса казахской школы по теме БСП "
    ["seo_title"] => string(101) "kratkosrochnoie-planirovaniie-urokov-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-kazakhskoi-shkoly-po-tiemie-bsp"
    ["file_id"] => string(6) "129596"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415726947"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Эффективность использования модуля "Новые подходы в преподавании и обучении" в серии последовательных уроков"
    ["seo_title"] => string(80) "effiektivnost_ispol_zovaniia_modulia_novyie_podkhody_v_priepodavanii_i_obuchieni"
    ["file_id"] => string(6) "372837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1482513671"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "«Активные технологии в развитии  творчества младшего школьника» "
    ["seo_title"] => string(70) "aktivnyie-tiekhnologhii-v-razvitii-tvorchiestva-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "181807"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425397644"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства