"Активизация познавательной деятельности обучающихся"
"Активизация познавательной деятельности обучающихся"
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Активизация познавательной деятельности обучающихся"»
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
привлечение учащихся к целям и задачам урока;
возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
включение учащихся в интересную для них форму работы.
Методы обучения:
самостоятельный поиск необходимой информации;
метод проектов;
тестирование;
овладение разными учащимися разного материала;
творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.;
эвристическая деятельность: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, ТРИЗ и др.;
метод инверсии: решение творческой задачи с помощью анализа и синтеза, конкретного и абстрактного;
метод эмпатии (метод личной аналогии);
проблемное обучение.
На подготовительном этапе учителями нашей школы были показаны уроки и фрагменты уроков, на которых были продемонстрированы те или иные методы и формы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.
Формы организации деятельности учащихся
Коллективные.
Индивидуальные.
Коллективные.
Формы и методы урока:
деловая игра;
пресс-конференция;
семинар и диспут;
урок-аукцион;
игра;
путешествие;
смотр знаний и др.;
лабораторная работа;
практическая работа;
самостоятельная работа;
Главная ценность культуры сегодня – читающий ребенок. Открывая книгу, он вместе с тем, открывает свой личностный потенциал. Книга питает его ум и душу. И тогда книга становится пространством для развития личности, формирования лучших человеческих качеств.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная память и умственная работоспособность.
При организации работы с учебником учитель формирует умения:
делать выписки, составлять конспекты;
ставить вопросы к тексту, соотносить текст с вопросами;
обобщать, сравнивать, оценивать;
выделять непонятные места в тексте;
разбираться в причинах их непонимания;
пользоваться справочным и другими материалами для разъяснения непонятных мест;
определять тип текста;
определять основную мысль текста;
разбивать текст на микротемы (блок информации);
составлять план текста;
составлять структурно-логическую схему;
составлять тезисы.
Для этого учитель использует следующие компоненты учебника:
текстовые;
внетекстовые;
вопросы-задания;
упражнения, схемы, таблицы, алгоритмы, иллюстрации и др.
Формы работы с учебником:
репродуктивно-поисковая: составление плана, схемы, конспекта по тексту;
творческая : тесты, кроссворды, тексты с ошибками.
Книга – важнейшее средство информационного общения. В учебной книге моделируются жизнь, чувства, мысли и дела, не только отдельной личности, но и всего человечества во всех доступных измерениях времени и пространства:
важнейшее средство пропаганды и популяризации знаний;
важнейшее средство воспитания и образования, повышения культуры учащихся.
Информационные технологии:
Информационные технологии – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).
Использование продуктов информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, авторы выделяют:
творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется “ударить в грязь лицом” перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.
игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать “пружину” для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.
Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход это, прежде всего, у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя не возможно.