Активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке биологии в коррекционной школе VIII вида
Активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке биологии в коррекционной школе VIII вида
Активизации познавательной деятельности обучающихся
на уроке биологии в коррекционной школе VIII вида
через использование интернет-сервиса «Фабрика кроссвордов»
Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта.
Дидактическая игра является ценным средством умственного воспитания. Она активизирует детей, психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания.
Использование игр на уроке даёт возможность длительное время удерживать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Игровая деятельность в учебном процессе обеспечивает решение задач, связанных с развитием произвольного внимания, памяти, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Радость от процесса игры вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт рабочее настроение и желание продолжить деятельность, облегчает процесс усвоения знаний.
Кроссворды как один из видов дидактических игр, вносят в учебный процесс элемент игры. Незаметно для школьника обучение происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Кроме того, в игре сравнительно легче создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания. Разнообразие форм и видов, используемых педагогом в ходе урока, ведёт к пробуждению интереса обучающихся к занятиям и предмету биологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке биологии в коррекционной школе VIII вида»
Активизации познавательной деятельности обучающихся
на уроке биологии в коррекционной школе VIII вида
через использование интернет-сервиса «Фабрика кроссвордов»
Агафонова Евгения Валерьевна, учитель
Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта.
Дидактическая игра является ценным средством умственного воспитания. Она активизирует детей, психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания.
Использование игр на уроке даёт возможность длительное время удерживать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Игровая деятельность в учебном процессе обеспечивает решение задач, связанных с развитием произвольного внимания, памяти, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Радость от процесса игры вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт рабочее настроение и желание продолжить деятельность, облегчает процесс усвоения знаний.
Кроссворды как один из видов дидактических игр, вносят в учебный процесс элемент игры. Незаметно для школьника обучение происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Кроме того, в игре сравнительно легче создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания. Разнообразие форм и видов, используемых педагогом в ходе урока, ведёт к пробуждению интереса обучающихся к занятиям и предмету биологии.
Кроссворды в сущности своей являются интеллектуальными играми, предназначенными для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания. А сколько удовольствия получают школьники с ОВЗ от их разгадывания.
Процесс отгадывания кроссвордов является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Отгадывание оттачивает и дисциплинирует ум, приучая к логике, к рассуждению.
Создавать кроссворды можно с помощью стандартных программ Word, Exсel. Для создания интерактивного кроссворда с проявляющимися в ячейке верными словами мы можем в программе PowerPoint, но от учителя потребуется кропотливая и долгая работа.
В решении этой проблемы на помощь учителю приходят различные онлайн-генераторы и компьютерные программы. Одним из таких онлайн-сервисов является «Фабрика кроссвордов».
Достоинства данного сервиса и целесообразность его использования:
бесплатный, не требуется регистрация, простой, доступный и надежный;
при разгадывании проверка осуществляется автоматически (т.е. можно узнать результат), можно распечатать готовый кроссворд;
готовый кроссворд можно сохранить и отправить ученикам в виде ссылки для разгадывания;
данный сервис поможет по-новому организовать работу в классе (сформировав интерактивную среду обучения) и сделать сам процесс обучения интереснее, ярче, насыщенней.
«Фабрику кроссвордов» можно применят на разных этапах урока, чаще при проверке домашнего задания и закреплении нового материала (обучающий и обобщающий кроссворды), на уроках обобщения и систематизации полученных знаний и умений (итоговый кроссворд). По форме организации работа с кроссвордом может быть коллективной, индивидуальной и групповой, но работа в группах позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса. Также можно организовать групповую работу по составлению кроссворда во время изучения новой темы или предложить обучающимся составить кроссворд в качестве домашнего задания.
На этапе проверки домашнего задания предложено несколько вариантов:
– к интерактивной доске приглашается ученик для решения кроссворда, после устного опроса проверяется правильность заполнения кроссворда всем классом;
– можно дать аналогичное задания группе учеников, а правильность выполнения проверяется после устного опроса или в конце урока;
– кроссворд предлагается в виде словарного (терминологического) диктанта, школьники работают на заранее распечатанных бланках с определением слов либо учитель может зачитывать вопросы к каждому термину.
На этапе изучения новой темы составляется небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми обучающимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. В ходе изложения новой темы учитель задает вопросы, ответы детей вписываются в сетку кроссворда. К концу этапа кроссворд будет представлять визуализацию ключевых понятий темы.
На этапе закрепления, при повторении изученного материала используется обобщающий кроссворд.
Обучающий и обобщающий кроссворды рекомендуется делать короткими, с небольшим количеством слов (5-9), чтобы его решение и проверка не затягивали урок.
На уроках обобщения, повторения происходит проверка усвоения программного материала, поэтому объем слов может увеличиться. Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной программы, могут состоять из 12-18 слов.
Итоговый кроссворд как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников повышения интереса к учению. Если во время обычной контрольной дети находятся в стрессовом состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой. У ученика всегда есть возможность угадать слово, если он его не помнит.
Проверить правильность ответов дети могут сами, в зависимости от количества слов. Отгадали полностью кроссворд – оценка «5», до 60% правильно отгаданных слов – оценка «4», 50% и меньше – оценка «3». Тем самым, при проверке дети получают объективную информацию о результатах своей учебной деятельности.
В своей работе я использую распечатанные кроссворды с пустыми клеточками и заданиями.
На уроке природоведения, на этапе проверки домашнего задания по теме «Осень» в 5 классе используется кроссворд для выделения опорных слов по изученной теме, что позволяет в дальнейшем получать прочные знания:
Данный кроссворд «Корни растений» можно использовать при закреплении и повторении материала в 7 классе.
При изучении раздела «Воздух» в 6 классе с целью активизации запоминания биологических терминов предлагается следующий кроссворд:
Включая школьников в эту интеллектуальную игру, учитель в нетрадиционной форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.
Использование кроссвордов в образовательном процессе помогает разнообразить виды деятельности обучающихся на уроке. Их отгадывание пробуждает интерес к учебному труду и развивают психические процессы учеников.
Включение в урок биологии коррекционной школы VIII вида кроссвордов позволяет варьировать повторение изученного материала, кроме того делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, активизирует запоминание биологической терминологии.
Список используемой литературы:
1. Габитов Ф.Р. «Фабрика кроссвордов – сервис по созданию кроссвордов». Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна». http://http://it-pedagog.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=432
2. Габитов Ф.Р. «Использование интернет-сервиса «Фабрика кроссвордов» как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроке биологии». Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна». http://it-pedagog.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=614
3. Генералова Н. «Онлайн-сервисы создания кроссвордов». Pedsovet.su «Сообщество взаимопомощи учителей». http://pedsovet.su/publ/44-1-0-4139