2.Общая характеристика учебного предмета, курса…………………………………………………………………………………………….
5
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане………………………………………………………………………………..
7
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса..……………………………………….....
7
5.Содержание учебного предмета, курса, подробное обоснование о внесенных изменениях в используемую программу с учетом психофизических особенностей детей с ОВЗ………………………………………………………………………………………………………..
9
6.Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, содержание учебного материала, предметных и метапредметных результатов…………………………………………………………………………………………………….
12
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; дидактического материала коррекционно-развивающего характера…………………………………………………………………………………………………………
33
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса………………………………………………………………………………
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для детей с ОВЗ по русскому языку для 6 класса составлена учителем русского языка и литературы Никишевой Г.А. на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов средней общеобразовательной школы (Русский язык. Рабочие программы. Линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др. 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2016) на 2017-2018 учебный год.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ и региональным базисным учебным планом программа в 6 классе рассчитана на 6 часов в неделю, 35 учебных недель, 210 часов в год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2012).
Структура документа. Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий девять разделов: поясни-тельную записку; общую характеристику учебного предмета; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса, подробное обоснование о внесенных изменениях в используемую программу с учетом психофизических особенностей детей с ОВЗ; календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, содержание учебного материала, предметных и метапредметных результатов; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; дидактического материала коррекционно-развивающего характера; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Задачи обучения русскому языку для детей с ОВЗ:
организовать освоение знаний об устройстве и функционировании языка, овладение основными нормами современного русского литературного языка, формирование умения пользоваться его стилистическими ресурсами, способствовать интенсивному развитию речемыслительных, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника;
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению литературных норм языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
обеспечение языкового развития обучающихся с ОВЗ;
овладение учащимися с ОВЗ видами речевой деятельности.
Изучение школьного курса «Русский язык» представляет значительные трудности для детей с ОВЗ в силу их психофизических особенностей. Такие дети испытывают трудности при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, у них нарушены фонематический слух и графомоторные навыки. Обучающиеся с ОВЗ работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание, изучаемого материала развития может освоить базовый минимум содержания программного материала.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления.
Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности.
Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.
Коррекционно-развивающие задачи для детей с ОВЗ:
- использовать процесс обучения русскому языку для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Образовательно-коррекционные:
1. Формирование правильного понимания и отношения к языковедческим законам.
2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные лингвистические знания в повседневной жизни.
3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Формирование у обучающихся качества творчески думающей и легко адаптирующейся личности.
2. Формирование здорового образа жизни.
3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках русского языка.
4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания.
5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.
6. Развитие приёмов учебной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса
Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 5-9 классах. В учебном плане МКОУ ХМР СОШ п. Красноленинский количество учебных недель составляет 35, в связи с чем данная рабочая программа предусматривает изучение русского языка в 6 классе в количестве 210 часов (из расчета 6 часов в неделю). Материал школьного курса русского языка в программе расположен с учётом возрастных возможностей обучающихся с ОВЗ. Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому значительное место в ней отводится повторению, в связи с этим в настоящей программе увеличено количество часов именно на повторение изученного материала в конце каждого курса.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты изучения русского языка для обучающихся с ОВЗ. К ним относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе,
понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты изучения русского языка в основной школе для обучающихся с ОВЗ:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);
готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения русского языка учащимися с ОВЗ включают:
понимание роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
осознание смысла понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
знание основных признаков разговорной речи, научного, публицистического, официaльно-делового стилей, языка художественной литературы;
знание особенностей основных жанров, научного, публицистического, официaльно-делового стилей и разговорной речи;
знание признаков текста и его функционaльно-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
знание основных единиц языка, их признаков;
знание основных норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); норм речевого этикета;
умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
умение определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
умение опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анaлиза;
умение объяснять с помощью толкового словаря лексическое значение слов.
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное).
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
воспроизводить текст c заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение).
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); - свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме .); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета.
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
5.Содержание учебного предмета, курса, подробное обоснование о внесенных изменениях в используемую программу с учетом психофизических особенностей детей с ОВЗ
Речь. Общение
Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения.
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Морфемы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.
Текст его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки и стили речи. Официально-деловой стиль. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Лексика. Культура речи
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.
Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно- русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари.
Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне кас-, - кос-. Буквы а я о в корне –гар-, - гор-.
Буквы а и о в корне - зар-, -зор-. Буквы ы, и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-.Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное.
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.
Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к, ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя.Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения.
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи
Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис.
Распределение учебных часов по разделам программы
Содержание
Кол-во часов
Кол-во контрольных
Развитие речи
Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира.
1
0
0
Повторение изученного в 5 классе.
15
1
3
Лексика и фразеология. Культура речи.
20
1
4
Словообразование. Орфография. Культура речи.
38
2
7
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Имя числительное.
Местоимение.
Глагол.
120
28
30
17
20
27
9
1
1
1
1
1
15
3
3
1
1
5
Повторение и систематизация изученного в 6 классе.
10
1
2
ИТОГО
204
10
29
6.Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности,
содержание учебного материала, предметных и метапредметных результатов
Предмет Русский язык
Класс 6
Учебник Русский язык 6 класс, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Москва «Просвещение», год издания 2012
Количество часов: 210 (6 часов в неделю)
№
п/п раздела и темы урока
Тема
урока
Основные виды учебной деятельности
Универсальные учебные действия, требования к уровню подготовки обучающихся
Коррекционная деятельность
Дата
План
Факт
1.1.
Язык. Речь. Общение.
Русский язык – один из развитых языков мира.
Изучение нового
Личностные: оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать знания.
Регулятивные: учится обнаруживать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает, отвечает на вопросы других.
Коррекция памяти, мыслительных процессов
2.2.
Язык, речь, общение.
Изучение нового
Коррекция памяти, мыслительных процессов
3.3.
Ситуация общения.
Изучение нового
Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания
4.1.
Повторение изученного в 5 классе.
Фонетика, орфоэпия.
Повторение
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования: положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); в ходе представления проекта учится давать оценку его результатам.
Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ.
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли; учится подтверждать аргументы фактами; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; учится критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций
Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках слов
Повторение
7.4.
Части речи.
Закрепление
8.5.
Орфограммы в окончаниях слов
Закрепление
9.6.
Словосочетание.
Закрепление
10.7.
Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.
Закрепление
11.8.
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении
Закрепление
12.9.
Синтаксический разбор
предложений.
Закрепление
13.10.
Прямая речь. Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Закрепление
14.11.
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Контроль знаний
15.12.
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Анализ работы
16.1.
Текст.
Текст, его особенности.
Изучение нового
Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания
17.2.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.
Изучение нового
18.3.
Р.Р. Подготовка к изложению «Первопечатник Иван Федоров».
Развитие речи
19.4.
Р.Р. Написание изложения «Первопечатник Иван Федоров».
Развитие речи
20.5.
Начальные и конечные предложения текста.
Изучение нового
21.6.
Ключевые слова.
Изучение нового
22.7.
Основные признаки текста.
Изучение нового
23.8.
Р.Р. Написание сочинения «Памятное событие» (упр. 68)
Развитие речи
24.9.
Текст и стили речи.
Изучение нового
25.10.
Официально-деловой стиль речи.
Изучение нового
26.1.
Лексика. Культура речи.
Слово и его лексическое значение
Изучение нового
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану; учится в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; записывает выводы в виде правил «если…, то…»; по заданной ситуации составляет короткие цепочки правил «если…, то…»; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает, отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; учится критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций
Основные способы образования слов в русском языке.
Изучение нового
45.4.
Основные способы образования слов в русском языке.
Изучение нового
46.5.
Проектная работа по теме «Словообразование».
Закрепление
47.6.
Этимология слов.
Изучение нового
48.7.
Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Развитие речи
49.8.
Р.Р. Сочинение-описание помещения.
Развитие речи
50.9.
Буквы о и а в корне – КОС-/ -КАС-
Изучение нового
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); в ходе представления проекта учится давать оценку его результатам.
Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; представлять информацию в виде таблиц, в том числе с помощью ИКТ; использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; учится подтверждать аргументы фактами; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; учится критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций
51.10
Буквы о и а в корне – КОС-/ -КАС-
Закрепление
52.11.
Буквы о и а в корне – ГОР- / -ГАР-
Изучение нового
53.12.
Буквы о и а в корне – ГОР- / -ГАР-
Закрепление
54.13.
Р.Р Подготовка к сжатому изложению «Собиратель русских слов».
Развитие речи
55.14.
Р.Р Написание сжатого изложения «Собиратель русских слов»
Развитие речи
56.15.
Буквы О-А в корне – ЗАР -/- ЗОР-
Изучение нового
57.16.
Буквы О-А в корне – ЗАР-/- ЗОР-
Закрепление
58.17.
Буквы Ы-И после приставок.
Изучение нового
59.18.
Буквы Ы-И после приставок.
Закрепление
60.19.
Гласные в приставках ПРЕ -, ПРИ -
Изучение нового
61.20.
Значение приставки ПРИ -
Закрепление
62.21.
ПРЕ - и ПРИ- - часть корня.
Изучение нового
63.22.
Соединительные о и е в сложных словах.
Изучение нового
64.23.
Соединительные о и е в сложных словах.
Закрепление
65.24.
Сложносокращенные слова.
Изучение нового
66.25.
Сложносокращенные слова.
Закрепление
67.26.
Р.Р. Собирание материалов к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро».
Развитие речи
68.27.
Р.Р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»
Развитие речи
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания
69.28.
Морфемный и словообразовательный разбор слова
Изучение нового
70.29.
Повторение изученного по теме «Словообразование»
Закрепление
71.30.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Контроль знаний
72.31.
Анализ контрольного диктанта
Анализ работы
73.1.
Морфология и орфография. Культура речи.
Имя существительное.
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»
Повторение
75.3.
Разносклоняемые имена существительные
Изучение нового
76.4.
Разносклоняемые имена существительные
Закрепление
77.5.
Буква е в суффиксе -ен-существительных на –мя
Изучение нового
78.6.
Диктант по тексту (упр. 264)
Контроль знаний
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет
учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные Упр.202
средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).
Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; учится использовать полученную информацию на уроках и в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли; учится подтверждать аргументы фактами; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
79.7.
Несклоняемые имена существительные
Изучение нового
80.8.
Род несклоняемых имен существительных
Изучение нового
81.9.
Имена существительные общего рода
Изучение нового
82.10.
Имена существительные общего рода
Закрепление
83.11.
Морфологический разбор имени существительного
Изучение нового
84.12.
Р.Р. Подготовка к сочинению «Первое знакомство с…» (упр. 284)
Развитие речи
85.13.
Р.Р Написание сочинения «Первое знакомство с…» (упр. 284)
Развитие речи
86.14.
НЕ с существительными
Изучение нового
87.15.
НЕ с существительными
Закрепление
88.16.
Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК
Изучение нового
89.17.
Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и -ЩИК
Закрепление
90.18.
Гласные в суффиксах - ЕК и –ИК
Изучение нового
91.19.
Гласные О-Е после шипящих в суффиксах
имен существительных
Изучение нового
92.20.
Обобщение изученного по теме «Имя существительное»
Закрепление
93.21.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Контроль знаний
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания
94.22.
Анализ контрольного диктанта
Анализ работы
95.1.
Имя прилагательное.
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»
Повторение
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: учится обнаруживать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные:сопоставляет и отбирает информацию; учится передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные: учится подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению.
Р.Р. Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (упр. 347)
Развитие речи
106.12.
Р.Р. Написание изложения «Возвращение Владимира в отчий дом» (упр. 347)
Развитие речи
107.13.
Морфологический разбор имени прилагательного
Изучение нового
108.14.
НЕ с прилагательными
Изучение нового
109.15.
НЕ с прилагательными
Закрепление
110.16.
Буквы О-Е после шипящих и Ц - в суффиксах
прилагательных
Изучение нового
111.17.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
Изучение нового
112.18.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
Закрепление
113.19.
Р.Р. Подготовка к сочинению по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» (упр. 364)
Развитие речи
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: учится обнаруживать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные:сопоставляет и отбирает информацию; учится передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные: учится подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению.
114.20.
Р.Р. Написание сочинения по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» (упр.364)
Развитие речи
115.21.
Различение на письме суффиксов прилагательных - К и -СК-
Изучение нового
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
116.22.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Изучение нового
117.23.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Закрепление
118.24.
Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»
Закрепление
119.25.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Контроль знаний
120.26.
Анализ контрольного диктанта
Анализ работы
121.1.
Имя числительное.
Имя числительное как часть речи.
Изучение нового
Личностные: оценивать ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, 83операции, действовать по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли.
Р.Р. Составление выступления на тему «Берегите природу!» (упр. 432)
Развитие речи
133.13.
Обобщение изученного по теме «Имя числительное»
Закрепление
134.14.
Контрольный диктант по теме «Имя числительное»
Контроль знаний
135.15.
Анализ контрольного диктанта
Анализ работы
136.1.
Местоимение.
Местоимение как часть речи
Изучение нового
Личностные: учится контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом и созидательном процессе.
Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; учится подтверждать аргументы фактами.
Р.Р. Подготовка к сочинению - рассказу по сюжетным рисункам на тему «Степа колет дрова» (упр. 517)
Развитие речи
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
165.6.
Р.Р. Написание сочинения- рассказа по сюжетным рисункам на тему «Степа колет дрова» (упр. 517)
Развитие речи
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
166.7.
Глаголы переходные и непереходные
Изучение нового
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем ) необходимые действия, операции, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные средства.
Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и
явления; выявляет причины и следствия простых явлений.
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, высказывает и обосновывает свою точку зрения, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; учится критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.
Развитие наглядно-образного мышления. Коррекция слухового внимания.
167.8.
Глаголы переходные и непереходные
Закрепление
Развитие наглядно-образного мышления. Коррекция слухового внимания.
168.9.
Наклонение глагола.
Изучение нового
Развитие наглядно-образного мышления. Коррекция слухового внимания.
169.10.
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
Изучение нового
Развитие наглядно-образного мышления. Коррекция слухового внимания.
170.11.
Р.Р. Подготовка к изложению
«Витькина гайка» (упр.542)
Развитие речи
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
171.12.
Р.Р. Подготовка к изложению
«Витькина гайка»
Развитие речи
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
172.13.
Условное наклонение.
Изучение нового
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
173.14.
Условное наклонение.
Закрепление
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
174.15.
Повелительное наклонение.
Изучение нового
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
175.16.
Повелительное наклонение.
Закрепление
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
176.17.
Различение повелительного наклонения и
формы будущего времени
Изучение нового
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
177.18.
Употребление наклонений
Изучение нового
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
178.19.
Употребление наклонений
Закрепление
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
179.20.
Контрольный тест по теме «Глагол»
Контроль знаний
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
180.21.
Анализ ошибок, допущенных в тесте
Анализ работы
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
181.22.
Безличные глаголы
Изучение нового
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
182.23.
Безличные глаголы
Закрепление
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
183.24.
Морфологический разбор глагола
Изучение нового
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
184.25.
Р.Р. Рассказ на основе услышанного
Развитие речи
Личностные: оценивать ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя.
Познавательные: самостоятельно отбирает для решения предметных учебных задач необходимые материалы; составлять сложный план текста; передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные: учится искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
193.1.
Повторение и систематизация изученного в 6 классе.
Разделы науки о языке.
Повторение
Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания
194.2.
Орфография. Орфограммы в приставках
Повторение
Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания
195.3.
Орфография. Орфограммы в суффиксах и окончаниях
Повторение
Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания
196.4.
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
Повторение
Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания
197.5.
Р.Р. Подготовка к сочинению «Весна-лучшее время года» (упр. 610)
Развитие речи
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов
198.6.
Р.Р. Написание сочинения «Весна-лучшее время года» (упр. 610)
Развитие речи
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов
199.7.
Лексика и фразеология
Повторение
Личностные: учится контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом и созидательном процессе.
Регулятивные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: учится подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.
Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания
200.8
Лексика и фразеология
Повторение
Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания
201.9.
Словообразование
Повторение
Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания
202.10.
Словообразование
Повторение
Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания
203.11.
Морфология
Повторение
Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания
204.12.
Морфология
Повторение
Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания
205.13.
Синтаксис.
Повторение
Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания
206.14.
Синтаксис. Синтаксический разбор
Повторение
Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания
207.15.
Р.Р. Работа с текстом «Телецкое озеро» (упр. 612)
Развитие речи
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов
208.16.
Подготовка к годовой контрольной работе
Закрепление
Коррекция внимания и памяти. Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
209.17.
Годовая контрольная работа
Контроль знаний
Коррекция внимания и памяти. Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
210.18.
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Анализ работы
Коррекция пробелов в знаниях. Коррекция адекватной реакции на критику
Итого
210
163
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; дидактического материала коррекционно-развивающего характера
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2013.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
4. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред.В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
5. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Статьи, освещающие актуальные проблемы лингвистики.
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения данного предмета в 6 классе обучающийся с ОВЗ должен знать/понимать определения основных изученных
языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Аудирование:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
извлекать информацию из различных источников.
Чтение:
дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части);
составлять тезисный, вопросный план исходного текста;
владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
прогнозировать содержание текста по данному началу;
с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух.
Говорение:
сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения;
размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
Письмо:
сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы;
соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.
Текст:
анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 5,7,9 классах (для детей с ОВЗ) следующие:
Приложения
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 6 классах (для детей с ОВЗ) следующие:
диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, графический, словарный, свободный);
сочинение (по картине, по данному сюжету, на материале жизненного опыта);
изложение (выборочное, подробное);
тест.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку для учащихся с ОВЗ
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся с ОВЗ по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам с ОВЗ предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся с ОВЗ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 2-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 2-3 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится (в дневник и тетрадь), если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика с ОВЗ отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается:
для 5 класса – 80-90 слов,
для 6 класса – 90-100 слов,
для 7 класса – 100-110 слов,
для 8 класса – 110-135 слов,
для 9 класса – 140-150 слов.
(При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
для 5 класса – 15 слов,
для 6 класса – 16-20 слов,
для 7 класса – 21-25 слов,
для 8 класса – 26-30 слов,
для 9 класса – 31-35 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся с ОВЗ по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 3-4 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 3-4 случаями.
В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать:
в 5 классе -10 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы,
в 6 классе -14 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы,
в 7 классе -18 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм,
в 8 классе -20 различных орфограмм и 8 пунктограмм,
в 9 классе -22 различных орфограмм и 10 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть
в 5 классе – не более 3 слов,
в 6-7 классах – не более 5 слов,
в 8-9 классах – не более 7 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1.В переносе слов;
2.На правила, которые не включены в школьную программу;
3.На еще не изученные правила;
4.В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5.В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1.В исключениях из правил;
2.В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3.В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4.В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5.В написании ы и и после приставок;
6.В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7.В собственных именах нерусского происхождения;
8.В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9.В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
10.Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3, 0/4).
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).
Оценка «2» выставляется за диктант (в дневник и тетрадь), в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является
для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,
для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок),
для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 4-5 ошибок.
Оценка «2» ставится (в дневник и тетрадь) за диктант, в котором допущено до 8 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащих-ся. Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения:
в 5 классе – 100-150 слов,
в 6 классе – 150-200 слов,
в 7 классе – 200-250 слов,
в 8 классе – 250-350 слов,
в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы,
в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы,
в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы,
в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы,
в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих об-стоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
При оценке сочинения необходимо учитывать:
1. Самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 –4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ. Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестов При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 80– 100 %;
«4» - 70 – 79 %;
«3» - 45 – 69 %;
«2»- 44 и менее %.
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика с ОВЗ по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая от метка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» с учетом работы над ошибками.
Организация учебного процесса: классно-урочная система
Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в тематическом планировании).