Тема: страницы жизни и творчества Н.С. Лескова (1831-1895 гг.)
Тип урока: сообщение нового материала
Цели урока: 1) создание целостного представления о личности и творчестве писателя;
2) формирование навыков записи лекции;
3) воспитание у учащихся соответствующей линии поведения во время выступления одноклассников.
Предварительная подготовка: пятеро учеников из класса готовят сообщения к уроку на следующие темы:
? дописательская биография Н.С. Лескова (детские и юношеские годы писателя);
? начало литературного пути, первые художественные произведения (1860-1870 гг.);
? литературная зрелость Н.С. Лескова, основные темы творчества 91870-1890 гг.);
? поздний период творчества Н.С. Лескова, последние годы жизни писателя (1890-е);
? современники о творческом наследии Н.С. Лескова (отзывы критиков и современников).
Ход урока:
Этап урока
Время
(мин.)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оргмомент
1
Добрый день!
Вступительное слово учителя
10
Сегодня речь пойдет о писателе, которого до последнего времени считали писателем «второго ряда» и не включали в число классиков.
Об этом человеке говорили, что глаза его жгут. Известный художник Валентин Серов пытался запечатлеть притягательную силу этого взгляда в своем творчестве, а поэт Владимир Гиппиус описал этот портрет следующим образом:
Из черной рамы
Смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова.
Вы уже догадались о каком писателе идет речь ? о Н.С. Лескове.
Запишите число и тему урока: «Страницы жизни и творчества Н.С. Лескова (1831-1895 гг.)»
В качестве эпиграфа к занятию мы запишем высказывание самого писателя: «Это не жизнь, а только житие». Именно так определил свой жизненный путь сам Лесков. Запишите, пожалуйста, цитату в тетрадь.
Попробуйте объяснить смысл этой фразы.
А чтобы вы поняли ее значение правильно, давайте вспомним: что такое житие? О каких житиях вы знаете? (Какие читали?)
Записывают число и тему урока, а также эпиграф к нему.
Предлагают варианты определения слова «житие», перечисляют уже прочитанные. (например, повествование о жизни человека, признаваемого святым; жанр церковной литературы, в котором рассказывалось о жизни духовных или светских деятелей, причисленных к лику святых. «Житие Бориса и Глеба», «Житие Петра и Февронии Муромских» и др.)
Объясняют смысл цитаты, опираясь на определение. (Например, жизненный путь писателя складывался непросто. Причины тому были разные, как внешние обстоятельства, так и внутренний мир Лескова).
Изучение нового материала
25
Сейчас мы послушаем ваши сообщения о жизни и творчестве Н.С. Лескова. Во время докладов вы должны заполнить таблицу, состоящую из трех столбиков: «Дата», «Основные события», «Этапы творчества» (произведения, созданные в этот жизненный период).
(Далее следуют индивидуальные сообщения учащихся. Они могут сопровождаться презентацией. Учитель дополняет и исправляет учеников, если в этом возникает необходимость).
Ученики, которые готовили к уроку сообщения, по очереди выступают у доски (время одного сообщения не более пяти минут). Все остальные в это время заполняют таблицу.
Подведение итогов урока
8
Сначала сами ученики анализируют свои сообщения. Затем учитель вместе с учениками оценивает выступления учащихся и выставляет отметки.
Итак, мы полистали страницы жизни Н.С. Лескова, который прожил 64 года, из них 34 посвятил искусству ? литературе. Но ведь путь писателя не заканчивается строками некролога. Л.Н. Толстой не случайно пророчески предрек: «Лесков ? писатель будущего».
Обсуждают, анализируют выступления, называя преимущества и недостатки.
Запись домашнего задания
1
Прочитать повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник».
Записывают домашнее задание
Зеркало доски:
Страницы жизни и творчества Н.С. Лескова (1831-1895 гг.)
Это не жизнь, а только житие.
Н.С. Лесков
Зеркало тетради:
Страницы жизни и творчества Н.С. Лескова (1831-1895 гг.)
Это не жизнь, а только житие.
Н.С. Лесков
Дата
Основные события
Этапы творчества
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Н.С. Лескова »
Это не жизнь, а только житие…
Портрет писателя, худ. В. Серов
ЖИТИЯ СВЯТЫХ - биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Изучаются как исторические, литературные и лингвистические источники.
Жития первых русских святых: книги Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, Ольги, Феодосия Печерского (11-12 вв.).
«Род наш … происходит из духовенства…»
«Я ведь вполне самоучка…»
Начало литературного пути
Творческий расцвет
Ведущие темы творчества
Поздний период творчества
Характерные черты творчества
«Лесков – писатель будущего» (Л. Н. Толстой)
Дом-музей Н. С. Лескова
В знак памяти
Книги Н. С. Лескова
Дата
Основные
события
Этапы творчества
1831 г. – родился в семье Горохове Орловской губернии в семье мелкого чиновника.
1839 г. – его отец (окончивший духовную семинарию, но вместо карьеры священника избравший должность следователя) вышел в отставку, купил небольшой хутор и переехал туда со своей семьей.
Акилина Васильевна Алферьева, бабушка Н. С. Лескова, 1851 г.
Марья Петровна Лескова, мать писателя, 1873 г.
1841 – 1846 гг. – учеба в гимназии, самообразование.
1848 г. – смерть отца, Лесков вынужден пойти на службу канцеляристом в Орловскую палату уголовного суда.
1849 г. – переезд в Киев к брату матери. Посещает в Киевском университете лекции по Изучает польский язык, увлекается иконописью, принимает участие в религиозно-философском студенческом кружке, общается с паломниками, старообрядцами, сектантами.
1853 г. - женитьба на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой.
1857 г. – переезд в село Райское Пензенской губ. Приняв деловое предложение А. Я. Шкотта, Лесков становится агентом его коммерческой фирмы «Шкотт и Вилькенс», занимающейся управлением богатыми имениями.
1860 г. – дела фирмы приходят в упадок, Лесков возвращается в Киев и начинает литературную деятельность: пишет статьи для газет и журналов.
Псевдонимы писателя: М. Стебницкий, П. Лесков-Стебницкий, М. Лесков-Стебницкий, Фрейшиц, В. Пересветов, Николай Понукалов, Николай Горохов, Кто-то, Дм. М-ев, Член общества, Свящ. П. Касторский, Дивьянк, Б. Протозанов, Николай-ов, Любитель старины, Проезжий, Любитель часов, N. L.
1860 г. – переезд в Киев.
1862 г. – Лесков становится сотрудником газеты «Северная пчела» (статья о пожарах).
1862 г. – рассказ «Погасшее дело» («Засуха»).
1864 г. – роман «Некуда», повесть «Леди Макбет Мценского уезда».
1865 г. - Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урождённой Савицкой)
1867 г. - пьеса «Расточитель.
Автор портрета В. Серов, 1863 г.
1870 г. – роман «На ножах».
1872 г. – рассказ «Запечатленный ангел», роман «Соборяне».
1873 г. – повесть «Очарованный странник».
1880 г. – знакомство с Л. Н. Толстым.
1881 г. – повесть «Левша».
Н. С. Лесков, 1885 г.
С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и др.
Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества. В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др.
1891 г. – повесть «Полунощники».
1894 г. – рассказ «Заячий ремиз».
«Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.»
Н. С. Лесков, 1892 г.
Сатира и критика распространяется не только на представителей бюрократической системы государства, но и на «новых людей» - нигилистов, участников демократического движения («Некуда», 1864 г., «На ножах», 1870 г. и др.);
Циклизация рассказов («Христос в гостях у мужика», 1881г.,«Путешествие с нигилистом», 1882 г., «Голос природы», 1883 г. и др.);
Герои произведений – простые люди. Лесков называет их «праведниками». В своих поступках в борьбе со злом они руководствуются голосом совести («Левша», 1881 г. , «Очарованный странник», 1873 г. и др.);
Особый интерес к национальным особенностям жизни;
Индивидуализация языка персонажей и речевых характеристик.
Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозно использование этих знаний.
Основная претензия литературной критики к Лескову в те годы состояла в том, что казалось ей «чрезмерностью накладываемых красок», нарочитой выразительности речи.
По достоинству Лескова-художника оценили только в XX в., когда появились статьи М. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. М. Эйхенбаума о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева, опера Д. Д. Шостаковича "Катерина Измайлова" (по "Леди Макбет Мценского уезда"), многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям.
В 1974 г. в Орле открыт дом-музей Н. С. Лескова
Кабинет Н. С. Лескова
Портрет Н. С. Лескова на стене
Памятник Н. С. На Площади Искусств, г. Орел. Открыт 11 июля 1981 г., арх. В. А. Петербуржцев, В. С. Степанов.
Памятный знак
Г. Орел, «Левша»
Филателия
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (электронный учебник).
Кто есть кто: Новейший справочник школьника. – М.: Слово, Эксмо, 2007. – 1120 с.
3. Родин И. О. Литература: учебно-справочное пособие. / И. О. Родин, Т. М. Пименова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 447 с.