kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н.С. Лесков «Дурачок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Осмыслить мотивы праведничества в творчестве Н.С. Лескова на примере рассказа «Дурачок».

Задачи урока:

Продолжить развитие умений анализировать прозаический текст, сравнивать, систематизировать и делать обобщение;·продолжить работу над лексическими значениями незнакомых слов и понятий;способствовать формированию у обучающихся высокой гражданской позиции

Оборудование

ИКТ, текст произведения, ватманы, фломастеры.

Форма проведения: урок-размышление.

Эпиграф

«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая». (А.И. Солженицын)

Ход урока

  1. Стадия вызова.

А) «Семипалатинский снег»

Б) «Подари улыбку.»

В) Деление на группы.

Вступительное слово учителя.

На уроке мы познакомимся с произведением. Н.С.Лескова, Николай Семёнович Лесков – русский писатель 19 века. Лесков родился 4 февраля 1831 года в  Орловская губерния в духовной среде. Жизнь в селе наложила свой отпечаток на творчество писателя. Он изучал народ по быту и разговорам, а также считал себя своим в народе. Начать сегодняшний урок мне бы хотелось словами знаменитого писателя-мыслителя, Александра Исаевича Солженицына.Он, как и многие другие русские и советские писатели внес свою лепту в эту тему праведничества.

Г) Работа над эпиграфом:

«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая». А.И. Солженицын) – (слайд 1)

Д)Словарная работа.(Слайд 3,4)

Значение слова «праведник» в разных словарях.

Словарь А.П. Евгеньевой (праведник – верующий человек, живущий праведной жизнью);

Словарь В.И. Даля (праведник – человек с чистой совестью и душой) (слайды 3,4)

Акцент на слайде с цитатой адмирала Ф.Ф. Ушакова.«Праведность – это жизнь согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии, соблюдение правил нравственности…»

Почему я подчеркнула слова «какой-либо религии»?

(Это значит, что праведники были и есть у православных людей, католиков, мусульман и т.д.)

2. Стадия осмысления

Работа над рассказом «Дурачок». 

Работа в группах.

А) Составление ассоциативной карты « Дурачок»

Б) « Тонкие и толстые вопросы»

-Как вы думаете, кого надо считать дураком?

-Ребята, есть слово «дурак» в вашем лексиконе?

- Вы его когда-нибудь употребляли?

- В каких ситуациях?

В) « Чтение с остановками»

1-часть.Как вы думаете, кого надо считать дураком? Кажется, будто это всякий знает, а если начать сверять, как кто это понимает, то и выйдет, что все понимают о дураке неодинаково. По академическому словарю, где каждое слово растолковано в его значении, изъяснено так, что "дурак - слабоумный человек, глупый, лишенный рассудка, безумный, шут.". В подкрепление такого толкования приведен словесный пример: "Он был и будет дурак дураком". "Дурачок - смягчение слова дурак". Ученее этого объяснения уже и искать нечего, а между тем в жизни случается встречать таких дураков или дурачков, которым эта кличка дана, но они, между тем, не безумны, не глупы и ничего шутовского из себя не представляют. Это люди любопытные, и про одного такого я здесь и расскажу.

Вопросы: Как вы думаете, о каком герое будет идти речь?

2- часть: Панька – крепостной мальчик. Рос при господском дворе. Должность у него была такая «всем помогать». Работа у него никогда не переводилась.

Люди в усадьбе имели право заставлять Паньку делать за них всякую работу. И его никто не жалеет, все говорят, что ему ничего – он дурачок.

Вопросы: Согласны ли вы с этим выражением? Как вы думаете обижался ли нас герой на людей?

3- часть:Панька ни на кого не жалуется. Бывало, вечером себе и другим лапти плетет, а для детей делает игрушечные мельницы и туесочки из бересты.

Вопросы: Что вы почувствовали, прочитав эту часть?    4- часть.   читаем

Вопрос:Какие ваши ожидания подтвердились? Что было

неожиданным?

5- часть Вопрос: ? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы

закончили его?

6- часть:    «Характер и поступки Паньки, милого героя Лескова, говорят о том, что перед нами идеальный праведник, живущий среди обычных людей. Поистине он - святой».

3.Стадия рефлексии

А) Следующее задание Восстановите пропущенные слова в следующем высказывании. Они нам будут служить в качестве вывода. ( слайд 4,5)

Любовь Паньки к окружающим людям и такое самопожертвование ради них сравнимо лишь с любовью ________________________________, который жестоко пострадал за это. Страдает и Панька, и страдает с_______________________. И в этих страданиях ____________ его душа.

Проверка. (Иисуса Христа, с радостью и смирением, развивается) (слайд 6) (Слайд 7) Нужны ли « праведники» и дурачки?
В)Каков он, праведник Н.С. Лескова?

- Максима Горького, который, очень любил творчество Н.С.Лескова говорил:«Жизнь героев Лескова можно сравнить с житиями святых, только это будут как бы жития святых дурачков русских. Конечно, герои Лескова – люди сомнительной святости, у них просто нет времени подумать о своей святости и о своем спасении – они непрестанно заботятся и думают о спасении и утешении ближних. А еще неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни, где погряз человек, в мир, где царят жестокость, зависть и злоба…».

- Согласны ли вы с ним?- Как соотносятся эти слова с эпиграфом нашего урока?

«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая».

А.И. Солженицын.

Г) Рефлексия

Ваш выбор цитаты

1.Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла. (Ю. Никулин)

2.Лучше терпеть зло, чем причинять зло. (Г. Гессе)

3.В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)

4. Домашнее задание (слайды 9,10).

1.Напишите сочинение-эссе на тему "Нужны ли современному миру праведники"

Просмотр содержимого документа
«Н.С. Лесков «Дурачок»»

Тема урока: Н.С. Лесков «Дурачок»

Цели урока:

Осмыслить мотивы праведничества в творчестве Н.С. Лескова на примере рассказа «Дурачок» .

Задачи урока:

Продолжить развитие умений анализировать прозаический текст, сравнивать, систематизировать и делать обобщение;·продолжить работу над лексическими значениями незнакомых слов и понятий;способствовать формированию у обучающихся высокой гражданской позиции

Оборудование

ИКТ , текст произведения, ватманы, фломастеры.

Форма проведения: урок-размышление.

Эпиграф

«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая». (А.И. Солженицын)

Ход урока

  1. Стадия вызова.

А) «Семипалатинский снег»

Б) «Подари улыбку.»

В) Деление на группы.

Вступительное слово учителя.

На уроке мы познакомимся с произведением. Н.С.Лескова, Николай Семёнович Лесков – русский писатель 19 века. Лесков родился 4 февраля 1831 года в Орловская губерния в духовной среде. Жизнь в селе наложила свой отпечаток на творчество писателя. Он изучал народ по быту и разговорам, а также считал себя своим в народе. Начать сегодняшний урок мне бы хотелось словами знаменитого писателя-мыслителя, Александра Исаевича Солженицына.Он, как и многие другие русские и советские писатели внес свою лепту в эту тему праведничества.

Г) Работа над эпиграфом:

«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая». А.И. Солженицын) – (слайд 1)

Д)Словарная работа.(Слайд 3,4)

Значение слова «праведник» в разных словарях.

Словарь А.П. Евгеньевой (праведник – верующий человек, живущий праведной жизнью);

Словарь В.И. Даля (праведник – человек с чистой совестью и душой) (слайды 3,4)

Акцент на слайде с цитатой адмирала Ф.Ф. Ушакова.«Праведность – это жизнь согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии, соблюдение правил нравственности…»

Почему я подчеркнула слова «какой-либо религии»?

(Это значит, что праведники были и есть у православных людей, католиков, мусульман и т.д.)

2. Стадия осмысления

Работа над рассказом «Дурачок». 

Работа в группах.

А) Составление ассоциативной карты « Дурачок»

Б) « Тонкие и толстые вопросы»

-Как вы думаете, кого надо считать дураком?

-Ребята, есть слово «дурак» в вашем лексиконе?

- Вы его когда-нибудь употребляли?

- В каких ситуациях?

В) « Чтение с остановками»

1-часть.Как вы думаете, кого надо считать дураком? Кажется, будто это всякий знает, а если начать сверять, как кто это понимает, то и выйдет, что все понимают о дураке неодинаково. По академическому словарю, где каждое слово растолковано в его значении, изъяснено так, что "дурак -- слабоумный человек, глупый, лишенный рассудка, безумный, шут...". В подкрепление такого толкования приведен словесный пример: "Он был и будет дурак дураком". "Дурачок -- смягчение слова дурак". Ученее этого объяснения уже и искать нечего, а между тем в жизни случается встречать таких дураков или дурачков, которым эта кличка дана, но они, между тем, не безумны, не глупы и ничего шутовского из себя не представляют... Это люди любопытные, и про одного такого я здесь и расскажу.

Вопросы: Как вы думаете, о каком герое будет идти речь?

2- часть: Панька – крепостной мальчик. Рос при господском дворе. Должность у него была такая «всем помогать». Работа у него никогда не переводилась.

Люди в усадьбе имели право заставлять Паньку делать за них всякую работу. И его никто не жалеет, все говорят, что ему ничего – он дурачок.

Вопросы: Согласны ли вы с этим выражением? Как вы думаете обижался ли нас герой на людей?

3- часть:Панька ни на кого не жалуется. Бывало, вечером себе и другим лапти плетет, а для детей делает игрушечные мельницы и туесочки из бересты.

Вопросы: Что вы почувствовали, прочитав эту часть? 4- часть.   читаем

Вопрос:Какие ваши ожидания подтвердились? Что было

неожиданным?

5- часть Вопрос: ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы

закончили его?

6- часть:   «Характер и поступки Паньки, милого героя Лескова, говорят о том, что перед нами идеальный праведник, живущий среди обычных людей. Поистине он - святой».

3.Стадия рефлексии

А) Следующее задание Восстановите пропущенные слова в следующем высказывании. Они нам будут служить в качестве вывода. ( слайд 4,5)

Любовь Паньки к окружающим людям и такое самопожертвование ради них сравнимо лишь с любовью ________________________________, который жестоко пострадал за это. Страдает и Панька, и страдает с_______________________. И в этих страданиях ____________ его душа.

Проверка. (Иисуса Христа, с радостью и смирением, развивается) (слайд 6) (Слайд 7) Нужны ли « праведники» и дурачки?
В)Каков он, праведник Н.С. Лескова?

- Максима Горького, который, очень любил творчество Н.С.Лескова говорил:«Жизнь героев Лескова можно сравнить с житиями святых, только это будут как бы жития святых дурачков русских. Конечно, герои Лескова – люди сомнительной святости, у них просто нет времени подумать о своей святости и о своем спасении – они непрестанно заботятся и думают о спасении и утешении ближних. А еще неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни, где погряз человек, в мир, где царят жестокость, зависть и злоба…».

- Согласны ли вы с ним?- Как соотносятся эти слова с эпиграфом нашего урока?

«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая».

А.И. Солженицын.

Г) Рефлексия

Ваш выбор цитаты

1.Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла. (Ю. Никулин)

2.Лучше терпеть зло, чем причинять зло. (Г. Гессе)

3.В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)

4. Домашнее задание (слайды 9,10).

1.Напишите сочинение-эссе на тему "Нужны ли современному миру праведники"


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Н.С. Лесков «Дурачок»

Автор: Сагинтаева Умыт Кыдырбаевна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268767

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Лесков "Дурачок""
    ["seo_title"] => string(16) "lieskov_durachok"
    ["file_id"] => string(6) "382926"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485187509"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Н.С.Лесков "Дурачок""
    ["seo_title"] => string(22) "n_s_lieskov_durachok_1"
    ["file_id"] => string(6) "390872"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486900405"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Тема: Н. С. Лесков. Рассказ «Дурачок»."
    ["seo_title"] => string(34) "tiema_n_s_lieskov_rasskaz_durachok"
    ["file_id"] => string(6) "445539"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1513783706"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Н. С. Лесков «Дурачок»"
    ["seo_title"] => string(20) "n_s_lieskov_durachok"
    ["file_id"] => string(6) "345213"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474547290"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства