Цели урока:
Осмыслить мотивы праведничества в творчестве Н.С. Лескова на примере рассказа «Дурачок».
Задачи урока:
Продолжить развитие умений анализировать прозаический текст, сравнивать, систематизировать и делать обобщение;·продолжить работу над лексическими значениями незнакомых слов и понятий;способствовать формированию у обучающихся высокой гражданской позиции
Оборудование
ИКТ, текст произведения, ватманы, фломастеры.
Форма проведения: урок-размышление.
Эпиграф
«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая». (А.И. Солженицын)
Ход урока
- Стадия вызова.
А) «Семипалатинский снег»
Б) «Подари улыбку.»
В) Деление на группы.
Вступительное слово учителя.
На уроке мы познакомимся с произведением. Н.С.Лескова, Николай Семёнович Лесков – русский писатель 19 века. Лесков родился 4 февраля 1831 года в Орловская губерния в духовной среде. Жизнь в селе наложила свой отпечаток на творчество писателя. Он изучал народ по быту и разговорам, а также считал себя своим в народе. Начать сегодняшний урок мне бы хотелось словами знаменитого писателя-мыслителя, Александра Исаевича Солженицына.Он, как и многие другие русские и советские писатели внес свою лепту в эту тему праведничества.
Г) Работа над эпиграфом:
«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая». А.И. Солженицын) – (слайд 1)
Д)Словарная работа.(Слайд 3,4)
Значение слова «праведник» в разных словарях.
Словарь А.П. Евгеньевой (праведник – верующий человек, живущий праведной жизнью);
Словарь В.И. Даля (праведник – человек с чистой совестью и душой) (слайды 3,4)
Акцент на слайде с цитатой адмирала Ф.Ф. Ушакова.«Праведность – это жизнь согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии, соблюдение правил нравственности…»
Почему я подчеркнула слова «какой-либо религии»?
(Это значит, что праведники были и есть у православных людей, католиков, мусульман и т.д.)
2. Стадия осмысления
Работа над рассказом «Дурачок».
Работа в группах.
А) Составление ассоциативной карты « Дурачок»
Б) « Тонкие и толстые вопросы»
-Как вы думаете, кого надо считать дураком?
-Ребята, есть слово «дурак» в вашем лексиконе?
- Вы его когда-нибудь употребляли?
- В каких ситуациях?
В) « Чтение с остановками»
1-часть.Как вы думаете, кого надо считать дураком? Кажется, будто это всякий знает, а если начать сверять, как кто это понимает, то и выйдет, что все понимают о дураке неодинаково. По академическому словарю, где каждое слово растолковано в его значении, изъяснено так, что "дурак - слабоумный человек, глупый, лишенный рассудка, безумный, шут.". В подкрепление такого толкования приведен словесный пример: "Он был и будет дурак дураком". "Дурачок - смягчение слова дурак". Ученее этого объяснения уже и искать нечего, а между тем в жизни случается встречать таких дураков или дурачков, которым эта кличка дана, но они, между тем, не безумны, не глупы и ничего шутовского из себя не представляют. Это люди любопытные, и про одного такого я здесь и расскажу.
Вопросы: Как вы думаете, о каком герое будет идти речь?
2- часть: Панька – крепостной мальчик. Рос при господском дворе. Должность у него была такая «всем помогать». Работа у него никогда не переводилась.
Люди в усадьбе имели право заставлять Паньку делать за них всякую работу. И его никто не жалеет, все говорят, что ему ничего – он дурачок.
Вопросы: Согласны ли вы с этим выражением? Как вы думаете обижался ли нас герой на людей?
3- часть:Панька ни на кого не жалуется. Бывало, вечером себе и другим лапти плетет, а для детей делает игрушечные мельницы и туесочки из бересты.
Вопросы: Что вы почувствовали, прочитав эту часть? 4- часть. читаем
Вопрос:Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
5- часть Вопрос: ? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы
закончили его?
6- часть: «Характер и поступки Паньки, милого героя Лескова, говорят о том, что перед нами идеальный праведник, живущий среди обычных людей. Поистине он - святой».
3.Стадия рефлексии
А) Следующее задание Восстановите пропущенные слова в следующем высказывании. Они нам будут служить в качестве вывода. ( слайд 4,5)
Любовь Паньки к окружающим людям и такое самопожертвование ради них сравнимо лишь с любовью ________________________________, который жестоко пострадал за это. Страдает и Панька, и страдает с_______________________. И в этих страданиях ____________ его душа.
Проверка. (Иисуса Христа, с радостью и смирением, развивается) (слайд 6) (Слайд 7) Нужны ли « праведники» и дурачки?
В)Каков он, праведник Н.С. Лескова?
- Максима Горького, который, очень любил творчество Н.С.Лескова говорил:«Жизнь героев Лескова можно сравнить с житиями святых, только это будут как бы жития святых дурачков русских. Конечно, герои Лескова – люди сомнительной святости, у них просто нет времени подумать о своей святости и о своем спасении – они непрестанно заботятся и думают о спасении и утешении ближних. А еще неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни, где погряз человек, в мир, где царят жестокость, зависть и злоба…».
- Согласны ли вы с ним?- Как соотносятся эти слова с эпиграфом нашего урока?
«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая».
А.И. Солженицын.
Г) Рефлексия
Ваш выбор цитаты
1.Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла. (Ю. Никулин)
2.Лучше терпеть зло, чем причинять зло. (Г. Гессе)
3.В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)
4. Домашнее задание (слайды 9,10).
1.Напишите сочинение-эссе на тему "Нужны ли современному миру праведники"