Просмотр содержимого документа
«Страницы жизни и творчества Н.С. Лескова »
Это не жизнь, а только житие…
Портрет писателя, худ. В. Серов
ЖИТИЯ СВЯТЫХ - биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Изучаются как исторические, литературные и лингвистические источники.
Жития первых русских святых: книги Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, Ольги, Феодосия Печерского (11-12 вв.).
«Род наш … происходит из духовенства…»
«Я ведь вполне самоучка…»
Начало литературного пути
Творческий расцвет
Ведущие темы творчества
Поздний период творчества
Характерные черты творчества
«Лесков – писатель будущего» (Л. Н. Толстой)
Дом-музей Н. С. Лескова
В знак памяти
Книги Н. С. Лескова
Дата
Основные
события
Этапы творчества
1831 г. – родился в семье Горохове Орловской губернии в семье мелкого чиновника.
1839 г. – его отец (окончивший духовную семинарию, но вместо карьеры священника избравший должность следователя) вышел в отставку, купил небольшой хутор и переехал туда со своей семьей.
Акилина Васильевна Алферьева, бабушка Н. С. Лескова, 1851 г.
Марья Петровна Лескова, мать писателя, 1873 г.
1841 – 1846 гг. – учеба в гимназии, самообразование.
1848 г. – смерть отца, Лесков вынужден пойти на службу канцеляристом в Орловскую палату уголовного суда.
1849 г. – переезд в Киев к брату матери. Посещает в Киевском университете лекции по Изучает польский язык, увлекается иконописью, принимает участие в религиозно-философском студенческом кружке, общается с паломниками, старообрядцами, сектантами.
1853 г. - женитьба на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой.
1857 г. – переезд в село Райское Пензенской губ. Приняв деловое предложение А. Я. Шкотта, Лесков становится агентом его коммерческой фирмы «Шкотт и Вилькенс», занимающейся управлением богатыми имениями.
1860 г. – дела фирмы приходят в упадок, Лесков возвращается в Киев и начинает литературную деятельность: пишет статьи для газет и журналов.
Псевдонимы писателя: М. Стебницкий, П. Лесков-Стебницкий, М. Лесков-Стебницкий, Фрейшиц, В. Пересветов, Николай Понукалов, Николай Горохов, Кто-то, Дм. М-ев, Член общества, Свящ. П. Касторский, Дивьянк, Б. Протозанов, Николай-ов, Любитель старины, Проезжий, Любитель часов, N. L.
1860 г. – переезд в Киев.
1862 г. – Лесков становится сотрудником газеты «Северная пчела» (статья о пожарах).
1862 г. – рассказ «Погасшее дело» («Засуха»).
1864 г. – роман «Некуда», повесть «Леди Макбет Мценского уезда».
1865 г. - Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урождённой Савицкой)
1867 г. - пьеса «Расточитель.
Автор портрета В. Серов, 1863 г.
1870 г. – роман «На ножах».
1872 г. – рассказ «Запечатленный ангел», роман «Соборяне».
1873 г. – повесть «Очарованный странник».
1880 г. – знакомство с Л. Н. Толстым.
1881 г. – повесть «Левша».
Н. С. Лесков, 1885 г.
С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и др.
Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества. В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др.
1891 г. – повесть «Полунощники».
1894 г. – рассказ «Заячий ремиз».
«Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.»
Н. С. Лесков, 1892 г.
Сатира и критика распространяется не только на представителей бюрократической системы государства, но и на «новых людей» - нигилистов, участников демократического движения («Некуда», 1864 г., «На ножах», 1870 г. и др.);
Циклизация рассказов («Христос в гостях у мужика», 1881г.,«Путешествие с нигилистом», 1882 г., «Голос природы», 1883 г. и др.);
Герои произведений – простые люди. Лесков называет их «праведниками». В своих поступках в борьбе со злом они руководствуются голосом совести («Левша», 1881 г. , «Очарованный странник», 1873 г. и др.);
Особый интерес к национальным особенностям жизни;
Индивидуализация языка персонажей и речевых характеристик.
Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозно использование этих знаний.
Основная претензия литературной критики к Лескову в те годы состояла в том, что казалось ей «чрезмерностью накладываемых красок», нарочитой выразительности речи.
По достоинству Лескова-художника оценили только в XX в., когда появились статьи М. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. М. Эйхенбаума о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева, опера Д. Д. Шостаковича "Катерина Измайлова" (по "Леди Макбет Мценского уезда"), многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям.
В 1974 г. в Орле открыт дом-музей Н. С. Лескова
Кабинет Н. С. Лескова
Портрет Н. С. Лескова на стене
Памятник Н. С. На Площади Искусств, г. Орел. Открыт 11 июля 1981 г., арх. В. А. Петербуржцев, В. С. Степанов.
Памятный знак
Г. Орел, «Левша»
Филателия
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (электронный учебник).
Кто есть кто: Новейший справочник школьника. – М.: Слово, Эксмо, 2007. – 1120 с.
3. Родин И. О. Литература: учебно-справочное пособие. / И. О. Родин, Т. М. Пименова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 447 с.