В современной практике существуют разные точки зрения на некоторые грамматичсекие категории. В настоящей презентации, которая будет полезна для просмотра ученикам любых классов, я буду ссылаться на учебное пособие Д.Э.Розенталя, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова "Современный русский язык" и на учебник А.Н.Гвоздева "Современный русский литеартурный язык"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виды разбора (местоимение, глагол) »
Виды разбора.
Глагол.
Местоимение.
Автор : Логачева Александра Вячеславовна,
учитель русского языка и илитературы
ГБОУ СОШ №1368
МЕСТОИМЕНИЕ
Инструкция
Определите разряд местоимения по значению и его грамматическим особенностям. В школьном курсе русского языка традиционно выделяют восемь групп:• личные (я, ты, он и др.);• возвратное (себя)• вопросительно-относительные (кто, какой, сколько и др.);• неопределенные (некто, кто-нибудь и др.);• отрицательные (никто, нисколько и др.);• притяжательные (мой, свой и др.);• указательные (тот, такой и др.);• определительные (весь, сам, иной и др.).
Выясните , на какую номинативную функцию указывает местоимение – предмета, признака или количества. Например, личное местоимение «я указывает на предмет, а притяжательное «наш ? на признак.
Для определения начальной формы местоимения поставьте его в форму именительного падежа, единственного числа, мужского рода. При этом используйте вопросы: кто? что? (при указании на предмет); какой? каков? (при указании на признак); сколько? (при указании на количество). Если местоимение не изменяется по родам и числам (например, кто, я, кое-что), его начальной формой является грамматическая форма именительного падежа.
Виды разбора.
Помните, что некоторые местоимения не имеют формы именительного падежа (например, себя, некого, нечего). Для них определяется в качестве начальной форма родительного падежа, т.е. первая словоформа в падежной парадигме русского языка. Различайте в контексте по вопросу и смысловому значению личные и притяжательные местоимения «её , «его , «их . Сравните:• Увидел его (кого?). Это личное местоимение. Начальная форма «он (кто?).• Его ботинки (чьи?). Это притяжательное местоимение. Употребляется только в данной форме, т.е. следует именно ее считать начальной. ТРЕНИРОВКА!
Офицер смутился и, озираясь, на цыпочках, с красным лицом и бьющимся сердцем прошёл в свою комнату. (А. Куприн) Образец морфологического разбора местоимения. I. Свою — местоимение, так как указывает на принадлежность предмета. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — своя комната, свой. 2. Постоянные признаки: 1) притяжательное, соотносится по значению с прилагательным; 2) склоняется как прилагательное типа «лисий» . 3. Непостоянные признаки: 1) винительный падеж; 2) женский род; 3) единственное число. III. Местоимение «свой» согласуется с существительным «комната» , следовательно, в предложении выполняет функцию согласованного определения.
ГЛАГОЛ ИНСТРУКЦИЯ.
1. Слово (задаём вопрос) - определяем часть речи (глагол) . 2. Начальная форма - инфинитив (или неопределённая форма глагола) определяется вопросами: что делать? что сделать? - глагол переходный (если рядом существительное или местоимение в Винительном или Родительном падеже без предлога) - непереходный (все остальные глаголы) . - возвратный (если в глаголе есть частицы -сь, -ся) . - невозвратный (все остальные глаголы) . - вид: совершенный (если отвечает на вопрос с "с" - что сделать? ) или - несовершенный (- что делать?) ; 3. Определяем спряжение глагола: I спр. - глаголы на -ать, -ять, -оть, -уть, еть, -ть + глаголы брать, стелить, зиждиться (основываться на чём-то) ; II спр. - глаголы на -ить + 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать; + 7 глаголов на -еть: зависеть, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть, терпеть; Разноспрягаемые: бежать, хотеть, брезжить, есть, надоесть, дать, создать.
4. Определяем наклонение глагола: I) изъявительное (обыкновенные глаголы) ; II) сослагательное (или условное) с частицей бы (б) ; III) повелительное (содержит просьбу или приказ) , ( инфинитив не имеет повелительного наклонения! ) 5. Определяем время глагола: I) прошедшее - (что делал? что сделал? ) II) настоящее - (что делаю? ) III) будущее - (что сделаю? что буду делать? ) (инфинитив времени не имеет! ) У глаголов совершенного вида - 2 времени: будущее и прошедшее, у глаголов несовершенного вида - 3 времени: прошедшее, настоящее и будущее. Формы времени имеют глаголы изъявительного наклонения!
6 . Определяем лицо глагола: Единственное число: Множественное число: 1 лицо - Я 1 лицо - мы 2 лицо - ты 2 лицо - вы 3 лицо - он, она, оно 3 лицо - они У глаголов прошедшего времени и у инфинитивов лицо не определяется! 7. Число у глагола: Единственное и множественное (у инфинитивов число не определяется)
8. Род: - мужской - женский - средний У инфинитивов и глаголов настоящего времени род не определяется. 9. Слово - вопрос? - член предложения.
ТРЕНИРОВКА!
Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).
Любишь
Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
Н. ф. – любить . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) настоящего времени; 3) единственного числа; 4) 2-го лица.
В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Кататься
Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
Н. ф. – кататься . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР
(хотел) предостеречь
подождите
умылся
вошел бы
буду выращивать
Началась пахота (Пришвин).
Никто, её, он, себя-местоимения-существительные. Все, наша, которая, - местоимения-прилагательные. Нескольких - местоимение-числительное.
Интернет-ресурсы:
Рамка белая http://img-fotki.yandex.ru/get/6716/16969765.1a1/0_7e53d_a59aa61f_L.png