kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды разбора (местоимение, глагол)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной практике существуют разные точки зрения на некоторые грамматичсекие категории. В настоящей презентации, которая будет полезна для просмотра ученикам любых классов, я буду ссылаться на учебное пособие Д.Э.Розенталя, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова "Современный русский язык" и на учебник А.Н.Гвоздева "Современный русский литеартурный язык"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды разбора (местоимение, глагол) »

Виды разбора. Глагол. Местоимение. Автор : Логачева Александра Вячеславовна, учитель русского языка и илитературы ГБОУ СОШ №1368

Виды разбора.

Глагол.

Местоимение.

Автор : Логачева Александра Вячеславовна,

учитель русского языка и илитературы

ГБОУ СОШ №1368

МЕСТОИМЕНИЕ

Инструкция

Определите разряд местоимения по значению и его грамматическим особенностям. В школьном курсе русского языка традиционно выделяют восемь групп:• личные (я, ты, он и др.);• возвратное (себя)• вопросительно-относительные (кто, какой, сколько и др.);• неопределенные (некто, кто-нибудь и др.);• отрицательные (никто, нисколько и др.);• притяжательные (мой, свой и др.);• указательные (тот, такой и др.);• определительные (весь, сам, иной и др.).

Выясните , на какую номинативную функцию указывает местоимение – предмета, признака или количества. Например, личное местоимение «я указывает на предмет, а притяжательное «наш ? на признак.

Для определения начальной формы местоимения поставьте его в форму именительного падежа, единственного числа, мужского рода. При этом используйте вопросы: кто? что? (при указании на предмет); какой? каков? (при указании на признак); сколько? (при указании на количество). Если местоимение не изменяется по родам и числам (например, кто, я, кое-что), его начальной формой является грамматическая форма именительного падежа.

Виды разбора.

Помните, что некоторые местоимения не имеют формы именительного падежа (например, себя, некого, нечего). Для них определяется в качестве начальной форма родительного падежа, т.е. первая словоформа в падежной парадигме русского языка.  Различайте в контексте по вопросу и смысловому значению личные и притяжательные местоимения «её , «его , «их . Сравните:• Увидел его (кого?). Это личное местоимение. Начальная форма «он (кто?).• Его ботинки (чьи?). Это притяжательное местоимение. Употребляется только в данной форме, т.е. следует именно ее считать начальной.   ТРЕНИРОВКА!

Помните, что некоторые местоимения не имеют формы именительного падежа (например, себя, некого, нечего). Для них определяется в качестве начальной форма родительного падежа, т.е. первая словоформа в падежной парадигме русского языка. Различайте в контексте по вопросу и смысловому значению личные и притяжательные местоимения «её , «его , «их . Сравните:• Увидел его (кого?). Это личное местоимение. Начальная форма «он (кто?).• Его ботинки (чьи?). Это притяжательное местоимение. Употребляется только в данной форме, т.е. следует именно ее считать начальной. ТРЕНИРОВКА!

Офицер смутился и, озираясь, на цыпочках, с красным лицом и бьющимся сердцем прошёл в свою комнату. (А. Куприн)  Образец морфологического разбора местоимения.  I. Свою — местоимение, так как указывает на принадлежность предмета.  II. Морфологические признаки.  1. Начальная форма — своя комната, свой.  2. Постоянные признаки:  1) притяжательное, соотносится по значению с прилагательным;  2) склоняется как прилагательное типа «лисий» .  3. Непостоянные признаки:  1) винительный падеж;  2) женский род;  3) единственное число.  III. Местоимение «свой» согласуется с существительным «комната» , следовательно, в предложении выполняет функцию согласованного определения.

Офицер смутился и, озираясь, на цыпочках, с красным лицом и бьющимся сердцем прошёл в свою комнату. (А. Куприн) Образец морфологического разбора местоимения. I. Свою — местоимение, так как указывает на принадлежность предмета. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — своя комната, свой. 2. Постоянные признаки: 1) притяжательное, соотносится по значению с прилагательным; 2) склоняется как прилагательное типа «лисий» . 3. Непостоянные признаки: 1) винительный падеж; 2) женский род; 3) единственное число. III. Местоимение «свой» согласуется с существительным «комната» , следовательно, в предложении выполняет функцию согласованного определения.

ГЛАГОЛ  ИНСТРУКЦИЯ.

ГЛАГОЛ ИНСТРУКЦИЯ.

  • 1. Слово (задаём вопрос) - определяем часть речи (глагол) . 2. Начальная форма - инфинитив (или неопределённая форма глагола) определяется вопросами: что делать? что сделать? - глагол переходный (если рядом существительное или местоимение в Винительном или Родительном падеже без предлога) - непереходный (все остальные глаголы) . - возвратный (если в глаголе есть частицы -сь, -ся) . - невозвратный (все остальные глаголы) . - вид: совершенный (если отвечает на вопрос с "с" - что сделать? ) или - несовершенный (- что делать?) ; 3. Определяем спряжение глагола: I спр. - глаголы на -ать, -ять, -оть, -уть, еть, -ть + глаголы брать, стелить, зиждиться (основываться на чём-то) ; II спр. - глаголы на -ить + 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать; + 7 глаголов на -еть: зависеть, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть, терпеть; Разноспрягаемые: бежать, хотеть, брезжить, есть, надоесть, дать, создать.
  • 4. Определяем наклонение глагола: I) изъявительное (обыкновенные глаголы) ; II) сослагательное (или условное) с частицей бы (б) ; III) повелительное (содержит просьбу или приказ) , ( инфинитив не имеет повелительного наклонения! ) 5. Определяем время глагола: I) прошедшее - (что делал? что сделал? ) II) настоящее - (что делаю? ) III) будущее - (что сделаю? что буду делать? ) (инфинитив времени не имеет! ) У глаголов совершенного вида - 2 времени: будущее и прошедшее, у глаголов несовершенного вида - 3 времени: прошедшее, настоящее и будущее. Формы времени имеют глаголы изъявительного наклонения!
6 . Определяем лицо глагола:  Единственное число: Множественное число:  1 лицо - Я 1 лицо - мы  2 лицо - ты 2 лицо - вы  3 лицо - он, она, оно 3 лицо - они  У глаголов прошедшего времени и у инфинитивов лицо не определяется!  7. Число у глагола:  Единственное и множественное (у инфинитивов число не определяется) 8. Род:  - мужской  - женский  - средний  У инфинитивов и глаголов настоящего времени род не определяется.  9. Слово - вопрос? - член предложения. ТРЕНИРОВКА!

6 . Определяем лицо глагола: Единственное число: Множественное число: 1 лицо - Я 1 лицо - мы 2 лицо - ты 2 лицо - вы 3 лицо - он, она, оно 3 лицо - они У глаголов прошедшего времени и у инфинитивов лицо не определяется! 7. Число у глагола: Единственное и множественное (у инфинитивов число не определяется)

8. Род: - мужской - женский - средний У инфинитивов и глаголов настоящего времени род не определяется. 9. Слово - вопрос? - член предложения.

ТРЕНИРОВКА!

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

  • Любишь
  • Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
  • Н. ф. – любить . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки:     1) несовершенный вид;     2) невозвратный;     3) переходный;     4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:     1) изъявительного наклонения;     2) настоящего времени;     3) единственного числа;     4) 2-го лица.
  • В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  • Кататься
  • Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  • Н. ф. – кататься . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки:     1) несовершенный вид;     2) возвратный;     3) непереходный;     4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  • В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР

  • (хотел) предостеречь
  • подождите
  • умылся
  • вошел бы
  • буду выращивать
  • Началась пахота (Пришвин).
  • Никто, её, он, себя-местоимения-существительные. Все, наша, которая, - местоимения-прилагательные. Нескольких - местоимение-числительное.
Интернет-ресурсы: Рамка белая http:// img-fotki.yandex.ru/get/6716/16969765.1a1/0_7e53d_a59aa61f_L.png Бабочки http:// img-fotki.yandex.ru/get/6422/16969765.a2/0_6abc7_e78ef371_L.png  Россыпь http:// kira-scrap.ru/KATALOG/OFORMLENIE/1/0_8ba08_21619a76_L.png  Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/   СПАСИБО АВТОРАМ ФОНОВ И КАРТИНОК

Интернет-ресурсы:

Рамка белая http:// img-fotki.yandex.ru/get/6716/16969765.1a1/0_7e53d_a59aa61f_L.png

Бабочки http:// img-fotki.yandex.ru/get/6422/16969765.a2/0_6abc7_e78ef371_L.png

Россыпь http:// kira-scrap.ru/KATALOG/OFORMLENIE/1/0_8ba08_21619a76_L.png

Вы можете использовать

данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

СПАСИБО АВТОРАМ ФОНОВ И КАРТИНОК


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Виды разбора (местоимение, глагол)

Автор: Логачева Александра Вячеславовна

Дата: 20.08.2014

Номер свидетельства: 112330

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "конспект урока "Безличные  глаголы""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokabiezlichnyieghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "267127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450294105"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Виды работ над текстом на уроках чтения"
    ["seo_title"] => string(44) "vidy-rabot-nad-tiekstom-na-urokakh-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "266333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450125498"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "виды работы над текстом на уроках литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(61) "vidy-raboty-nad-tiekstom-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "314215"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459658198"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Программа факультатива "Занимательная грамматика" по русскому языку для 7 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(102) "proghramma-fakul-tativa-zanimatiel-naia-ghrammatika-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "143881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418593648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства