kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вид сложного предложения - СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о сложноподчинённом предложении анализировался в работах А. М. Пешковского, Л. А. Булаховского, А. Б. Шапироы и И. Г. Чередниченко. Структурно-семантический принцип в их рассмотрении придаточных предложений использовали С. Е. Крючков и Л. Ю. Максимов. Этот принцип (в отличие от функционально-семантического) позволяет дать более полную характеристику предложению, так как он рассматривает, к чему и каким образом крепится предложение, учитывая при этом смысловые отношения двух частей сложноподчинённого предложения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вид сложного предложения - СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Работу подготовила: Бондаренко Рената Александровна учитель русского языка и литературы МКОУ ” Гимназия №1 имени К . И . Щёлкина ”  г . Белогорска Республики Крым

Работу подготовила:

Бондаренко Рената Александровна

учитель русского языка и литературы

МКОУ Гимназия №1

имени К . И . Щёлкина

г . Белогорска Республики Крым

Виды сложноподчинённого предложения По значению и строению сложноподчиненные предложения делятся на три основных группы, которые соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения:  определительные, изъяснительные , обстоятельственные.

Виды сложноподчинённого предложения

По значению и строению сложноподчиненные предложения делятся на три основных группы, которые соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определительные, изъяснительные , обстоятельственные.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Вид Вопросы Определительные Союзы Какой? Чей? С. слова  --- Ук. слова Какой, который, каков, чей, кто, что, где  Тот, такой,таков, все,каждый,всякий, любой

Сложноподчиненное предложение

с придаточным определительным.

Вид

Вопросы

Определительные

Союзы

Какой?

Чей?

С. слова

---

Ук. слова

Какой, который, каков, чей, кто, что, где

Тот, такой,таков, все,каждый,всякий, любой

Придаточные определительные относятся к имени существительному (местоимению) главной части сложноподчиненного предложения и отвечают на вопросы определений: Какой? Который? Чей? К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов который, чей, что, где, куда, откуда, когда. Я написала слова, что долго сказать не сумела.  (А. Ахматова)  [  x  ] , (что ). Придаточные определительные имеют строго определенное место в составе сложноподчиненного предложения: они стоят ВСЕГДА после определяемого слова.

Придаточные определительные относятся к имени существительному (местоимению) главной части сложноподчиненного предложения и отвечают на вопросы определений: Какой? Который? Чей?

К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов который, чей, что, где, куда, откуда, когда.

Я написала слова, что долго сказать не сумела.

(А. Ахматова)

[ x ] , (что ).

Придаточные определительные имеют строго определенное место в составе сложноподчиненного предложения: они стоят ВСЕГДА после определяемого слова.

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным Вид Вопросы Изъяснительные Союзы Вопросы падежей С. слова Что, чтобы, как, будто, как будто, словно Ук. слова Кто, что, чей, как, отчего, Зачем, почему, где, когда,куда, сколько. То, тот

Сложноподчиненное предложение

с придаточным изъяснительным

Вид

Вопросы

Изъяснительные

Союзы

Вопросы падежей

С. слова

Что, чтобы, как, будто, как будто, словно

Ук. слова

Кто, что, чей, как, отчего, Зачем, почему, где, когда,куда, сколько.

То, тот

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части сложноподчиненного предложения. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал – о чем?, жду – чего?, вижу – что?, и т.п.  В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь: Глаголы: сказать, ответить, говорить, сообщить, спросить, думать, видеть чувствовать, ощущать, гордиться, и др. Прилагательные: рад, доволен, уверен, убежден и др.; Наречия:  надо, жаль, нельзя, желательно, страшно, ясно, понятно, известно и др.; Существительные:  сообщение, вопрос, мысль, известие, забота, разговор, вера и др.

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части сложноподчиненного предложения. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал – о чем?, жду – чего?, вижу – что?, и т.п.

В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь:

Глаголы: сказать, ответить, говорить, сообщить, спросить, думать, видеть чувствовать, ощущать, гордиться, и др.

Прилагательные: рад, доволен, уверен, убежден и др.;

Наречия: надо, жаль, нельзя, желательно, страшно, ясно, понятно, известно и др.;

Существительные: сообщение, вопрос, мысль, известие, забота, разговор, вера и др.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ Большинство обстоятельственных придаточных предложений имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ

Большинство обстоятельственных придаточных предложений имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды.

Обстоятельственные  места: где? Куда? Откуда? Времени: когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? На сколько времени? Сравнения:  как? насколько? Образа действия и степени:  как? Каким образом? В какой мере? До какой степени? Цели: зачем? С какой целью? Для чего? Условия:  при каком условии? Причины:  почему? Отчего? Поп какой причине? Следствия:  что из этого следует? Уступки: несмотря на что?

Обстоятельственные

места: где? Куда? Откуда?

Времени: когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? На сколько времени?

Сравнения: как? насколько?

Образа действия и степени: как? Каким образом? В какой мере? До какой степени?

Цели: зачем? С какой целью? Для чего?

Условия: при каком условии?

Причины: почему? Отчего? Поп какой причине?

Следствия: что из этого следует?

Уступки: несмотря на что?

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ Придаточное образа действия и степени называется так потому, что раскрывает образ, способ действия, а также степень признака, названных в главной части сложноподчиненного предложения.  Придаточная часть отвечает на вопрос как? Каким образом? В какой мере? До какой степени? И присоединяется к главной  при помощи:  Союзов: что, чтобы, как, будто, как будто, словно Союзных слов: как, насколько

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ

Придаточное образа действия и степени называется так потому, что раскрывает образ, способ действия, а также степень признака, названных в главной части сложноподчиненного предложения. Придаточная часть отвечает на вопрос как? Каким образом? В какой мере? До какой степени? И присоединяется к главной при помощи:

Союзов: что, чтобы, как, будто, как будто, словно Союзных слов: как, насколько

Многие придаточные образа действия и степени имеют оттенок сравнения, если присоединяются к главной части сравнительными союзами  как, как будто, будто, словно, точно. Такие предложения часто используются в художественных текстах и придают образность и выразительность описаниям: Старик и говорил так, как будто было очень холодно, с расстановками и не раскрывал как следует рта. (А. Чехов.)

Многие придаточные образа действия и степени имеют оттенок сравнения, если присоединяются к главной части сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, точно. Такие предложения часто используются в художественных текстах и придают образность и выразительность описаниям:

Старик и говорил так, как будто было очень холодно, с расстановками и не раскрывал как следует рта. (А. Чехов.)

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ  МЕСТА Придаточное места обозначает место или пространство, где находится или происходит то, о чем говорится в главной части сложноподчиненного предложения.  Довольно часто в главной части употребляется указательные слова, роль которых выполняют наречия, являющиеся в предложении обстоятельствами места.  Обычно придаточные места стоят после главной части предложения: Ни в каком покровительстве сосна не нуждается, растет там, где никто не может расти.  Изменение порядка следования частей сложноподчиненного предложения усиливает смысловое значение придаточной части. Обычно это наблюдается в пословицах, поговорках, афоризмах: 1) Где тонко, там и рвется. 2)Где вода, там и ведра. 3)Где труд, там и счастье.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ

МЕСТА

Придаточное места обозначает место или пространство, где находится или происходит то, о чем говорится в главной части сложноподчиненного предложения.

Довольно часто в главной части употребляется указательные слова, роль которых выполняют наречия, являющиеся в предложении обстоятельствами места.

Обычно придаточные места стоят после главной части предложения: Ни в каком покровительстве сосна не нуждается, растет там, где никто не может расти.

Изменение порядка следования частей сложноподчиненного предложения усиливает смысловое значение придаточной части. Обычно это наблюдается в пословицах, поговорках, афоризмах: 1) Где тонко, там и рвется. 2)Где вода, там и ведра. 3)Где труд, там и счастье.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ  ВРЕМЕНИ   когда, пока, Союзы: лишь только,   как только,   едва. Тогда, До тех пор , Когда? С каких пор? На сколько времени? Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся. [ … до тех пор ] , (пока … ).

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ

ВРЕМЕНИ

когда, пока,

Союзы: лишь только,

как только,

едва.

Тогда,

До тех пор

,

Когда? С каких пор? На сколько времени?

Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся.

[ … до тех пор ] , (пока … ).

Сложноподчиненное предложение с придаточным  условия.  Придаточные условия содержат указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части сложноподчиненного предложения. Присоединяются придаточные условия с помощью союзов: если, ежели, коли (коль), как скоро, когда, кабы и др.; Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек. (А. С. Пушкин.)  Иногда сказуемые в обеих частях сложноподчиненного предложения выражают глаголами в форме сослагательного (условного) наклонения (в придаточном предложении к союзу добавляется частица бы): Если бы я увидел хоть единственный огонек где-нибудь вдалеке, я бы, конечно, немедленно остановился. (П. Павленко.)

Сложноподчиненное предложение с придаточным

условия.

Придаточные условия содержат указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части сложноподчиненного предложения. Присоединяются придаточные условия с помощью союзов: если, ежели, коли (коль), как скоро, когда, кабы и др.; Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек. (А. С. Пушкин.)

Иногда сказуемые в обеих частях сложноподчиненного предложения выражают глаголами в форме сослагательного (условного) наклонения (в придаточном предложении к союзу добавляется частица бы): Если бы я увидел хоть единственный огонек где-нибудь вдалеке, я бы, конечно, немедленно остановился. (П. Павленко.)

Возьмите на заметку!!! Сложноподчиненные предложения с придаточными причины м придаточными следствия тесно связаны друг с другом, так как в одной части их выражается причина , а в другой – следствие.  Если в главной части передается следствие, а в придаточной причина, то такое сложноподчиненное предложение имеет придаточное причины:  Никогда не отказываетесь от малого в работе, ибо из малого строится великое. (И. Павлов.)  почему? ибо

Возьмите на заметку!!!

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины м придаточными следствия тесно связаны друг с другом, так как в одной части их выражается причина , а в другой – следствие.

Если в главной части передается следствие, а в придаточной причина, то такое сложноподчиненное предложение имеет придаточное причины:

Никогда не отказываетесь от малого в работе, ибо из малого строится великое. (И. Павлов.)

почему?

ибо

Сложноподчиненное предложение с придаточным  цели.  Придаточные цели содержат указание на цель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения:  Пришлось остановится, чтобы навести порядок (К. Симонов.)  Придаточное цели обычно относится ко всей главной части и присоединяется посредством союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы: Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки. (А. Пушкин.)

Сложноподчиненное предложение с придаточным

цели.

Придаточные цели содержат указание на цель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения:

Пришлось остановится, чтобы навести порядок (К. Симонов.)

Придаточное цели обычно относится ко всей главной части и присоединяется посредством союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы: Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки. (А. Пушкин.)

Сложноподчиненные предложения с придаточным  сравнения.  Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другим, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогает выразить значение сравнения и отвечают на вопрос как? 1. Сочетанием глагола с существительным в форме творительного падежа. Творительный сравнения ( так иногда называют эту конструкцию) употребляется преимущественно в поэтической речи и отсутствует в научном и деловом стилях. 2. Наречиями образа действия: оскалить зубы по-волчьи. 3. Сочетанием сравнительной формы прилагательного и существительного: Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов.)

Сложноподчиненные предложения с придаточным

сравнения.

Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другим, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогает выразить значение сравнения и отвечают на вопрос как?

1. Сочетанием глагола с существительным в форме творительного падежа. Творительный сравнения ( так иногда называют эту конструкцию) употребляется преимущественно в поэтической речи и отсутствует в научном и деловом стилях.

2. Наречиями образа действия: оскалить зубы по-волчьи.

3. Сочетанием сравнительной формы прилагательного и существительного: Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов.)

4. Сравнительным оборотом. С помощью этой синтаксической конструкции сравниваются предметы, действия, признаки: Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.  Состоит сравнительный оборот из слова или словосочетания со сравнительным  союзом как, точно, словно, будто, как будто, что.  Сравнительный оборот осложняет простое предложение, на письме выделяется с обеих сторон запятыми: Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз. (С. Я. Маршак.)

4. Сравнительным оборотом. С помощью этой синтаксической конструкции сравниваются предметы, действия, признаки: Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

Состоит сравнительный оборот из слова

или словосочетания со сравнительным

союзом как, точно, словно, будто, как будто,

что.

Сравнительный оборот осложняет простое

предложение, на письме выделяется с обеих

сторон запятыми: Нашу речку, точно в сказке,

за ночь вымостил мороз. (С. Я. Маршак.)

Сложноподчиненные предложения с придаточным  уступительным  Это придаточное содержат сообщение о факте, который Противоположен тому, что можно было бы ожидать.  Придаточные уступительные отвечают на вопрос несмотря на что? Вопреки чему? И присоединяются к главной части союзами хотя (хоть), несмотря на то что, пусть, пускай, даром что:  Хотя будешь ты еще любить, но к чувствам прежним нет возврата.  (М. Ю. Лермонтов) несмотря на что? Некоторые придаточные уступительные присоединяются к главной части союзными словами с усилительной частицей ни

Сложноподчиненные предложения с придаточным

уступительным

Это придаточное содержат сообщение о факте, который

Противоположен тому, что можно было бы ожидать.

Придаточные уступительные отвечают на вопрос несмотря на что? Вопреки чему? И присоединяются к главной части союзами хотя (хоть), несмотря на то что, пусть, пускай, даром что:

Хотя будешь ты еще любить, но к чувствам прежним нет возврата.

(М. Ю. Лермонтов) несмотря на что?

Некоторые придаточные уступительные присоединяются к главной части союзными словами с усилительной частицей ни

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными близки по значению к сложносочиненным предложениям с противительными союзами. Вот почему в главной части сложноподчиненного предложения могут употребляются противительные союзы но, а, однако, тем не менее, все же. Они служат для усиления противопоставления: 1) Даром что парню девятнадцать лет, а в работе любого казака за пояс заткнет.

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными близки по значению к сложносочиненным предложениям с противительными союзами. Вот почему в главной части сложноподчиненного предложения могут употребляются противительные союзы но, а, однако, тем не менее, все же. Они служат для усиления противопоставления:

1) Даром что парню девятнадцать лет, а в работе любого казака за пояс заткнет.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Вид сложного предложения - СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Автор: Бондаренко Рената Александровна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277823

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Урок объяснения нового материала в 7 классе       Тема «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места» "
    ["seo_title"] => string(158) "urok-obiasnieniia-novogho-matieriala-v-7-klassie-tiema-slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-spp-s-pridatochnymi-miesta"
    ["file_id"] => string(6) "148552"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419772780"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Сложноподчинённые предложения с придаточными причины (моя внешность)"
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny-moia-vnieshnost"
    ["file_id"] => string(6) "250968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447165547"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Сложноподчинённые предложения с придаточным места "
    ["seo_title"] => string(59) "slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-s-pridatochnym-miesta"
    ["file_id"] => string(6) "177980"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424759822"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Сложноподчинённые предложения(урок-практикум)"
    ["seo_title"] => string(52) "slozhnopodchinionnyie_priedlozhieniia_urok_praktikum"
    ["file_id"] => string(6) "348488"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476251584"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "тесты по русскому языку тема "Сложноподчинённые предложения" (с казахским языком обучения) 9класс"
    ["seo_title"] => string(98) "tiestyporusskomuiazykutiemaslozhnopodchinionnyiepriedlozhieniiaskazakhskimiazykomobuchieniia9klass"
    ["file_id"] => string(6) "280459"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1453380478"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства