kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложноподчинённые предложения(урок-практикум)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня наш урок пройдёт в форме урока-практикума. Цель урока – повторить и закрепить те знания, которые вы уже получили  по теме «Сложноподчинённое предложение». Отработать умение различать виды сложноподчинённых предложений и виды связи в них, указывать средства связи простых предложений в составе сложного. Начнём с разминки-теста, чтобы настроиться на работу и выявить, насколько успешно усвоены полученные знания. Работать сегодня вы начнёте на специальных  листочках, они лежат перед вами на парте

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения(урок-практикум)»

9 класс

Сложноподчинённые предложения

Урок-практикум



Цели урока:

образовательные: обобщить знания учащихся по теме, ПРОВЕРИТЬ умение составлять схемы предложений с придаточными разных видов, правильно расставлять знаки препинания в СПП;

развивающие: способствовать эмоциональному восприятию текста, учить ребят чувствовать слово, думать над словом;

воспитательные: воспитывать читателя, повысить интерес к учебному процессу, формировать активное участие в процессе обучения, использовать содержательные возможности текста, формировать оценочное суждение.



Задачи урока.

1. Сформировать устойчивые навыки определения СПП.

2. Организовать применение знаний и умений, полученных при изучении СПП.

3.Обобщить знания об СПП.









ХОД УРОКА

Здравствуйте. Садитесь. Сегодня наш урок пройдёт в форме урока-практикума. Цель урока – повторить и закрепить те знания, которые вы уже получили по теме «Сложноподчинённое предложение». Отработать умение различать виды сложноподчинённых предложений и виды связи в них, указывать средства связи простых предложений в составе сложного. Начнём с разминки-теста, чтобы настроиться на работу и выявить, насколько успешно усвоены полученные знания.. Работать сегодня вы начнёте на специальных листочках, они лежат перед вами на парте.



I. Тестирование (цель – настроить учащихся на работу, выявить, насколько успешно усвоены полученные знания).



Начнём проверку наших знаний с небольшого теста. В специальном поле вам нужно будет только вставить нужную букву. На работу у вас 5 минут.





1

2

3

4

5

6

А

Б

В

В

Б

Б





1. Укажите верное утверждение.



А) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.

Б) Придаточное предложение всегда стоит после главного.

В) Придаточное предложение не может стоять в середине главного.



2. Укажите неверное утверждение.



А) Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союзов и союзных слов.

Б) По смыслу придаточное поясняет только всё главное.

В) Вопрос помогает выяснить значение придаточного предложения.



3. В каком предложении что является союзным словом?



А) Лёд был такой прозрачный, что даже вблизи его трудно было заметить.

Б) Казалось, что город устал от зимы.

В) Снегопад в этих местах был настолько сильным, что снегом завалило всё вокруг.



4. В каком предложении когда является союзным словом?



А) Когда ступаешь по тонкому льду, всё спасение в быстроте. (Ф. Эмерсон)

Б) Когда снег тихо опускается, самому хочется быть ещё тише. (М. Пришвин)

В) Наступило время, когда синицы стараются поселиться поближе к человеческому жилью. (Л. Андреев)



5. Найдите предложение с придаточным следствия.



А) Надо одеться потеплее, потому что на улице уже холодно.

Б) Лёд ещё очень тонкий, так что переходить реку опасно.

В) Если осенью снегопад пройдёт скоро, надо ожидать крутой зимы.



6. Найдите предложение с однородным соподчинением.



А) На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы от золы, которую сегодня выгребли из печек, двигались маленькие фигурки. (А.Н. Толстой)

Б) Приятно слышать, как злится вьюга, как воет ветер за стеной.

В) Метель поднялась, когда на село уже опустились зимние сумерки, и клубы колючего снега сшибались по-петушиному так, что гасили друг друга.



1

2

3

4

5

6











Работа закончена, проверяем свои результаты. (На доске записаны критерии оценивания работы: «5»-0 ош.,»4»-1-2 ош., «3»-3-4 ош., «2»-5-6 ош.

Отметьте задания, в которых вы допустили ошибки. Значит, на уроке и дома нужно постараться восполнить пробел в знаниях.

Итак, вы настроились на работу, которая продолжится по группам, во главе каждой находится эксперт. Задача экспертов – оценить активность каждого участника - специалиста, работающего в группе, и отметить в контрольных листах степень участия, полноту и правильность ответов своих товарищей. При проверке ваших работ, просмотра контрольных листов будет отмечена группа, проявившая способность сотрудничать, активно участвовавшая в обсуждении и правильном выполнении предложенных заданий.

11.Отправляемся в путешествие по стране «Сложноподчинённое предложение», и я предлагаю вам остановиться на первой станции, которая называется «Теоретическая».

Задание 1.

У вас на столах лежит распечатка частей текстов. Вам необходимо соединить стрелками части этого рассыпанного текста.(1-2 мин.) Ответы будем читать по командам.

. Сверимся с текстом на доске.


Простые предложения -

это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

Сложные предложения -

это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

Сложносочинённые предложения -

это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

Сложноподчинённые предложения -

это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

-Спасибо, прекрасно справились с заданием. Экперты , не забудьте отметить в контрольных листах , кто активнее был при обсуждении.

111.Ребята, о каком времени года шла речь в предложениях, над которыми вы работали при тестировании? ( О зиме). Да, действительно, на этом уроке мы будем работать над фрагментами текстов о зиме.

-Известны ли вам описания зимы в русской литературе?

-Каких писателей вы можете назвать?

( Например, А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Метель», «Капитанская дочка»; И. Алексеевич Бунин «Лапти».)

Вы дали верные ответы, а теперь игровая задача «Кто узнает?» Прослушайте отрывок из произведения. Кто узнает автора и назовёт его?

(Поиск правильного ответа – средство активизации внимания)



Вмиг вылетел чёрт из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега. Поднялась метель. Снег метался взад и вперёд сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. (Н. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».)



Сегодня на станции «Выразительность речи» мы понаблюдаем за особенностями языка А.П. Чехова. (Под музыку читает отрывок Гайдукова Настя-лауреат городского конкурса чтецов). (См. приложение 1)



Высыпал первый снег, за ним второй, третий, и затянулась надолго зима со своими трескучими морозами, сугробами, сосульками. Не люблю я зимы и не верю тому, кто говорит, что любит её. Холодно на улице, дымно в комнатах, мокро в калошах. То суровая, как свекровь, то плаксивая, как старая дева, со своими волшебными лунными ночами, тройками, охотой, концертами и балами, зима надоедает очень быстро и слишком долго тянется для того, чтобы отравить не одну бесприютную, чахоточную жизнь. (А. П. Чехов. «Цветы запоздалые»)



- Какие эпитеты находит А. П. Чехов, говоря о зиме? (Суровая, плаксивая.)

-Почему употреблено сравнение плаксивая, как старая дева, а не слово слякотная, например?

-Каким настроением наполнен этот отрывок?

-Что помогло вам понять, уловить это настроение?

(Побуждение обратиться за ответом к тексту.)

Обратите внимание на необычные сравнения. (Как свекровь, как старая дева.)

Внимание! Задание 2 для работы в группе:

найдите предложение с несколькими придаточными, назовите вид подчинения. Запишите предложение.



Не люблю я зимы и не верю тому, кто говорит, что любит её.



[…тому], (с.с. кто …), (с. что …) – последовательное подчинение, первое придаточное местоимённо-определительное, второе придаточное изъяснительное.



Следующая станция -«Строительная»

Задание №3. Вот ещё одна зарисовка зимнего пейзажа.



Читаем отрывок из рассказа «Ванька» (см. Приложение №2). Работать мы будем над последним предложением. Запишите последнее предложение.



Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его помыли и потёрли снегом.



Начертите схему предложения, определите вид придаточного предложения, подчеркните грамматическую основу.



[ ], и [… так], (как будто …)

Придаточное меры и степени и сравнительное (совмещённое значение).





Задание №4 При выполнении этого задания у каждого из вас есть возможность выбрать уровень сложности(1,2 или 3-красная, зелёная или жёлтая соответственно карточки):

1 уровень сложности:

Закончите предложения, определите вид придаточного.

1). Снег начался так внезапно…

2).Я долго не мог уснуть…

3).Если завтра будет хорошая погода…



2 уровень сложности:

Составьте предложения по схеме, определите вид придаточного.



1). ..ту сущ. , которую…

2) , потому что….

3) если …..,



3 уровень сложности:

Определите вид придаточного предложения, начертите схему.





1).Несмотря на то что встало солнце, было холодно.

2).Лёд на реке истончился и посинел, а местами уже и тронулся, так что идти на лыжах было опасно.

3).Если светит солнце и на небе нет облаков, то пение и запах сена чувствуется сильнее.





Вот и подошли мы к последней станции, которая называется «Практическая»



Задание №5.

Запишите предложение из рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой».



Когда идёт первый снег приятно видеть белую землю белые крыши дышится мягко славно.



Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения, определите вид придаточного.



(с. когда …), [ ],[ ]. Придаточное времени.





IV. Итог урока

-Спасибо за работу!

Прошу экспертов подвести итоги, выставить баллы специалистам за работу в команде.



-Сегодня на уроке у вас была возможность повторить изученное по теме «Сложноподчинённое предложение» на материале произведений А. П. Чехова. Его зимние пейзажи оставляют яркие впечатления и точно передают знакомые ощущения.



V. Домашнее задание.



1). Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Сложноподчинённые предложения»

2).Составить текст (или предложения) из 5-6 сложноподчинённых предложений на тему «Зима на Урале».



































































































Приложение №1



Высыпал первый снег, за ним второй, третий, и затянулась надолго зима со своими трескучими морозами, сугробами, сосульками. Не люблю я зимы и не верю тому, кто говорит, что любит её. Холодно на улице, дымно в комнатах, мокро в калошах. То суровая, как свекровь, то плаксивая, как старая дева, со своими волшебными лунными ночами, тройками, охотой, концертами и балами, зима надоедает очень быстро и слишком долго тянется для того, чтобы отравить не одну бесприютную, чахоточную жизнь. (А. П. Чехов. «Цветы запоздалые»)























Приложение №2



А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом. (А.П. Чехов. «Ванька»)


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сложноподчинённые предложения(урок-практикум)

Автор: Кадникова Светлана Ильинична

Дата: 12.10.2016

Номер свидетельства: 348488


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства