kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 7 классе "Буквы О,А на конце наречий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: Буквы О, А на конце наречий"

Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи урока.

- Образовательные: совершенствовать знания об особенностях  наречия как части речи; формировать представления о правиле выбора суффикса на конце наречий.

-  Развивающие: развивать орфографическую зоркость учащихся.  Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать монологическую речь учащихся на основе устных ответов, давая связный ответ на лингвистическую тему.

-  Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, эстетический вкус, языковую культуру.

 Методы обучения: практические, словесные, наглядные  методы

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока

1.  Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь поудобнее. Закройте глаза  и произносите за мной вполголоса: «Я в школе на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Голова мыслит ясно. Я хочу узнать что-то новое. Я готов к работе»

- Я желаю вам творческих успехов и удачи.

2. Повторение, необходимое для изучения темы.

А) - Как называется часть речи, которую мы изучаем на протяжении нескольких уроков

- Что вам известно о ней?

Деление на группы «Атомы»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 7 классе "Буквы О,А на конце наречий"»

Урок по теме: Буквы О, А на конце наречий"

Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи урока.

- Образовательные: совершенствовать знания об особенностях наречия как части речи; формировать представления о правиле выбора суффикса на конце наречий.

- Развивающие: развивать орфографическую зоркость учащихся. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать монологическую речь учащихся на основе устных ответов, давая связный ответ на лингвистическую тему.

- Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, эстетический вкус, языковую культуру.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные методы

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь поудобнее. Закройте глаза и произносите за мной вполголоса: «Я в школе на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Голова мыслит ясно. Я хочу узнать что-то новое. Я готов к работе»

- Я желаю вам творческих успехов и удачи.

2. Повторение, необходимое для изучения темы.

А) - Как называется часть речи, которую мы изучаем на протяжении нескольких уроков

- Что вам известно о ней?

Деление на группы «Атомы»

3. Выход на тему. Сообщение темы, целеполагание.

“Сегодня на уроке я постараюсь …” продолжи фразу. Пусть эта цель будет перед вами весь урок. Стремитесь ее достичь.


- Посмотрите на слова и скажите, что общего у наречий каждого столбика.

издавна

1) влево

добела

направо

снова

запросто

издалека

2) беспомощно

докрасна

доверчиво

- Почему, в одном столбике пишется суффикс –А, а в другом – О?

- Тема урока: Буквы а-о на конце наречий (тетрадь)

- Определите цель урока

- Да, действительно, сегодня мы узнаем, от чего зависит написание гласных А-О в суффиксах наречий.

- Зачем нужно знать, когда пишется А, когда О? (чтобы быть грамотным, чтобы подготовиться к экзамену)

4. Работа по теме (Изучение новой темы совместно с учителем – выход на правило)

Лингвистическая сказка

- Еще раз посмотрите на эти слова и скажите, каким способ образованы наречия первого столбика и второго под цифрой 1?

- Чем они отличаются? Сделайте вывод о том, с какими приставками наречия имеют суффикс а, о?

- Я вам предлагаю одну небольшую подсказку. Наречия с ¬ в-, на-, за-, с-, из-, до- по своему происхождению – это застывшие формы винительного и родительного падежей краткие прилагательные, которые в древнерусском языке склонялись. Они склонялись так же, как до сих пор склоняется слово ОКНО.

Чтобы проверить правильность написания наречия, образованного приставочно-суффиксальным способом, достаточно подставить слово ОКНО с таким же предлогом, как и приставка

из- давн из окна

до- красн а до окна

с- прав с окна


в- лев в окно

на- глух о на окно

за- прост за окно

- Как образованы слова второго столбика под цифрой 2? Какой вывод можно сделать в этом случае?

- Таким образом, суффикс А пишется, если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом при помощи приставок из- до- с-. Суффикс А пишется, если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом при помощи приставок в-, на-, за- и суффиксальным способом.

- Проговорите правило про себя, теперь соседу, а сейчас вслух для всех (по схеме)

- Для чего мы выучили правило? (чтобы им пользоваться)

- Да, знать правило важно. Но самое главное уметь им пользоваться. Для этого давайте определим алгоритм рассуждения?

1. Определить способ образования слова

А) суффиксальный – О

Б) приставочно-суффиксальный?

2. Приставки

А) из- (ис) до-, с (со-)- - А ОКНО!!!!

Б) в-(во-) на- за- О

Таблица на доске!

- Поднимите руку, кому понятно!

Физкультминутка.

Пришло время поговорить о здоровье. Мы  часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А»  благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

5. Закрепление.

А) Первый уровень закрепления темы – Комментированное письмо.(у доски)

ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ОРФОГРАММЫ!!!!!

  1. Раскалить добела (белый, без приставки).

  2. Изредка рассказывать (редкий, без приставки).

  3. Доверчиво посмотрел (доверчивый, с приставкой).

  4. Повернуть налево (левый, на- не влияет).

  5. Сначала думай, потом пиши (от слова «начало», без приставки).


Б) Работа с карточкой. Вставить пропущенную букву в зависимости от приставки. (работа в группах)

- Прочитайте задание. Если вопросов нет, можно выполнять. Помните о подсказке «окно». Работаем на карточке.

Поворот слев... направ..., уехать надолг..., вытереть досух..., изредк... переписываться, переработать занов..., начать снов..., накалить докрасн..., друзья издавн..., обратиться запрост..., выйти засветл..., наскор... позавтракать, возвратиться затемн..., накормить досыт..., посмотреть искос..., расположиться справ..., запереть наглух..., взглянуть влев..., сначал... выслушать

ПРОВЕРКА – ОДИН НАЗЫВАЕТ приставку и суффикс, ОСТАЛЬНЫЕ ПРОВЕРЯЮТ


В) Ладыженская, 7 класс. Упражнение 217 – работа по вариантам (взаимопроверка) 2-е у доски. Выборочный диктант 1 вариант – А, 2 вариант - О

I-ый вариант II-ой вариант

издавна влево

слева направо

снова начисто

досыта затемно

досуха засветло

- Поднимите руку, у кого так.


Г) Работа с сигнальными карточками.

Учащиеся получают карточки с буквами О, А. Учитель называет слова, дети показывают буквы. (УПРАЖНЕНИЕ)

Слев…, досрочн…, созвучн…, досин…, изобильн…, доходчив…, издавн…, досух…, справ…, стеснительн…, дословн…, достаточн…, извилист…, исправн…, досыт…, доверительн…, сначал… , влев…, нагол…, задолг…


Д) Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму. Графически объясните знаки препинания в предложениях. ( у доски)

  1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом.

  2. Небо было раскалено почти добел__ .

  3. Корабль раскачивало направ__ и налев__.

  4. Изредк__ из тумана возникало одинокое дерево или столб и вновь исчезало.

  5. Сгоряч_ не добудешь калача.

  6. Дверь, в которую будешь входить, не захлопывай наглух__.

  7. Рыбак рыбака видит издалек__

  8. Кирила Петрович заезжал запрост__ в домишко своего старого товарища.

  9. Хата эта была занов__ покрыта камышом, подправлена.

  10. Через два часа наступление возобновилось сызнов__ .

  11. Издавн__ русские считались храбрыми воинами.

  12. Курицу досыт__не накормишь, а девицу не нарядишь.

Самопроверка по готовым ответам

Д) Тест. Найдите слова, в которых пишется О.

1.(из)давн__, 2.(с)лев__, 3.(до)статочн__, 4. (с)прав__, 5.(до)темн__, 6.(до)стойн__, 7.(за)светл__, 8.(из)далек__, 9.(на)мертв__, 10. (до)словн__, 11.(на)чист__, 12.(за)нов__, 13.(до)сух__, 14. (на)глух__,15.(в)прав__, 16. (до)красн__, 17.(ис)кос__, 18.(за)прост__, 19.(с)горяч__, 20.(на)черн__.

Проверка. Ответы на экране! 3, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 20

- Проверьте свою работу и оцените себя. Желающие могут на оценку в журнал

«5» - 0 ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

- Результат

Ж) Продолжите лингвистическую сказку (на листочках)

Жили-были в Стране Наречий приставки В-, На-, За-, Из-, До-, С- и суффиксы -О, -А. Жили они в мире, ходили друг к другу в гости… Но всё это было до недавнего времени. Что же случилось?

III. Итог.

  1. С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

  2. В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О?

  3. В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А?

  4. Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?

Продолжи предложение

1) У меня получилось…
2) Я научился…
3) На уроке я смог…
4) Больше всего мне понравилось…
5) Труднее всего мне было…

Д/з 1) правило

2) Контрольное списывание +графическое объяснение

  1. Вышли из дому затемн... .

  2. Все двери и окна были забиты наглух... .

  3. Справ... от дороги лес, слев... дача.

  4. Спешит река издалек... .

  5. Я снов... дома, снов... со своими родными.

  6. Дорога повернула влев..., потом вправ... .

  7. (Не)зримый жаворонок сначал... поприветствует наступающее утро.

  8. Справ... ягоды горят, слев... — две осинки.

  9. Здесь готов бродить я дотемн... .

  10. Лишь изредк... олень пугливый пробежит.

  11. Мы побеспокоились задолг... до начала похода.

  12. Витенька вытер насух... лыжи.

  13. Сначал... всё нравилось.

  14. Откуда-то изредк... потягивало влагой.

По желанию – написать сочинение – миниатюру с использованием наречий на данное правило. (тема – любая)


















































Открытый урок


по русскому языку в 7 классе по теме:


« Буквы О, А на конце наречий"

























Учитель русского языка и литературы: Есимбекова Назгуль Каирбековна















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 7 классе "Буквы О,А на конце наречий"

Автор: Есимбекова Назгуль Каирбековна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 377064

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по русскому языку "Буквы О и А на конце наречий""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokaporusskomuiazykubukvyoianakontsienariechii"
    ["file_id"] => string(6) "279430"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453225811"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Правописание суффиксов на конце наречий с приставками "
    ["seo_title"] => string(58) "pravopisaniie-suffiksov-na-kontsie-nariechii-s-pristavkami"
    ["file_id"] => string(6) "104641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402743900"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тема урока:  Обобщение изученного о наречии. "
    ["seo_title"] => string(52) "tiema-uroka-obobshchieniie-izuchiennogho-o-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "138986"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417626843"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Гласные буквы о-а в суффиксах на конце наречий" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-glasnyie-bukvy-o-a-v-suffiksakh-na-kontsie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "124353"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414687811"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) ""Гласные О, Е и буква Ь после шипящих на конце наречий" "
    ["seo_title"] => string(63) "glasnyie-o-ie-i-bukva-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "165650"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422851713"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства