Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Научный стиль. 6 класс»
Научный стиль речи
Орфографическая работа
Высшее горо...ское нач...льное училище /ныне – школа № 10/ п...строено на средства купца . Сначала это училище было в (не)большом ...дании, п...строенном в 1869 году. В 1901 году нач...лась п...стройка нового ...дания. В начале XX века ...дание было п...строено. Перв..начально училище было мужским – обучались мальчики. А затем о...ткрылись классы для девочек. В училище ...бучались дети мещан и крестьян. Инспектором этого училища был учитель . В краеведческом музее есть отчёт (о) работ... этого училища за 1915 год.
Гостиный двор (1865 – 1876 гг.)
Архитектор. Расположен на склоне холма в самом центре Кунгура. Один из его фасадов выходит на центральную площадь. Планировка гостиного двора традиционна для подобного рода сооружений и представляет собой многоугольник, по периметру которого располагались торговые ряды, ледники, склады. Имеется внутренний двор-площадь, который раньше использовался для кустарных изделий. Длина здания 86,5 м, ширина с галереей 15,6 м, высота 8,7 м, высота кровли в высшей точке 2,5 м. Всё здание выстроено из кирпича. Фундаменты бутовые, кровля металлическая. Архитектура памятника проста и выразительна. Здание двухэтажное, на подклети, с двухскатной крышей. Снаружи около торговых помещений устроена крытая галерея, сообщающаяся с улицей через открытую аркаду, которая прерывается порталами входов во внутренний двор. Гостиный двор – один из лучших памятников подобного рода на Урале, дошедший до наших дней без изменений.
Особняк купца Кузнецова.
Особняк. Построенный в 1870 году, в плане имеет П-образную форму. Выстроен из кирпича, внутри и снаружи отштукатурен. Фундаменты бутовые, кровля – железо. Здание одноэтажное с мезонином над центральной частью. Главный фасад имеет пятичастное деление. Соблюдена строгая симметрия объёмов. Вход выделен порталом с балюстрадой над ним на уровне второго этапа. Двухэтажная центральная часть завершена парапетом, имеющим богатую обработку. Стены завершены сильно выступающим карнизом, проходящим и по входному порталу. Полуциркульные окна обрамлены профилированными наличниками. Долгое время это было здание милиции, а ныне в нём расположено ЖКХ.
На майские праздники мы побывали в Кунгурской ледяной пещере. Очень понравилось! Интереснее, конечно, было бы идти по индивидуальному маршруту с фонариками или свечами. Или хоть на минуточку заглянуть в заповедную часть, посидеть на камне, оглядеться, послушать звук капающей воды.
Я просто передам свои впечатления. Названия гротов помню плохо. Ошибусь - не судите строго. Холм и вход в пещеру. Когда пещеру только открыли, в нее вел узкий лаз. Позже для туристов прорыли удобный туннель длиной 40м. Первые и последние гроты - самые холодные. Даже летом температура там не поднимается выше нуля. В этих гротах нарастает снежная шуба.
Проходим еще несколько гротов. У каждого своя завораживающая история. И наконец начинаются озера. Всего их 60. Вода в них прозрачная и абсолютно неподвижная. Даже сложно определить границу между стенами пещеры и их отражением.
Экскурсоводы говорят, что в течение года пещера всегда разная и неповторимая. Надо непременно побывать в пещере зимой. Кстати, Кунгурская пещера участвовала в проекте "7 чудес Роcсии".
На днях я посмотрела фотографии из Абхазских Новоафонских пещер. Вах! Вот еще куда надо съездить!
Беседа по текстам:
-Сравните эти тексты. Чем они отличаются?
-Какова цель каждого текста?
- Какой стиль речи в каждом тексте?
- Назовите особенности стиля каждого текста.
Составление сравнительной таблицы:
Распределите данные вам в источнике информации особенности научного и разговорного стилей в соответствующие колонки.
В связи с жарким летом 2010 года ряд европейских государств пострадали от ураганов (Польша, Румыния). Пермскому краю повезло: стихия его не коснулась. Но от природных катаклизмов никто не защищен, поэтому к ним нужно готовиться, обладать большей информацией.
Объясните малышам, что такое ураганы и к каким последствиям они могут привести.
Текст №2
Песок и пепел засыпает все кругом на многие километры. Раскаленная лава может сжечь поля, леса и дома. Все это начинает напоминать картину К. Брюллова «Последний день Помпеи». Ужас охватывает меня.
Медуницу называют медуницей, потому что в ее цветках много сладкого сока – нектара.
Огненная пасть кратера выплевывала раскаленные пепел и газы, песок и камни. Жидкая каменная каша переполнила чашу кратера, полилась вниз по склонам огненными водопадами .
Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, а третьи – совсем синие. Такое растение с разноцветными цветками легче заметить шмелям.
Оглушительные взрывы потрясли вулкан. Из кратера вырвались черные клубы, будто кто-то затопил гигантскую печь. В небо взметнулись огненные фонтаны. Вулкан проснулся. Что это? Гигантский зверь проснулся? Может быть, это огнедышащий дракон пришел доказывать свое право на эти территории?
Листья медуницы покрыты особыми волосками – оттого они и кажутся немного шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов.
Текст №3. Восстановите текст.
Распространение жизни в океане
В океане выделяются _______________жизни. К первой ____________ поверхность воды и всю водную толщу, ко второй – дно океана. Я давно пытаюсь разрешить этот ________. Может быть, скоро все мои сомнения разрешатся? Не знаю. Скорее бы!!!
Свет – первое условие существования в _____ зеленых ______________, которыми питаются другие организмы. В воде света меньше, чем в __________, с глубиной освещенность уменьшается. ____________ наиболее населена верхняя 50-метровая толща воды. Во-вторых, на распространение организмов в _______ влияют и другие _________ : соленость и плотность, ______________воды, количество питательных веществ, течения, вертикальное перемещение вод, а также свойства пород, слагающих ___________ дно.
Распространение жизни в океане
В океане выделяются две области жизни. К первой относят поверхность воды и всю водную толщу, ко второй – дно океана. Я давно пытаюсь разрешить этот вопрос . Может быть, скоро все мои сомнения разрешатся? Не знаю. Скорее бы!!!
Свет – первое условие существования в воде зеленых водорослей , которыми питаются другие организмы. В воде света меньше, чем в воздухе , с глубиной освещенность уменьшается. Поэтому наиболее населена верхняя 50-метровая толща воды. Во-вторых, на распространение организмов в океане влияют и другие факторы : соленость и плотность, температура воды, количество питательных веществ, течения, вертикальное перемещение вод, а также свойства пород, слагающих морское дно.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
РЕФЕРАТ (от лат. refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение.
В общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях рефератом называют специально подготовленные сообщения учащегося на факультативных занятиях и др.
ДОКЛАД, доклада, м. - сообщение на научную тему в ученом собрании; публичная лекция.
КОНСПЕКТ , - а, м. Краткое изложение или краткая запись содержания чего-н. К. лекции.