Просмотр содержимого документа
«Урок - презентация по русскому языку по теме "Приставка"»
Урок русского языка в 5 классе
Терминологический диктант
1)Раздел русского языка, который изучает части слова. 2) Части слова. 3) Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение… 4) значимая часть слова , которая находится после корня и служит для образования…
5) Изменяемая часть слова
Проверь себя:
1.Морфемика
2. Корень,суффикс, приставка, окончание
3.Корень
4.Суффикс
5.Окончание
Корзина идей:
Давайте соберем в корзину все наши морфемы.
Корень, приставка, суффикс, основа, окончание
Основа
Основа –не является морфемой- это значимая часть слова без окончания
Лингвистическом эксперимент
Предлагаю вам поучаствовать в лингвистическом эксперименте . Посмотрите на доску и ответьте на вопросы:
- Что потеряли эти слова? Почему они не всем понятны? Помогите им
( - ключатель, - бавить, - бывчивый)
- Какая морфема помогла выполнить задание?
Практическая работа.
-Режем бумагу
-Отрежьте кусочек бумаги. (уголок)
-Теперь вырежем кружок.
-А теперь разрежем кружок пополам.
- Перечислите действия, которые мы совершили
Проверьте, выделите приставки
РЕЗАЛИ, ОТРЕЗАЛИ, ВЫРЕЗАЛИ, РАЗРЕЗАЛИ .
Построение проекта
Прочитайте стихотворение Я. Козловского «Веснушки».
Веснушкам нету (с)носа,
Не исчезают (с)носа,
Я не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла,
Зависело б (от)мыла,
Веснушки я б (от)мыла.
Вывод
Учитель: Какие слова использует автор, чтобы вызвать у нас улыбку?
Учитель: Выберите из них слова с приставками, прочитав строку из стихотворения
Учитель: Выберите из них слова с предлогами, прочитав строку из стихотворения.
Учитель: Испытывали вы затруднения при выполнении задания? Чему мы должны научиться
сегодня на уроке?
Проверь себя
- Где в слове расположена морфема приставка?
- Для чего служит приставка?
- Т.о., приставка - это какая морфема?
-У какой морфемы мы уже выделяли такую функцию?
- Вывод: приставка – это значимая часть .. .
Работа с учебником
Чтение правила. Учебник с.182
Словарная работа
Грамотный
Гpaмoтный cмoтpит в книгy, yчeный cмoтpит нa мyдpoгo, a мyдpый cмoтpит в нeбo . (Aфopизм, aвтop: Mилopaд Пaвич)
Паркет- Плaнки из твёpдыx пopoд дepeв …
Cкaжи: Kaкoй ты cлeд ocтaвишь? Cлeд, Чтoбы вытepли пapкeт И пocмoтpeли кoco вcлeд, Или Heзpимый пpoчный cлeд B чyжoй дyшe нa мнoгo лeт? Cтиxoтвopeниe Л.Mapтынoвa.
Физминутка
С ПРИ - приставкою присесть,
С ПО - приставкою подняться,
С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО - приставкой посмеяться,
С ВЫ - вытягиваем руки,
С О - опустим их опять.
Вот и все настало время
С ЗА - зарядку завершать .
Работа в рабочих листах. ответ: да или нет
Приставка – часть речи?
Приставка – значимая часть слова?
Приставка служит для образования новых слов?
Приставка располагается перед корнем?
С помощью приставки образуются формы слова?
Проверь себя:
Ответы: нет, да, да, да, нет)
Приём «Удивляйка!»
Запишите слова, выделите приставки:
В каких словах спряталась одна приставка? Две? Три?
Переходить
поназачеркивать
поразмыслить
Алгоритм нахождения приставки в слове .
Возьмем слово походка.
- Что будем делать сначала?
- Далее?
- А теперь?
- Выделим её и назовем
У нас получился алгоритм
«Как найти приставку»
Синквейн «Приставка»
Синквейн «Приставка»
Приставка
Важная, хитрая
Образует, прячется, меняет
Помогает образовать новые слова
Часть слова
Подведение итогов
Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
– Что такое приставка?
– Как определить, есть ли в слове приставка?
– Какие приставки знаете?
Рефлексия
На ваших столах карточки с тучкой и солнышком. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. Покажите ту, которая соответствует вашему настроению.
Домашнее задание:
Написать рассказ на тему “ Скоро зимушка-зима”, используя приставки, изученные на этом уроке.