Урок по русскому языку в 5 классе по УМК В.В. Бабайцевой
Тема. Разделительные Ь и Ъ знаки.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности |
Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно. И скорей начнем урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики! | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)необходимые действия, операции | Листы Обратной связи |
2. Актуализация и проблемное учебное действие | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «разделительные Ь и Ъ» | На доске схема (либо на слайде) Институт грамматики – лаборатория Ь и лаборатория Ъ - Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории. А над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться. - названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? (Ъ и Ь.) - Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным твердым знаком, а другая – с разделительным мягким знаком. (на доске появляется необходимый материал для наглядности) - Не подскажете ли тему урока? - А какие цели будем преследовать на уроке? ( повторить и сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь, уметь различать знаки при написании слов с ними) | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания | групповая | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, инсценирование Физкультминутка | - Итак, мы будем сопоставлять разделительные Ъ и Ь. (организует чтение и инсценирование стихотворения) - Не чересчур ли ты добряк? – Так значит мягкому промолвил твердый знак. - Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. Нет, в алфавит ты не годишься! - Кто б говорил, но ты бы помолчал! – Знак мягкий твердому на это отвечал. - Ты тверд и груб, как суковатый дуб. Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять! - Друзья, ваш разговор – никчемные слова, - Услышав этот спор, сказала буква А. - Вы оба хороши, достойны чести, Когда стоите в нужном месте. - Что же общего у этих букв и чем они интересны? В чем их различие? На эти вопросы найдем ответы, проведя исследование. - Вспомните, какую «работу» выполняет Ь в словах? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.- - Как связан с правописанием разделительных Ь и Ъ звук {й}? (Если после согласного звука перед гласным есть этот звук, то в слове пишется Ь или Ъ.) Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать! | Формулируют собственные мысли, высказывания и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; читают, слушают, инсценируют стихотворение. Выполняют элементарные физические упражнения | Групповая, индивидуальная Фронтальная | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной и материализованной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью поучения необходимой для решения проблемы информации. | Вопросы для уточнения информации. Выполнение упражнений |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Беседа по вопросам; формулирования правила, составление схемы – помощницы; монологические высказывания. | - Запишите слова в тетрадь: листья, въехать, ручьи, подъезд. Выделите орфограмму и приготовьтесь к ответу по плану: - в какой части слова находится буква? - перед какими буквами стоит? - для какой цели служит? Помогает учащимся во время ответа составить схему-помощницу: (на доске, либо на плакате, либо на интерактивной доске) - Что общего у разделительных Ъ и Ь? (Не допускают слияния гласного и согласного) ВЫВОД: разделительный Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем - Сформулируйте правило правописания разделительных Ъ и Ь. (Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся) | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Устные ответы, Вопросы для уточнения информации |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Игра, отгадывание загадок | Игра «Подскажи словечко» На доске открываются слова: объявление, вьюга, ручьи, подъемный, подъехал, объедки, вьет. - Посмотрите, запомните и запишите по памяти как можно больше слов. - Сколько слов вы записали? - Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко». Придумайте предложение с одним из этих слов, но не называйте его. Например: «На доске написано….(объявление)». Отгадывание загадок. - отгадайте загадку и запишите отгадку. - выпишите из текста загадок слова с разделительным Ъ и Ь, расположив их в 2 столбика. Пять братьев вместе родятся, а росту разного. (Пальцы, братья) Придет зима, объявится, на праздник елки явится. (Мороз; объявится) | Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданием. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные Желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочей тетради. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | Вопросы для уточнения информации |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | - Какие слова вы записали в первый столбик? Почему? Какие графические обозначения выполнили? | Отвечают на вопросы | Индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы |
7. Самостоятельная работа | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися | Выполняют упражнения (можно на выбор учащихся) | Индивидуальная, групповая | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют отбор необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планирует необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Письменные работы |
8. Включение в систему знаний и повторений | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | - Вспомните стихотворение, которое мы слышали в начале урока, о ссоре разделительных Ъ и Ь. Мы закончили нашу исследовательскую работу и указали буквам их законные места. Давайте еще раз вспомним, где в слове может стоять Ь, а где Ъ. - Теперь Ъ и Ь перестанут ссориться и никогда не забудут свое место в словах. Не путайте и вы их, ребята! | Отвечают на вопросы, определяют уровень приобретенных знаний | Индивидуальная, групповая | Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Оценивание учащихся за работу на уроке |
9. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания | -Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы преодолевали? - понравился ли вам урок? Какое настроение у вас сейчас? -Дайте оценку нашей с вами работе: выберите один из предложенных на ваших партах смайликов (улыбка, безразличие, грусть) и принесите мне на стол. Домашнее задание: проработать записи в тетрадях, сабо освещенный вопрос темы. Выполнить упражнение из учебника (по выбору из трех данных) | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке, заполняют дневники достижений | индивидуальная | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений. | Листы обратной связи |