kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС) - УМК В.В.Бабайцевой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку в 5 классе по УМК В.В. Бабайцевой

Тема.  Разделительные Ь и Ъ знаки.

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о правописании разделительных знаков, отрабатывать умение правильно писать

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь различать приставку и предлог, применять правило о постановке разделительных знаков

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронном носителе.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Морфема, морфемный разбор, приставка, предлог

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС) - УМК В.В.Бабайцевой »

Урок по русскому языку в 5 классе по УМК В.В. Бабайцевой

Тема. Разделительные Ь и Ъ знаки.

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о правописании разделительных знаков, отрабатывать умение правильно писать

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь различать приставку и предлог, применять правило о постановке разделительных знаков

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронном носителе.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Морфема, морфемный разбор, приставка, предлог




Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Контроль

результатов

учебной

деятельности

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно.

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)необходимые действия, операции


Листы

Обратной

связи

2. Актуализация и проблемное учебное действие

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «разделительные Ь и Ъ»

На доске схема (либо на слайде)

Институт грамматики – лаборатория Ь и лаборатория Ъ


- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории. А над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться.

- названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? (Ъ и Ь.)

- Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным твердым знаком, а другая – с разделительным мягким знаком. (на доске появляется необходимый материал для наглядности)

- Не подскажете ли тему урока?

- А какие цели будем преследовать на уроке? ( повторить и сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь, уметь различать знаки при написании слов с ними)


Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания

групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


Устные

ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, инсценирование










































Физкультминутка

- Итак, мы будем сопоставлять разделительные Ъ и Ь. (организует чтение и инсценирование стихотворения)

- Не чересчур ли ты добряк? –

Так значит мягкому промолвил твердый знак.

- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты бы помолчал! –

Знак мягкий твердому на это отвечал.

- Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!

- Друзья, ваш разговор – никчемные слова, -

Услышав этот спор, сказала буква А.

- Вы оба хороши, достойны чести,

Когда стоите в нужном месте.

- Что же общего у этих букв и чем они интересны? В чем их различие? На эти вопросы найдем ответы, проведя исследование.

- Вспомните, какую «работу» выполняет Ь в словах? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.-

- Как связан с правописанием разделительных Ь и Ъ звук {й}?

(Если после согласного звука перед гласным есть этот звук, то в слове пишется Ь или Ъ.)


Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать!


Формулируют собственные мысли, высказывания и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; читают, слушают, инсценируют стихотворение.
































Выполняют элементарные физические упражнения

Групповая, индивидуальная












































Фронтальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной и материализованной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью поучения необходимой для решения проблемы информации.

Вопросы

для

уточнения

информации.










































Выполнение

упражнений

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Беседа по вопросам; формулирования правила, составление схемы – помощницы; монологические высказывания.

- Запишите слова в тетрадь: листья, въехать, ручьи, подъезд.

Выделите орфограмму и приготовьтесь к ответу по плану:

- в какой части слова находится буква?

- перед какими буквами стоит?

- для какой цели служит?

Помогает учащимся во время ответа составить схему-помощницу:

(на доске, либо на плакате, либо на интерактивной доске)

- Что общего у разделительных Ъ и Ь? (Не допускают слияния гласного и согласного)

ВЫВОД: разделительный Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем

- Сформулируйте правило правописания разделительных Ъ и Ь.

(Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся)


Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач


Устные ответы,

Вопросы для

уточнения

информации

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Игра, отгадывание загадок

Игра «Подскажи словечко»

На доске открываются слова: объявление, вьюга, ручьи, подъемный, подъехал, объедки, вьет.

- Посмотрите, запомните и запишите по памяти как можно больше слов.

- Сколько слов вы записали?

- Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко». Придумайте предложение с одним из этих слов, но не называйте его. Например: «На доске написано….(объявление)».

Отгадывание загадок.

- отгадайте загадку и запишите отгадку.

- выпишите из текста загадок слова с разделительным Ъ и Ь, расположив их в 2 столбика.

Пять братьев вместе родятся, а росту разного. (Пальцы, братья)

Придет зима, объявится, на праздник елки явится. (Мороз; объявится)

Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданием.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные

Желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочей тетради.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Вопросы для

уточнения

информации

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

- Какие слова вы записали в первый столбик? Почему? Какие графические обозначения выполнили?

Отвечают на вопросы

Индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные

ответы


7. Самостоятельная работа

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения


В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися

Выполняют упражнения (можно на выбор учащихся)

Индивидуальная, групповая

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют отбор необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно планирует необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменные

работы


8. Включение в систему знаний и повторений

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

- Вспомните стихотворение, которое мы слышали в начале урока, о ссоре разделительных Ъ и Ь. Мы закончили нашу исследовательскую работу и указали буквам их законные места. Давайте еще раз вспомним, где в слове может стоять Ь, а где Ъ.

- Теперь Ъ и Ь перестанут ссориться и никогда не забудут свое место в словах. Не путайте и вы их, ребята!

Отвечают на вопросы, определяют уровень приобретенных знаний

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Оценивание

учащихся

за работу

на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания

-Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы преодолевали?

- понравился ли вам урок? Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей с вами работе: выберите один из предложенных на ваших партах смайликов (улыбка, безразличие, грусть) и принесите мне на стол.


Домашнее задание: проработать записи в тетрадях, сабо освещенный вопрос темы. Выполнить упражнение из учебника (по выбору из трех данных)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке, заполняют дневники достижений

индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений.

Листы

обратной

связи




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС) - УМК В.В.Бабайцевой

Автор: Колесникова Людмила Александровна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123088


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства