kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Сложные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с понятием "сложные слова"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Сложные слова"»

Заменить словосочетания одним словом, которое являлось бы определением к существительному. 1) Человек, любящий жизнь, радость. 2) Человек, который любит труд. 3) Насаждения, защищающие поля. 4) Машина, очищающая дороги от снега. 5) Река, по которой ходят суда. 6) Бумага, чувствительная к свету.

Заменить словосочетания одним словом, которое являлось бы определением к существительному.

1) Человек, любящий жизнь, радость.

2) Человек, который любит труд.

3) Насаждения, защищающие поля.

4) Машина, очищающая дороги от снега.

5) Река, по которой ходят суда.

6) Бумага, чувствительная к свету.

Ответы 1) жизнерадостный 2) трудолюбивый 3) полезащитные 4) снегоочистительная 5) судоходная 6) светочувствительная Что общего в этих словах?

Ответы

1) жизнерадостный

2) трудолюбивый

3) полезащитные

4) снегоочистительная

5) судоходная

6) светочувствительная

Что общего в этих словах?

Сложные слова - слова, в состав которых входят два корня (реже три), например:  электровоз, пылесос, вертолет.

Сложные слова -

слова, в состав которых входят два корня (реже три), например:

электровоз, пылесос, вертолет.

Сложные слова образуются  двумя способами: 1) При помощи соединительных гласных О или Е в результате сложения основ исходных слов Пар + о + ходить   пар о ход или целых слов: Сорок + ножка   сорок о ножка.

Сложные слова образуются двумя способами:

1) При помощи соединительных гласных

О или Е в результате сложения основ

исходных слов

Пар + о + ходить   пар о ход

или целых слов:

Сорок + ножка   сорок о ножка.

2) Без соединительных гласных: пятый + этажный пятиэтажный

2) Без соединительных гласных:

пятый + этажный пятиэтажный

Отгадайте загадки. Запишите слова - отгадки. Выполните их морфемный разбор. Хоть заманчив он на вид, но однако ядовит. Знают люди с давних пор: Несъедобен …  МУХ О МОР

Отгадайте загадки. Запишите слова - отгадки. Выполните их морфемный разбор.

Хоть заманчив он на вид,

но однако ядовит.

Знают люди с давних пор:

Несъедобен …

МУХ О МОР

Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт.  Человек им управляет.  Что такое? … САМ О ЛЁТ

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? …

САМ О ЛЁТ

Есть у нас квартире робот, У него огромный хобот, Любит робот чистоту И гудит, как лайнер «ТУ». Он охотно пыль глотает. НЕ болеет, не чихает. …  ПЫЛ Е СОС

Есть у нас квартире робот,

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает.

НЕ болеет, не чихает. …

ПЫЛ Е СОС

Каждый день выходит утром  В повседневный свой поход.  Знать все правила обязан  На дорогах … ПЕШ Е ХОД

Каждый день выходит утром В повседневный свой поход. Знать все правила обязан На дорогах …

ПЕШ Е ХОД

И на земле, и на снегу Я зверя выследить могу По следу лапок и копыт. На то и есть я … СЛЕД О ПЫТ

И на земле, и на снегу

Я зверя выследить могу

По следу лапок и копыт.

На то и есть я …

СЛЕД О ПЫТ

Чем объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах? Ответить на этот вопрос поможет стихотворение-сказка. Послушайте ее внимательно.

Чем объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах?

Ответить на этот вопрос поможет стихотворение-сказка. Послушайте ее внимательно.

«Как простые слова стали сложными?»

«Как простые слова стали сложными?»

  • Было это давным-давно,
  • В тридевятом царстве,
  • В тридесятом государстве,
  • Возле Грамматической речки
  • Жили-поживали слова и словечки. 
  • Вместе ели, пили, веселились,
  • Никогда ничем и не гордились,
  • Не сорились и не зазнавались:
  • Простыми словами назывались.
  • Но однажды у Грамматической речки
  • Появились странные человечки:
  • Буквы О да Е -  сбежали из алфавита,
  • Стали словам нашептывать сердито:
«Эх вы, простаки и простушки Раскройте глазки, прочистите ушки!  Скажем вам не в обиду, Уж очень вы простые с виду! Репутация у вас простофилей. Это теперь немодно, Неприлично, неблагородно!» И у Грамматической речки Взбунтовались простые словечки.
  • «Эх вы, простаки и простушки
  • Раскройте глазки, прочистите ушки! 
  • Скажем вам не в обиду,
  • Уж очень вы простые с виду!
  • Репутация у вас простофилей.
  • Это теперь немодно,
  • Неприлично, неблагородно!»
  • И у Грамматической речки
  • Взбунтовались простые словечки.
Говорят: «Не хотим быть простыми словами, Пусть все шапки снимают перед нами, Нас приветствуют издалека Все поклонники русского языка! Хотим быть словами сложными! Такое превращение, не возможно ли?» Только одного желания мало!
  • Говорят:
  • «Не хотим быть простыми словами,
  • Пусть все шапки снимают перед нами,
  • Нас приветствуют издалека
  • Все поклонники русского языка!
  • Хотим быть словами сложными!
  • Такое превращение, не возможно ли?»
  • Только одного желания мало!
Как это сделать? Буква О подсказала:   «Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,   Времени не тратьте даром».    Птица полетела к слову ловить,   Луна покатилась к слову ходить,   Вода потекла к слову падать.   Но их ведь чем-то соединять надо!   Распадаются две половинки   Без скрепляющей золотой серединки.
  • Как это сделать? Буква О подсказала:
  •   «Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,
  •   Времени не тратьте даром». 
  •   Птица полетела к слову ловить,
  •   Луна покатилась к слову ходить,
  •   Вода потекла к слову падать.
  •   Но их ведь чем-то соединять надо!
  •   Распадаются две половинки
  •   Без скрепляющей золотой серединки.
Возмутители спокойствия О и Е   Решили словам помочь в беде:   «Будем мы между согласными   Соединительными гласными!»  Правда, О немного ленивой была,   Не много дела себе взяла:  После твердых согласных становиться решила.
  • Возмутители спокойствия О и Е
  •   Решили словам помочь в беде:
  •   «Будем мы между согласными
  •   Соединительными гласными!»
  • Правда, О немного ленивой была,
  •   Не много дела себе взяла:
  • После твердых согласных становиться решила.
Образец рассуждения Книг О люб . Выбор гласной в слове зависит от конечного звука первой части: кни[г], звук [г] твердый, поэтому пишется соединительная о. Книг О люб. Овощ Е вод. Выбор гласной в слове зависит от конечного звука первой части: ово [щ], звук [щ]  мягкий, поэтому пишется соединительная   е. Овощ Е вод.

Образец рассуждения

Книг О люб . Выбор гласной в слове зависит от конечного звука первой части: кни[г], звук [г] твердый, поэтому пишется соединительная о. Книг О люб.

Овощ Е вод. Выбор гласной в слове зависит от конечного звука первой части: ово [щ], звук [щ] мягкий, поэтому пишется соединительная   е. Овощ Е вод.

Выберите соединительную гласную Лед(е, о)кол, птиц(е, о)лов, пеш(е, о)ход, красн(е, о)бай, красн(е, о)лицый, сух(е, о)фрукты, мед(е, о)нос, благ(е, о)дарить, сух(е, о)вей, пыл(е, о)сос, красн(е, о)речие, звер(е, о)лов, земл(е, о)мер.

Выберите соединительную гласную

Лед(е, о)кол, птиц(е, о)лов,

пеш(е, о)ход, красн(е, о)бай,

красн(е, о)лицый, сух(е, о)фрукты, мед(е, о)нос, благ(е, о)дарить,

сух(е, о)вей, пыл(е, о)сос,

красн(е, о)речие, звер(е, о)лов, земл(е, о)мер.

Ответы Лед о кол, птиц е лов, пеш е ход, красн о бай, красн о лицый, сух о фрукты, мед о нос, благ о дарить, сух о вей, пыл е сос, красн о речие, звер о лов, земл е мер.

Ответы

Лед о кол, птиц е лов, пеш е ход, красн о бай, красн о лицый, сух о фрукты, мед о нос, благ о дарить, сух о вей, пыл е сос, красн о речие, звер о лов, земл е мер.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Сложные слова"

Автор: Миненко Ирина Геннадьевна

Дата: 30.11.2020

Номер свидетельства: 564921

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему "Сложные слова. Сложение двух основ"."
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_na_tiemu_slozhnyie_slova_slozhieniie_dvukh_osnov"
    ["file_id"] => string(6) "348039"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476110006"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомство с понятием "сложные слова"." "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakomstvo-s-poniatiiem-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "232479"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442850368"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока русского языка на тему "Сложные слова""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "257869"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448391949"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-na-tiemu-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "257871"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448392110"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока на тему "Сложные слова в текстах разных стилей""
    ["seo_title"] => string(63) "konspekt_uroka_na_temu_slozhnye_slova_v_tekstakh_raznykh_stilei"
    ["file_id"] => string(6) "473996"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1529598328"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства