kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "Междометия. Звукоподражательные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Междометия. Звукоподражательные слова.

Цели урока: закрепить знания учащихся по теме «Междометия»; познакомить со звукоподражательными словами, с их свойствами; выработать умения отличать слова – звукоподражания от междометий, правильно расставлять знаки препинания при междометиях; развивать творческие способности; формировать у учащихся потребность в самообразовании, совершенствовать сотрудничество «учитель- ученик», «ученик- ученик».

Подготовка: учащиеся получают опережающие индивидуальные и групповые задания: написать стихи с междометиями, нарисовать иллюстрации, подготовить сообщения: «Междометия - «сорняки», «Дети и звукоподражательные слова».

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя

Сегодня на уроке мы будем говорить о междометиях, об их особенностях. Надеюсь, что наша совместная работа послужит тому, что мы успешно закрепим знания по теме «Междометия». К нашему уроку вы активно готовились: выполняли различные творческие индивидуальные и групповые задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе»

Междометия. Звукоподражательные слова.

Цели урока: закрепить знания учащихся по теме «Междометия»; познакомить со звукоподражательными словами, с их свойствами; выработать умения отличать слова – звукоподражания от междометий, правильно расставлять знаки препинания при междометиях; развивать творческие способности; формировать у учащихся потребность в самообразовании, совершенствовать сотрудничество «учитель- ученик», «ученик- ученик».

Подготовка: учащиеся получают опережающие индивидуальные и групповые задания: написать стихи с междометиями, нарисовать иллюстрации, подготовить сообщения: «Междометия - «сорняки», «Дети и звукоподражательные слова».

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя

Сегодня на уроке мы будем говорить о междометиях, об их особенностях. Надеюсь, что наша совместная работа послужит тому, что мы успешно закрепим знания по теме «Междометия». К нашему уроку вы активно готовились: выполняли различные творческие индивидуальные и групповые задания.

  1. Итак, что же мы знаем о междометиях?

Коллективная работа (устный опрос).

  1. Что такое междометия?

  2. Какие чувства выражают междометия? (радость, восторг, удивление, печаль, злорадство, гнев, насмешку, иронию…). Примеры.

  3. На какие группы делятся по значению? (Эмоциональные: ох, ах, тьфу, ужас и т.д., повелительные: кыш- кыш, тс, брысь, цып- цып, алло, ау и т.д., этические: здравствуйте, привет, спасибо, пожалуйста, пока и т.д.)

  4. В каких стилях используются междометия (в художественном стиле (диалог), в разговорном стиле)

  5. Что вы знаете о правописании междометий?

  6. Как выделяются на письме междометия?

  7. Являются ли членами предложения?

Слово учителя.

Мы повторили сведения о междометиях. Есть ли дополнения?

  1. Самостоятельная работа.

Внимание на экран! Вы видите стихотворения ваших одноклассников. Ваша задача: выписать междометия, определить их значения и ответить на вопрос: какие художественные средства и стилистические фигуры они использовали в стихотворениях?

Слайд №1:

Солнце вышло из-за туч,
Распрямило яркий луч.
Ах! Какой сегодня день!
Улыбнулся даже пень.
* * *
- Здравствуй, маленькая птичка!
- Как зовут тебя?
- Синичка. Д. Лескина

«Цып- цып-цып»,- сказала квочка.
Так зовет она сыночка.
Ой, а желтенький комочек?

Убежать от мамы хочет. Д. Крылова


-Привет! Ты был у Мишки?
- Нет. Читал я книжки.

- Дай еще мне почитать!
- Очень хочется все знать!
Е. Санеев

  1. Работа у доски (запись под диктовку учителя)

  1. Ужас! Длинный язык укорачивает жизнь.

- Что это за предложение? (пословица)

- Как вы понимаете смысл пословицы?

Задание: сделать синтаксический разбор предложения, дать характеристику междометию.

  1. Ах, как трудно жить на свете, не усвоив междометий!

Задание: пунктуационный разбор предложения, указать, какими частями речи являются слова в предложении.

  1. Творческая работа.

Перед вами иллюстрации, нарисованные вашими одноклассниками, посмотрите и по одной из них составьте, используя междометия, предложения с прямой речью.

VII. Слово учителя.

- Ребята, нужны ли междометия в речи? (Да, междометия делают речь выразительной, яркой, эмоциональной)

- Все ли междометия целесообразно употреблять в речи?

Сообщение учащегося «Междометия – «сорняки».

VIII. Слово учителя.

Русская речь необычайно богата, неисчерпаема. Вот и сегодня вы познакомитесь со звукоподражательными словами, которые примыкают к междометиям. Расскажут вам о них ребята. Посмотрите на экран. Послушайте внимательно рассказ и ответьте на вопрос: отличаются ли звукоподражательные слова от междометий и чем?

  1. Слайд № 2:

Звукоподражательные слова - это слова, передающие различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи-хи, ха-ха-ха и т.д.), животных (хрю-хрю, мяу-мяу, му, гав- гав и т.д.), предметов (динь- динь, тик-так, бух- бух, хлоп и т.д. ).
1. Это неизменяемые слова.
2. Они не выражают эмоций, чувств и побуждений.
3. Состоят из одного слога (бе и т.д.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква – ква и т. д.).
4. Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д.

5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения.

  1. Сообщение ученицы «Звукоподражательные слова в речи маленького брата»

IX. Тест. Самопроверка по ключу (2, 4, 5,8 ,9,10) Слайд №3:

Задание: найдите звукоподражательные слова.

1. Тьфу!

2. Ква-ква.

3. Брысь!

4. Динь-динь.

5. Курлы-курлы.

6. Всего хорошего.

7. Тс…

8. Чух - чух.

9. Кар-кар.

10. Кря-кря.

11. Ай-ай!

X. Работа у доски. Синтаксический разбор предложений.

• Бокал сказал «дзинь!» и разбился. («Дзинь» - в роли дополнения)

• А щука бух в воду! (Бух - в роли сказуемого)

• Ночью на болоте слышно только лягушачье ква – ква. (Ква-ква в роли подлежащего)

XI. Устная работа. Слайд №4.

Задание: объясните постановку знаков препинания, найдите междометие и звукоподражательное слово.

-Кис-кис-кис! Ты ловить умеешь крыс?
- Муррр! - сказала кошка, помолчав немножко.

XII. Творческая работа. Сочинение-миниатюра. Утро в селе.

Задание: написать сочинение – миниатюру с использованием звукоподражательных слов и междометий.

XIII. Прослушивание творческих работ.

XIV. Оценки за урок.

XV. Домашнее задание: выучить теорию по теме звукоподражательные слова. Дописать сочинение – миниатюру.

XVI. Слово учителя.

Понравился ли вам урок? Что именно? Что нового вы узнали на уроке?



4



Просмотр содержимого презентации
«Презентация -звукоподражательные слова»

Урок русского языка в 7 классе личностно ориентированной направленности по теме «Междометия. Звукоподражательные слова».

Урок русского языка в 7 классе личностно ориентированной направленности по теме «Междометия. Звукоподражательные слова».

Солнце вышло из-за туч,  Распрямило яркий луч.  Ах! Какой сегодня день!  Улыбнулся даже пень.  * * *  -Здравствуй, маленькая птичка!  - Как зовут тебя?  - Синичка. Д. Лескина   «Цып- цып-цып»,- сказала квочка.  Так зовет она сыночка.  Ой, а желтенький комочек?  Убежать от мамы хочет. Д. Крылова   -Привет! Ты был у Мишки?  - Нет. Читал я книжки .  Дай еще мне почитать!  Очень хочется все знать!  Е. Санеев

Солнце вышло из-за туч, Распрямило яркий луч. Ах! Какой сегодня день! Улыбнулся даже пень. * * * -Здравствуй, маленькая птичка! - Как зовут тебя? - Синичка. Д. Лескина «Цып- цып-цып»,- сказала квочка. Так зовет она сыночка. Ой, а желтенький комочек? Убежать от мамы хочет. Д. Крылова -Привет! Ты был у Мишки? - Нет. Читал я книжки . Дай еще мне почитать! Очень хочется все знать! Е. Санеев

Звукоподражательные слова - это слова , передающие различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи-хи, ха-ха-ха и т.д.) , животных (хрю-хрю, мяу-мяу, му, гав- гав и т.д.) ,  предметов (динь- динь, тик-так, бух- бух, хлоп и т.д. ).  1. Это неизменяемые слова.  2. Они не выражают эмоций, чувств и побуждений.  3. Состоят из одного слога (бе и т.д. ) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква – ква и т. д.) .  4. Служат для образования новых слов : мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д.  5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения .

Звукоподражательные слова - это слова , передающие различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи-хи, ха-ха-ха и т.д.) , животных (хрю-хрю, мяу-мяу, му, гав- гав и т.д.) , предметов (динь- динь, тик-так, бух- бух, хлоп и т.д. ). 1. Это неизменяемые слова. 2. Они не выражают эмоций, чувств и побуждений. 3. Состоят из одного слога (бе и т.д. ) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква – ква и т. д.) . 4. Служат для образования новых слов : мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д. 5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения .

ТЕСТ  Найдите звукоподражательные слова:  1. Тьфу!  2. Ква-ква.  3. Брысь!  4. Динь-динь.  5. Курлы-курлы.  6. Всего хорошего.  7. Тс…  8. Чух-чух.  9. Кар-кар.  10. Кря-кря.  11. Ай-ай!

ТЕСТ Найдите звукоподражательные слова: 1. Тьфу! 2. Ква-ква. 3. Брысь! 4. Динь-динь. 5. Курлы-курлы. 6. Всего хорошего. 7. Тс… 8. Чух-чух. 9. Кар-кар. 10. Кря-кря. 11. Ай-ай!

Задание: объясните постановку знаков препинания, найдите междометие и звукоподражательное слово.  -Кис-кис-кис! Ты ловить умеешь крыс?  - Муррр! - сказала кошка, помолчав немножко.

Задание: объясните постановку знаков препинания, найдите междометие и звукоподражательное слово. -Кис-кис-кис! Ты ловить умеешь крыс? - Муррр! - сказала кошка, помолчав немножко.

Сочинение – миниатюра.  Утро в селе.

Сочинение – миниатюра. Утро в селе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок на тему "Междометия. Звукоподражательные слова"

Автор: Богомазова Галина Васильевна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок по теме: Междометие как особая часть речи"
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-tiemie-miezhdomietiie-kak-osobaia-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "312258"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459324399"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по теме: "Междометия и звукоподражательные слова" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-tiemie-miezhdomietiia-i-zvukopodrazhatiel-nyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "189397"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426876039"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Открытый урок по русскому языку «междометия и звукоподражательные слова»."
    ["seo_title"] => string(78) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_miezhdomietiia_i_zvukopodrazhatiel_nyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "452875"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517055531"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока на тему "Междометия и звукоподражательные слова""
    ["seo_title"] => string(63) "konspekt_uroka_na_temu_mezhdometiia_i_zvukopodrazhatelnye_slova"
    ["file_id"] => string(6) "633182"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1685978032"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка по теме "Междометие""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiempie_miezhdomietiie"
    ["file_id"] => string(6) "366028"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480943017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства