Междометия. Звукоподражательные слова.
Цели урока: закрепить знания учащихся по теме «Междометия»; познакомить со звукоподражательными словами, с их свойствами; выработать умения отличать слова – звукоподражания от междометий, правильно расставлять знаки препинания при междометиях; развивать творческие способности; формировать у учащихся потребность в самообразовании, совершенствовать сотрудничество «учитель- ученик», «ученик- ученик».
Подготовка: учащиеся получают опережающие индивидуальные и групповые задания: написать стихи с междометиями, нарисовать иллюстрации, подготовить сообщения: «Междометия - «сорняки», «Дети и звукоподражательные слова».
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя
Сегодня на уроке мы будем говорить о междометиях, об их особенностях. Надеюсь, что наша совместная работа послужит тому, что мы успешно закрепим знания по теме «Междометия». К нашему уроку вы активно готовились: выполняли различные творческие индивидуальные и групповые задания.
Итак, что же мы знаем о междометиях?
Коллективная работа (устный опрос).
Что такое междометия?
Какие чувства выражают междометия? (радость, восторг, удивление, печаль, злорадство, гнев, насмешку, иронию…). Примеры.
На какие группы делятся по значению? (Эмоциональные: ох, ах, тьфу, ужас и т.д., повелительные: кыш- кыш, тс, брысь, цып- цып, алло, ау и т.д., этические: здравствуйте, привет, спасибо, пожалуйста, пока и т.д.)
В каких стилях используются междометия (в художественном стиле (диалог), в разговорном стиле)
Что вы знаете о правописании междометий?
Как выделяются на письме междометия?
Являются ли членами предложения?
Слово учителя.
Мы повторили сведения о междометиях. Есть ли дополнения?
Самостоятельная работа.
Внимание на экран! Вы видите стихотворения ваших одноклассников. Ваша задача: выписать междометия, определить их значения и ответить на вопрос: какие художественные средства и стилистические фигуры они использовали в стихотворениях?
Слайд №1:
Солнце вышло из-за туч,
Распрямило яркий луч.
Ах! Какой сегодня день!
Улыбнулся даже пень.
* * *
- Здравствуй, маленькая птичка!
- Как зовут тебя?
- Синичка. Д. Лескина
«Цып- цып-цып»,- сказала квочка.
Так зовет она сыночка.
Ой, а желтенький комочек?
Убежать от мамы хочет. Д. Крылова
-Привет! Ты был у Мишки?
- Нет. Читал я книжки.
- Дай еще мне почитать!
- Очень хочется все знать!
Е. Санеев
Работа у доски (запись под диктовку учителя)
Ужас! Длинный язык укорачивает жизнь.
- Что это за предложение? (пословица)
- Как вы понимаете смысл пословицы?
Задание: сделать синтаксический разбор предложения, дать характеристику междометию.
Ах, как трудно жить на свете, не усвоив междометий!
Задание: пунктуационный разбор предложения, указать, какими частями речи являются слова в предложении.
Творческая работа.
Перед вами иллюстрации, нарисованные вашими одноклассниками, посмотрите и по одной из них составьте, используя междометия, предложения с прямой речью.
VII. Слово учителя.
- Ребята, нужны ли междометия в речи? (Да, междометия делают речь выразительной, яркой, эмоциональной)
- Все ли междометия целесообразно употреблять в речи?
Сообщение учащегося «Междометия – «сорняки».
VIII. Слово учителя.
Русская речь необычайно богата, неисчерпаема. Вот и сегодня вы познакомитесь со звукоподражательными словами, которые примыкают к междометиям. Расскажут вам о них ребята. Посмотрите на экран. Послушайте внимательно рассказ и ответьте на вопрос: отличаются ли звукоподражательные слова от междометий и чем?
Слайд № 2:
Звукоподражательные слова - это слова, передающие различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи-хи, ха-ха-ха и т.д.), животных (хрю-хрю, мяу-мяу, му, гав- гав и т.д.), предметов (динь- динь, тик-так, бух- бух, хлоп и т.д. ).
1. Это неизменяемые слова.
2. Они не выражают эмоций, чувств и побуждений.
3. Состоят из одного слога (бе и т.д.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква – ква и т. д.).
4. Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д.
5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения.
Сообщение ученицы «Звукоподражательные слова в речи маленького брата»
IX. Тест. Самопроверка по ключу (2, 4, 5,8 ,9,10) Слайд №3:
Задание: найдите звукоподражательные слова.
1. Тьфу!
2. Ква-ква.
3. Брысь!
4. Динь-динь.
5. Курлы-курлы.
6. Всего хорошего.
7. Тс…
8. Чух - чух.
9. Кар-кар.
10. Кря-кря.
11. Ай-ай!
X. Работа у доски. Синтаксический разбор предложений.
• Бокал сказал «дзинь!» и разбился. («Дзинь» - в роли дополнения)
• А щука бух в воду! (Бух - в роли сказуемого)
• Ночью на болоте слышно только лягушачье ква – ква. (Ква-ква в роли подлежащего)
XI. Устная работа. Слайд №4.
Задание: объясните постановку знаков препинания, найдите междометие и звукоподражательное слово.
-Кис-кис-кис! Ты ловить умеешь крыс?
- Муррр! - сказала кошка, помолчав немножко.
XII. Творческая работа. Сочинение-миниатюра. Утро в селе.
Задание: написать сочинение – миниатюру с использованием звукоподражательных слов и междометий.
XIII. Прослушивание творческих работ.
XIV. Оценки за урок.
XV. Домашнее задание: выучить теорию по теме звукоподражательные слова. Дописать сочинение – миниатюру.
XVI. Слово учителя.
Понравился ли вам урок? Что именно? Что нового вы узнали на уроке?
4