kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Междометия и звукоподражательные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока русского языка по теме "Междометия и звукоподражательные слова". 7 класс.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Междометия и звукоподражательные слова"»

Урок русского языка в 7-м классе

Тема: "Междометия и звукоподражательные слова"

Учитель Комарова Л.А.

Разделы: Русский язык

Междометия. Звукоподражательные слова.

Цели:

образовательные:

закрепить знания учащихся по теме «Междометия»; познакомить со звукоподражательными словами, с их свойствами;

- - показать роль междометий в речи;

- формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;

- закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;

- закрепить умение производить морфологический разбор слов;

развивающие:

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- развитие внимания, памяти, логического мышления;

- развитие умения выбирать нужную информацию и графически ее систематизировать;

- развитие коммуникативных способностей учащихся;

воспитывающие:

- воспитание интереса к предмету;

- воспитание умения работать в парах

Подготовка: учащиеся получают опережающие индивидуальные и групповые задания: написать стихи с междометиями, нарисовать иллюстрации, подготовить сообщения: «Междометия - «сорняки», «Дети и звукоподражательные слова».

Оборудование: карточки с индивидуальным заданием, компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя

Сегодня на уроке мы будем говорить о междометиях и звукоподражательных словах, об их особенностях. Надеюсь, что наша совместная работа послужит тому, что мы успешно закрепим знания по теме «Междометия. Звукоподражательные слова.»

К нашему уроку вы активно готовились: выполняли различные творческие задания.

2. Активизация имеющихся знаний.

(Начинаем инсценировку сказки (по мотивам сказки Ф. Кривина “Междометие”.)

Ученица1.: Это было много лет тому назад, лет сто, а может, чуточку меньше. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Грамматикой.

Ученица 2.Были у них детки – Части речи. Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное, Причастие, Деепричастие постарше были и вместе со Словарем и Грамматикой в школу ходили, ребят уму-разуму учили.

Учитель:- Как вы думаете, почему им было доверено такое важное дело “ребят уму-разуму учить”?

- Верно, все они – самостоятельные (или знаменательные) части речи. Докажем.

От сказки переходим к заданиям.

- Работа в парах: составление кластера “Что умеют самостоятельные части речи?”

- Проверка: прием “Мозговой штурм”: учащиеся делятся своими знаниями, не забывая подкреплять каждый пункт кластера примерами. Учитель оформляет кластер на доске с помощью заранее заготовленных карточек.

- Давайте теперь на практике докажем, что самостоятельные части речи обладают всеми названными свойствами.

Анализ предложения. (Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.)

Для вежливости открыты настежь любые двери.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Подчеркните члены предложения, укажите, какими частями речи они выражены.

- Выполните морфологический разбор частей речи:

Существительное “двери” разбираем коллективно.

Индивидуальная работа – разбор слов “настежь”, “открыты”.

Сделаем вывод: с какой целью мы выполняли эту работу? (На практике подтвердили правильность составленного кластера.)

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель: Итак, что же мы знаем о междометиях? О Звукоподражательных словах?

Коллективная работа (устный опрос).

  1. Что такое междометия и звукоподражательные слова? Чем они отличаются?

  2. Какие чувства выражают междометия? (радость, восторг, удивление, печаль, злорадство, гнев, насмешку, иронию…). Примеры.

  3. На какие группы делятся по значению? (Эмоциональные: ох, ах, тьфу, ужас и т.д., повелительные: кыш- кыш, тс, брысь, цып- цып, алло, ау и т.д., этические: здравствуйте, привет, спасибо, пожалуйста, пока и т.д.)

  4. В каких стилях используются междометия (в художественном стиле (диалог), в разговорном стиле)

  5. Что вы знаете о правописании междометий и звукоподражательных словах?

  6. Как выделяются на письме междометия?

  7. Являются ли членами предложения?

Слово учителя.

Мы повторили сведения о междометиях и звукоподражательных словах. Есть ли дополнения?

4. Закрепление новых знаний.

Работа в парах со стихотворением (оно распечатано для каждого ученика.)

Задание: прочитайте стихотворение С.Есенина, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, найдите служебные части речи, определите их роль в тексте.

Ра…гулялась в…юга
Накл…нились ели
(До) земли. (От) и…пуга
Ставни заскр…пели.
В окно снежинки
Мотыльками б…ются
Та…т и сл…зинки
Вниз по стёклам л…ются.
Жалобу кому (то)
Ветер шлет на что (то)
И бушу…т люто:
(Не) услышал кто (то).
А снежинок стая
Все (в) окно стучит…ся
И сл…зами, тая,
(По) стеклу струит…ся.

- Какова тема этого стихотворения?

- Какие средства художественной выразительности использует автор для создания картины? (Олицетворения: “разгулялась вьюга”, “снежинки бьются в окно”, “ветер шлет жалобу”; сравнение снежинок с мотыльками.)

Для чего же необходимы служебные части речи? (Они не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, но очень важны при построении предложений и словосочетаний.)

Самостоятельная работа.

Внимание на экран! Вы видите стихотворения ваших одноклассников. Ваша задача: выписать междометия, определить их значения и ответить на вопрос: какие художественные средства и стилистические фигуры они использовали в стихотворениях?

Слайд №1:

Солнце вышло из-за туч,
Распрямило яркий луч.
Ах! Какой сегодня день!
Улыбнулся даже пень.
* * *
- Здравствуй, маленькая птичка!
- Как зовут тебя?
- Синичка.

«Цып- цып-цып»,- сказала квочка.
Так зовет она сыночка.
Ой, а желтенький комочек?

Убежать от мамы хочет.


-Привет! Ты был у Мишки?
- Нет. Читал я книжки.

- Дай еще мне почитать!
- Очень хочется все знать!

Работа у доски (запись под диктовку учителя)

  1. Ужас! Длинный язык укорачивает жизнь.

- Что это за предложение? (пословица)

- Как вы понимаете смысл пословицы?

Задание: сделать синтаксический разбор предложения, дать характеристику междометию.

2.Ах, как трудно жить на свете, не усвоив междометий!

Задание: пунктуационный разбор предложения, указать, какими частями речи являются слова в предложении.

Творческая работа.

Перед вами иллюстрации, нарисованные вашими одноклассниками, посмотрите и по одной из них составьте, используя междометия, предложения с прямой речью.

VII. Слово учителя.

- Ребята, нужны ли междометия в речи? (Да, междометия делают речь выразительной, яркой, эмоциональной)

- Все ли междометия целесообразно употреблять в речи?

Сообщение учащегося «Междометия – «сорняки».

VIII. Слово учителя.

Русская речь необычайно богата, неисчерпаема. Вот и сегодня вы познакомитесь со звукоподражательными словами, которые примыкают к междометиям. Расскажут вам о них ребята. Посмотрите на экран. Послушайте внимательно рассказ и ответьте на вопрос: отличаются ли звукоподражательные слова от междометий и чем?

Работа по учебнику .Выполнение упр.508 (устно)

  1. Слайд № 2:

Звукоподражательные слова - это слова, передающие различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи-хи, ха-ха-ха и т.д.), животных (хрю-хрю, мяу-мяу, му, гав- гав и т.д.), предметов (динь- динь, тик-так, бух- бух, хлоп и т.д. ).
1. Это неизменяемые слова.
2. Они не выражают эмоций, чувств и побуждений.
3. Состоят из одного слога (бе и т.д.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква – ква и т. д.).
4. Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д.

5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения.

  1. Сообщение подготовленного ученика «Звукоподражательные слова в речи маленького брата»

  2. Выполнение упр.516 ( задание 1, устно)

5. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.

- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

- Почему же части речи все-таки приняли междометие в свою семью?

6. Домашнее задание.

-подготовить устный рассказ о междометии и звукоподражательных словах.

- выполнить упражнение 514 (1)Списать предложения, вставляя пропущенные знаки препинания,буквы и раскрывая скобки.2)Выразительно прочитайте каждое предложение, соблюдая интонацию торжественности и поэтичности. )
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Междометия и звукоподражательные слова"

Автор: Комарова Лариса Александровна

Дата: 05.06.2023

Номер свидетельства: 633182

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по теме: "Междометия и звукоподражательные слова" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-tiemie-miezhdomietiia-i-zvukopodrazhatiel-nyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "189397"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426876039"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка по теме "Междометие""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiempie_miezhdomietiie"
    ["file_id"] => string(6) "366028"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480943017"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "календарное планирование по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(42) "kaliendarnoieplanirovaniieporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "279904"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453301633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства