- активизация познавательной деятельности учащихся;
- развитие внимания, памяти, логического мышления;
- развитие умения выбирать нужную информацию и графически ее систематизировать;
- развитие коммуникативных способностей учащихся;
воспитывающие:
- воспитание интереса к предмету;
- воспитание умения работать в парах
Подготовка: учащиеся получают опережающие индивидуальные и групповые задания: написать стихи с междометиями, нарисовать иллюстрации, подготовить сообщения: «Междометия - «сорняки», «Дети и звукоподражательные слова».
Оборудование: карточки с индивидуальным заданием, компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя
Сегодня на уроке мы будем говорить о междометиях и звукоподражательных словах, об их особенностях. Надеюсь, что наша совместная работа послужит тому, что мы успешно закрепим знания по теме «Междометия. Звукоподражательные слова.»
К нашему уроку вы активно готовились: выполняли различные творческие задания.
2. Активизация имеющихся знаний.
(Начинаем инсценировку сказки (по мотивам сказки Ф. Кривина “Междометие”.)
Ученица1.: Это было много лет тому назад, лет сто, а может, чуточку меньше. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Грамматикой.
Ученица 2.Были у них детки – Части речи. Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное, Причастие, Деепричастие постарше были и вместе со Словарем и Грамматикой в школу ходили, ребят уму-разуму учили.
Учитель:- Как вы думаете, почему им было доверено такое важное дело “ребят уму-разуму учить”?
- Верно, все они – самостоятельные (или знаменательные) части речи. Докажем.
От сказки переходим к заданиям.
- Работа в парах: составление кластера “Что умеют самостоятельные части речи?”
- Проверка: прием “Мозговой штурм”: учащиеся делятся своими знаниями, не забывая подкреплять каждый пункт кластера примерами. Учитель оформляет кластер на доске с помощью заранее заготовленных карточек.
- Давайте теперь на практике докажем, что самостоятельные части речи обладают всеми названными свойствами.
Анализ предложения. (Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.)
Для вежливости открыты настежь любые двери.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Подчеркните члены предложения, укажите, какими частями речи они выражены.
- Выполните морфологический разбор частей речи:
Существительное “двери” разбираем коллективно.
Индивидуальная работа – разбор слов “настежь”, “открыты”.
Сделаем вывод: с какой целью мы выполняли эту работу? (На практике подтвердили правильность составленного кластера.)
3. Знакомство с новым понятием.
Учитель: Итак, что же мы знаем о междометиях? О Звукоподражательных словах?
Коллективная работа (устный опрос).
Что такое междометия и звукоподражательные слова? Чем они отличаются?
На какие группы делятся по значению? (Эмоциональные: ох, ах, тьфу, ужас и т.д., повелительные: кыш- кыш, тс, брысь, цып- цып, алло, ау и т.д., этические: здравствуйте, привет, спасибо, пожалуйста, пока и т.д.)
В каких стилях используются междометия (в художественном стиле (диалог), в разговорном стиле)
Что вы знаете о правописании междометий и звукоподражательных словах?
Как выделяются на письме междометия?
Являются ли членами предложения?
Слово учителя.
Мы повторили сведения о междометиях и звукоподражательных словах. Есть ли дополнения?
4. Закрепление новых знаний.
Работа в парах со стихотворением (оно распечатано для каждого ученика.)
Задание: прочитайте стихотворение С.Есенина, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, найдите служебные части речи, определите их роль в тексте.
Ра…гулялась в…юга Накл…нились ели (До) земли. (От) и…пуга Ставни заскр…пели. В окно снежинки Мотыльками б…ются Та…т и сл…зинки Вниз по стёклам л…ются. Жалобу кому (то) Ветер шлет на что (то) И бушу…т люто: (Не) услышал кто (то). А снежинок стая Все (в) окно стучит…ся И сл…зами, тая, (По) стеклу струит…ся.
- Какова тема этого стихотворения?
- Какие средства художественной выразительности использует автор для создания картины? (Олицетворения: “разгулялась вьюга”, “снежинки бьются в окно”, “ветер шлет жалобу”; сравнение снежинок с мотыльками.)
- Для чего же необходимы служебные части речи? (Они не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, но очень важны при построении предложений и словосочетаний.)
Самостоятельная работа.
Внимание на экран! Вы видите стихотворения ваших одноклассников. Ваша задача: выписать междометия, определить их значения и ответить на вопрос: какие художественные средства и стилистические фигуры они использовали в стихотворениях?
Слайд №1:
Солнце вышло из-за туч, Распрямило яркий луч. Ах! Какой сегодня день! Улыбнулся даже пень. * * * - Здравствуй, маленькая птичка! - Как зовут тебя? - Синичка.
«Цып- цып-цып»,- сказала квочка. Так зовет она сыночка. Ой, а желтенький комочек?
Убежать от мамы хочет.
-Привет! Ты был у Мишки? - Нет. Читал я книжки.
- Дай еще мне почитать! - Очень хочется все знать!
Работа у доски (запись под диктовку учителя)
Ужас! Длинный язык укорачивает жизнь.
- Что это за предложение? (пословица)
- Как вы понимаете смысл пословицы?
Задание: сделать синтаксический разбор предложения, дать характеристику междометию.
2.Ах, как трудно жить на свете, не усвоив междометий!
Задание: пунктуационный разбор предложения, указать, какими частями речи являются слова в предложении.
Творческая работа.
Перед вами иллюстрации, нарисованные вашими одноклассниками, посмотрите и по одной из них составьте, используя междометия, предложения с прямой речью.
VII. Слово учителя.
- Ребята, нужны ли междометия в речи? (Да, междометия делают речь выразительной, яркой, эмоциональной)
- Все ли междометия целесообразно употреблять в речи?
Сообщение учащегося «Междометия – «сорняки».
VIII. Слово учителя.
Русская речь необычайно богата, неисчерпаема. Вот и сегодня вы познакомитесь со звукоподражательными словами, которые примыкают к междометиям. Расскажут вам о них ребята. Посмотрите на экран. Послушайте внимательно рассказ и ответьте на вопрос: отличаются ли звукоподражательные слова от междометий и чем?
Работа по учебнику .Выполнение упр.508 (устно)
Слайд № 2:
Звукоподражательные слова - это слова, передающие различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи-хи, ха-ха-ха и т.д.), животных (хрю-хрю, мяу-мяу, му, гав- гав и т.д.), предметов (динь- динь, тик-так, бух- бух, хлоп и т.д. ). 1. Это неизменяемые слова. 2. Они не выражают эмоций, чувств и побуждений. 3. Состоят из одного слога (бе и т.д.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква – ква и т. д.). 4. Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д.
5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения.
Сообщение подготовленного ученика «Звукоподражательные слова в речи маленького брата»
Выполнение упр.516 ( задание 1, устно)
5. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.
- С какой частью речи мы сегодня познакомились?
- Почему же части речи все-таки приняли междометие в свою семью?
6. Домашнее задание.
-подготовить устный рассказ о междометии и звукоподражательных словах.
- выполнить упражнение 514 (1)Списать предложения, вставляя пропущенные знаки препинания,буквы и раскрывая скобки.2)Выразительно прочитайте каждое предложение, соблюдая интонацию торжественности и поэтичности. )