kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Междометие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит актуализировать, расширить и углубить знаний учащихся о междометии и звукоподражательных словах как особых частях речи. Рассматриваются вопросы классификации междометий по происхождению и семантической функции. Формируется навык определения изобразительно-выразительных возможностей и текстообразующих функций междометий и звукоподражаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Междометие"»

Междометия и звукоподражательные слова,

их изобразительно-выразительные возможности и текстообразующие функции


Цели:

  • Актуализация, расширение и углубление знаний учащихся о междометии как особой части речи и звукоподражательных словах, их употреблении и правописании.

  • Формирование навыка определения изобразительно-выразительных возможностей и текстообразующих функций междометий и звукоподражаний.

  • Совершенствование культуры устной и письменной речи учащихся, навыков стилистического анализа текста.

  • Подготовка к контрольной тестовой работе

  • Воспитывать интерес к русскому языку, способствовать эстетическому воспитанию.


Оборудование: раздаточные материал, учебник


ХОД УРОКА

  1. Орг. момент


  1. Языковая разминка


- Объясните пунктуацию в приведенных высказываниях.

Язык - первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А.Генис)

Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Ж.Ростан)

Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия. (Э.Роттердамский)


Беседа:

- Что объединяет эти высказывания о языке? (Язык служит человеку)

- Как вы понимаете второе высказывание? Раскройте его смысл.

- Найдите слова с орфограммой "непроверяемые гласные в корне слова".

- Назовите орфограммы в слове "объясниться".

- Дайте толкование слов: Язык, Посредник, Поработить (при необходимости обратиться к Толковому словарю)

- Какая общая мысль объединяет эти высказывания? (к языку нужно относиться бережно. Он не только посредник для установления дружбы и согласия, но и средство порабощения человека)

Учитель:

- А еще язык - это способ самовыражения и самопознания, ключ к двери, за которой кроются секреты и тайны родного языка, попробуем открыть эти секреты.



  1. Тема. Цели.


  1. Операционно-познавательный этап

Блок теоретической информации

Выделить пометками знаю/нужно уточнить/ узнал


Нерешенные проблемы изучения междометий

1. Немного истории

Междометие – это малоизученный класс слов, который в силу своего промежуточного положения в общей системе частей речи современного русского литературного языка не получил еще точного определения.

В истории науки на междометия существуют две точки зрения.

Первая, положившая начало научной трактовке междометий, связана с именем М.В. Ломоносова. Она развивалась А.Х. Востоковым, Ф.И. Буслаевым, А.А. Шахматовым, В.В. Виноградовым и А.И. Германовичем. Взгляды этих ученых точно выразил академик В.В. Виноградов: «междометия функционально сближаются с разными частями речи». Сторонники этой точки зрения:

а) признают междометия частью речи;
б) не делают резкого разграничения между словами, выражающими эмоции, и словами, выражающими мысли, т.е. не отрывают междометия от общей системы частей речи;
в) ставят вопрос об изучении структуры междометий, их функции в речи, истории их образования.

Вторая точка зрения связана с именами Н.И. Греча, Д.Н. Кудрявцева, Д.Н. Овсянико-Куликовского, А.М. Пешковского, В.А. Богородицкого и др. Сторонники этой точки зрения:

а) не считают междометия словами и исключают их из состава частей речи;
б) не рассматривают слова-междометия как факт членораздельной речи, акт сознательного речевого творчества;
в) отказываются от изучения структуры междометий, их синтаксических свойств.

Подобные полярные точки зрения на междометие позволили академику Л.В. Щербе назвать его «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением». В 40–60-х годах, в период активных лингвистических споров, междометия оставались «лингвистическими лишенцами» (А.П. Романов). В 70-е годы вышел фундаментальный труд А.И. Германовича «Междометия в русском языке», после чего междометия были признаны частью речи и... незаслуженно забыты.

В «Академической грамматике современного русского языка», выпущенной в 1980 г., междометию дается такое определение:

Междометия – это класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других (часто непроизвольных) эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность: ах, ба, батюшки, брр, ну и ну, ого, ох, помилуйте, то-то, тьфу, ура, ух, фи, черт, айда, алле, ату, ау, брысь, караул, стоп, у-лю-лю, кис-кис, цып-цып-цып.

Междометия характеризуют эмоциональную сферу языка, где они употребляются вне связи с другими словами и, конечно, не для связи последних. Междометия могут получать самостоятельное интонационное оформление.


2. Классификация междометий

В системе частей речи междометия занимают особое положение. Как слова, лишенные номинативного значения, они не относятся ни к одной из знаменательных частей речи. Вместе с тем междометия существенно отличаются и от слов служебных, так как их роль в синтаксической организации текста не аналогична роли частиц, союзов и – тем более – предлогов.

Как выразительные языковые средства междометия нередко употребляются и за пределами собственно эмоциональной речевой сферы. Такое употребление влечет за собой значительное усложнение и расширение их семантических и синтаксических функций и ведет к их сближению со словами других лексико-грамматических классов.

В «Гр.-80» отмечается, что «по ряду признаков к междометиям примыкают звукоподражания, представляющие собой условные преднамеренные воспроизведения звучаний, сопровождающих действия, производимые человеком, животным или предметом: кхе-кхе, уа-уа, ха-ха-ха, хи-хи, кря-кря, чик-чирик, тяв; бац, бум, трах, чмок, хлоп, хрусть». Но тогда следует сразу же оговориться, чем являются для нас звукоподражательные слова – одной из неизученных групп междометия как части речи или особой, «полузнаменательной» (как и междометие) частью речи.

М.А. Теленкова дает этим словам такую характеристику:

«По внешнему виду звукоподражательные слова сближаются (а значит, не являются) с междометиями, однако отличаются от них тем, что не выражают собой ни чувств, ни волеизъявлений».

Таким образом, выделенные выше слова выступают как звукоподражательные только в функции «главного члена так называемого междометного предложения»: Бац! В окно летит снежок, И затворник знает: Там внизу его дружок Знаком вызывает. (В.Высоцкий); –Бум! Пу!.. Пу!.. Леля!.. я же тебя вижу, уже два раза убил... А ты все ползаешь. Давай сделаем «чур, не игры»! (Л.Кассиль); Трах-тах-тах! – и только эхо Откликается в домах... (А.Блок).

В зависимости от признака, который кладется в основу деления, рассматриваются две классификации междометий.

По происхождению (способам образования) междометия делятся на непроизводные и производные

К непроизводным  относятся междометия, не имеющие в современном языке связи ни с одной из знаменательных частей речи, такие, как а, ага, ай, ау, ах, ба, брр, брысь, гей, ей-ей, их, на, но, ну, о, ого, ой, ох, тпру, тю, тьфу, увы, у-лю-лю, уф, ух, фи, фу, ха, хи, хо, цыц, эй, эхм, эх.

При описании непроизводных междометий отмечаются также и первообразные звукоподражания, к числу которых наряду со словами типа агу, кхе-кхе, ха-ха-ха, хо-хо-хо, уа-уа, иго-го, кар-кар, гав-гав, мяу, му-у, фырк, тра-та-та, дзинь-дзинь, трах-тах-тах относят и такие слова, как бряк, грох, кап, шлеп, щелк и т.д. Здесь наблюдается смешение этих частей речи и неразграничение их лексического состава.

Безусловно, по своему внешнему виду некоторые звукоподражательные слова сближаются с первообразными междометиями (интересно, что среди них много слов, содержащих редкие или даже необычные для русского языка звуки и звукосочетания: брр, гм, тпру, тьфу), однако звукоподражания отличаются от междометий тем, что используются только как экспрессивное стилистическое средство.

Производные  междометия представляют собой группу слов, в разной степени соотносимых со словами или формами той или иной знаменательной части речи. В связи с этим часто возникают вопросы: все ли из них уже перешли в междометия? в какой группе рассматривать слова этикета? как отличить обращения к Богу в молитве от междометных выражений ей-богу, ради бога и др.?

К числу производных междометий, соотносимых с существительными, принадлежат слова батюшки, матушки, господи, черт и т.д.

Значительное число производных междометий связано с глаголом: брось, будет, вишь иишь (из видишь), здравствуй(те), извини(те), пли (из пали), поди-тка (прост.), пожалуйста, помилуйте, товсь (из готовься), усь (из куси), хватит.

Единичны производные междометия, связанные с местоименными словами, наречиями, частицами или союзами: вона (прост.), то-то, эва (прост.), эк, эка; вон, долой, прочь; ужо (прост.), однако; тс, тш, цс, ш-ш-ш (из тише). Сюда же принято относить и нечленимые или слабо членимые сочетания непроизводного междометия с частицей или местоимением: да уж, на тебе (нате), ну уж, ну да, ой ли, а также соединения ну и ну, ей-же-ей.

Заметное место среди производных междометий занимают устойчивые словосочетания и фразеологизмы: батюшки-светы, боже правый, господи боже мой, прости господи, скажите на милость, вот те(бе) раз, то-то и оно, как бы не так.

В отличие от непроизводных, производные междометия представляют собой пополняющуюся группу слов. Главными источниками пополнения здесь являются оценочные существительные типа горе, беда, смерть, страх, табак, труба, каюк, устойчивые сочетания типа вот так клюква, вот так штука, вот так номер, а также глагольные формы со значением побудительности: постой, погоди, давай, вали.

По своим семантическим функциям разделяются на группы междометия:

а) эмоций и эмоциональных оценок;
б) волеизъявления;
в) этикета (приветствия, пожелания, благодарности, извинения). Деление междометий по семантическим функциям не совпадает с их делением по способам образования.

К эмоциональным междометиям близки звукоподражания (ха-ха-ха, хи-хи-хи, уа-уа, мяу, тяв-тяв, бряк, щелк, бац) и глагольно-междометные формы типа прыг-скок, цап-царап.

Междометия волеизъявления выражают команды и призывы, обращенные к людям или животным. Значительная часть их, представляя заимствования из других языков, принадлежит профессиональной речи военных, охотников, моряков, строителей, дрессировщиков: фу, фас, алле, анкор, апорт, арьер, даун, иси, куш, пиль, тубо, шерш, майна, вира, полундра. Помимо этих слов, к этой семантической сфере относятся междометия – призывы на помощь (караул), побуждения к отклику (ау, алло, эй), требования тишины, внимания, согласия (тшш, тсс, ш-ш-ш, чу, чур), побуждения к осуществлению или прекращению каких-либо действий (айда, ату, брось, брысь, взяли, ну же, кыш, марш, на, но, пади, тпру, шабаш).

В силу своей семантической близости к повелительному наклонению глагола междометия, выражающие волеизъявления, обнаруживают целый ряд специфических глагольных признаков. Некоторые из них способны присоединять постфикс -те (на – нате, ну – нуте, айда – айдате, цыц – цыцте, брысь – брысьте) и соединяться с частицей -ка (на – на-ка – нате-ка – на-тка, ну – ну-ка – нуте-ка – ну-тка, айда – айдате-ка). Еще большее число таких междометий проявляет способность к синтаксическим связям с разными частями речи – существительными, наречиями, чаще местоимениями: чур меня, ну вас, цыц (брысь) отсюда, марш домой, айда на речку, на яблоко. Междометия ау, алло, эй, на, ну, тпру, у-лю-лю могут употребляться при обращении: Ау, Женя, где ты?

Но, несмотря на эту «глагольность» императивных междометий, при классификации в особую группу попадают вокативные (призывные) междометия (они образованы от обиходных обращений к домашним животным: кис-кис, утя-утя, цып-цып) и так называемые глагольные междометия (их называют также междометными глаголами, глагольно-междометными формами) типа хлоп, верть, глядь, мах-мах, морг, шнырь, скок, стук, шлеп, толк, тык, хап, хвать, тресь и под., формально и функционально совпадающие с первообразными звукоподражаниями типа бум, тук (в «Гр.-80» этот ряд продолжается формами типа грох, хлоп, щелк, кувырк) и т.д. Все они передают значение эмоционального волеизъявления, но до сих пор не внесены в единую классификацию.

В изучении междометий есть много нерешенных проблем, но направления дальнейших исследований наметил еще академик В.В. Виноградов: «...семантический анализ; выяснение сущности тех языковых явлений, которые формируют и расширяют категорию междометий; раскрытие закономерностей в переходе разных частей речи и модальных слов в междометие, его синтаксис».


ФИЗКУЛЬМИНУТКА


  1. Этап отработки знаний и умений

  1. Упр. 231 – выписать из предложений междометия и звукоподражания, междометиям дать характеристику

*Разборы


  1. Омонимия междометий и слов других частей речи

  • Анализ предложений (коллективно)

  • Как разграничить случаи омонимии


– Ау! Откликнитесь! (Ау не является членом предложения)

Вот раздалося ау вдалеке (Н.Некрасов) (ау – дополнение)

– Караул! Помогите! (Караул не является членом предложения)

У мавзолея стоит почетный караул (ау – подлежащее)


  • Индивидуальная работа по карточкам

Охарактеризуйте междометия (или омонимичные им слова) по происхождению и употреблению в речи

I. Является непроизводным междометием, появившимся при выражении звуками чувств или волеизъявлений, а также при звукоподражании;

II. Образовано от слов других лексико-грамматических разрядов, но употребляется (в отдельности или в данном сочетании слов) обычно в роли междометий;

III. Слово или сочетание слов другого лексико-грамматического разряда в данном контексте употреблено как междометие;

IV. Междометие употреблено в значении другой части речи



1. Увы! Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит. 2. Далече грянуло ура. 3. Царь завыл: «Ох, дети, дети! Горе мне! попались в сети оба наши сокола!» 4. А девица—хи-хи-хи! да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха. 5. Ах ты, мерзкое стекло! 6. «Спасибо, Капля», — говорит он.


  1. Ах, долго я не мог забыть две ножки... 2. Объяснял он свой предмет медленно, тягуче, скучно, с бесконечными «гм» и «эге». 3. И он крикнул к темному беззвездному небу: «Господи! Как ужасно!» 4. Мышеловка хлоп, захлопнулась. 5. Ей-ей, не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой. 6. «Фу ты черт»,— тяжело вздыхает Крапивин.


  1. Ох, мой отец! доходу мало. 2. За рекой послышалось «эге-гей» 3. Вот досада! Опять я кляксу посадил на бумагу! 4. Он трах меня по голове! 5. «О-ох», — стонет Крапивин, бухаясь в кресло. 6. Но, боже мой, какая скука с больным сидеть и день и ночь...


  1. Звукоподражания

  • Анализ текста.

- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор, определите части речи, укажите их роль в предложении.



К чему (бы) (не, ни) готовил свое подр...зделениеБлохин такого соперн...ка (не, ни) он, (не, ни) его игроки явно (не, ни) ож...дали. Да и кто ож..дал(то)? Вот (уж) воист...ну (не, ни)истовые пр...тивники лиш... мельканье в глазах да «вжик-вжик» в ушах.



Комментарий. К чему бы ни готовил свое подразделение Блохин, такого соперника ни он, ни его игроки явно не ожидали. Да и кто ожидал-то? Вот уж воистину неистовые противники - лишь мельканье в глазах да «вжик-вжик» в ушах.

Обратим особое внимание на разнообразие частиц (и формообразующих, и смысловых), предлогов, союзов и звукоподражательное слово. Оно выступает в роли существительного-подлежащего. Об этой роли звукоподражательного слова говорит, в частности, однородное с ним подлежащее мельканье.


  1. творческая работа

Задание 1

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы:

— Из каких слов состоит стихотворение? (Междометий и звукоподражательных слов)

НемнОжКО неОБыЧнОе неСТИХОТВОренИе

Жжжжжжж жжж ТОП. жжжжжжжж жжжж

Жжжжж ТОП-ТОП

Жжжжжжжжжжжж жжжжжжжж

БаЦ! ТОП-ТОП-ТОП.

Ж…ж… жжжжжжжжжжжжжжж.

Жжжж ШЛеП!!!

Жжжжжжжжжжжжжжж ……

БаЦ! БаЦ! ШмяК. жжжжжж И стало тихо. БаЦ! БУм! ДЗынь!..

(Т. Собакин)



— Что произошло в стихотворении?

— Как вы догадались?

— Какое бы название вы ему дали? Почему?

Стихотворение называется «Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды».



**Задание 2

Попробуйте сочинить подобный рассказ, используя междометия и звукоподражательные слова, не забудьте дать ему название.


  1. На закуску

Оказывается, люди разных национальностей различно слышат звуки, издаваемые животными, птицами.

Сравните:


Язык

Крик петуха

Лай собаки

Русский
Английский
Венгерский
Немецкий
Французский
Японский

кукареку
как-а-дудль-ду
кукареку
кикирики
кокорико
кокэкокко

гав-гав
уау-уау
вау-вау
вау-вау
ау-ау
ван-ван

С чем связаны эти различия?


2. Кукушка. Как, по-вашему, за что кукушка получила свое имя?

Конечно, за то, что она кукует, кричит: Ку-ку! Ку-ку!. Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее называть. И это услышали не только русские. Во многих странах название кукушка звучит похоже на русское. У чехов – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо. Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название птицы в разных языках звучит очень похоже.


  1. Итоги урока. Рефлексия


  1. Домашнее задание

30, 31; упр. 234; подготовиться к контрольной тестовой работе










Нерешенные проблемы изучения междометий

1. Немного истории

Междометие – это малоизученный класс слов, который в силу своего промежуточного положения в общей системе частей речи современного русского литературного языка не получил еще точного определения.

В истории науки на междометия существуют две точки зрения.

Первая, положившая начало научной трактовке междометий, связана с именем М.В. Ломоносова. Она развивалась А.Х. Востоковым, Ф.И. Буслаевым, А.А. Шахматовым, В.В. Виноградовым и А.И. Германовичем. Взгляды этих ученых точно выразил академик В.В. Виноградов: «междометия функционально сближаются с разными частями речи». Сторонники этой точки зрения:

а) признают междометия частью речи;
б) не делают резкого разграничения между словами, выражающими эмоции, и словами, выражающими мысли, т.е. не отрывают междометия от общей системы частей речи;
в) ставят вопрос об изучении структуры междометий, их функции в речи, истории их образования.

Вторая точка зрения связана с именами Н.И. Греча, Д.Н. Кудрявцева, Д.Н. Овсянико-Куликовского, А.М. Пешковского, В.А. Богородицкого и др. Сторонники этой точки зрения:

а) не считают междометия словами и исключают их из состава частей речи;
б) не рассматривают слова-междометия как факт членораздельной речи, акт сознательного речевого творчества;
в) отказываются от изучения структуры междометий, их синтаксических свойств.

Подобные полярные точки зрения на междометие позволили академику Л.В. Щербе назвать его «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением». В 40–60-х годах, в период активных лингвистических споров, междометия оставались «лингвистическими лишенцами» (А.П. Романов). В 70-е годы вышел фундаментальный труд А.И. Германовича «Междометия в русском языке», после чего междометия были признаны частью речи и... незаслуженно забыты.

В «Академической грамматике современного русского языка», выпущенной в 1980 г. (далее «Гр.-80»), междометию дается такое определение:

Междометия – это класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других (часто непроизвольных) эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность: ах, ба, батюшки, брр, ну и ну, ого, ох, помилуйте, то-то, тьфу, ура, ух, фи, черт, айда, алле, ату, ау, брысь, караул, стоп, у-лю-лю, кис-кис, цып-цып-цып.

Междометия характеризуют эмоциональную сферу языка, где они употребляются вне связи с другими словами и, конечно, не для связи последних. Междометия могут получать самостоятельное интонационное оформление.


2. Классификация междометий

В системе частей речи междометия занимают особое положение. Как слова, лишенные номинативного значения, они не относятся ни к одной из знаменательных частей речи. Вместе с тем междометия существенно отличаются и от слов служебных, так как их роль в синтаксической организации текста не аналогична роли частиц, союзов и – тем более – предлогов.

В «Гр.-80» отмечается, что «по ряду признаков к междометиям примыкают звукоподражания, представляющие собой условные преднамеренные воспроизведения звучаний, сопровождающих действия, производимые человеком, животным или предметом: кхе-кхе, уа-уа, ха-ха-ха, хи-хи, кря-кря, чик-чирик, тяв; бац, бум, трах, чмок, хлоп, хрусть». Но тогда следует сразу же оговориться, чем являются для нас звукоподражательные слова – одной из неизученных групп междометия как части речи или особой, «полузнаменательной» (как и междометие) частью речи.

М.А. Теленкова дает этим словам такую характеристику:

«По внешнему виду звукоподражательные слова сближаются (а значит, не являются) с междометиями, однако отличаются от них тем, что не выражают собой ни чувств, ни волеизъявлений».

Таким образом, выделенные выше слова выступают как звукоподражательные только в функции «главного члена так называемого междометного предложения»: Бац! В окно летит снежок, И затворник знает: Там внизу его дружок Знаком вызывает; –Бум! Пу!.. Пу!.. Леля!.. я же тебя вижу, уже два раза убил... А ты все ползаешь. Давай сделаем «чур, не игры»!; Трах-тах-тах! – и только эхо Откликается в домах... 

В зависимости от признака, который кладется в основу деления, рассматриваются две классификации междометий.

По происхождению (способам образования) междометия делятся на непроизводные и производные

К непроизводным  относятся междометия, не имеющие в современном языке связи ни с одной из знаменательных частей речи, такие, как а, ага, ай, ау, ах, ба, брр, брысь, гей, ей-ей, их, на, но, ну, о, ого, ой, ох, тпру, тю, тьфу, увы, у-лю-лю, уф, ух, фи, фу, ха, хи, хо, цыц, эй, эхм, эх.

При описании непроизводных междометий отмечаются также и непроизводные звукоподражания, к числу которых наряду со словами типа агу, кхе-кхе, ха-ха-ха, хо-хо-хо, уа-уа, иго-го, кар-кар, гав-гав, мяу, му-у, фырк, тра-та-та, дзинь-дзинь, трах-тах-тах относят и такие слова, как бряк, грох, кап, шлеп, щелк и т.д. Здесь наблюдается смешение этих частей речи и неразграничение их лексического состава.

Безусловно, по своему внешнему виду некоторые звукоподражательные слова сближаются с междометиями (интересно, что среди них много слов, содержащих редкие или даже необычные для русского языка звуки и звукосочетания: брр, гм, тпру, тьфу), однако звукоподражания отличаются от междометий тем, что используются только как экспрессивное стилистическое средство.

Производные  междометия представляют собой группу слов, в разной степени соотносимых со словами или формами той или иной знаменательной части речи. В связи с этим часто возникают вопросы: все ли из них уже перешли в междометия? в какой группе рассматривать слова этикета? как отличить обращения к Богу в молитве от междометных выражений ей-богу, ради бога и др.?

К числу производных междометий, соотносимых с существительными, принадлежат слова батюшки, матушки, господи, черт и т.д.

Значительное число производных междометий связано с глаголом: брось, будет, вишь иишь (из видишь), здравствуй(те), извини(те), пли (из пали), поди-тка (прост.), пожалуйста, помилуйте, , хватит.

Единичны производные междометия, связанные с местоименными словами, наречиями, частицами или союзами: вона (прост.), то-то, эва (прост.), эк, эка; вон, долой, прочь; ужо (прост.), однако; тс, тш, цс, ш-ш-ш (из тише). Сюда же принято относить и нечленимые или слабо членимые сочетания непроизводного междометия с частицей или местоимением: да уж, на тебе (нате), ну уж, ну да, ой ли, а также соединения ну и ну, ей-же-ей.

Заметное место среди производных междометий занимают устойчивые словосочетания и фразеологизмы: батюшки-светы, боже правый, господи боже мой, прости господи, скажите на милость, вот те(бе) раз, то-то и оно, как бы не так.

В отличие от непроизводных, производные междометия представляют собой пополняющуюся группу слов. Главными источниками пополнения здесь являются оценочные существительные типа горе, беда, смерть, страх, табак, труба, каюк, устойчивые сочетания типа вот так клюква, вот так штука, вот так номер, а также глагольные формы со значением побудительности: постой, погоди, давай, вали.

По своим семантическим функциям разделяются на группы междометия:

а) эмоций и эмоциональных оценок;
б) волеизъявления;
в) этикета (приветствия, пожелания, благодарности, извинения). Деление междометий по семантическим функциям не совпадает с их делением по способам образования.

К эмоциональным междометиям близки звукоподражания (ха-ха-ха, хи-хи-хи, уа-уа, мяу, тяв-тяв, бряк, щелк, бац) и глагольно-междометные формы типа прыг-скок, цап-царап.

Междометия волеизъявления выражают команды и призывы, обращенные к людям или животным. Значительная часть их, представляя заимствования из других языков, принадлежит профессиональной речи военных, охотников, моряков, строителей, дрессировщиков: фу, фас, алле, анкор, апорт, арьер, даун, иси, куш, пиль, тубо, шерш, майна, вира, полундра. Помимо этих слов, к этой семантической сфере относятся междометия – призывы на помощь (караул), побуждения к отклику (ау, алло, эй), требования тишины, внимания, согласия (тшш, тсс, ш-ш-ш, чу, чур), побуждения к осуществлению или прекращению каких-либо действий (айда, ату, брось, брысь, взяли, ну же, кыш, марш, на, но, пади, тпру, шабаш).

В силу своей семантической близости к повелительному наклонению глагола междометия, выражающие волеизъявления, обнаруживают целый ряд специфических глагольных признаков. Некоторые из них способны присоединять постфикс -те (на – нате, ну – нуте, айда – айдате, цыц – цыцте, брысь – брысьте) и соединяться с частицей -ка (на – на-ка – нате-ка – на-тка, ну – ну-ка – нуте-ка – ну-тка, айда – айдате-ка). Еще большее число таких междометий проявляет способность к синтаксическим связям с разными частями речи – существительными, наречиями, чаще местоимениями: чур меня, ну вас, цыц (брысь) отсюда, марш домой, айда на речку, на яблоко. Междометия ау, алло, эй, на, ну, тпру, у-лю-лю могут употребляться при обращении: Ау, Женя, где ты?

Но, несмотря на эту «глагольность» императивных междометий, при классификации в особую группу попадают вокативные (призывные) междометия (они образованы от обиходных обращений к домашним животным: кис-кис, утя-утя, цып-цып) и так называемые глагольные междометия (их называют также междометными глаголами, глагольно-междометными формами) типа хлоп, верть, глядь, мах-мах, морг, шнырь, скок, стук, шлеп, толк, тык, хап, хвать, тресь и под., формально и функционально совпадающие с первообразными звукоподражаниями типа бум, тук (в «Гр.-80» этот ряд продолжается формами типа грох, хлоп, щелк, кувырк) и т.д. Все они передают значение эмоционального волеизъявления, но до сих пор не внесены в единую классификацию.

Охарактеризуйте междометия (или омонимичные им слова) по происхождению и употреблению в речи

I. Является непроизводным междометием, появившимся при выражении звуками чувств или волеизъявлений, а также при звукоподражании;

II. Образовано от слов других лексико-грамматических разрядов, но употребляется (в отдельности или в данном сочетании слов) обычно в роли междометий;

III. Слово или сочетание слов другого лексико-грамматического разряда в данном контексте употреблено как междометие;

IV. Междометие употреблено в значении другой части речи


1. Увы! Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит. 2. Далече грянуло ура. 3. Царь завыл: «Ох, дети, дети! Горе мне! попались в сети оба наши сокола!» 4. А девица—хи-хи-хи! да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха. 5. Ах ты, мерзкое стекло! 6. «Спасибо, Капля», — говорит он.



Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор, определите части речи, укажите их роль в предложении.



К чему (бы) (не, ни) готовил свое подр...зделениеБлохин такого соперн...ка (не, ни) он, (не, ни) его игроки явно (не, ни) ож...дали. Да и кто ож..дал(то)? Вот (уж) воист...ну (не, ни)истовые пр...тивники лиш... мельканье в глазах да «вжик-вжик» в ушах.



НемнОжКО неОБыЧнОе неСТИХОТВОренИе


Жжжжжжж жжж ТОП. жжжжжжжж жжжж

Жжжжж ТОП-ТОП

Жжжжжжжжжжжж жжжжжжжж

БаЦ! ТОП-ТОП-ТОП.

Ж…ж… жжжжжжжжжжжжжжж.

Жжжж ШЛеП!!!

Жжжжжжжжжжжжжжж ……

БаЦ! БаЦ! ШмяК. жжжжжж И стало тихо. БаЦ! БУм! ДЗынь!..

(Т. Собакин)



Оказывается, люди разных национальностей различно слышат звуки, издаваемые животными, птицами.

Сравните:


Язык

Крик петуха

Лай собаки

Русский
Английский
Венгерский
Немецкий
Французский
Японский

кукареку
как-а-дудль-ду
кукареку
кикирики
кокорико
кокэкокко

гав-гав
уау-уау
вау-вау
вау-вау
ау-ау
ван-ван

С чем связаны эти различия?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Междометие"

Автор: Джусупова Ольга Николаевна

Дата: 05.12.2016

Номер свидетельства: 366028

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект урока русского языка по теме Междометие "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-miezhdomietiie"
    ["file_id"] => string(6) "122693"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414328224"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока  русского языка в 8 классе на тему "Подлежащее" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-podliezhashchieie"
    ["file_id"] => string(6) "134662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416767043"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока на тему "Междометия и звукоподражательные слова""
    ["seo_title"] => string(63) "konspekt_uroka_na_temu_mezhdometiia_i_zvukopodrazhatelnye_slova"
    ["file_id"] => string(6) "633182"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1685978032"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по русскому языку "Междометия" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-miezhdomietiia"
    ["file_id"] => string(6) "134459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416751077"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока по русскому языку на тему "Слова, к которым нельзя задать вопрос" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slova-k-kotorym-niel-zia-zadat-vopros"
    ["file_id"] => string(6) "103654"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402599366"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства