kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учимся писать сочинение- рассуждение, связанное с анализом текста (задание 15.2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Подготовка к сочинению - рассуждению по заданному тексту (ОГЭ, задание  15. 2., 15.3)" В качестве исходного материала взят  текст из варианта № 16 (сборник И. П. Цыбулько)  - отрывок из книги                 Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке".  Цель урока: раскрыть на примере текста тему самовоспитания, развивать аналитические и творческие способности учащихся, подготовить учащихся к выполнению задания 15. 2 и 15.3. На уроке проводится  работа по анализу текста. Ребята работают в группах. Результат урока -  написание сочинения- рассуждения (15.2). Домашнее задание  - написать   по данному тексту сочинение (15.3)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учимся писать сочинение- рассуждение, связанное с анализом текста (задание 15.2) »

УЧИТЕЛЬ ГРИГОРЖЕВСКАЯ Т.Н .

УЧИТЕЛЬ ГРИГОРЖЕВСКАЯ Т.Н .

Вариант 16 по сборнику   И. П. Цыбулько

Вариант 16 по сборнику И. П. Цыбулько

Знакомство с исходным текстом    (1)С тех пор как он поверил, что, ежедневно тренируясь, сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком, им овладела жажда жизни и деятельности.     (2)Теперь у него была цель жизни: он должен вернуться к профессии истребителя. (3)Еще в ранней юности привыкший осмысливать свою жизнь, он прежде всего точно определил, что он должен сделать, чтобы достичь этого как можно скорее, не тратя попусту драгоценного времени.  (4)Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днем отводил ей на минуту больше, чем вчера. (5)Это были страшные минуты, когда слезы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы, чтобы сдержать невольный стон. (6)После каждого такого упражнения он бессильно падал на подушку с мыслью: сумеет ли он снова возобновить их? (7)Но приходило положенное время, и он принимался за свое.  (8)Он часто видел себя во сне здоровым, быстрым. (9)То по тревоге несется во весь опор к самолету, с ходу вспрыгивает на крыло, садится в кабину и пробует ногами рули.

Знакомство с исходным текстом

(1)С тех пор как он поверил, что, ежедневно тренируясь, сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком, им овладела жажда жизни и деятельности.

(2)Теперь у него была цель жизни: он должен вернуться к профессии истребителя. (3)Еще в ранней юности привыкший осмысливать свою жизнь, он прежде всего точно определил, что он должен сделать, чтобы достичь этого как можно скорее, не тратя попусту драгоценного времени.

(4)Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днем отводил ей на минуту больше, чем вчера. (5)Это были страшные минуты, когда слезы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы, чтобы сдержать невольный стон. (6)После каждого такого упражнения он бессильно падал на подушку с мыслью: сумеет ли он снова возобновить их? (7)Но приходило положенное время, и он принимался за свое.

(8)Он часто видел себя во сне здоровым, быстрым. (9)То по тревоге несется во весь опор к самолету, с ходу вспрыгивает на крыло, садится в кабину и пробует ногами рули.

(10)То вместе с Олей, взявшись за руки, бегут они что есть духу по цветущей степи, бегут босиком, ощущая ласковое прикосновение влажной и теплой земли. (11)Как тяжело после этого просыпаться!   (12)Все с большим и большим упорством стремился он к намеченной цели, и в упражнениях, которые с таким упорством проводил Алексей, было что-то фанатическое. (13)Никто в палате, конечно, не верил в возможность летать без ног, однако упорство товарища все уважали и, скрывая это за шутками, пожалуй, даже преклонялись перед ним.    (14)0днажды летним утром пожилой человек в железных очках принес ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке.  — (15)Ну, в добрый час, — сказал старый мастер. (16) Мересьев сделал несколько осторожных шагов, и дались они ему, эти первые шаги, с таким трудом, что, дойдя до двери и обратно, он почувствовал, будто бы куль муки втащил на пятый этаж.

(10)То вместе с Олей, взявшись за руки, бегут они что есть духу по цветущей степи, бегут босиком, ощущая ласковое прикосновение влажной и теплой земли. (11)Как тяжело после этого просыпаться!

(12)Все с большим и большим упорством стремился он к намеченной цели, и в упражнениях, которые с таким упорством проводил Алексей, было что-то фанатическое.

(13)Никто в палате, конечно, не верил в возможность летать без ног, однако упорство товарища все уважали и, скрывая это за шутками, пожалуй, даже преклонялись перед ним.

(14)0днажды летним утром пожилой человек в железных очках принес ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке.

— (15)Ну, в добрый час, — сказал старый мастер. (16) Мересьев сделал несколько осторожных шагов, и дались они ему, эти первые шаги, с таким трудом, что, дойдя до двери и обратно, он почувствовал, будто бы куль муки втащил на пятый этаж.

( 17) Добравшись до койки, он повалился на нее грудью, не имея сил даже повернуться на спину.  — (18)Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, бормотал Алексей.  (19)Пренебрегая болью, он начал заново учиться ходить — взад-вперед, по коридору, размеренно, неутомимо двигался старший лейтенант Мересьев, с каждым днем удлиняя путь.   (20)«Славный малый! — думал про него Гвоздев. — (21)Экая силища в этом человеке!»  ...(22)И вот в оттепельный мартовский день Алексей поднялся на своем истребителе в небо и ощутил вдруг, что машина ему послушна, что он чувствует ее всем своим существом. (23)3а какой-то невидимой чертой были подведены итоги его упорных тренировок. (24)Он перешел эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжелого труда. (25)Он добился главного, о чем так долго мечтал: он опять летал.

( 17) Добравшись до койки, он повалился на нее грудью, не имея сил даже повернуться на спину.

— (18)Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, бормотал Алексей. (19)Пренебрегая болью, он начал заново учиться ходить — взад-вперед, по коридору, размеренно, неутомимо двигался старший лейтенант Мересьев, с каждым днем удлиняя путь.

(20)«Славный малый! — думал про него Гвоздев. — (21)Экая силища в этом человеке!»

...(22)И вот в оттепельный мартовский день Алексей поднялся на своем истребителе в небо и ощутил вдруг, что машина ему послушна, что он чувствует ее всем своим существом. (23)3а какой-то невидимой чертой были подведены итоги его упорных тренировок. (24)Он перешел эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжелого труда. (25)Он добился главного, о чем так долго мечтал: он опять летал.

  • ( 17) Добравшись до койки, он повалился на нее грудью, не имея сил даже повернуться на спину. — (18)Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, бормотал Алексей. (19)Пренебрегая болью, он начал заново учиться ходить — взад-вперед, по коридору, размеренно, неутомимо двигался старший лейтенант Мересьев, с каждым днем удлиняя путь. (20)«Славный малый! — думал про него Гвоздев. — (21)Экая силища в этом человеке!» ...(22)И вот в оттепельный мартовский день Алексей поднялся на своем истребителе в небо и ощутил вдруг, что машина ему послушна, что он чувствует ее всем своим существом. (23)3а какой-то невидимой чертой были подведены итоги его упорных тренировок. (24)Он перешел эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжелого труда. (25)Он добился главного, о чем так долго мечтал: он опять летал.
КАК СФОРМУЛИРОВАНО И ОФОРМЛЕНО  ЗАДАНИЕ 15.2   Напишите сочинение- рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста:

КАК СФОРМУЛИРОВАНО И ОФОРМЛЕНО ЗАДАНИЕ 15.2

Напишите сочинение- рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста: "Славный малый! — думал про него Гвоздев. — Экая силища в этом человеке!" Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов . Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Экзаменационное задание 15.2  требует написания сочинения - рассуждения Тезис Аргумент 1 из текста Аргумент 2 из текста Вывод

Экзаменационное задание 15.2 требует написания сочинения - рассуждения

Тезис

Аргумент 1

из текста

Аргумент 2

из текста

Вывод

Работа с текстом

Работа с текстом

  • Обратимся ко 2-му заданию теста: «В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Алексей Мересьев упорно и фанатично тренировался?»
  • Алексей страстно желал вернуться к профессии истребителя.
Работа с текстом  Как вы думаете, почему Б. Полевой называет своего героя «настоящим человеком»? Потому что он не испугался жизненных трудностей. Как он боролся за право вернуться к любимому делу? 4)«Гимнастика причиняла страшную боль …» 5)«… приходилось кусать губы, чтобы сдержать невольный стон » 19) «Пренебрегая болью, он начал заново учиться ходить ….с каждым днем удлиняя путь».  Какие черты характера помогли Алексею добиться своей цели? 12) «Все с большим и большим упорством стремился он к намеченной цели…» Результат:  25) «Он добился главного, о чем так долго мечтал: он опять летал».

Работа с текстом

Как вы думаете, почему Б. Полевой называет своего героя «настоящим человеком»?

Потому что он не испугался жизненных трудностей.

Как он боролся за право вернуться к любимому делу?

4)«Гимнастика причиняла страшную боль …»

5)«… приходилось кусать губы, чтобы сдержать невольный стон »

19) «Пренебрегая болью, он начал заново учиться ходить ….с каждым днем удлиняя путь».

Какие черты характера помогли Алексею добиться своей цели?

12) «Все с большим и большим упорством стремился он к намеченной цели…»

Результат:

25) «Он добился главного, о чем так долго мечтал: он опять летал».

Шаг I

Шаг I

  • В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
  • Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить, найдите в нём ключевые слова.
  • Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить, найдите в нём ключевые слова.
Шаг I  Пишем вступление  Опираясь на ключевые слова в задании, выразите собственное мнение, сформулировав основную мысль текста. О какой «силище в этом человеке» думает Гвоздев? Какие чувства испытывает автор, рассказывая о своем герое? Основная мысль текста: Сила воли помогает человеку преодолеть самые страшные испытания и вернуться не только к полноценной жизни, но и к любимой профессии. Автор рассказывает о своем герое с чувством гордости и восхищения.

Шаг I Пишем вступление

Опираясь на ключевые слова в задании, выразите собственное мнение, сформулировав основную мысль текста. О какой «силище в этом человеке» думает Гвоздев? Какие чувства испытывает автор, рассказывая о своем герое?

  • Основная мысль текста: Сила воли помогает человеку преодолеть самые страшные испытания и вернуться не только к полноценной жизни, но и к любимой профессии.
  • Автор рассказывает о своем герое с чувством гордости и восхищения.

Работа в группах  Как начать сочинение ? Группа 1. Начните сочинение с предложенной фразы. Что получилось? Группа 2. Начните сочинение со слов «В указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …» Что получилось? Группа 3. Начните сочинение со слов «Передо мной фрагмент текста (ФИО). О чем говорит автор? В тексте речь идёт о… (называем тему)»

Работа в группах Как начать сочинение ?

Группа 1. Начните сочинение с предложенной фразы.

Что получилось?

Группа 2. Начните сочинение со слов «В указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …»

Что получилось?

Группа 3. Начните сочинение со слов «Передо мной фрагмент текста (ФИО). О чем говорит автор? В тексте речь идёт о… (называем тему)»

ШАГ 2

ШАГ 2

  • В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
  • Примеров должно быть не менее 2.
  • Примеры должны быть из указанного текста.
  • Примеры должны подтверждать разные аргументы.
ШАГ 2  Приводим два аргумента из текста

ШАГ 2 Приводим два аргумента из текста

  • Найдите в тексте предложения, которые помогут вам доказать Вашу точку зрения .
  • При введении аргументов в сочинение, помимо слов во-первых, во-вторых, можно использовать такие фразы:
  • Докажем эту мысль на примерах из текста...
  • Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
ШАГ 3

ШАГ 3

  • Задача   ЗАКЛЮЧЕНИЯ   — подвести  итог, еще раз обратив внимание на самое главное.
  • Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста).
  • В начале заключения можно использовать следующие  вводные слова : итак, следовательно, значит, таким образом.
Задание 15.3

Задание 15.3

  • Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
САМОВОСПИТАНИЕ , -я, ср. Воспитание самого себя.(Толковый словарь русского языка) САМОВОСПИТАНИЕ — формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями. (Большой психологический словарь)
  • САМОВОСПИТАНИЕ , -я, ср. Воспитание самого себя.(Толковый словарь русского языка)
  • САМОВОСПИТАНИЕ — формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями. (Большой психологический словарь)
Структура сочинения 15.3 Вступление – формулирование понятия, предложенного для размышления. 2. Основная часть :  приведение аргументов (один – из предложенного текста, другой из жизненного опыта). 3. Заключение (вывод).

Структура сочинения 15.3

  • Вступление – формулирование понятия, предложенного для размышления.

2. Основная часть : приведение аргументов (один – из предложенного текста, другой из жизненного опыта).

3. Заключение (вывод).

Использованные ресурсы:

Использованные ресурсы:

  • Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И. П. Цыбулько, 2015
  • Образовательный блог «По уши в ОГЭ и ЕГЭ»
  • Фон - http://elenaranko.ucoz.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Учимся писать сочинение- рассуждение, связанное с анализом текста (задание 15.2)

Автор: Григоржевская Татьяна Николаевна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 173219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока "Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" (2 часа) "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-sochinieniie-po-kartinie-i-e-grabaria-fievral-skaia-lazur-2-chasa"
    ["file_id"] => string(6) "159913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421959843"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "АКТИВИЗАЦИЯ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ "
    ["seo_title"] => string(68) "aktivizatsiia-vidov-riechievoi-dieiatiel-nosti-sriedstvami-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "204400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429642292"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "конспект урока  на тему: Александр Раскин  «Как папа выбирал профессию»,  Михаил Пришвин  «Остров спасения»."
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekturokanatiemualieksandrraskinkakpapavybiralprofiessiiumikhailprishvinostrovspasieniia"
    ["file_id"] => string(6) "299316"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456498184"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Календарно-тематическое планирование уроков русского языка"
    ["seo_title"] => string(66) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "258168"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448455983"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства