kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Текст на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка. Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. В школьной программе основными видами работ по развитию речи являются изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы  понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понять, осмыслить, воспроизвести художественный текст. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Текст на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся »

Петрушова Татьяна Владимировна учитель русского языка и  литературы  «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность»  Б.Шоу

Петрушова Татьяна Владимировна

учитель русского языка и

литературы

«Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность»

Б.Шоу

«Текст на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся»

«Текст на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся»

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

  • Практике текстоориентированого подхода в обучении русскому языку способствовали учебно-методические комплексы под редакцией Т.А. Ладыженской, М.М.Разумовской и П.А.Леканта в средних классах, А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой, А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой в старших классах. Введение ЕГЭ по русскому языку за курс средней общеобразовательной школы и новой формы итоговой аттестации в IХ классах потребовал корректировки содержания опыта, календарно-тематического планирования, поурочного планирования в соответствие с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентного подходов к определению целей, содержания и методики обучения русскому языку.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования  Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка. Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. В школьной программе основными видами работ по развитию речи являются изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понять, осмыслить, воспроизвести художественный текст. Текст дает возможность не только для развития связной речи учащихся национальной школы, но и способствует расширению их кругозора и эрудиции.

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка. Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. В школьной программе основными видами работ по развитию речи являются изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понять, осмыслить, воспроизвести художественный текст. Текст дает возможность не только для развития связной речи учащихся национальной школы, но и способствует расширению их кругозора и эрудиции.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Основой для выбора темы явилась дидактическая система работы методиста Г.П.Соколовой, Заслуженного учителя РСФСР, которая состоит в совершенствовании правописных навыков, речевого, интеллектуального, нравственного развития учащихся в единстве. В своей работе использую синтез классической методической традиции и современных новаций: в первую очередь, рекомендации Т.М.Пахновой и методику поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Основой для выбора темы явилась дидактическая система работы методиста Г.П.Соколовой, Заслуженного учителя РСФСР, которая состоит в совершенствовании правописных навыков, речевого, интеллектуального, нравственного развития учащихся в единстве.

В своей работе использую синтез классической методической традиции и современных новаций: в первую очередь, рекомендации Т.М.Пахновой и методику поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Цели и задачи:   Интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыков общения, повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом.  1 . Умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений.  2. Практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм. 3.  Умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.  4. Умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

Цели и задачи:

Интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыков общения, повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом. 1 . Умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений. 2. Практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм.

3. Умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. 4. Умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

Ведущая педагогическая идея:

Ведущая педагогическая идея:

  • Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды , обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

  • Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:
  • - комплексная работа с текстом;
  • - лингвистический анализ текста ;
  • - тематические (речевые) уроки;
  • - лексические разминки;
  • - сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение;
  • - редактирование текста;
  • - различные виды диктантов;
  • - интеллектуально-лингвистические упражнения;
  • - работа с текстами-миниатюрами;
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например: - лингвистическая лаборатория (приложение №2); - урок-исследование; - урок - творческая мастерская; - урок-тест; - урок-конкурс; - урок-игра.
  • Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например:
  • - лингвистическая лаборатория (приложение №2);
  • - урок-исследование;
  • - урок - творческая мастерская;
  • - урок-тест;
  • - урок-конкурс;
  • - урок-игра.
Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий.
  • Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий.
Представленный опыт охватывает единую систему «урок - внеклассная работа» с 5 по 11 классы.  Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный подход в работе с текстом  - применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков,  - необходим на уроках в средних и старших классах;  - уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе,  - с успехом может использоваться учителями начальной школы с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.  Степень новизны опыта  Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.

Представленный опыт охватывает единую систему «урок - внеклассная работа» с 5 по 11 классы. Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный подход в работе с текстом - применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков, - необходим на уроках в средних и старших классах; - уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе, - с успехом может использоваться учителями начальной школы с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста. Степень новизны опыта Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.

Результативность профессиональной педагогической деятельности Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь определенных результатов: - у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы; - более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие; - обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.
  • Результативность профессиональной педагогической деятельности
  • Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь определенных результатов:
  • - у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
  • - более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
  • - обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.
Транслируемость практических достижений педагога Можно выделить главное противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Содержание  опыта работы по теме «Текст на уроке русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся»  помогает преодолеть вышеназванное противоречие. Исследование будет интересно как начинающим педагогам так и педагогам с высокой планкой мастерства. На сайте представлены разработки уроков и комплекс упражнений по развитию речи учащихся.

Транслируемость практических достижений педагога

  • Можно выделить главное противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
  • Содержание опыта работы по теме «Текст на уроке русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» помогает преодолеть вышеназванное противоречие. Исследование будет интересно как начинающим педагогам так и педагогам с высокой планкой мастерства. На сайте представлены разработки уроков и комплекс упражнений по развитию речи учащихся.

Литература 1.Методика развития речи на уроках русского языка / Под. ред. Т.Д. Ладыженской. - М., 1980. 2. Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. / А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова – М: Вербум – М, 2002. – 416 с. 3. Львов, М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности (опыт моделирования). // Русский язык в школе. – 2001.- № 4. – с.4. 4. Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учи теля. / Б.Т. Панов – М.: Просвещение, 1980. – 280 с. 5. Пахнова, Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. // Русский язык в школе. – 2003. - № 4. 6. Пересветова, Е.В. Сопоставительный анализ художественного текста на уроках русского языка. // Русский язык в школе. – 2006. - № 4. – с.28-32. 7. Соколова, Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка: 8 класс. Книга для учителя: Из опыта работы./ Г.П.Соколова – М.: Просвещение, 1992. - 192 с.

Литература

1.Методика развития речи на уроках русского языка / Под. ред. Т.Д. Ладыженской. - М., 1980.

2. Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. / А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова – М: Вербум – М, 2002. – 416 с.

3. Львов, М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности (опыт моделирования). // Русский язык в школе. – 2001.- № 4. – с.4.

4. Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учи

теля. / Б.Т. Панов – М.: Просвещение, 1980. – 280 с.

5. Пахнова, Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. // Русский язык в школе. – 2003. - № 4.

6. Пересветова, Е.В. Сопоставительный анализ художественного текста на уроках русского языка. // Русский язык в школе. – 2006. - № 4. – с.28-32.

7. Соколова, Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка: 8 класс. Книга для учителя: Из опыта работы./ Г.П.Соколова – М.: Просвещение, 1992. - 192 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Петрушова Татьяна Владимировна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241245

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова "Рабочая программа. Русский язык. 10 класс" "
    ["seo_title"] => string(75) "a-i-vlasienkov-l-m-rybchienkova-rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412780778"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства