Текст на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся
Текст на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся
Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка. Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. В школьной программе основными видами работ по развитию речи являются изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понять, осмыслить, воспроизвести художественный текст.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Текст на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся »
Петрушова Татьяна Владимировна
учитель русского языка и
литературы
«Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность»
Б.Шоу
«Текст на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся»
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Практике текстоориентированого подхода в обучении русскому языку способствовали учебно-методические комплексы под редакцией Т.А. Ладыженской, М.М.Разумовской и П.А.Леканта в средних классах, А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой, А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой в старших классах. Введение ЕГЭ по русскому языку за курс средней общеобразовательной школы и новой формы итоговой аттестации в IХ классах потребовал корректировки содержания опыта, календарно-тематического планирования, поурочного планирования в соответствие с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентного подходов к определению целей, содержания и методики обучения русскому языку.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка. Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. В школьной программе основными видами работ по развитию речи являются изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понять, осмыслить, воспроизвести художественный текст. Текст дает возможность не только для развития связной речи учащихся национальной школы, но и способствует расширению их кругозора и эрудиции.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Основой для выбора темы явилась дидактическая система работы методиста Г.П.Соколовой, Заслуженного учителя РСФСР, которая состоит в совершенствовании правописных навыков, речевого, интеллектуального, нравственного развития учащихся в единстве.
В своей работе использую синтез классической методической традиции и современных новаций: в первую очередь, рекомендации Т.М.Пахновой и методику поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
Цели и задачи:
Интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыков общения, повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом. 1 . Умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений. 2. Практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм.
3. Умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. 4. Умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Ведущая педагогическая идея:
Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды , обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:
- комплексная работа с текстом;
- лингвистический анализ текста ;
- тематические (речевые) уроки;
- лексические разминки;
- сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение;
- редактирование текста;
- различные виды диктантов;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- работа с текстами-миниатюрами;
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например:
- лингвистическая лаборатория (приложение №2);
- урок-исследование;
- урок - творческая мастерская;
- урок-тест;
- урок-конкурс;
- урок-игра.
Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий.
Представленный опыт охватывает единую систему «урок - внеклассная работа» с 5 по 11 классы. Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный подход в работе с текстом - применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков, - необходим на уроках в средних и старших классах; - уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе, - с успехом может использоваться учителями начальной школы с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста. Степень новизны опыта Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Результативность профессиональной педагогической деятельности
Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь определенных результатов:
- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.
Транслируемость практических достижений педагога
Можно выделить главное противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
Содержание опыта работы по теме «Текст на уроке русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» помогает преодолеть вышеназванное противоречие. Исследование будет интересно как начинающим педагогам так и педагогам с высокой планкой мастерства. На сайте представлены разработки уроков и комплекс упражнений по развитию речи учащихся.
Литература
1.Методика развития речи на уроках русского языка / Под. ред. Т.Д. Ладыженской. - М., 1980.
2. Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. / А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова – М: Вербум – М, 2002. – 416 с.
3. Львов, М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности (опыт моделирования). // Русский язык в школе. – 2001.- № 4. – с.4.
4. Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учи
теля. / Б.Т. Панов – М.: Просвещение, 1980. – 280 с.
5. Пахнова, Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. // Русский язык в школе. – 2003. - № 4.
6. Пересветова, Е.В. Сопоставительный анализ художественного текста на уроках русского языка. // Русский язык в школе. – 2006. - № 4. – с.28-32.
7. Соколова, Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка: 8 класс. Книга для учителя: Из опыта работы./ Г.П.Соколова – М.: Просвещение, 1992. - 192 с.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}