Просмотр содержимого документа
«Страдательные причастия прошедшего времени.»
Страдательные причастия прошедшего времени .
Цель урока:Повторить сведения о причастии как о части речи. Повторить понятие «причастный оборот» и правила выделения причастного оборота запятыми.Повторить действительные и страдательные причастия, их отличия; повторить образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего времени.Ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий прошедшего времени. Учить образовывать страдательные причастия прошедшего времени .Развивать память, мышление, речь. Воспитание любознательности, культуры умственного труда; формирование самостоятельности мышления, навыков самоконтроля Воспитывать внимание к слову. Воспитывать в детях уважение друг к другу.
Распределительный диктант
Распределите причастия по группам, вставьте пропущенные буквы.
- Какое это причастие?
- Какого времени?
- От чего зависит правописание суффикса?
- Назовите глагол в начальной форме.
- Определите, какую букву нужно вставить.
1)Дремл…щий великан; 2)исполня…мая хором песня; 3))туман, расстила..щийся над рекой; 4) море, успокои…ееся после бури; 5) едва вид..мое во мгле; 6) строи…ая школу бригада.
Ключ:
Действительные причастия настоящего времени: 1) дремлющий великан,3) туман, расстилающийся над рекой.
Действительные причастия прошедшего времени: 4) море, успокоившееся после бури,6) строившая школу бригада.
Страдательные причастия настоящего времени: 2) исполняемая хором песня,5) едва видимое во мгле
Синтаксическая пятиминутка.
Составьте из приведенных ниже слов предложение и сделайте его синтаксический разбор.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни! На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут в небе журавли, пролетающие косяком. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идешь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Наступила удивительная пора, недаром названная в народе «бабьим летом».
Переходные глаголы сочетаются с сущ., мест. в вин. пад. без предлога
Глагол несов. вида – что делать?
Глаголы совер.вида – что сделать?
Составим таблицу!
Глаголы переходные совершенного и несовершенного вида
Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени
выуч ить
Подсмотр еть
замет ить
уве з ти
Страдательные причастия прошедшего времени
-енн-
-ённ-
узн ать
выуч енн ый
Подсмотр енн ый
Замеч енн ый (Т//Ч)
увез ённ ый
-нн-
бить
узна нн ый
-т-
выдер ну ть
би т ый
-т-
кол оть
зап ереть
выдерну т ый
-т-
коло т ый
запер т ый
Вывод
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива переходных глаголов совершенного и несовершенного вида, при помощи суффиксов нн- (от глаголов на –ать-, -ять-); -енн- (он глаголов на –еть, -ить, -ти, чь) ,-т
Потренируемся! Задание: Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми
Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.
Проверим!
Дорожка, очищенная от снега и посыпанная песком, вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на изогнутых причудливых крышах беседок, на вытянутых руках и запрокинутых головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец, украшенный лепниной и позолотой.
Тест!
1.Укажите страдательное причастие прошедшего времени.