Учащиеся вспомнять лексические,морфологические,синтаксические средства связи предложений в тексте.Углубят и расширят свои теоретические знания.Также смогут применить полученные знания на практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Средства и способы связи предложений в тексте»
Средства и способы связи предложений в тексте
Кулешова О.Н. учитель
руского языка и литературы
МКОУ Чесменская СОШ,
Бобровский район,
Воронежская область
02.02.2023
К
Лексические средства:
1
Слова одной тематической группы
2
Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снеглежит до июня. И еще в апреле случаются метели.
Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов
3
Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. Инаши ожидания оказались не напрасными.
Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения)
4
5
Особое значение для развития русского литературного языка имело творчествоА. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокиестарославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
Антонимы (в том числе контекстуальные)
Недруг поддакивает. Друг спорит.
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п.
Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.
Морфологические средства связи:
1
Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений
2
3
За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.
Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений
4
Использование н аречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям
Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
Единство временных форм глаголов-сказуемых
5
Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небезагорелись звезды.
Использование степеней сравнения прилагательных и наречий
Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя.Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было .
Синтаксические средства связи:
1
Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений
2
Юность — время надежд.Зрелость — пора свершений.
Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения
3
Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
Использование неполных предложений
4
5
—Знаете, о чем мы спорили?—О литературе, музыке, живописи.
Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов
Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.Можно ли забыть землю, на которой ты вырос?
Использование прямого и обратного порядка слов
Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.
Упр. 6 Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу средства связи предложений в тексте, выбрав из справочного материала. Обоснуйте свой выбор.
В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (...) этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. (...) оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. (...) Кирилл начал составлять славянскую азбуку. (По В. Д. Янченко)
Справочный материал: вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно.
Упр. 7 Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия.
1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)
Упр. 7 Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия.
2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)
Справочный материал: слова одной тематической группы, наречие времени, однокоренные слова, указательное местоимение, повтор сл
object(ArrayObject)#893 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(189) "Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Текст. Способы и средства связи предложений в тексте» "
["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-tiekst-sposoby-i-sriedstva-sviazi-priedlozhienii-v-tiekstie"
["file_id"] => string(6) "226204"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1440138251"
}
}