kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Средства и способы связи предложений в тексте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся вспомнять лексические,морфологические,синтаксические средства связи предложений в тексте.Углубят и расширят свои теоретические знания.Также смогут применить полученные знания на практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Средства и способы связи предложений в тексте»

Средства и способы связи предложений в тексте Кулешова О.Н. учитель руского языка и литературы МКОУ Чесменская СОШ, Бобровский район, Воронежская область 02.02.2023 К

Средства и способы связи предложений в тексте

Кулешова О.Н. учитель

руского языка и литературы

МКОУ Чесменская СОШ,

Бобровский район,

Воронежская область

02.02.2023

К

Лексические средства:

1

Слова одной тематической группы

2

Зима  в этих краях бывает суровой и долгой.  Морозы  достигают 60 градусов.  Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются  метели .

Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов

3

Мы долго обсуждали прочитанную  книгу . В этой  книге  было то, чего  мы ждали . И наши ожидания  оказались не напрасными.

Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения)

4

5

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество   А. С. Пушкина. Великому русскому поэту  удалось в своих произведениях органично соединить высокие   старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

Антонимы (в том числе контекстуальные)

Недруг  поддакивает.  Друг  спорит.

Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа  вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение  и т. п.

Морская вода содержит много соли.  Вот почему  она не пригодна для приготовления пищи.

Морфологические средства связи: 1 Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений 2 3 За окном шумит дождь.  Зато  в доме тепло и уютно. Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений 4 Использование н аречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям Язык не передается человеку по наследству.  Он  развивается лишь в процессе общения. Слева  виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи.  Везде здесь  было тихо и спокойно. Единство временных форм глаголов-сказуемых 5 Ночь  наступила  неожиданно.  Стало  темно. На небе загорелись  звезды. Использование степеней сравнения прилагательных и наречий Место было прекрасное.  Лучше  и придумать было нельзя.    Мы оказались над облаками.  Выше  уже ничего не было .

Морфологические средства связи:

1

Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений

2

3

За окном шумит дождь.  Зато  в доме тепло и уютно.

Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений

4

Использование н аречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям

Язык не передается человеку по наследству.  Он  развивается лишь в процессе общения.

Слева  виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи.  Везде здесь  было тихо и спокойно.

Единство временных форм глаголов-сказуемых

5

Ночь  наступила  неожиданно.  Стало  темно. На небе загорелись  звезды.

Использование степеней сравнения прилагательных и наречий

Место было прекрасное.  Лучше  и придумать было нельзя.   Мы оказались над облаками.  Выше  уже ничего не было .

Синтаксические средства связи: 1 Синтаксический параллелизм , предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений 2 Юность — время надежд.    Зрелость — пора свершений. Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения 3 Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. Использование неполных предложений 4 5 —   Знаете, о чем мы спорили?    —   О литературе, музыке, живописи. Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов Во-первых , необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А  во-вторых , нужно начать действовать.    Можно ли забыть землю, на которой ты вырос? Использование прямого и обратного порядка слов Я приду вечером.  Приду я , чтобы наконец увидеть тебя.

Синтаксические средства связи:

1

Синтаксический параллелизм , предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений

2

Юность — время надежд.   Зрелость — пора свершений.

Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения

3

Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.

Использование неполных предложений

4

5

  Знаете, о чем мы спорили?     О литературе, музыке, живописи.

Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов

Во-первых , необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А  во-вторых , нужно начать действовать.   Можно ли забыть землю, на которой ты вырос?

Использование прямого и обратного порядка слов

Я приду вечером.  Приду я , чтобы наконец увидеть тебя.

Упр. 6   Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу средства связи предложений в тексте, выбрав из справочного материала. Обоснуйте свой выбор.        В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (...) этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. (...) оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. (...) Кирилл начал составлять славянскую азбуку. (По В. Д. Янченко) Справочный материал:  вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно.

Упр. 6   Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу средства связи предложений в тексте, выбрав из справочного материала. Обоснуйте свой выбор.

  •        В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (...) этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. (...) оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. (...) Кирилл начал составлять славянскую азбуку. (По В. Д. Янченко)
  • Справочный материал:  вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно.

Упр. 7   Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия.          1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко) Справочный материал:  личное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово.

Упр. 7   Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия.

  •        1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)
  • Справочный материал:  личное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово.

Упр. 7   Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия.          2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко) Справочный материал:  слова одной тематической группы, наречие времени, однокоренные слова, указательное местоимение, повтор сл

Упр. 7   Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия.

  •        2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)
  • Справочный материал:  слова одной тематической группы, наречие времени, однокоренные слова, указательное местоимение, повтор сл

Источники http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/3.html

Источники

  • http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/3.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Средства и способы связи предложений в тексте

Автор: Кулешова Ольга Николаевна

Дата: 10.02.2023

Номер свидетельства: 625284

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. "
    ["seo_title"] => string(79) "lieksichieskiie-sriedstva-sviazi-priedlozhienii-v-tiekstie-opisatiel-nyi-oborot"
    ["file_id"] => string(6) "133185"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416479741"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Текст. Способы и средства связи предложений в тексте» "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-tiekst-sposoby-i-sriedstva-sviazi-priedlozhienii-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "226204"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440138251"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Анализ текста с точки зрения способов и средств связи предложений в тексте "
    ["seo_title"] => string(85) "analiz-tieksta-s-tochki-zrieniia-sposobov-i-sriedstv-sviazi-priedlozhienii-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "188426"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426677949"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности "
    ["seo_title"] => string(129) "rabota-s-khudozhiestviennym-tiekstom-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-9-m-klassie-kak-sriedstvo-formirovaniia-iazykovoi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "156784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421489762"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Использование изобразительно-выразительных средств языка в системе работы над связной речью в третьем классе."
    ["seo_title"] => string(123) "ispol-zovaniie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nykh-sriedstv-iazyka-v-sistiemie-raboty-nad-sviaznoi-riech-iu-v-triet-iem-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "317936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460465261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства