Анализ текста с точки зрения способов и средств связи предложений в тексте
Анализ текста с точки зрения способов и средств связи предложений в тексте
Презентация к уроку "Способы и средства связи предложений в тексте" может пригодиться учителю в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Работа выполнена на основе исторических материалов, связанных с Отечественной войной 1812 г. В частности, использованы документы, касающиеся образа легендарного Дениса Давыдова. В формат данной презентации вставлена еще одна. Она посвящена Денису Давыдову. Презентацией можно пользоваться без конспекта урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ текста с точки зрения способов и средств связи предложений в тексте »
Способы и средства связи предложений в тексте
Задание 23 ЕГЭ
Цели урока
Обобщение и систематизация учебного материала, касающегося способов и средств связи предложений в тексте;
Овладение приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
Воспитание ценностных ориентаций кадет.
Семантический диктант
Какие военнослужащие российской армии исполняли обязанности телохранителей и почетной императорской стражи во время коронаций и других празднеств и торжеств?
Как назывались кавалеристы, обученные сражаться как в пешем, так и в конном строю?
Подразделение в кавалерии, соответствующее роте в пехоте.
Русский военный из частей легкой кавалерии.
Запишите первую часть сложных слов, обозначающих «состоящий при монархе».
Проверьте себя
Кавалергард
Драгун
Эскадрон
Гусар (улан)
Лейб… (лейб-гвардия, лейб-медик)
Вставка рисунка
Отечественная война 1812г
200 лет Бородинскому сражению
Способы связи предложенийв тексте
Какие способы связи предложений в тексте вы знаете?
Задание 1 Распределить данные фразы в нужном соответствии
1. связь отражает последовательное развитие мысли; 2. тема каждого последующего предложения не заимствуется из предыдущего; 3. предложения сопоставляются и представляют собой одинаковые синтаксические конструкции; 4. последующее предложение «подхватывается» предыдущим и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение; 5. будучи изолированными, предложения лишаются способности самостоятельного употребления; 6. Каждое предложение знаменательно, так как их лексическое наполнение самостоятельно; 7. связь отражает перечисление, сопоставление или противопоставление; 8. в предложении есть лексико-грамматические показатели связи с предшествующим предложением (повтор ключевого слова, замена его синонимом и т.д.).
Задание 1 Проверьте себя
Цепная связь
Параллельная связь
1
2
4
3
5
6
8
7
Задание 2Определить способ связи в данных предложениях
Знаменитая армия Наполеона составляла около 610 тысяч человек. Российские вооруженные силы в начале войны насчитывали 240 тысяч человек. ________________________
Чтобы максимально уменьшить потери, Кутузов принял тактику изматывающих боев. Именно это позволило завлечь французскую армию в самую глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.____________________________
Определить способ связи в данных предложенияхПроверьте себя
Знаменитая армия Наполеона составляла около 610 тысяч человек. Российские вооруженные силы в начале войны насчитывали 240 тысяч человек.
Параллельная связь
Чтобы максимально уменьшить потери, Кутузов принял тактику изматывающих боев. Именно это позволило завлечь французскую армию в самую глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.____________________________
Цепная связь
Средства связи предложений в тексте
Какие средства связи предложений в тексте вы знаете?
Задание 3 Распределительный слуховой диктант Средства связи предложений в тексте
лексические
морфологические
синтаксические
Задание 3 Распределить данные слова в соответствующие графы таблицы
Синтаксический параллелизм, союзы, местоимения, антонимы (в том числе контекстуальные) , наречия (со значением времени и пространства), парцелляция, частицы, вводные слова, синонимы ( в том числе контекстуальные ), родовидовые слова, глаголы (одного вида и одного времени), частицы, лексические повторы.
Проверь себя Средства связи предложений в тексте
лексические
морфологические
Антонимы
Синтаксические
Союзы
Синонимы
Синтаксический параллелизм
Местоимения
Родовидовые слова
Лексический повтор
Парцелляция
Наречия
Частицы,
вводные слова
Глаголы
Задание 4 Определить способ и средство связи предложений
1. Партизаны уничтожили Великую армию по частям. Они подбирали те отпавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево.
2. Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Это была пора, когда партии партизан перестали бояться француза и с бесшабашным русским удовольствием его били.
3. Был осенний, теплый, дождливый день. То падал как будто туман, то вдруг пропускал косой, грустный дождь. На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которой струилась вода, ехал Денисов.
Проверьте себя Определить способ и средство связи предложений
1. Партизаны уничтожили Великую армию по частям. Они подбирали те отпавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. (Цепная связь, союзы)
2. Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Это была пора, когда партии партизан перестали бояться француза и с бесшабашным русским удовольствием его били. (Цепная связь, синонимы, союз)
3. Был осенний, теплый, дождливый день. То падал как будто туман, то вдруг пропускал косой, грустный дождь. На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которой струилась вода, ехал Денисов. (параллельная связь, синонимический параллелизм)
Назовите произведение, из которого взяты данные предложения?
Кто является прототипом Денисова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»?
Денис Васильевич Давыдов (27.07.1784 - 22.04.1839 )
Анализ текста
Текст
(1) Задайте современному человеку вопрос, с чем ассоциируется у них слово «гусары», и вы наверняка услышите: «Фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», шампанское, французы, эполеты, любовные похождения поручика Ржевского». (2) И только самые образованные, вероятно, вспомнят поэта Дениса Давыдова. (3) Как жаль, что только самые образованные!
(4) А это была легендарная личность! (5) Когда русские войска, «гоня французов до их Парижа», входили в какой-нибудь европейский город, то жители, рассматривая бравых русских гусар, искали среди них «черного капитана» Давыдова. (6) Так прозвал его писатель Вальтер Скотт, признанный классик, который вел с ним интенсивную переписку, и в кабинете которого висел портрет нашего героя.
(7) Денис был старшим и по свидетельству очевидцев самым непоседливым ребенком командира Полтавского легкоконного полка Василия Давыдова. (8) Девятилетним он получил благословение великого Суворова, заметившего: «Ты выиграешь три сражения!» (9)Денис Давыдов выиграл больше. (10) Хотя в жизни все давалось ему с трудом.
(11) Курносый, некрасивый, маленького роста (в кавалергарды брали высоких и статных), сумел пробиться в гвардию. (12) И очень быстро стал всеобщим любимцем.
(13) Столица 1801 года буквально заболела гусаром Давыдовым. (14) Обаятельный и остроумный, он становится завидным гостем самых известных великосветских салонов. (15) Однако независимость натуры и лютая ненависть к бездарным подхалимам и невежественным выскочкам нравилась далеко не всем. (16) За остросатирическую басню «Голова и Ноги», направленную немного-немало против самого императора, был выдворен из гвардии и направлен в захолустье.(17) В армейский гусарский полк.(18) Но не пропал там, а «нахлебался, по его словам, настоящего «гусарства». (19) Не бесшабашного позерства с ненужной отвагой и шампанским, а истинного, воспитывающего благородные черты: личную отвагу, презрение к опасности, прямодушие, чувство товарищеской солидарности. (по В. Слуген)
Домашнее задание по тексту
Задание по группам
Закончить текст, используя презентацию и другие источники (3-5 предложений).
Найти стихи Дениса Давыдова и прочитать их выразительно в классе.
На основе текста приготовить свои задания В-7 или В-8 (2-4 вопроса).
Презентация «Денис Давыдов»
Но коль враг ожесточенныйНам дерзнет противустать,Первый долг мой, долг священный —Вновь за родину восстать...
Д. Давыдов
Денис Давыдов в мундире Ахтырского гусарского полка. Портрет кисти Д. Доу
Денис Васильевич Давыдов (27.07.1784 - 22.04.1839) родился в г.Москве.
Получил блестящее для своего времени домашнее образование.
Дом Дениса Давыдова.
г. Москва
Его отец Василий Денисович Давыдов
(1747—1808) был военным ,
служил под командованием
А. В. Суворова.
О.Кипренский . Портрет Василия Денисовича Давыдова , 1809 г. Третьяковская картинная галерея
Военная карьера Дениса Давыдова началась в 1801 году.
Не имея природных данных кавалергарда, он все же пробился в гвардию и стал эстандарт-юнкером гвардейского кавалергардского полка.
Однако в кавалергардах Давыдов пробыл недолго.
В 1803 году Давыдов за свои сатирические произведения был выдворен из гвардии и направлен в действующий гусарский полк.
В.П.Лангер. 1819г. Акварель
В 1806-1807 годах Денис Давыдов храбро сражался
с французами
в Пруссии в чине поручика лейб-гвардии гусарского полка, был адъютантом Петра Ивановича Багратиона.
Пётр Иванович Багратион
В 1809 году воевал
со шведами в Финляндии,
в 1809-1810 годах - с турками в Молдавии и на Балканах.
В 1812-1814 громил французов в России и гнал их до самого Парижа.
Много в этот год кровавый,
В эту смертную борьбу,
У врагов ты отнял славы,
Ты — боец чернокудрявый
С белым локоном на лбу!
Н.М. Языков
В народной памяти имя Дениса Давыдова неотделимо от Отечественной войны 1812 года как имя зачинателя и одного из руководителей армейского партизанского движения.
21 августа 1812 года, близ деревни Бородино, где он вырос, и где уже торопливо разбирали родительский дом на военные укрепления, за пять дней до великого сражения, Денис Васильевич предложил идею создания партизанского отряда.
Здесь на площади в 50 кв.км. 26 августа (7 сентября) 1812 года в грандиозном генеральном сражении сошлись армии Наполеона и Кутузова. Судьбы России и Европы решались тогда на знаменитых исторических полях и холмах.
Успех его боевых действий превзошел все ожидания. Партизаны громили обозы неприятеля, смело вступали в боевые схватки, брали пленных и трофеи, формировали из крестьян партизанские дружины и снабжали их оружием, захваченным у противника.
Нападение партизан отряда И.С. Доpохова на французский обоз в районе Пеpхушкова. Хpомолитогpафия
Слава о боевых подвигах Давыдова вышла далеко за пределы России, о нем писали во многих европейских журналах и газетах. Лучшие граверы запечатлели его облик.
Д.В. Давыдов.
Раскрашенная гравюра М. Дюбурга по оригиналу А. Орловского. 1814 г.
А это самое известное изображение (народный лубок) легендарного героя, партизанского вождя Дениса Давыдова. Долгие годы эту картину можно было встретить в России буквально повсюду — от крестьянской избы до знатного дома.
Народный лубок
"Храбрый партизан Денис Васильевич Давыдов».
1812 г."
Денис Васильевич Давыдов находился на военной службе до 1832 года , принимал участие в различных военных кампаниях, имел много наград.
Ордена Св.Анны 1-й ст.,
Владимира 2-й ст.,
Георгия 4-го кл.;
прусским Пур ле Мерит; знак отличия «За Военное Достоинство» 2-й ст.,
крест за Эйлау,
золотая сабля
с надписью «За храбрость ».
Гравюра на стали с оригинала неизвестного художника.
Портрет из издания "Сто русских литераторов".
В 1832 в звании генерал-лейтенанта вышел в отставку и жил в своем имении - деревне Верхняя Маза Симбирской губернии , занимаясь воспитанием 9 детей, сельским хозяйством, сочинением военно-исторических мемуаров, статей и, конечно, стихов.
Плодами своего вдохновения Денис Давыдов делился с друзьями, главным образом с Языковым, Пушкиным и Баратынским. Друзья признавали и высоко ценили в нем литературные дарования. В одном из своих посланий к Давыдову Н.М. Языков сделал такую оценку его стиха:
Не умрет твой стих могучий,Достопамятно живой,Упоительный, кипучий,И воинственно-летучий,И разгульно-удалой.
Рисунок А.С. Пушкина в лицейской тетради (1819), определяемый как портрет Д.В. Давыдова
Д. В. Давыдов пользовался большими симпатиями в дружеских кругах. По словам князя П. А. Вяземского, Давыдов до самой кончины сохранил изумительную молодость сердца и нрава. Веселость его была заразительна и увлекательна; «он был душой и пламенем дружеских бесед».
Карл Гампельн. Портрет Дениса Васильевича Давыдова , 1820
Денис Давыдов умер на пятьдесят пятом году жизни. Похоронен поэт-партизан на известном Новодевичьем кладбище в Москве. На могиле установлен гранитный бюст героя.
Лучшие произведения Дениса Давыдова остались в памяти народа. Энергичная, призывная, заразительная музыка его таланта не постарела за два века. На его стихи сочиняют песни, его образ сохранен в творчестве современных авторов, о нем пишут книги, ставят фильмы.
В-7
Среди предложений 3-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью наречия. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 13-17 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью местоимения. Напишите номер этого предложения.
Выводы
При чтении художественного произведения важно _______сопоставление и противопоставление слов и выражений, предложенных писателем, и________, как каждое последующее предложение ________и________смысл предыдущего, _______нам нечто новое.
Так читатель сможет приблизиться к постижению той невидимой тайной паутины, с помощью которой настоящий художник искусно сплетает свое словесное кружево. (Ю. Лотман)
Выводы
При чтении художественного произведения важновидетьсопоставление и противопоставление слов и выражений, предложенных писателем, ипонимать, как каждое последующее предложениераскрывает и дополняетсмысл предыдущего,сообщаетнам нечто новое.
Так читатель сможет приблизиться к постижению той невидимой тайной паутины, с помощью которой настоящий художник искусно сплетает свое словесное кружево. (Ю. Лотман)