Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Текст. Способы и средства связи предложений в тексте» »
Конспект урока
русского языка в 6 классе по теме
«Текст. Способы и средства
связи предложений в тексте»
Тема урока:Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.
Цель: формирование коммуникативной компетенции черезуглубление и расширение знаний о тексте.
Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;
формировать навык создания текстов с использованием описательного оборота;
совершенствовать ОУУН и способы учебной деятельности.
Форма урока: комбинированный
Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.
Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.
1.Умение осуществлять информационный поиск (Работа с лингвистическими словарями).
2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры.
3. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.
5. Умение работать в паре.
6. умение выполнять индивидуально практические задания творческого характера.
7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.
Оборудование: карточки, схемы, презентация Power Point.
Структура урока:
Организация начала урока.
Объяснение нового материала
Беседа:
Словарная работа:
Составление схемы «Признаки текста».
Работа с учебником
Работа по карточкам
Синтаксический разбор предложения.
Физминутка
Работа в парах.
Составление схемы «Средства связи предложений в тексте».
Практическая работа
Самостоятельная работа
Итог урока
Ход урока.
Организация начала урока. Психологический настрой.
- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.
- Тема урока: «Текст. Средства связи предложений в тексте». ( слайд №1)
- Сегодня на уроке я постараюсь расширить и углубить ваши знания о тексте.
- Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.
- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.( слайд №2)
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизни является,
конечно, умение ясно, понятно говорить
на своем языке.
Л.Н. Толстой.
- Каквы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.
- А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания- тексты)
Объяснение нового материала
1. Беседа:
- Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».
- Дома вы должны были определить по этимологическому словарю первоначальное значение этого слова.
-Итак, каково же первоначальное значение слова «текст»? ( «ткань, сплетение») (слайд №3)
- Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.
- Как вы думаете, что общего между этими предметами?
( кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой; а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически.)
- Ребята, ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.
- Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
- Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.
( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)
ТЕКСТ - всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.
ТЕКСТ - тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.
ТЕКСТ - отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п
- Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира (слайд №4 ):
Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати, Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.
Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.
2. Словарная работа:
Текстоведение
Текстовой
Подтекст
- Выделим корень, что обозначают эти слова?
Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.
- Составьте предложение с любым из этих слов.
Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.
-Можно ли считать предложение текстом?
-Чем отличается предложение от текста?
(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)
- Любая ли группа предложений будет текстом?
(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)
3. Составление схемы «Признаки текста».
Учитель:
- Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.
На доске появляется кластер «Признаки текста»
Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:
Единство темы
Наличие главной мысли (идеи)
Относительная законченность
Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте
Логическая связь частей
- Сделайте вывод. Что такое текст?
Текст - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.
4.Работа с учебником, упр. 193.
- Пока мы будем выполнять упражнение, 2 ученика будут работать по карточкам (Приложение №1)
-Давайте докажем, что перед нами текст
В ходе обсуждения особенностей текста упр. 193 подведём учащихся к высказываниям примерно следующего содержания (задание 1)( слайд№5) «Перед нами текст, так как все части этого письменного высказывания раскрывают одну тему – «Язык орнамента» и выражают мысль о том, что в орнаменте отражаются представления древних людей об устройстве Вселенной. Это высказывание обладает достаточной законченностью: оно включает достаточное количество предложений для того, чтобы раскрыть тему и выразить главную мысль. Предложения внутри каждой части связаны по смыслу и грамматически (параллельной и цепной связью с помощью форм слова, местоимений). Тема текста раскрывается логично и последовательно: в первой части автор выражает основную мысль текста и поясняет её, во второй части иллюстрирует эту мысль, используя развёрнутое описание, в третьей части подводит итог сказанному».
Проверяем работу по карточкам
5. Работа по карточкам: (слайд № 6)
Карточка 1
Слушаем ответы учащихся:
( - в первом варианте набор предложений, не связанных основной мыслью; - во втором варианте нарушена композиция и связь предложений; - в третьем варианте текст.)
Карточка 2
(слайд № 7)
Вопросы для беседы:
- Что из предложенных примеров является текстом? Почему?
Из предложенных примеров текстом является : “Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. (М. Пришвин)”
Карточка 3 (слайд № 8)
Задание
Запись текста в тетради.
- Докажите, что перед вами текст.
- Давайте запишем второе предложение и сделаем его синтаксический разбор.
6.Синтаксический разбор предложения.
Над соседним лесом показался краешек солнца.(Повест., невоскл., простое, распростр.)
7. Физминутка
8. Работа в парах.
Учитель
-Ребята, если мы посмотрим на черную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани.. Он красив и навевает на нас хорошее настроение.
- Почему?
- Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов
Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих.
- Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в тексте. Давайте вспомним их.
9.Составление схемы.
Появляется на доске кластер «Средства связи предложений в тексте».
Выполнение задания №1. (раздаточный материал) Приложение№2
Задание 1
Восстановить строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева .
Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,
Весна, со двора, гонит, И.
Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.
Строки, которые получились (слайд № 9):
Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.
Ф. И. Тютчев
Поскольку текст – это связное законченное высказывание, в нем всегда говорится о чем–то, у него есть тема.
- Определить тему стихотворения и его основную мысль.
И первое предложение, и последующее служат изображению Весны, которая приходит на смену Зиме. Каждая новая строка прибавляет новую подробность в создании яркого и “живого” образа Зимы, которой не хочется уступать. Основная мысль - показать красоту в каждом явлении природы, в создании яркого и живого образа.
- Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?
(Особенно важно для создания картины использование автором олицетворения.)
- Назовите глаголы в переносном значении. Какова их роль в создании картины уходящей зимы?
-Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи. Назовите их.
Схема на слайде (слайд 10)
Определите способ связи предложений в тексте.
Это параллельная связь.
Данный пример должен служить образцом параллельной связи. Каждое новое предложение прибавляет новую подробность в картине наступления весны.
- Для того чтобы отработать умение различать виды связи, выполним практическую работу.
Практическая работа
Задание 2.
1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, украшенные витрины магазинов.
2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки.
В первом тексте три предложения. (слайд № 11)
(2) (3)
Связь – цепная.
Во втором тексте 4 предложения. (слайд № 12)
(2)
(3) (4) Связь – параллельная.
ӀV. Самостоятельная работа ( приложение 3)
(5-7 мин.)
V. Итог урока
- Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?
- Назовите признаки текста.
- Какие способы связи знаете?
- Какие способы связи знаете?
Выставление оценок.
Рефлексия: (2 мин)
-Чем запомнился урок?
- Что из намеченного тобой в начале урока исполнилось?
Каким выражением можно оценить работу на уроке:
корень учения горек, да плод его сладок
глаза боятся, а руки делают
(слайд № 13)
Домашнее задание: (слайд № 14)
1. повторить теоретический материал по теме “текст”.