Просмотр содержимого документа
«Сравнительный оборот»
Дата: Класс: 8 А Учитель:Кабулова С.И № 60
Тема: Сравнительный оборот
Ссылка:План урока,учебник русского языка,методическое руководство
Цели:Познакомить учащихся с понятием сравнительный оборот и способами обособления на письме
Задачи:
1 научить отличать обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом с союзами как, будто, точно, как будто, словно;
2 развивать у учащихся навык постановки запятой перед обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом, совершенствовать навык самостоятельной работы, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;
3 воспитание чувства прерасного, внимательного и чуткого отношения к слову;
Ожидаемый результат :Учащиеся должны отличать обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом с союзами как, будто, точно, словно, как будто и обособлять на письме запятыми
Основная идея урока:«С Пушкиным мы не можем расстаться до старости, до конца жизни» ( С.Я.Маршак)
Оборудование:Поурочный план, методическое руководство, таблица, интерактивная доска, портрет А.С.Пушкина
Дополнительные задания:10 минутный тест »Сравнительный оборот», карточки, видео по сказкам А.С.Пушкина
Организационный момент: готовность класса к уроку,создание благоприятной обстановки к уроку.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова С.Я.Маршака.Запишем его в тетрадь.
С Пушкиным мы не можем расстаться до старости, до конца жизни.
-Какой смысл вкладывал писатель в эти строки? (Ответы учащихся)
-Расскажите о творчестве писателя на русском, на казахском, на английском языках.(Учащиеся рассказывают на трёх языках)
2.Опрос домашнего задания
-Что такое обстоятельство и каковы его признаки?
-Назовите основные группы обстоятельств.(По своим значениям обстоятельства делятся на следующиегруппы: образадействия,степени, меры, места, времени, условия, причины,цели, уступки).Значение обстоятельства устанавливается по вопросу.
- Какими частями речи может быть выражено обстоятельство?(Обычно обстоятельства бывают выражены наречиями, существительными в формах косвенных падежейс предлогами или без предлогов, а также фразеологическими оборотами, деепричастиями, деепричастными оборотами, сравнительными оборотами, неопределённой формой глагола)
Деление учащихся на группы.Соблюдение правила работы в группах, выбрать руководителя группы.
2. Этап «Узнавание»:
Сегодняшний урок мы посвятим изучению сравнительного оборота и постановке знаков препинания при нём. Попробуем освоить эту тему самостоятельно.Работа в группах.Составить постер по данной теме.
1группа «Умники»
-Что называется сравнительным оборотом?
- Запятая ставится в конструкциях со сравнительныхм оборотах
2 группа « Интеллектуалы»
- Запятая не ставится в конструкциях со сравнительным оборотах.
Сравнительный оборот - это член предложения который служит для образного представления чего-либо через сравнения. Он включается в предложение при помощи союзов КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО,ЧЕМ и др.
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка.
А он разлёгся на камнях, словно на перинах.
Сравнительные обороты с союзами будто, точно, словно, нежели и др. на письме выделяются запятыми.
Знаки препинания при сравнительном обороте с союзом КАК
Выделяются запятыми:
А) союз обозначает уподобление (в значении «подобно»)
Например: Он удивительно себя хорошо держит, осторожен как кошка. (подобно кошке)
Б) союз имеет оттенок причинного значения
Например: Как старший (поскольку я старший), приказываю вам,господа, немдленно разойтись.
В) если КАК входит в состав вводной кострукции.
Например: Вы, как мне кажется, человек серьёзный.
Г) Если КАК входит в состав сравнительного оборота.
Например: Герасим, как лев, выступал сильно и бодро
2. Не выделяются запятыми
1 Если КАК входит в состав сказуемого.
Клён у дома был как золотой.
2 Если КАК входит в состав предложения со значением «в качестве»
Я говорю как литератор.(в качестве литератора)
3 Если КАК входит в состав устойчивых словосочетаний: беречь как зеницу ока, боьться как огня, все как на подбор, как рукой сняло
В тот вечер дождь лил как из ведра.
3. Этап «Понимание» :
Закрепление изученного материала
Работа в группах
Задание 1
Прочитайте отрывки из стихотворений А,С,Пушкина.Найдите сравнительные обороты и определите их стилистическую роль в тексте.
1 группа
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет.
То заплачет, как дитя.
(Союз КАК входит в состав сравнительного оборота)
2 группа
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные глядела,
И ты печальная сидела.
(Союз КАК входит в состав сравнительного оборота)
3Физминута.
Угадайте отрывки из сказок А.С.Пушкина.(На экране отрывки из сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»)
4. Этап «Анализ»
По диаграмме Венна сравните, когда сравнительный оборот обособляется а когда не обособляется
Выдели главную идею темы
Служит для образного представления чего либо через сравнение
5. Этап «Синтез»: Заполни блок-схему построенную на главной идее
Сравнительный оборот
Выделяются запятыми
Не выделяются запятыми
КАК входит в состав сказуемого
КАК входит в состав предложения со значением в «качестве»
КАК входит в состав Устойчивых словосочетании
Обозначает уподобление (в значении «подобно»)
КАК входит в состав вводной конструкции
КАК входит в состав сравнительного оборота
Имеет оттенок причинного значения
7. Этап: Применение
Вопрос № 1 Укажите предложение, в котором сравнение выражается наречием образа действия.
с) Только лес шумел вольно, широко, словно река неутомимо перекатывала свои воды.
д) Переваливаясь с ноги на ногу, он по-медвежьи пошёл мимо господ.
Вопрос № 3В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)?
а) Как лань промчалась Светка и уселась на лавочку.
в) Как бабушку Екатерину Матвеевну по-прежнему не воспринимали. с) Все говорили что они похожи как две капли воды.
д) Улыбка её как лучик солнца.
Вопрос № 7 Определите причину, по которой оборот с союзом как запятой не выделяется в предложении: Мальчишки разговаривали с девочкой как старые знакомые
(В. Железников).
а) Оборот имеет значение «в качестве» .в) Оборот имеет значение образа действия.
с) Оборот имеет значение отождествления. д) Оборот является фразеологизмом.
Вопрос № 8Определите постановку знаков препинания в предложении, имеющем оборот с союзом КАК в предложении: Под ближними дубами как жар горят умытые росой щиты. (М. Рапов).
а) Сравнительный оборот на письме выделяется запятыми. в) Оборот с союзом как запятыми не выделяется.
Вопрос № 9Сколько запятых следует поставить в данном предложении? Эти звери были не что иное как большие крысы кроты хорьки и подобные им (А. Погорельский).
а) Одна запятая
в) Две запятые
с) Три запятые.
Вопрос №10
В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)? а) Как лань промчалась Светка и уселась на лавочку. в) Как бабушку Екатерину Матвеевну по-прежнему не воспринимали. с) Все говорили что они похожи как две капли воды. д) Улыбка её как лучик солнца.
Вопрос №11
В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)? а) Было тихо и тепло как в хороший весенний день.в) Олега как правило оставляли с бабушкой.с) Он был таким же как и его дед.д) Дождь лил как из ведра.
Вопрос № 12
Определите причину, по которой оборот с союзом как запятой не выделяется в предложении: Мальчишки разговаривали с девочкой как старые знакомые (В. Железников).
а) Оборот имеет значение «в качестве».в) Оборот имеет значение образа действия.с) Оборот имеет значение отождествления.д) Оборот является фразеологизмом.
7. Этап: Оценка (Рефлексия)
Подберите материал, соответсвующий вашему восприятию урока (фразеологизмы или пословицы о знаниях)
8. Этап
Подведение итогов. Руководители групп подсчитывают баллы. Выставляют оценки по Блум таксономии.
Домашнее задание: Выписать из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» 10 предложений со сравнительным оборотом.