kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сравнительный оборот

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ссылка: План урока,учебник русского языка,методическое руководство

Цели:Познакомить  учащихся с понятием сравнительный оборот и способами обособления на письме

Задачи:

1 научить отличать обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом с союзами как, будто, точно, как будто, словно;

2 развивать у учащихся навык постановки запятой перед обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом, совершенствовать навык самостоятельной работы, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;

3 воспитание  чувства прерасного, внимательного и чуткого отношения к слову;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сравнительный оборот»

Дата: Класс: 8 А Учитель:Кабулова С.И № 60 Тема: Сравнительный оборот Ссылка: План урока,учебник русского языка,методическое руководство Цели: Познакомить учащихся с понятием сравнительный оборот и способами обособления на письме Задачи: 1 научить отличать обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом с союзами как, будто, точно, как будто, словно; 2 развивать у учащихся навык постановки запятой перед обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом, совершенствовать навык самостоятельной работы, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать; 3 воспитание чувства прерасного, внимательного и чуткого отношения к слову;

Дата: Класс: 8 А Учитель:Кабулова С.И № 60

Тема: Сравнительный оборот

Ссылка: План урока,учебник русского языка,методическое руководство

Цели: Познакомить учащихся с понятием сравнительный оборот и способами обособления на письме

Задачи:

1 научить отличать обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом с союзами как, будто, точно, как будто, словно;

2 развивать у учащихся навык постановки запятой перед обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом, совершенствовать навык самостоятельной работы, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;

3 воспитание чувства прерасного, внимательного и чуткого отношения к слову;

Ожидаемый результат : Учащиеся должны отличать обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом с союзами как, будто, точно, словно, как будто и обособлять на письме запятыми    Основная идея урока: «С Пушкиным мы не можем расстаться до старости, до конца жизни» ( С.Я.Маршак)    Оборудование: Поурочный план, методическое руководство, таблица, интерактивная доска, портрет А.С.Пушкина    Дополнительные задания: 10 минутный тест »Сравнительный оборот», карточки, видео по сказкам А.С.Пушкина  

Ожидаемый результат : Учащиеся должны отличать обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом с союзами как, будто, точно, словно, как будто и обособлять на письме запятыми

  Основная идея урока: «С Пушкиным мы не можем расстаться до старости, до конца жизни» ( С.Я.Маршак)

  Оборудование: Поурочный план, методическое руководство, таблица, интерактивная доска, портрет А.С.Пушкина

  Дополнительные задания: 10 минутный тест »Сравнительный оборот», карточки, видео по сказкам А.С.Пушкина

 

Организационный момент: готовность класса к уроку,создание благоприятной обстановки к уроку. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело!  Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова С.Я.Маршака.Запишем его в тетрадь. С Пушкиным мы не можем расстаться до старости, до конца жизни. -Какой смысл вкладывал писатель в эти строки? (Ответы учащихся) -Расскажите о творчестве писателя на русском, на казахском, на английском языках.(Учащиеся рассказывают на трёх языках)

Организационный момент: готовность класса к уроку,создание благоприятной обстановки к уроку.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова С.Я.Маршака.Запишем его в тетрадь.

С Пушкиным мы не можем расстаться до старости, до конца жизни.

-Какой смысл вкладывал писатель в эти строки? (Ответы учащихся)

-Расскажите о творчестве писателя на русском, на казахском, на английском языках.(Учащиеся рассказывают на трёх языках)

   2.Опрос домашнего задания -Что такое обстоятельство и каковы его признаки? -Назовите основные группы обстоятельств.(По своим значениям обстоятельства делятся на следующиегруппы: образадействия,степени, меры, места, времени, условия, причины,цели, уступки).Значение обстоятельства устанавливается по вопросу. - Какими частями речи может быть выражено обстоятельство?(Обычно обстоятельства бывают выражены наречиями, существительными в формах косвенных падежейс предлогами или без предлогов, а также фразеологическими оборотами, деепричастиями, деепричастными оборотами, сравнительными оборотами, неопределённой формой глагола) Деление учащихся на группы.Соблюдение правила работы в группах, выбрать руководителя группы.        

   2.Опрос домашнего задания

-Что такое обстоятельство и каковы его признаки?

-Назовите основные группы обстоятельств.(По своим значениям обстоятельства делятся на следующиегруппы: образадействия,степени, меры, места, времени, условия, причины,цели, уступки).Значение обстоятельства устанавливается по вопросу.

- Какими частями речи может быть выражено обстоятельство?(Обычно обстоятельства бывают выражены наречиями, существительными в формах косвенных падежейс предлогами или без предлогов, а также фразеологическими оборотами, деепричастиями, деепричастными оборотами, сравнительными оборотами, неопределённой формой глагола)

Деление учащихся на группы.Соблюдение правила работы в группах, выбрать руководителя группы.

 

 

 

 

2. Этап «Узнавание»: Сегодняшний урок мы посвятим изучению сравнительного оборота и постановке знаков препинания при нём. Попробуем освоить эту тему самостоятельно.Работа в группах.Составить постер по данной теме. 1группа «Умники» -Что называется сравнительным оборотом? - Запятая ставится в конструкциях со сравнительныхм оборотах 2 группа « Интеллектуалы» - Запятая не ставится в конструкциях со сравнительным оборотах. Сравнительный оборот - это член предложения который служит для образного представления чего-либо через сравнения. Он включается в предложение при помощи союзов КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО,ЧЕМ и др. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. А он разлёгся на камнях, словно на перинах. Сравнительные обороты с союзами будто, точно, словно, нежели и др. на письме выделяются запятыми.

2. Этап «Узнавание»:

Сегодняшний урок мы посвятим изучению сравнительного оборота и постановке знаков препинания при нём. Попробуем освоить эту тему самостоятельно.Работа в группах.Составить постер по данной теме.

1группа «Умники»

-Что называется сравнительным оборотом?

- Запятая ставится в конструкциях со сравнительныхм оборотах

2 группа « Интеллектуалы»

- Запятая не ставится в конструкциях со сравнительным оборотах.

Сравнительный оборот - это член предложения который служит для образного представления чего-либо через сравнения. Он включается в предложение при помощи союзов КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО,ЧЕМ и др.

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка.

А он разлёгся на камнях, словно на перинах.

Сравнительные обороты с союзами будто, точно, словно, нежели и др. на письме выделяются запятыми.

Знаки препинания при сравнительном обороте с союзом КАК Выделяются запятыми: А) союз обозначает уподобление (в значении «подобно») Например: Он удивительно себя хорошо держит, осторожен как кошка. (подобно кошке) Б) союз имеет оттенок причинного значения Например: Как старший (поскольку я старший), приказываю вам,господа, немдленно разойтись. В) если КАК входит в состав вводной кострукции. Например: Вы, как мне кажется, человек серьёзный. Г) Если КАК входит в состав сравнительного оборота. Например: Герасим, как лев, выступал сильно и бодро 2. Не выделяются запятыми 1 Если КАК входит в состав сказуемого. Клён у дома был как золотой. 2 Если КАК входит в состав предложения со значением «в качестве» Я говорю как литератор.(в качестве литератора) 3 Если КАК входит в состав устойчивых словосочетаний: беречь как зеницу ока, боьться как огня, все как на подбор, как рукой сняло В тот вечер дождь лил как из ведра.

Знаки препинания при сравнительном обороте с союзом КАК

Выделяются запятыми:

А) союз обозначает уподобление (в значении «подобно»)

Например: Он удивительно себя хорошо держит, осторожен как кошка. (подобно кошке)

Б) союз имеет оттенок причинного значения

Например: Как старший (поскольку я старший), приказываю вам,господа, немдленно разойтись.

В) если КАК входит в состав вводной кострукции.

Например: Вы, как мне кажется, человек серьёзный.

Г) Если КАК входит в состав сравнительного оборота.

Например: Герасим, как лев, выступал сильно и бодро

2. Не выделяются запятыми

1 Если КАК входит в состав сказуемого.

Клён у дома был как золотой.

2 Если КАК входит в состав предложения со значением «в качестве»

Я говорю как литератор.(в качестве литератора)

3 Если КАК входит в состав устойчивых словосочетаний: беречь как зеницу ока, боьться как огня, все как на подбор, как рукой сняло

В тот вечер дождь лил как из ведра.

3. Этап «Понимание» :  Закрепление изученного материала  Работа в группах Задание 1 Прочитайте отрывки из стихотворений А,С,Пушкина.Найдите сравнительные обороты и определите их стилистическую роль в тексте. 1 группа Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет. То заплачет, как дитя. (Союз КАК входит в состав сравнительного оборота) 2 группа Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась, Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные глядела, И ты печальная сидела. (Союз КАК входит в состав сравнительного оборота) 3Физминута. Угадайте отрывки из сказок А.С.Пушкина.(На экране отрывки из сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»)

3. Этап «Понимание» :

Закрепление изученного материала

Работа в группах

Задание 1

Прочитайте отрывки из стихотворений А,С,Пушкина.Найдите сравнительные обороты и определите их стилистическую роль в тексте.

1 группа

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет.

То заплачет, как дитя.

(Союз КАК входит в состав сравнительного оборота)

2 группа

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные глядела,

И ты печальная сидела.

(Союз КАК входит в состав сравнительного оборота)

3Физминута.

Угадайте отрывки из сказок А.С.Пушкина.(На экране отрывки из сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»)

4. Этап «Анализ» По диаграмме Венна сравните, когда сравнительный оборот обособляется а когда не обособляется                    Выдели главную идею темы Служит для образного представления чего либо через сравнение

4. Этап «Анализ»

По диаграмме Венна сравните, когда сравнительный оборот обособляется а когда не обособляется

 

 

 

 

 

 

 

Выдели главную идею темы

Служит для образного представления чего либо через сравнение

5. Этап «Синтез»: Заполни блок-схему построенную на главной идее             Сравнительный оборот Выделяются запятыми Не выделяются запятыми КАК входит в состав сказуемого КАК входит в состав предложения со значением в «качестве» КАК входит в состав Устойчивых словосочетании Обозначает уподобление (в значении «подобно») КАК входит в состав вводной конструкции КАК входит в состав сравнительного оборота Имеет оттенок причинного значения

5. Этап «Синтез»: Заполни блок-схему построенную на главной идее

 

 

 

 

Сравнительный оборот

Выделяются запятыми

Не выделяются запятыми

КАК входит в состав сказуемого

КАК входит в состав предложения со значением в «качестве»

КАК входит в состав Устойчивых словосочетании

Обозначает уподобление (в значении «подобно»)

КАК входит в состав вводной конструкции

КАК входит в состав сравнительного оборота

Имеет оттенок причинного значения

7. Этап: Применение Вопрос № 1   Укажите предложение, в котором сравнение выражается наречием образа действия. а) Небо было синее, как море. в) Сощурив по-лисьи глаза, Маришка покачала головой. с) Пургою снежной ворвалась Жанна в его жизнь. д) Река, словно разъярённый зверь, металась в своих берегах Вопрос № 2   Укажите предложение, в котором сравнение выражается сравнительным оборотом. а) Ветер здесь чист и прохладен, будто ключевая вода. в) Кобра чёрной лентой ползла средь кустов можжевельника.  с) Только лес шумел вольно, широко, словно река неутомимо перекатывала свои воды. д) Переваливаясь с ноги на ногу, он по-медвежьи пошёл мимо господ. Вопрос № 3  В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)? а) Как лань промчалась Светка и уселась на лавочку. в) Как бабушку Екатерину Матвеевну по-прежнему не воспринимали. с) Все говорили что они похожи как две капли воды.  д) Улыбка её как лучик солнца.

7. Этап: Применение

Вопрос № 1  Укажите предложение, в котором сравнение выражается наречием образа действия.

а) Небо было синее, как море.

в) Сощурив по-лисьи глаза, Маришка покачала головой.

с) Пургою снежной ворвалась Жанна в его жизнь.

д) Река, словно разъярённый зверь, металась в своих берегах

Вопрос № 2  Укажите предложение, в котором сравнение выражается сравнительным оборотом.

а) Ветер здесь чист и прохладен, будто ключевая вода.

в) Кобра чёрной лентой ползла средь кустов можжевельника.

с) Только лес шумел вольно, широко, словно река неутомимо перекатывала свои воды.

д) Переваливаясь с ноги на ногу, он по-медвежьи пошёл мимо господ.

Вопрос № 3 В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)?

а) Как лань промчалась Светка и уселась на лавочку.

в) Как бабушку Екатерину Матвеевну по-прежнему не воспринимали. с) Все говорили что они похожи как две капли воды. 

д) Улыбка её как лучик солнца.

Вопрос № 7   Определите причину, по которой оборот с союзом как запятой не выделяется в предложении:   Мальчишки разговаривали с девочкой как старые знакомые  (В. Железников). а) Оборот имеет значение «в качестве» .в) Оборот имеет значение образа действия. с) Оборот имеет значение отождествления. д) Оборот является фразеологизмом. Вопрос № 8  Определите постановку знаков препинания в предложении, имеющем оборот с союзом КАК в предложении:   Под ближними дубами как жар горят умытые росой щиты. (М. Рапов). а) Сравнительный оборот на письме выделяется запятыми. в) Оборот с союзом как запятыми не выделяется. Вопрос № 9  Сколько запятых следует поставить в данном предложении?   Эти звери были не что иное как большие крысы кроты хорьки и подобные им (А. Погорельский). а) Одна запятая в) Две запятые с) Три запятые. 

Вопрос № 7  Определите причину, по которой оборот с союзом как запятой не выделяется в предложении:  Мальчишки разговаривали с девочкой как старые знакомые

(В. Железников).

а) Оборот имеет значение «в качестве» .в) Оборот имеет значение образа действия.

с) Оборот имеет значение отождествления. д) Оборот является фразеологизмом.

Вопрос № 8 Определите постановку знаков препинания в предложении, имеющем оборот с союзом КАК в предложении:  Под ближними дубами как жар горят умытые росой щиты. (М. Рапов).

а) Сравнительный оборот на письме выделяется запятыми. в) Оборот с союзом как запятыми не выделяется.

Вопрос № 9 Сколько запятых следует поставить в данном предложении?  Эти звери были не что иное как большие крысы кроты хорьки и подобные им (А. Погорельский).

а) Одна запятая

в) Две запятые

с) Три запятые. 

Вопрос №10  В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)?  а) Как лань промчалась Светка и уселась на лавочку.  в) Как бабушку Екатерину Матвеевну по-прежнему не воспринимали.  с) Все говорили что они похожи как две капли воды.      д) Улыбка её как лучик солнца. Вопрос №11  В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)?  а) Было тихо и тепло как в хороший весенний день.  в) Олега как правило оставляли с бабушкой.  с) Он был таким же как и его дед.  д) Дождь лил как из ведра. Вопрос № 12 Определите причину, по которой оборот с союзом как запятой не выделяется в предложении:   Мальчишки разговаривали с девочкой как старые знакомые (В. Железников). а) Оборот имеет значение «в качестве».  в) Оборот имеет значение образа действия.  с) Оборот имеет значение отождествления.  д) Оборот является фразеологизмом.

Вопрос №10

В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)? а) Как лань промчалась Светка и уселась на лавочку. в) Как бабушку Екатерину Матвеевну по-прежнему не воспринимали. с) Все говорили что они похожи как две капли воды.     д) Улыбка её как лучик солнца.

Вопрос №11

В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)? а) Было тихо и тепло как в хороший весенний день. в) Олега как правило оставляли с бабушкой. с) Он был таким же как и его дед. д) Дождь лил как из ведра.

Вопрос № 12

Определите причину, по которой оборот с союзом как запятой не выделяется в предложении:  Мальчишки разговаривали с девочкой как старые знакомые (В. Железников).

а) Оборот имеет значение «в качестве». в) Оборот имеет значение образа действия. с) Оборот имеет значение отождествления. д) Оборот является фразеологизмом.

7. Этап: Оценка (Рефлексия) Подберите материал, соответсвующий вашему восприятию урока (фразеологизмы или пословицы о знаниях)  8. Этап Подведение итогов. Руководители групп подсчитывают баллы. Выставляют оценки по Блум таксономии. Домашнее задание: Выписать из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» 10 предложений со сравнительным оборотом.

7. Этап: Оценка (Рефлексия)

Подберите материал, соответсвующий вашему восприятию урока (фразеологизмы или пословицы о знаниях)

8. Этап

Подведение итогов. Руководители групп подсчитывают баллы. Выставляют оценки по Блум таксономии.

Домашнее задание: Выписать из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» 10 предложений со сравнительным оборотом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Сравнительный оборот

Автор: Кабулова Сырга Ильясовна

Дата: 29.04.2016

Номер свидетельства: 323537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Знаки препинания при сравнительном обороте. "
    ["seo_title"] => string(46) "znaki-priepinaniia-pri-sravnitiel-nom-oborotie"
    ["file_id"] => string(6) "123681"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414523194"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Знаки препинания при сравнительных оборотах" - 11 класс "
    ["seo_title"] => string(120) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-znaki-priepinaniia-pri-sravnitiel-nykh-oborotakh-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "202164"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429190705"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Знаки препинания при сравнительных оборотах "
    ["seo_title"] => string(48) "znaki-priepinaniia-pri-sravnitiel-nykh-oborotakh"
    ["file_id"] => string(6) "231453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442503104"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Сравнительный оборот"
    ["seo_title"] => string(19) "sravnitelnyi_oborot"
    ["file_id"] => string(6) "569047"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1609282055"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "знаки препинания при сравнительном обороте "
    ["seo_title"] => string(48) "znaki-priepinaniia-pri-sravnitiel-nom-oborotie-1"
    ["file_id"] => string(6) "152020"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420797551"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства