Современные подходы к анализу художественного произведения в начальных классах
Современные подходы к анализу художественного произведения в начальных классах
Презентация по теме: "Современные подходы к анализу художественного произведения в начальных классах" составлена по материалам, отражающим содержание междисциплинарного курса "Русский язык с методикой преподавания" для студентов специальности "Преподавание в начальных классах". Цель работы - определить значаение анализа в системе освоения текста и его продуктивные приемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к анализу художественного произведения в начальных классах»
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Объект исследования: анализ художественного произведения в начальных классах.
Предмет исследования: современные подходы к анализу художественного произведения в начальных классах.
Цель: определение современных подходов к анализу художественного произведения в начальных классах.
Задачи:
Изучить теоретические основы анализа художественного текста.
Определить значение анализа в системе освоения текста.
Рассмотреть традиционные и инновационные приемы анализа художественного текста.
В содержание анализа входят:
общий смысл произведения
его идейная направленность
сюжет
система образов
портрет каждого героя
обстановка
пейзаж и отдельные художественные детали
композиция
язык
Три пути анализа:
по сюжету
«по образам»
проблемно-тематический
По сюжету – «вслед за автором»
Задача:
Привить любовь к чтению, сформировать умения понимать художественный язык произведения.
Первый этап – Переживание эмоции
Не испытав сильного чувства, хотя бы удивления, читатель не имеет «оснований» для возвращения к прочитанному.
Второй этап - «Холодная голова»
Пережив удивление, очарование или разочарование, мы должны спокойно разобраться, почему у нас возникали эти чувства.
Осознание в ходе процесса понимания
Эмоция «включает» интерес.
Интерес «включает» внимание.
Формулируется цель – понять содержание текста.
Виды анализа художественного произведения:
сюжетно-образный;
проблемный;
стилистический;
сопоставительный .
Сюжетно – образный анализ
Элементы сюжета:
вступление
завязка
развитие действия
кульминация
развязка
концовка
Проблемный анализ
Дискуссия по поиску ответа на проблемный вопрос.
Сопоставительный анализ
Условие отбора текстов для такого урока – наличие в них помимо противопоставлений черт сходства темы, чувств, настроений, смысла.
Стилистический анализ
Выявление индивидуального стиля автора , представляющего собой «совокупность средств и приёмов художественной выразительности, характерных для данного автора».
Направленность вопросов беседы:
Вопросы по фактическому содержанию .
Вопросы, выясняющие различные связи: причина и следствие, сходство и контрастность, временные связи и др.
Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям.
Вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом детей.
Выборочное чтение – это чтение части текста в соответствии с заданием или вопросом.
Методический прием «Ассоциация»
-О чем может пойти речь на уроке?
-Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите..?
Чтение и полноценное восприятие художественных произведений способствует всестороннему гармоническому развитию личности ребенка;
На различных этапах обучения уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками изменяется;
Целенаправленное использование различных методов и приемов анализа художественного произведения способствует пробуждению интереса к литературе, формирует понимание темы, идеи произведения, его структуры, языковых средств, образов, способствует совершенствованию восприятия художественного произведения младшими школьниками.