kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сложные предложения с прямой и косвенной речью".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены предложения с чужой речью, схемы к ним, даны определения предложениям с прямой и косвенной речью, диалогу и цитатам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сложные предложения с прямой и косвенной речью".»

Сложные предложения с прямой и косвенной речью

Сложные предложения с прямой и косвенной речью

При разговоре мы часто передаем собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а чужую.  Чужая речь обычно передается двумя способами: прямой и косвенной речью.

При разговоре мы часто передаем собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а чужую.

Чужая речь обычно передается двумя способами: прямой и косвенной речью.

Чужая речь    прямая речь косвенная речь Прямая речь –это точная передача высказывания. Однако чужое высказывание может быть передано не точно, а пересказано от себя, от лица говорящего. Такая форма передачи прямой речи называется косвенной речью . Нам было сказано: «Сидите тихо!»( Прямая речь) Нам было сказано, чтобы мы сидели тихо.(Косвенная речь)

Чужая речь

прямая речь косвенная речь

Прямая речь –это точная передача высказывания. Однако чужое высказывание может быть передано не точно, а пересказано от себя, от лица говорящего. Такая форма передачи прямой речи называется косвенной речью .

Нам было сказано: «Сидите тихо!»( Прямая речь)

Нам было сказано, чтобы мы сидели тихо.(Косвенная речь)

Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно чужой речи. Косвенная речь имеет форму сложноподчиненного предложения.  Слова автора указывают на наличие чужой речи, а также на того, кому она принадлежит. Нередко авторские слова могут пояснять, при каких условиях произнесена чужая речь, к кому она обращена, могут давать ей оценку.

Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно чужой речи. Косвенная речь имеет форму сложноподчиненного предложения.

Слова автора указывают на наличие чужой речи, а также на того, кому она принадлежит. Нередко авторские слова могут пояснять, при каких условиях произнесена чужая речь, к кому она обращена, могут давать ей оценку.

Оформление прямой речи на письме

Оформление прямой речи на письме

Вспомните! Прямая речь на письме выделяется кавычками.  Если прямая речь следует после слов автора, то между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, а в конце прямой речи употребляется точка (обозначается после кавычек), вопросительный или восклицательный знак, многоточие (обозначаются перед кавычками). Прямая речь пишется с большой (прописной) буквы.

Вспомните!

Прямая речь на письме выделяется кавычками.

Если прямая речь следует после слов автора, то между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, а в конце прямой речи употребляется точка (обозначается после кавычек), вопросительный или восклицательный знак, многоточие (обозначаются перед кавычками). Прямая речь пишется с большой (прописной) буквы.

Схема предложений с прямой речью может иметь следующие варианты:  А: «П».  А: «П!»  А: «П?»  А: «П…» Если же слова автора стоят после прямой речи , то за ней ставится: запятая и тире; восклицательный или вопросительный знак и тире; многоточие и тире. Слова автора во всех случаях пишутся с маленькой (строчной) буквы. Схемы предложений с прямой речью в этом случае будут иметь такие варианты: «П», - а. «П!» - а. «П?» - а.  «П…» - а.

Схема предложений с прямой речью может иметь следующие варианты:

А: «П».

А: «П!»

А: «П?»

А: «П…»

Если же слова автора стоят после прямой речи , то за ней ставится: запятая и тире; восклицательный или вопросительный знак и тире; многоточие и тире.

Слова автора во всех случаях пишутся с маленькой (строчной) буквы. Схемы предложений с прямой речью в этом случае будут иметь такие варианты:

«П», - а.

«П!» - а.

«П?» - а.

«П…» - а.

Если слова автора стоят внутри прямой речи, разрывают ее, то знаки ставятся в зависимости от смысла и структуры предложения: 1. Если на месте разрыва не должно быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы. Схема: «П, - а, - п». Пример: « Нет, - промолвил Ермолай, - дело не ладно».

Если слова автора стоят внутри прямой речи, разрывают ее, то знаки ставятся в зависимости от смысла и структуры предложения:

1. Если на месте разрыва не должно быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы.

Схема: «П, - а, - п».

Пример: « Нет, - промолвил Ермолай, - дело не ладно».

2. Если на месте разрыва должна была стоять точка, то перед словами автора ставятся запитая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Схема: «П, - а. – П» Пример: «Ради Бога, простите, - заговорил Вадим – Позвольте я вам помогу встать».

2. Если на месте разрыва должна была стоять точка, то перед словами автора ставятся запитая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Схема: «П, - а. – П»

Пример: «Ради Бога, простите, - заговорил Вадим – Позвольте я вам помогу встать».

3. Если на месте разрыва должен стоять вопросительный или восклицательный знак либо многоточие, то эти знаки сохраняются перед словами автора и и после соответствующего знака ставится тире; после слов автора ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Схема: «П? – а. – П». Пример: «какой чудесный человек, не правда ли? – воскликнула Саша. – Я не видела его без улыбки на лице, без шутки». Схема: «П! – а. – П». Пример: «Вы, Саша, уходите! – сказал Николай. – До свидания». Схема: «П… - а. – П». Пример: « Погоди… - крикнул Ленька. – Как ты говоришь? Пыль?».

3. Если на месте разрыва должен стоять вопросительный или восклицательный знак либо многоточие, то эти знаки сохраняются перед словами автора и и после соответствующего знака ставится тире; после слов автора ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Схема: «П? – а. – П».

Пример: «какой чудесный человек, не правда ли? – воскликнула Саша. – Я не видела его без улыбки на лице, без шутки».

Схема: «П! – а. – П».

Пример: «Вы, Саша, уходите! – сказал Николай. – До свидания».

Схема: «П… - а. – П».

Пример: « Погоди… - крикнул Ленька. – Как ты говоришь? Пыль?».

Возьмите на заметку! 1. Если слова автора предшествуют прямой речи, то в них обычно сохраняется прямой порядок слов, например: « Деревья  шумят , точно шепчут друг другу: «Как страшно в саду!» 2. Если же слова автора стоят после прямой речи или включаются в нее, то порядок слов в них обратный, например: «Это что за птица?» - спросила  Зиночка .

Возьмите на заметку!

1. Если слова автора предшествуют прямой речи, то в них обычно сохраняется прямой порядок слов, например: « Деревья шумят , точно шепчут друг другу: «Как страшно в саду!»

2. Если же слова автора стоят после прямой речи или включаются в нее, то порядок слов в них обратный, например: «Это что за птица?» - спросила Зиночка .

Диалог

Диалог

Диалог – это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или более лиц. Диалог состоит из реплик. Реплика – это ответ или замечание одного собеседника на другого. Каждая реплика диалога, как правило, записывается с новой строки. Вместо кавычек перед репликой ставится тире. Диалог может состоять из двух, трех, четырех (иногда и более) предложений – реплик, тесно связанных по смыслу и строению. Содержание и форма первой реплики определяет содержание и форму второй и т.д. Таким образом, только сочетания реплик помогает понять смысл диалога.

Диалог – это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или более лиц. Диалог состоит из реплик. Реплика – это ответ или замечание одного собеседника на другого. Каждая реплика диалога, как правило, записывается с новой строки. Вместо кавычек перед репликой ставится тире.

Диалог может состоять из двух, трех, четырех (иногда и более) предложений – реплик, тесно связанных по смыслу и строению. Содержание и форма первой реплики определяет содержание и форму второй и т.д. Таким образом, только сочетания реплик помогает понять смысл диалога.

Например:  1) -Кто звонит?  -Николай.  2) -Поставь!  -Куда?  -На стол. В первом примере вторая реплика определяется содержанием и формой первого вопросительного предложения. Второе предложение неполное и состоит только из одного подлежащего, так как сказуемое названо в первом. Во втором примере все три реплики – неполные предложения: в первом нет обстоятельства, чем и вызвана вторая реплика.  Во втором примере все три реплики – неполные предложения: в первом нет обстоятельства, чем и вызвана вторая реплика. Во второй реплике опущено сказуемое, имеющееся в первой реплике; третья реплика состоит из одного обстоятельства, которого не хватает в первой реплике и которое является ответом на вопрос, поставленный во второй реплике.

Например:

1) -Кто звонит?

-Николай.

2) -Поставь!

-Куда?

-На стол.

В первом примере вторая реплика определяется содержанием и формой первого вопросительного предложения. Второе предложение неполное и состоит только из одного подлежащего, так как сказуемое названо в первом. Во втором примере все три реплики – неполные предложения: в первом нет обстоятельства, чем и вызвана вторая реплика.

Во втором примере все три реплики – неполные предложения: в первом нет обстоятельства, чем и вызвана вторая реплика. Во второй реплике опущено сказуемое, имеющееся в первой реплике; третья реплика состоит из одного обстоятельства, которого не хватает в первой реплике и которое является ответом на вопрос, поставленный во второй реплике.

Цитаты

Цитаты

Цитата – дословная выдержка из какого – либо текста или в точности приводимые чьи – либо слова. Цитата привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием. В письменной речи цитаты заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.
  • Цитата – дословная выдержка из какого – либо текста или в точности приводимые чьи – либо слова.
  • Цитата привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.
  • В письменной речи цитаты заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Сложные предложения с прямой и косвенной речью".

Автор: Кобиашвили Лия Юрьевна

Дата: 03.06.2021

Номер свидетельства: 582511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) ""Предложения с косвенной речью" "
    ["seo_title"] => string(37) "priedlozhieniia-s-kosviennoi-riech-iu"
    ["file_id"] => string(6) "110660"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406381667"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Виды сложноподчиненных предложений"
    ["seo_title"] => string(43) "vidy-slozhnopodchiniennykh-priedlozhienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "281834"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453611121"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Виды сложноподчиненных предложений"
    ["seo_title"] => string(43) "vidy-slozhnopodchiniennykh-priedlozhienii-2"
    ["file_id"] => string(6) "281835"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453611128"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Предложения с прямой речью "
    ["seo_title"] => string(34) "priedlozhieniia-s-priamoi-riech-iu"
    ["file_id"] => string(6) "128745"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415555638"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "Прямая речь "
    ["seo_title"] => string(14) "priamaia-riech"
    ["file_id"] => string(6) "101634"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402424492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства