Цель: познакомиться с отличительными особенностями предложений с косвенной речью.
Задачи:
- выяснение отличий предложений с косвенной речью от предложений с прямой речью;
- осознание того, где и зачем необходимо уметь применять предложения с косвенной речью;
- отработка навыка применения предложений с косвенной речью в собственной речевой практике;
- воспитание культуры речи, бережного отношения к языку.
Оборудование:
- мультимедиапроектор;
- презентация (слайды с дидактическим материалом);
- таблица для записи выводов по исследованию;
- карточки с заданиями на повторение, исследование нового материала и закрепление;
- карточки с материалом для домашней работы.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Повторение изученного.
- - На прошлом уроке вы познакомились с правилами постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Вспомним эти правила (работа на карточке: расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью (Приложение № 1, слайд № 1).
Проверим, что у вас получилось (само- или взаимопроверка - слайд № 2).
- - А теперь повторим теорию. Я предлагаю вам ответить на вопросы и записать ответы в подготовленную таблицу (Приложение № 2: заполняем с детьми пп.1-3 левой части таблицы):
- Что называется прямой речью? (чьи-то слова, переданные другим человеком точно, без изменений и искажений, то есть дословно);
- Что представляют из себя предложения с прямой речью? (сложные предложения)
- Из каких двух частей они состоят? (из слов автора и прямой речи)
- Какими знаками препинания оформляется прямая речь? (кавычки, двоеточие, тире).
- Физминутка.
- Переход к новой теме.
- - А сейчас я предлагаю вам послушать предложение с прямой речью и постараться воспроизвести его письменно (примечание для учителя: данное предложение взято из текста изложения, предложенного учащимся 9 классов на пробном экзамене по русскому языку в данном учебном году).
- А.П.Чехов как-то сказал: "Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей есть зло, но ... пусть судят их присяжные заседатели, а моё дело - показать только, какие они есть".
Учащиеся пытаются его воспроизвести, проверяем, что у них получилось.
- Показываю это предложение на слайде № 3, дети проверяют и убеждаются, что допустили ошибки. Прошу поднять руки тех, у кого нет ни одной ошибки (таких практически не должно быть).
- Беседа:
- С какой проблемой столкнулись? (трудно, практически невозможно на слух точно воспроизвести чужую речь в виде прямой речи).
- А где нам может понадобиться это умение? (на ОГЭ при написании изложения; в сочинениях, чтобы привести чьи-то слова в качестве аргумента; в жизни для передачи информации).
- Есть в русском языке способ, дающий возможность передать чужую речь и не допустить ненужных ошибок. Это... (косвенная речь). Записать тему урока.
- Поставьте цель сегодняшнего урока (сами, а если надо, то я добавляю).
- Исследование нового материала.
- - Предлагаю вам исследовать табличку с предложениями с прямой и косвенной речью (можно работать в парах, в микрогруппах; Приложение № 3) и результаты своих наблюдений записать в предыдущую таблицу пп. 4-9 (Приложение № 2).
- Рефлексия: что выяснили?
- Физминутка.
- Первичное закрепление нового материала.
- Работа по карточкам на замену прямой речи косвенной (Приложение № 4, слайд № 4).
- Проверка того, что получилось.
- Возвращение к предложению с прямой речью, услышанному ими в начале урока (слайд № 3). Новая запись этого предложения в форме косвенной речи. (А.П.Чехов как-то сказал, что его дело - не судить конокрадов, а показать, какие они есть).
- Итоги урока.
- Беседа:
- Какую цель ставили? Достигли её?
- Что узнали нового?
- Домашнее задание: выполнить задание на карточке, исправив допущенные ошибки в предложениях с косвенной речью (Приложение № 5).