vЗакрепить умение отличать простые предложения от сложных. vЗнать особенности сложных предложений. vУметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение»
Сложное предложение
Цели урока :
Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.
Знать особенности сложных предложений.
Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях .
Общие понятия
Сложными называются предложения, состоящие из двух и более грамматических основ , связанных в единое целое по смыслу, грамматически и интонационно .
От простого предложения сложное отличает то, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – более одной . Сложное предложение, таким образом, состоит из частей, каждая из которых оформлена как простое предложение.
Но сложное предложение – это не случайный набор простых предложений. В сложном предложении части связаны между собой по смыслу и синтаксически , с помощью синтаксических связей. Каждая часть, будучи оформлена как предложение, не обладает смысловой и интонационной завершённостью . Эти признаки характерны для всего сложного предложения в целом.
Сложные предложения, как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными.
В отличие от простого предложения сложное требует определения, из скольких частей оно состоит и какой связью соединены его части.
Ветер усиливался и нагонял тучи. Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами. Ему послышалось, что у двери разговаривают. Море бушевало, лодку швыряло в стороны. Мальчик мечтал о ружье, а его сестра - о новой кукле. Как долго тянулось время, как мучительно было ожидание!
[Ветер усиливался и нагонял тучи]. (ПП) [Ветер усиливался], и [небо затягивалось мрачными тучами].( СПП, так как 2 основы связаны сочинительным союзом )
[Ему послышалось], что (у двери разговаривают).
[Море бушевало ], [лодку швыряло в стороны]. (БСП, так как между частями предложения нет союза.)
[Мальчик мечтал о ружье], а [его сестра - о новой кукле]. (ССП, так как части сложного предложения равноправны и связаны сочинительным союзом.)
[Как долго тянулось время], [как мучительно было ожидание!] (БСП, части предложения связаны без союза, предложение восклицательное.)
Найди ошибки и исправь их!Виды синтаксической связи частей сложного предложенияСоюзная БессоюзнаяСочинительная ПодчинительнаяСоюзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов. Сочинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с неравноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов. Гроза прошла, и выглянуло солнце.Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов. Мы не пошли гулять, потому что началась гроза. ( Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.) Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно . Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример: Тренер заболел, однако занятие не отменили.
Проверь себя!Виды синтаксической связи частей сложного предложенияСоюзная БессоюзнаяСочинительная ПодчинительнаяСоюзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов. Сочинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов Гроза прошла, и выглянуло солнце.Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.. Мы не пошли гулять, потому что началась гроза. ( Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.) Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно . Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример: Тренер заболел, занятие отменили.
1. Гр..дущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе. 2. Люблю (не)молчный говор твой И поэтические слезы. 3. Прозрач..ный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка (подо) льдом бл..стит 4. Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года (не)заметных.
5. Любви, надежды, тихой славы (Не)долго тешил нас обман, Исчезли милые забавы, Как сон, как утренний туман. 6. Если жизнь тебя обман..т, (Не) печалься, (не) сердись.
ГИА! Сжатие текста. Сделай из нескольких простых предложений одно сложное. Оставь главное (основы), убери второстепенное.
Домашнее задание Выполнить упражнение из учебника (по усмотрению учителя).