kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словообразование основных частей речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговое повторение по теме "Словообразование основных частей речи".

Просмотр содержимого документа
«Словообразование основных частей речи»

Способы словообразования

Способы словообразования

Цель урока: Закрепить полученные знания по теме «Способы образования новых слов»

Цель урока:

Закрепить полученные знания по теме «Способы образования новых слов»

Словообразование имен существительных Способ образования Примеры Приставочный Погода – непогода, группа – подгруппа, Суффиксальный город – пригород, автор – соавтор, Камень – каменщик, футбол – футболист, Приставочно-суффиксальный скорость – сверхскорость красный – краснота, учить - учитель Рукав – безрукавка, служить – сослуживец. Бессуффиксный Сложение Окно – подоконник Заплывать – заплыв, глухой – глушь, переходить - переход Железо, бетон – железобетон Переход прилагательных, причастий в существительные Платье, костюм – платье-костюм Гостиная комната – гостиная ООН – Организация Объединённых Наций Присутствующие на собрании – присутствующие встали СМИ – средства массовой информации Продовольственный магазин – продмаг

Словообразование имен существительных

Способ образования

Примеры

Приставочный

Погода – непогода, группа – подгруппа,

Суффиксальный

город – пригород, автор – соавтор,

Камень – каменщик, футбол – футболист,

Приставочно-суффиксальный

скорость – сверхскорость

красный – краснота, учить - учитель

Рукав – безрукавка, служить – сослуживец.

Бессуффиксный

Сложение

Окно – подоконник

Заплывать – заплыв, глухой – глушь,

переходить - переход

Железо, бетон – железобетон

Переход прилагательных, причастий в существительные

Платье, костюм – платье-костюм

Гостиная комната – гостиная

ООН – Организация Объединённых Наций

Присутствующие на собрании – присутствующие встали

СМИ – средства массовой информации

Продовольственный магазин – продмаг

Словообразование имен существительных  Суффиксальный способ -ОНЬК- -еньк- -ок- Уменьшительно-ласкательное значение -ек--ик- -очк- -их- -иц- -онок- Названия детёнышей и их животных Ручка -тель- -ушк-юшк- -енок- -ат- -ят- -ник Верблюдица Ручонка Род деятельности человека -ышк- -чик- Разные значения Водитель Лисёнок Глазик Фокусник (занятия людей) Учитель котёнок Оленька Чайник (названия предметов) Писатель Малинник (значение роста) Строитель

Словообразование имен существительных Суффиксальный способ

-ОНЬК- -еньк- -ок-

Уменьшительно-ласкательное значение

-ек--ик- -очк-

-их- -иц- -онок-

Названия детёнышей и их животных

Ручка

-тель-

-ушк-юшк-

-енок- -ат- -ят-

-ник

Верблюдица

Ручонка

Род деятельности человека

-ышк- -чик-

Разные значения

Водитель

Лисёнок

Глазик

Фокусник (занятия людей)

Учитель

котёнок

Оленька

Чайник (названия предметов)

Писатель

Малинник (значение роста)

Строитель

Словообразование имен прилагательных Способ образования Примеры Приставочный Последний - предпоследний, Суффиксальный Приставочно-суффиксальный сложный – архисложный ,  Утро – утренний, серебро – серебряный, Сложение Стол – застольный, море – приморский море - морской вкусный – невкусный Русско-немецкий – русский и немецкий Слияние Древнерусский - Древняя Русь Трудно + доступный – труднодоступный, Переход слов из других частей речи Вагоноремонтный - ремонт вагонов Вечно + зелёный - вечнозелёный Первый номер (числ.) – первый (лучшиий) Блестящие на солнце (прич.) – блестящие способности

Словообразование имен прилагательных

Способ образования

Примеры

Приставочный

Последний - предпоследний,

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

сложный – архисложный ,

Утро – утренний, серебро – серебряный,

Сложение

Стол – застольный, море – приморский

море - морской

вкусный – невкусный

Русско-немецкий – русский и немецкий

Слияние

Древнерусский - Древняя Русь

Трудно + доступный – труднодоступный,

Переход слов из других частей речи

Вагоноремонтный - ремонт вагонов

Вечно + зелёный - вечнозелёный

Первый номер (числ.) – первый (лучшиий)

Блестящие на солнце (прич.) – блестящие способности

Словообразование глаголов Приставочный Суффиксальный Рисовать – нарисовать Приставочно-суффиксальный Белый - белИть Мыть – отмыть Читать – прочитать Беседа – беседОВАть Столб - застолбИть Сложный – усложнЯть Ночь – ночЕВАть Строить – застроить Трое - утроИть Слепой – слепНУть Кинуть – подкинуть Свой – усвоить Обед - обедАть Ясный – пояснИть

Словообразование глаголов

Приставочный

Суффиксальный

Рисовать – нарисовать

Приставочно-суффиксальный

Белый - белИть

Мыть – отмыть

Читать – прочитать

Беседа – беседОВАть

Столб - застолбИть

Сложный – усложнЯть

Ночь – ночЕВАть

Строить – застроить

Трое - утроИть

Слепой – слепНУть

Кинуть – подкинуть

Свой – усвоить

Обед - обедАть

Ясный – пояснИть

Словообразование причастий Действительные причастия настоящего времени Страдательные причастия прошедшего времени Образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида 1 спр. - -УЩ-, -ЮЩ- настоящего времени Образуются от основ неопределённой формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида -ВШ- 2 спр. - -АЩ-, -ЯЩ- Несут →несущий Образуются от основ настоящего времени переходных несовершенного вида прошедшего времени Работают → работающий -Ш- 1 спр. - -ЕМ- (-ОМ-) Строить →строивший Образуются от основ неопределённой переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида Читают →читаемый Засеять →засеявший -НН- 2 спр.- -ИМ- Дышат →дышащий Красят →красящий -ЕНН- (-ЁНН-) расколоться →расколовшийся Ведут →ведомый Прочитать → прочитанный -Т- нести →несший Гонят →гонимый Увидеть →увиденный Решить →решённый Сжать →сжатый

Словообразование причастий

Действительные причастия

настоящего времени

Страдательные причастия

прошедшего времени

Образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида

1 спр. - -УЩ-, -ЮЩ-

настоящего времени

Образуются от основ неопределённой формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида

-ВШ-

2 спр. - -АЩ-, -ЯЩ-

Несут →несущий

Образуются от основ настоящего времени переходных несовершенного вида

прошедшего времени

Работают → работающий

-Ш-

1 спр. - -ЕМ- (-ОМ-)

Строить →строивший

Образуются от основ неопределённой переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида

Читают →читаемый

Засеять →засеявший

-НН-

2 спр.- -ИМ-

Дышат →дышащий

Красят →красящий

-ЕНН- (-ЁНН-)

расколоться →расколовшийся

Ведут →ведомый

Прочитать → прочитанный

-Т-

нести →несший

Гонят →гонимый

Увидеть →увиденный

Решить →решённый

Сжать →сжатый

Словообразование деепричастий несовершеннного вида совершеннного вида обозначают незаконченнное добавочное действие обозначают законченное добавочное действие что делая? Что сделав? образуются от основы настоящего времени глаголов несавершенного вида путём прибавления суффикса –А (Я) образуются от основы неопределённой формы глаголов совершенного вида путём прибавления суффиксов –В, -ВШИ, -ШИ. Гладят →гладя Кричат → крича Выскочить →выскочив, выскочивши. Улыбаются → улыбаясь Замахнуться → замахнувшись  испечь →испёкши Прищурятся →прищурясь

Словообразование деепричастий

несовершеннного вида

совершеннного вида

обозначают незаконченнное добавочное действие

обозначают законченное добавочное действие

что делая?

Что сделав?

образуются от основы настоящего времени глаголов несавершенного вида путём прибавления суффикса –А (Я)

образуются от основы неопределённой формы глаголов совершенного вида путём прибавления суффиксов –В, -ВШИ, -ШИ.

Гладят →гладя

Кричат → крича

Выскочить →выскочив, выскочивши.

Улыбаются → улыбаясь

Замахнуться → замахнувшись испечь →испёкши

Прищурятся →прищурясь

Словообразование наречий Приставочный Суффиксальный От наречий Приставочно-суффиксальный От прилагательных, числительных, наречий Где - нигде Сложение От прилагательных, существительных, числительных Завтра – назавтра Хорошо – нехорошо слов: еле-еле Бок – сбоку Гладкий – гладкО Два – дваЖДЫ полу + Новый – сновА Сложение +суффикс: полулёжа верх - вверхУ МимоходОМ- Сложение + приставка + суффикс: мимо, ходить. Вполсилы - пол, сила

Словообразование наречий

Приставочный

Суффиксальный

От наречий

Приставочно-суффиксальный

От прилагательных, числительных, наречий

Где - нигде

Сложение

От прилагательных, существительных, числительных

Завтра – назавтра

Хорошо – нехорошо

слов: еле-еле

Бок – сбоку

Гладкий – гладкО

Два – дваЖДЫ

полу +

Новый – сновА

Сложение +суффикс:

полулёжа

верх - вверхУ

МимоходОМ-

Сложение + приставка + суффикс:

мимо, ходить.

Вполсилы - пол, сила

Словообразование местоимений Способ образования  Примеры Приставочный  При помощи приставок НЕ-,НИ-, КОЕ-. Суффиксальный Сколько – несколько, сколько – нисколько, При помощи суффиксов –ТО. –ЛИБО, -НИБУДЬ. Кто – кое-кто, Кто – кое- кто, кому – кому-либо, что – что-нибудь

Словообразование местоимений

Способ образования

Примеры

Приставочный

При помощи приставок НЕ-,НИ-, КОЕ-.

Суффиксальный

Сколько – несколько, сколько – нисколько,

При помощи суффиксов –ТО. –ЛИБО, -НИБУДЬ.

Кто – кое-кто,

Кто – кое- кто, кому – кому-либо,

что – что-нибудь

Словообразование имен существительных Способ образования Примеры Суффиксальный Один – одиннадцать, Сложение три –тридцать, два – двое, Четыре + сто – четыреста Четыре – четверо, Пять + десять – пятьдесят

Словообразование имен существительных

Способ образования

Примеры

Суффиксальный

Один – одиннадцать,

Сложение

три –тридцать, два – двое,

Четыре + сто – четыреста

Четыре – четверо,

Пять + десять – пятьдесят

Интернет-ресурсы: Рамка нежная http :// img-fotki.yandex.ru/get/6520/16969765.99/0_6a837_8225efc1_L.png Рамка нежная1 http:// img-fotki.yandex.ru/get/6507/16969765.25/0_676fc_9ec420fa_L.png  Рамка http:// img-fotki.yandex.ru/get/6609/16969765.44/0_68a22_d08d41c5_orig.png  Уголок http:// img-fotki.yandex.ru/get/9223/16969765.142/0_74cb6_c4f3ce9a_orig.png  Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

Интернет-ресурсы:

Рамка нежная http :// img-fotki.yandex.ru/get/6520/16969765.99/0_6a837_8225efc1_L.png

Рамка нежная1 http:// img-fotki.yandex.ru/get/6507/16969765.25/0_676fc_9ec420fa_L.png

Рамка http:// img-fotki.yandex.ru/get/6609/16969765.44/0_68a22_d08d41c5_orig.png

Уголок http:// img-fotki.yandex.ru/get/9223/16969765.142/0_74cb6_c4f3ce9a_orig.png

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Словообразование основных частей речи

Автор: Синицина Татьяна Дмитриевна

Дата: 19.12.2020

Номер свидетельства: 567737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Языковой анализ текста Аспект фонетики, орфоэпии, орфографии. Аспект орфографии, морфемики и словообразования"
    ["seo_title"] => string(80) "iazykovoi_analiz_tieksta_aspiekt_fonietiki_orfoepii_orfoghrafii_aspiekt_orfoghra"
    ["file_id"] => string(6) "372691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482479997"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Дидактическая игра как метод развития речи детей."
    ["seo_title"] => string(58) "didaktichieskaia_ighra_kak_mietod_razvitiia_riechi_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "422008"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497546161"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка Словообразование. Обобщение. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slovoobrazovaniie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "166115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422901096"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Аффиксация   как основной способ словообразования  при подготовке к ЕГЭ по английскому языку "
    ["seo_title"] => string(97) "affiksatsiia-kak-osnovnoi-sposob-slovoobrazovaniia-pri-podghotovkie-k-iege-po-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "213966"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432190519"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства