Познакомить учащихся с определением понятий "лексика", "лексическое и грамматическое значения слова", познакомить с толковыми словарями.
Использовать сказки как средство формирования языковой грамотности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках русского языка.
Задачи:
1. Обучающая: обучать умению учащихся различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.
2. Развивающая: развивать на основе сказки воображение и речь учащихся, развивать умение учащихся пользоваться толковым словарём.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к сказке как живому слову русского народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Слово и его лексическое значение »
Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока:
Слово
и его лексическое значение
Цели урока:
Познакомиться с определением понятий "лексика", "лексическое и грамматическое значения слова", познакомиться с толковыми словарями.
Использовать сказки как средство формирования языковой грамотности в процессе учебной деятельности на уроках русского языка.
Эпиграфы урока
«Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»
В. И. Даль
Начинает сказка сказываться.
«Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...» В. И. Даль Начинает сказка сказываться.
«Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...» В. И. Даль Начинает сказка сказываться.
«Хле_ – всему г_лова»
о
б
каждое слово имеет
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Лексические значения слов можно посмотреть в Толковых словарях
В.И. Даль
составитель первого
« Толкового словаря живого великорусского языка»
ХЛЕБ
хлеб - плоды, семена злаков, размалываемые в муку (в значении №2) Сеять х. Сдача хлеба государству. Х.- всему голова (посл.).
хлеб - хлеб тоже, что и пропитание. Зарабатывать себе на х. Х. насущный (то, что необходимо для пропитания, существования). Не хлебом единым жив человек (посл.). Быть на хлебах у кого-нибудь ([ устаревший, устаревшая форма ] и прост.).
хлеб - хлеб такие злаки Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Х. на корню.
хлеб - хлеб средства к существованию, заработок Эта работа - верный х.
хлеб - хлеб такой продукт в виде крупного выпеченного изделия Круглый, высокий х. Ставить хлеба в печь.
хлеб - хлеб пищевой продукт, выпекаемый из муки (в значении №2) Печеный х. Ржаной или черный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также [ в переносном значении ] : о пропитании, пище вообще).
Кто это?
КОЛОБОК!
Начинает сказка
сказываться.
КОЛОБОК
КОЛОБО́К, -бка, м. Небольшой круглый хлебец.Пшеничный к.
Чем похожи слова:
КОЛЕНО
КОЛЕСО
КОЛОБОК
КОЛБАСА
КОЛ ОБОК
КОЛ БАСА
КОЛ ЕСО
КОЛ ЕНО
От др.рус. слова КОЛО , т.е. КРУГЛЫЙ .
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Что означаетСУСЕК,КОРОБ?
СУСЕК—СУСЕК, а, муж. ( обл.). То же, что закром (в 1 знач.). Зерно, мука в сусеках.
ЗАКРОМ— а; мн. закрома, ов; м. 1. Отгороженное место в амбаре, куда ссыпают зерно, муку и т.п.
КО́РОБ, -а, мн. -а, -ов, муж. Лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего-н.
СУСЕК
КОРОБ
Песенка Колобка
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, ……., подавно уйду!
Определите грамматическое значение слов:
I
ХОТЬХЛЕБАНЕТ, ДА ЛАСКОВОЕ
II
СЛОВОБЫЛО БЫ.
ХЛЕБА – м.р., ед.ч., Р.п.
СЛОВО – ср.р., ед.ч., И.п .
ИТОГИ УРОКА
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Для чего нужны нам слова?
Что значит объяснить лексическое значение слова?
Что относится к значению грамматическому?
Так почему же сказка живет вместе с народом и передается из поколения в поколение?