kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словарная работа на уроках русского языка и чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  для  учителей  русского  языка  коррекционных  школ  8вида

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках русского языка и чтения»

Словарная работа  на уроках русского языка  и чтения  в коррекционной школе  VIII вида
  • Словарная работа на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида

( для 5-9 классов)

Ащеулова Любовь Петровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУС(К)ОШИ VIII вида, г.Ленск, Саха (Якутия)

2017-2018 учебный год

Словарная работа по формированию и развитию  словаря умственно отсталых детей специфична  и отличается от аналогичной работы в общеобра-  зовательных школах. Учитывая ограниченность сло-  варя уч-ся с ЗПР, его неточность, значительное  преобладание пассивного словаря над активным,  программа по русскому языку в специальной  (коррекционной) школе определяет следующие за-  дачи работы над словом.  1. Обогащение словаря.  2.Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.  3.Активизация словаря.  Но практика показывает, что определенные прог-  раммой словарные слова часто совершенно нез-  накомы учащимся, и работу с ними приходится

Словарная работа по формированию и развитию

словаря умственно отсталых детей специфична

и отличается от аналогичной работы в общеобра-

зовательных школах. Учитывая ограниченность сло-

варя уч-ся с ЗПР, его неточность, значительное

преобладание пассивного словаря над активным,

программа по русскому языку в специальной

(коррекционной) школе определяет следующие за-

дачи работы над словом.

1. Обогащение словаря.

2.Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.

3.Активизация словаря.

Но практика показывает, что определенные прог-

раммой словарные слова часто совершенно нез-

накомы учащимся, и работу с ними приходится

начинать с отработки значения слова. Актуальными становятся все задачи словарной работы. Необходимо комплексное введение нового слова в активную речь учащихся. При этом слово должно быть введено таким образом, чтобы оно запомнилось, закрепилось в сознании и речи уч-ся. На мой взгляд, работа со словом должна проходить в несколько этапов. Подготовительный-этот этап осуществляется независимо от учителя и самого ученика. Будучи членами социума, дети слышат изучаемые слова в речи окружающих их людей, они закрепляются в пассивном словаре учащихся, иногда даже дети способны понять контекстный смысл таких слов. Первый этап- - это этап введения нового слова, знакомство с ним. 3)Второй этап-это этап выяснения лексического значения слова, понятийный этап.

начинать с отработки значения слова. Актуальными становятся все задачи словарной работы. Необходимо

комплексное введение нового слова в активную речь учащихся. При этом слово должно быть введено таким образом, чтобы оно запомнилось, закрепилось в сознании и речи уч-ся. На мой взгляд, работа со словом должна проходить в несколько этапов.

Подготовительный-этот этап осуществляется независимо от учителя и самого ученика. Будучи членами социума, дети слышат изучаемые слова в речи окружающих их людей, они закрепляются в пассивном словаре учащихся, иногда даже дети способны понять контекстный смысл таких слов.

  • Первый этап- - это этап введения нового слова, знакомство с ним.

3)Второй этап-это этап выяснения лексического значения слова, понятийный этап.

Третий этап словарной работы- это этап активизации слова в речи уч-ся. Он требует многократного повторения, изучения слова на последующих уроках, закрепление его во внеурочной деятельности. Если подготовительный этап знакомства со словом, в основном , осуществляется независимо от учителя и ребенка (этот этап можно спланировать): использовать без объяснения новое слово в речи, подготовительных упражнениях , текстах с целью контекстного ознакомления с изучаемым словом, закрепления его в пассивном словаре уч-ся.  То этап введения нового слова требует большого внимания. В традиционной форме этот этап представляет следующее: 1. Учитель вывешивает на доске слово, подлежащее изучению. 2. Слово вставляется в классное наборное табло. 3.Слово прочитывается(с четкой артикуляцией) учителем. 4.Объясняется значение слова(учителем и детьми). 5.Выстраивается орфографическая работа над словом(постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса ).
  • Третий этап словарной работы- это этап активизации слова в речи уч-ся. Он требует многократного повторения, изучения слова на последующих уроках, закрепление его во внеурочной деятельности.
  • Если подготовительный этап знакомства со словом, в основном , осуществляется независимо от учителя и ребенка (этот этап можно спланировать): использовать без объяснения новое слово в речи, подготовительных упражнениях , текстах с целью контекстного ознакомления с изучаемым словом, закрепления его в пассивном словаре уч-ся.
  • То этап введения нового слова требует большого внимания.
  • В традиционной форме этот этап представляет следующее:
  • 1. Учитель вывешивает на доске слово, подлежащее изучению.
  • 2. Слово вставляется в классное наборное табло.
  • 3.Слово прочитывается(с четкой артикуляцией) учителем.
  • 4.Объясняется значение слова(учителем и детьми).
  • 5.Выстраивается орфографическая работа над словом(постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса ).
6.Заучивается правописание слова(подбор однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений с этим словом. 7. Слово записывается в орфографический словарик. 8.Можно составить карточку с изученными словарными словами, в них можно вставить изученные орфограммы. 9.Задание на дом-выучить написание слова.
  • 6.Заучивается правописание слова(подбор однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений с этим словом.
  • 7. Слово записывается в орфографический словарик.
  • 8.Можно составить карточку с изученными словарными словами, в них можно вставить изученные орфограммы.
  • 9.Задание на дом-выучить написание слова.

Но при работе с умственно отсталыми детьми введение слова должно проходить несколько иначе.

Первый этап словарной работы- это знакомство со словом, его введение на уроке. Главное условие эффективности этого этапа- нетрадиционное знакомство со словом. Л.С. Выготский считал, что в слове представлено единство мышления и речи. «Мысль не вы- ражается, но совершается в слове».

Методы и приёмы работы над словом.

Программа «Грамматика , правописание и развитие речи» в 5 классе определяет для работы следующий словарь:

адрес, аккуратно , диалог ,килограмм ,конструктор ,космос , столица и другие словарные слова.

Первая тема, изучаемая в программе 5 класса и повторяемая до 7 класса включительно,-это тема «Звуки и буквы».  При изучении данной темы в любом классе можно использовать следующие приемы введения новых слов. Использование различного вида шифровок( слово «шифровка» не знакомо уч-ся , но при систематическом применении данного метода на уроках уч-ся прекрасно усваивают его контекстное значение и активизируют в своем словаре):
  • Первая тема, изучаемая в программе 5 класса и повторяемая до 7 класса включительно,-это тема «Звуки и буквы».

При изучении данной темы в любом классе можно использовать следующие приемы введения новых слов.

  • Использование различного вида шифровок( слово «шифровка» не знакомо уч-ся , но при систематическом применении данного метода на уроках уч-ся прекрасно усваивают его контекстное значение и активизируют в своем словаре):

-Ребята , к нам поступила шифровка .Мы сумеем её прочитать, если правильно расставим буквы.

А. С….. Р… Д.. Е….

Принцип: увеличение количества точек у каждой буквы. Слово адрес.

Принцип: увеличение размера букв. Слово салют

С А Л Ю Т

-Мы сумеем прочитать шифровку, если уберём глухие согласные.

ПХДКИФАТЛСОШГ

(Слово диалог)

Подобные задания активизируют работу уч-ся, развивается

Устойчивость, распределение и объём внимания, память, аналитико- синтетическое мышление, актуализируются межпредметные связи. 2.Активное закрепление изученного материала при введении нового материала. а)-Ребята , если вы правильно вставите пропущенные буквы, то сумеете составить из них новое словарное слово(используются уже изученные словарные слова или слова на необходимые учителю для повторения орфограммы): А….куратно, библи…тека, ад…ес, гр…ница, голу…ь, кол….екция, в…юга. -Выпишите буквы,которые вы вставили.Что получилось? (Слово корабль) б)Найди лишнее слово : Зерно, природа, солнце, ведро, бревно, полотенце, снегирь, пень, платье.(Слово природа относится к 1 склонению, остальные ко 2 склонению). Герой, конструктор, космонавт, лягушка, пассажир, человек . (Слово лягушка. Все остальные называют людей)
  • Устойчивость, распределение и объём внимания, память, аналитико- синтетическое мышление, актуализируются межпредметные связи.
  • 2.Активное закрепление изученного материала при введении нового материала.
  • а)-Ребята , если вы правильно вставите пропущенные буквы, то сумеете составить из них новое словарное слово(используются уже изученные словарные слова или слова на необходимые учителю для повторения орфограммы):
  • А….куратно, библи…тека, ад…ес, гр…ница, голу…ь, кол….екция, в…юга.
  • -Выпишите буквы,которые вы вставили.Что получилось? (Слово корабль)
  • б)Найди лишнее слово :
  • Зерно, природа, солнце, ведро, бревно, полотенце, снегирь, пень, платье.(Слово природа относится к 1 склонению, остальные ко 2 склонению).
  • Герой, конструктор, космонавт, лягушка, пассажир, человек .
  • (Слово лягушка. Все остальные называют людей)

в ) работа со словосочетаниями  (эффективнее использовать в старших классах) Скалистая местность , пожарная служба, морская глубина, вагонная дверь, багряная рябина, окаменелая почва , далёкая деревня, дорогое украшение, акварельная краска . Данную работу можно разбить на несколько этапов и повторить несколько лингвистических тем: -подчеркните имена прилагательные. -Поставьте в них ударения. Найдите прилагательные женского рода. Скалистая, вагонная, обтачная, багряная , окаменелая, далёкая, акварельная. В каких из этих слов нужно проверять безударную гласную А? Как это можно сделать?(подобрать проверочное слово или проверить по словарю). Скалистая, вагонная,обтачная, багряная, окаменелая, далёкая, акварельная. -Составьте из первых слов этих прилагательных новое слово. (Слово свобода)
  • в ) работа со словосочетаниями
  • (эффективнее использовать в старших классах)

Скалистая местность , пожарная служба, морская глубина, вагонная дверь, багряная рябина, окаменелая почва , далёкая деревня, дорогое украшение, акварельная краска .

Данную работу можно разбить на несколько этапов и повторить несколько лингвистических тем:

-подчеркните имена прилагательные.

-Поставьте в них ударения. Найдите прилагательные женского рода.

Скалистая, вагонная, обтачная, багряная , окаменелая, далёкая, акварельная.

  • В каких из этих слов нужно проверять безударную гласную А?
  • Как это можно сделать?(подобрать проверочное слово или проверить по словарю).
  • Скалистая, вагонная,обтачная, багряная, окаменелая, далёкая, акварельная.
  • -Составьте из первых слов этих прилагательных новое слово.
  • (Слово свобода)
  • Данные виды работ не только активизируют работу уч-ся, но и способствуют запоминанию новых слов , позволяют учителю использовать эти слова более универсально и эффективно, подчиняя их лингвистической теме и дидактической цели урока . Такие упражнения углубляют знания уч-ся по изучаемым темам или способствуют их повторению. Они имеют большую вариативность. Могут быть использованы при изучении любой темы в любом классе с учетом возрастных особенностей детей, уровня их подготовленности, сложности учебного материала.
  • Второй этап работы- это выяснение лексического значения слова. На этом этапе необходимо предоставить школьникам максимальную самостоятельность. Дети должны работать на пределе своих умственных способностей. При помощи дозированных наводящих вопросов учителя уч-ся должны сами определить, а значит-понять, лексическое значение слова. Наибольшую трудность для уч-ся с ЗПР представляет определение родовитых понятий. Это первое, чему должен научить учитель детей при определении лексического значения слова. Для этого можно использовать таблички с родовитыми понятиями: животные, растения, профессия, черта характера, чувство, инструмент, вид техники и т.п.
  • При необходимости можно использовать уточняющие таблички:
  • домашнее животное, дикое животное, хищное животное, средство

связи, музыкальный инструмент, прибор, слесарный инструмент, бытовая техника.  При систематическом использовании к 8-9 классу отпадает необходимость предъявлять таблички, т.к. Основные родовитые понятия и группы сформированы, закрепились в сознании детей и вошли в их активный словарь. В случае затрудненного определения родовитого понятия можно с начать объяснение слова с его существенных признаков.  При введении слова «бюллетень » , можно беседу построить по следующим вопросам:
  • связи, музыкальный инструмент, прибор, слесарный инструмент, бытовая техника.
  • При систематическом использовании к 8-9 классу отпадает необходимость предъявлять таблички, т.к. Основные родовитые понятия и группы сформированы, закрепились в сознании детей и вошли в их активный словарь.
  • В случае затрудненного определения родовитого понятия можно с начать объяснение слова с его существенных признаков.
  • При введении слова «бюллетень » , можно беседу построить по следующим вопросам:

-Знакомо ли вам это слово?

-Что оно означает?(чаще всего дети отвечают: «больничный»

-Как полностью называется «больничный»?( в случае затруднения демонстрируется бланк, дети прочитывают : листок нетрудоспособности»

-В каких случаях выдается этот листок? Когда человек не может работать?( когда он заболел)

-Кому нужно отдать бюллетень после выздоровления?(учителю(для учеников), начальнику, руководителю

-для чего выдается бюллетень?(чтобы подтвердить нетрудоспособность человека)

-Зачем это нужно?(сохранить рабочее место, получить оплату) -Является ли бюллетень документом?(да) Для введения другого значения слова можно использовать другой прием работы: -Скажите, есть ли что-то общее между словами бюллетень и избиратель? -Что напечатано в избирательном бюллетене?(фамилии кандидатов или названия партий) -Для чего нужен бюллетень избирателю?( чтобы проголосовать, обозначить в нем свой выбор, отметив галочкой) -Как можно назвать документ, где перечислены фамилии или названия?( список) -Что такое избирательный бюллетень?(список для голосования с фамилиями кандидатов). Таким образом, активизируя пассивный словарь и социальный опыт уч-ся, учитель побуждает детей к самостоятельному определению лексического значения слова. Активизируются такие психические операции, анализ и синтез, классификация, обобщение , сравнение, формируются понятия о взаимосвязях в окружающем мире.
  • -Зачем это нужно?(сохранить рабочее место, получить оплату)
  • -Является ли бюллетень документом?(да)
  • Для введения другого значения слова можно использовать другой прием работы:
  • -Скажите, есть ли что-то общее между словами бюллетень и избиратель?
  • -Что напечатано в избирательном бюллетене?(фамилии кандидатов или названия партий)
  • -Для чего нужен бюллетень избирателю?( чтобы проголосовать, обозначить в нем свой выбор, отметив галочкой)
  • -Как можно назвать документ, где перечислены фамилии или названия?( список)
  • -Что такое избирательный бюллетень?(список для голосования с фамилиями кандидатов).
  • Таким образом, активизируя пассивный словарь и социальный опыт уч-ся, учитель побуждает детей к самостоятельному определению лексического значения слова.
  • Активизируются такие психические операции, анализ и синтез, классификация, обобщение , сравнение, формируются понятия
  • о взаимосвязях в окружающем мире.
Третий этап словарной работы- это активизация введенного слова в речи. Учитель русского языка активизирует изучаемое слово сначала на уровне других слов, затем в словосочетаниях, предложениях, текстах. Активизация новых слов на уровне других слов: -Кроссворд(загадываемые слова являются словарными) -Запись слов с доски в тетрадь в алфавитном порядке. -Картинный диктант. -Списывание словарных слов в порядке возрастания слогов(лес-лесной-лесник-лесовой). -Образование ед.ч. и мн.ч.(учитель-учителя) -Образование другой части речи(берёза- берёзовая). -Запись слов под диктовку, с постановкой ударения(адрес-адреса, адресный-адресовать и т.д. -Подбор однокоренных слов(школа- -Запись слов с разными приставками(шел-ушел-пришел-зашел и т.д.) -Выбор из данных словарных слов по словобразовательной схеме:
  • Третий этап словарной работы- это активизация введенного слова в речи.
  • Учитель русского языка активизирует изучаемое слово сначала на уровне других слов, затем в словосочетаниях, предложениях, текстах.
  • Активизация новых слов на уровне других слов:
  • -Кроссворд(загадываемые слова являются словарными)
  • -Запись слов с доски в тетрадь в алфавитном порядке.
  • -Картинный диктант.
  • -Списывание словарных слов в порядке возрастания слогов(лес-лесной-лесник-лесовой).
  • -Образование ед.ч. и мн.ч.(учитель-учителя)
  • -Образование другой части речи(берёза- берёзовая).
  • -Запись слов под диктовку, с постановкой ударения(адрес-адреса, адресный-адресовать и т.д.
  • -Подбор однокоренных слов(школа-
  • -Запись слов с разными приставками(шел-ушел-пришел-зашел и т.д.)
  • -Выбор из данных словарных слов по словобразовательной схеме:
Состоящие из корня и окончания(лес); корня и суффикса, окончания(лесок) и т.д. Активизация слов на уровне словосочетания: -придумывание словосочетаний со словарными словами(помидор красный , улица широкая). -Запись слов с разными предлогами(к площади, у площади) и составление словосочетаний. -Замена словосочетаний одним словом(человек, который управляет трактором-тракторист). -Подбор к прилагательным подходящих по смыслу существительных( красное+ яблоко). Активизация новых слов на уровне предложения: Дописывание предложения(в предложении пропущено словарное слово). -Восстановление деформированного предложения(ребята, огороде,в, собирали, и, огурцы , помидоры, горох, корзины). -Распространение предложений. -Составление предложений по образцу. -Составление слов по опорным словам. -Составление предложений с заданным словом
  • Состоящие из корня и окончания(лес); корня и суффикса, окончания(лесок) и т.д.
  • Активизация слов на уровне словосочетания:
  • -придумывание словосочетаний со словарными словами(помидор красный , улица широкая).
  • -Запись слов с разными предлогами(к площади, у площади) и составление словосочетаний.
  • -Замена словосочетаний одним словом(человек, который управляет трактором-тракторист).
  • -Подбор к прилагательным подходящих по смыслу существительных( красное+ яблоко).
  • Активизация новых слов на уровне предложения:
  • Дописывание предложения(в предложении пропущено словарное слово).
  • -Восстановление деформированного предложения(ребята, огороде,в, собирали, и, огурцы , помидоры, горох, корзины).
  • -Распространение предложений.
  • -Составление предложений по образцу.
  • -Составление слов по опорным словам.
  • -Составление предложений с заданным словом
Активизация новых слов на уровне текста: - Составление рассказа из группы словарных слов(декабрь, мороз, коньки, ребята). - Рассказ по картинке или серии картинок . - Составление деформированного текста и т.д. Приёмы работы с данными упражнениями могут быть разными : Сюжетные картинки: - расскажи по данной картинке так, чтобы в рассказе было три предложения. - Сюжетная картинка «Семья»(Расскажи по картинке только о детях). -Сюжетная картинка «Зимние забавы детей»(Расскажи по картинке в таком порядке: сначала о том , какая была погода, затем, как дети собирались на улицу , потом о том , как они катаются. Очень эффективным методом активизации словаря уч-ся является развитие смысловой догадки. а)на материале фразеологизмов: Голоден как…
  • Активизация новых слов на уровне текста:
  • - Составление рассказа из группы словарных слов(декабрь, мороз, коньки, ребята).
  • - Рассказ по картинке или серии картинок .
  • - Составление деформированного текста и т.д.
  • Приёмы работы с данными упражнениями могут быть разными :
  • Сюжетные картинки:
  • - расскажи по данной картинке так, чтобы в рассказе было три предложения.
  • - Сюжетная картинка «Семья»(Расскажи по картинке только о детях).
  • -Сюжетная картинка «Зимние забавы детей»(Расскажи по картинке в таком порядке: сначала о том , какая была погода, затем, как дети собирались на улицу , потом о том , как они катаются.
  • Очень эффективным методом активизации словаря уч-ся является развитие смысловой догадки.
  • а)на материале фразеологизмов:
  • Голоден как…

Упрямый как… Хитрый как… Нем как… Трусливый как… Работает как… Надулся как… Изворотлив как… Слова для справок : осел, заяц, уж,индюк, лиса, волк, вол. С целью развития и обогащения словаря необходимо использовать упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста. а)Найди ошибку: 1)Мы завтра ходили в кино. 2) На прошлых каникулах Лена поедет к бабушке в деревню. б) Собери текст из предложений: Появилась молодая травка. Он отправился на охоту. Зимой еж спал под кучей хвороста. Ежик вылез из-пд хвороста. Но вот пришла весна. в)Исправь текст:
  • Упрямый как…
  • Хитрый как…
  • Нем как…
  • Трусливый как…
  • Работает как…
  • Надулся как…
  • Изворотлив как…
  • Слова для справок : осел, заяц, уж,индюк, лиса, волк, вол.
  • С целью развития и обогащения словаря необходимо использовать упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
  • а)Найди ошибку:
  • 1)Мы завтра ходили в кино.
  • 2) На прошлых каникулах Лена поедет к бабушке в деревню.
  • б) Собери текст из предложений:
  • Появилась молодая травка. Он отправился на охоту. Зимой еж спал под кучей хвороста. Ежик вылез из-пд хвороста. Но вот пришла весна.
  • в)Исправь текст:

Летом Маша жил в деревне. В письме своему другу Оле он однажды нарешал: « Около нашей деревни есть сад. Там очень много грибов и ягод.»  На уроках русского языка необходимо использовать упражнения, направленные на развитие метафоричности речи школьников, правильного восприятия многозначности слов и выражений.
  • Летом Маша жил в деревне. В письме своему другу Оле он однажды нарешал: « Около нашей деревни есть сад. Там очень много грибов и ягод.»
  • На уроках русского языка необходимо использовать упражнения, направленные на развитие метафоричности речи школьников, правильного восприятия многозначности слов и выражений.

а) Объясни , что значит :

шишка на лбу , голова поезда ,хвост поезда.

б) Объясни смысл выражения:

На тебе обувь горит; в деревне загорелся дом; у тебя в руках всё горит; у тебя щеки горят; в костре горят дрова и т.д.

Можно дальше попросить школьников определить, какое выражение употребляется в прямом, а какое в переносном смысле.

в)Подбери слово в словосочетании, объясни значение словосочетания

Спинка девочки- спинка….

Ножка малыша- ножка …..

Ручка ребёнка- шариковая …….

Собрание жильцов- собрание…..

Погода на улице- погода…….

Слова для справок: ручка, стула, книг, стола, в доме. г)Объясни смысл фразы: 1)Платье девушки задело прохожего. 2)Прохожий задел платье девушки. 3)Моя рука задела сумку. 4)Сумка задела мою руку. Систематическое использование подобного рода упражнений и заданий, безусловно, принесёт положительные результаты. Уточняется и обогащается словарный запас уч-ся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли, развиваются другие психические процессы. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку. Рассказы, составленные уч-ся по картинке: а)5 класс, первичная диагностика. Мальчики играют в песочнице. Строят замок. А муравьи сидят на траве и смотрят, как мальчики строят замок. В старших классах рассказы, составленные по картинке, представляют собой не просто номинативное перечисление всего, что ребёнок видит на иллюстрации, но приобретают некоторую сюжетность , в них проявляются даже элементы творчества.

Слова для справок: ручка, стула, книг, стола, в доме.

г)Объясни смысл фразы:

1)Платье девушки задело прохожего.

2)Прохожий задел платье девушки.

3)Моя рука задела сумку.

4)Сумка задела мою руку.

Систематическое использование подобного рода упражнений и заданий, безусловно, принесёт положительные результаты. Уточняется и обогащается словарный запас уч-ся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли, развиваются другие психические процессы. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.

Рассказы, составленные уч-ся по картинке:

а)5 класс, первичная диагностика.

Мальчики играют в песочнице. Строят замок. А муравьи сидят на траве и смотрят, как мальчики строят замок.

В старших классах рассказы, составленные по картинке, представляют собой не просто номинативное перечисление всего, что ребёнок видит на иллюстрации, но приобретают некоторую сюжетность , в них проявляются даже элементы творчества.

Однажды мальчик играл в песочнице под деревянным мухомором. Он строил замок. Другой мальчик помогал ему строить и держал в руке флажок, чтобы воткнуть в башню. За ними с интересом наблюдали муравьи.

Синтаксические конструкции усложнились. В текстах появились прилагательные и другие части речи. Некоторые уч-ся использовали для обозначения персонажей имена собственные существительные(дали имена детям, клички животным и т.д.)

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в результате систематической и целенаправленной словарной работы на уроках русского языка можно значительно расширить лексический запас уч-ся с ЗПР , в том случае , если проводимая работа будет отвечать нескольким условиям:

1)Нетрадиционный предъявления нового слова, яркая , запоминающаяся презентация на уроке.

2)Коммуникативная значимость новых слов для уч-ся. Объяснение лексического значения слова детьми, на основе их социального опыта, контекстного понимания данного слова, ассоциативных связей.

3) Развитие во время словарной работы других психических процессов, помимо речи : памяти, внимания, операций анализа и синтеза, сопоставления,сравнения, обобщения и т.д.

4)Создание на уроке ситуаций многократного повторения и закрепления на этапе активизации слова, использование его в речевом материале на других уроках.

Как растут слова ...

Как растут

слова ...

САД

САД

С А Д РАССАДА САДИК САДОВЫЙ ПОСАДКА САЖЕНЦЫ САДОВНИК

С А Д

РАССАДА

САДИК

САДОВЫЙ

ПОСАДКА

САЖЕНЦЫ

САДОВНИК

САДИК РАССАДА ПОСАДКА САДОВНИК САДОВЫЙ САЖЕНЦЫ САД

САДИК

РАССАДА

ПОСАДКА

САДОВНИК

САДОВЫЙ

САЖЕНЦЫ

САД

Повторение словарных слов

Повторение

словарных

слов

Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу.

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

40а

40а

Днём спит на ней подушка,  А по ночам Андрюшка.

Днём спит на ней подушка,

А по ночам Андрюшка.

, ОД

,

ОД

Куда бежит – сама не знает, В степи ровна, в лесу плутает, Споткнётся у порога. Что это?

Куда бежит – сама не знает,

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнётся у порога.

Что это?

,

,

Запоминаем  словарные слова.
  • Запоминаем словарные слова.
Слова  с удвоенной  согласной
  • Слова с удвоенной согласной
аллея
  • аллея
бассейн
  • бассейн
искусство
  • искусство
кассета
  • кассета
коллекция
  • коллекция
колонна
  • колонна
жужжать
  • жужжать
Мой мир

Мой мир

Д Е РЕВНЯ

Д Е РЕВНЯ

ГОР О Д

ГОР О Д

К О РАБЛЬ

К О РАБЛЬ

ДЕВ О ЧКА

ДЕВ О ЧКА

УЛ И ЦА

УЛ И ЦА

ТР О ЛЛ ЕЙБУС

ТР О ЛЛ ЕЙБУС

М А ШИНА

М А ШИНА

Р А КЕТА

Р А КЕТА

С А М О ЛЁТ

С А М О ЛЁТ

М О Л О ТОК

М О Л О ТОК

СТ А КАН

СТ А КАН

С А ПОГИ

С А ПОГИ

М О ЛОКО

М О ЛОКО

Звери и птицы .

Звери и

птицы .

М Е ДВЕДЬ

М Е ДВЕДЬ

О БЕЗЬЯНА

О БЕЗЬЯНА

С О РОКА

С О РОКА

ЗА Я Ц

ЗА Я Ц

П Е ТУХ

П Е ТУХ

Л И СИЦА

Л И СИЦА

С И НИЦА

С И НИЦА

К О Р О ВА

К О Р О ВА

С О БАКА

С О БАКА

В О РОБЕЙ

В О РОБЕЙ

В О Р О НА

В О Р О НА

В саду и в огороде .

В саду и

в огороде .

К А РТОФЕЛЬ

К А РТОФЕЛЬ

М О РКОВЬ

М О РКОВЬ

Г О РОХ

Г О РОХ

О ГУРЕЦ

О ГУРЕЦ

Как назвать одним словом? ЯГ О ДА

Как назвать одним словом?

ЯГ О ДА

ЯБЛ О КО

ЯБЛ О КО

К А ПУСТА

К А ПУСТА

П О МИДОР

П О МИДОР

Л О ПАТА

Л О ПАТА

К О РЗИНА

К О РЗИНА


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Словарная работа на уроках русского языка и чтения

Автор: Ащеулова Любовь Петровна

Дата: 01.10.2018

Номер свидетельства: 479333

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка 3 класс сочинение- описание "На бабушкином огороде" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-sochinieniie-opisaniie-na-babushkinom-oghorodie"
    ["file_id"] => string(6) "208742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430897901"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Урок русского языка в 5 классе на тему «Прямое и переносное значение слов» (с применением сингапурской методики») "
    ["seo_title"] => string(125) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov-s-primienieniiem-singhapurskoi-mietodiki"
    ["file_id"] => string(6) "139447"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417713809"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(73) "razvitiie-riechi-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "192745"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427518878"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства