В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.
Как создать такой «рассол»?
Что взять за его основу?
Мотивация ответственна
за активную позицию
ребенка в обучении и
личностном развитии
Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность
Внешние мотивы в обучении:
Отметки
Вынужденный долг
Учеба ради престижа, лидерства, вознаграждения
Избежание наказания
Внутренние мотивы в обучении:
Удовлетворение от самой деятельности
Прямой результат деятельности
Стремление к успеху
Понимание необходимости
Учение как возможность общения
Начиная урок, я произношу слова…
1
По моему мнению, на
эффективность урока влияет…
2
Ученик не работает на уроке.
Я ему говорю…
3
Анкета
Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Структура учебной деятельности как фундамент для создания ситуации успеха
Структура учебной
деятельности:
Этапы создания
ситуации успеха:
Формирует положительные
эмоции к предстоящей
деятельности
Обеспечивает условия
успешного выполнения
заданий
Усиливает активное
отношение, корректирует
негативное отношение
Концеп-
ция– «Я»
Эмоцио-
нальное
поглажи-
вание
Приемы создания
Ситуации успеха
Аванси-
рование
Эврика
Холодный
душ
Алгоритм создания ситуацииуспеха на уроке
1.Снятие страха
“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.
“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
2. Авансирование успешного результата
“У вас обязательно получится”.
“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.
“Возможно, лучше всего начать с…..”
“Выполняя работу, не забудьте о…..”
4.Внесение мотива.
“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
5. Персональная исключительность.
“Только ты и мог бы….”
“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.
“Нам уже не терпится начать работу…”
“Так хочется поскорее увидеть…”
7. Высокая оценка детали.
“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”
“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Каковы действия
учителя, обеспечивающие
ситуацию успеха?
Действия учителя,обеспечивающие ситуацию успеха
Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.
Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.
Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.
Не сравнивайте ребёнка с другими, отмечайте «персональную исключительность».
Аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую Вы выставляете ученику.
Оценивайте действия ученика с акцентом на детали.
Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им своё мнение.
Не высказывайте недовольство ученику при всём классе, не применяйте угрозы.
Помните, что Вы, как педагог, формируете личность учащегося, его самооценку, и частично несёте ответственность за его дальнейшую судьбу.