Система оценки планируемых достижения результатов освоения основной образовательной программы
Система оценки планируемых достижения результатов освоения основной образовательной программы
Данная методичесая разработка содержит основные требования к оценке планируемых результатов в соответствии с ФГОС ООО. Она поможет педагогу подготовиться к внедрению образовательного стандарта второго поколения.
В презентации представлены не только требования и особенности ФГОС, но и примерные задания по русскому языку для оценки метапредметных результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система оценки планируемых достижения результатов освоения основной образовательной программы»
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Готовность учителя к введению ФГОС
Владение новыми формами и методами оценки результатов,ориентированных на накопительный характер оценки, объективность и открытостьИспользование комплексного подхода к оценкедостижений планируемых результатовВладение способами диагностикиобразовательных результатовВладение способами анализа и интерпретацииполученных результатов освоения ООП
Владение новыми формами и методами оценки результатов,ориентированных на накопительный характер оценки, объективность и открытость
Использование комплексного подхода к оценкедостижений планируемых результатов
Владение способами диагностикиобразовательных результатов
Владение способами анализа и интерпретацииполученных результатов освоения ООП
Эвалюация (Evaluation) – это систематическое исследование и оценка какого-либо предмета с намерением выявить и дальше развивать его «полезность» и «добротность», то есть качественность.
Под «предметом» понимаются условия, процессы, продукты и их действия в связи со школой, обучением, воспитанием и развитием.
Внутренняя и внешняя эвалюация
Внешняя эвалюация – это систематическое исследование и оценка школ (округа, системы) внешним лицом или организацией . Внешняя эвалюация эвалюирует и внутренние компоненты, например, программу школы, методы преподавания, результаты внутренней эвалюации и может сравнить их со школами данного округа или со школами других округов и даже стран
Внутренняя эвалюация – это основанное на данных систематическое исследование работающими в школе сотрудниками собственной работы и ее результата .
Таким образом, эвалюация связана с принципиально позитивной установкой на улучшение, на помощь, не на оценку (хорошо/плохо), носит диалогический характер и не связана с санкциями , к которым прибегают только в крайнем случае. Учитель должен понимать, что эвалюатор не «проверяет» его, а помогает ему и поддерживает его. Это условие эффективности эвалюации.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:
1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования , описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
5) предусматривать использование разнообразных методов и форм,взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников , характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы образования разного уровня.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
личностнымметапредметнымпредметным
личностным
метапредметным
предметным
Оценка достижения
планируемых результатов
Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом
метапредметные:
предметные:
личностные:
освоение систематическихзнаний,
преобразование, применение
саморегуляция
коммуникация
познавательная
самоопределение
смыслообразование
морально-этическая
ориентация
деятельность
и самостоятельное пополнение
знаний
способность к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических задач
Результаты ученика
Результаты учителя
это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).
– это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика).
Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников.
Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
Новые формы и методы оценки
Приоритетными в диагностике становятся продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Вводится диагностика результатов личностного развития . Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д), которая предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
Новые формы контроля
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по рефлексии деятельности),
результаты учебных проектов,
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Оценка
Отметка
Оценка −
это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»)
Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.
Отметка −
это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)
Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.
Учитель и ученик вместе определяют
оценку и отметку
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание.
На уроке учитель имеет право скорректировать оценки и отметку , если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель.
Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена .
Комплексная оценка результатов
не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в таблицы образовательных результатов.
Вместе с официальным классным журналом средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен стать портфель достижений (портфолио).
Границы и рамки применения системы оценки
1) Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному.
2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.
3) Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем.
4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика.
Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.
У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил
1.ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные .
2.КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку .
3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.
4.ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
5.КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно
6.ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности. (необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи; повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи; максимальный уровень (НЕобязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи»(хорошо-отлично-превосходно)
7. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Оценка личностных результатов
Третий уровень
Второй уровень
Первый уровень
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки (в том числе речевые); самостоятельные конкретные поступки и действия в различных формах социальнокультурной деятельности, которые учитывают запросы времени, совершаются согласно голосу совести, на основе морального выбора и этикетных норм; ответственность за последствия совершаемых поступков и действий, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата и потребность к саморазвитию и совершенствованию.
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки (в том числе речевые);
самостоятельные конкретные поступки и действия в различных формах социальнокультурной деятельности, которые учитывают запросы времени, совершаются согласно голосу совести, на основе морального выбора и этикетных норм;
ответственность за последствия совершаемых поступков и действий, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата и потребность к саморазвитию и совершенствованию.
осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам (в том числе речевым); осваивать определённый социальный и культурный опыт и присваивать базовые национальные ценности своего народа.
осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам (в том числе речевым);
осваивать определённый социальный и культурный опыт и присваивать базовые национальные ценности своего народа.
ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми; понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества.
ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми;
понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества.
Понимаю – Стремлюсь – Делаю
Особенности оценки метапредметных результатов
Объект оценки сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий
Процедуры оценки а) защита индивидуального проекта
б) проверочные работы (как правило, тематические) по всем предметам
Основные объекты оценки метапредметных результатов
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Категория УУД
6 класс
Учебно-организационные умения и навыки
7 класс
· Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
Примеры
· Учащийся различает учебную задачу – составить описание героя или составить характеристику героя.
· Работать в соответствии с предложенным планом.
· Ставить учебную задачу под руководством учителя
· «Почему имя прилагательное относится к самостоятельным частям речи?» - учащиеся с помощью учителя ставят задачу –установить, по каким признакам определяется самостоятельность частей речи
· Сохраняя логику заданного плана, учащийся составляет полное и целостное описание героя
· Планировать свою деятельность под руководством учителя.
· Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
· Оценивать работу одноклассников.
· После выполнения задания учащийся в соответствии с требованиями проверяет свою работу, при необходимости внося коррективы или делая пометки
· На основании чего это можно доказать?
· Учащиеся оценивают ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Категория УУД
8 класс
Учебно-организационные умения и навыки
9 класс
· Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
Примеры
· «Какие факторы могут оказывать влияние на воспитание человека? Покажите это на конкретных примерах из литературы»
· Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
· Ставить учебные задачи,
· Проектно-исследовательская работа
· До и/или после выполнения работы учащиеся сопоставляет её результаты с ожидаемыми и отмечают, насколько точно он с ней справился
· Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .
· Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
· Владеть различными способами самоконтроля.
« Школа послевоенного периода » по произведениям русских писателей
Для достижения поставленной цели учащиеся разбивают её на задачи и подзадачи, выстраивают логику своей деятельности.
· Учащиеся анализируют стратегию и тактику своей деятельности в заданных условиях, отмечая положительные и отрицательные стороны своих действий.
· Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям.
· Выявлять причинно-следственные связи
· Задания на самостоятельное составление определений понятий, знакомых школьникам, части речи, морфемика, пунктуация – путем выделения их существенных признаков.
· Сравните написание слов соленый и соленный. Почему они пишутся по-разному? Какие правила надо применить для правильного написания данных слов?
· Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
· Решать учебные проблемные задачи.
· Найдите в художественном тексте причину гибели купца Калашникова.
Объясните его поступок.
· Определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов.
Приведите примеры .
· Классифицировать информацию по заданным признакам.
· Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.
· Сравните Кирибеевича и Калашникова в сцене боя. План сравнения определите сами. Сделайте вывод.
· Составьте комплексную характеристику одного из героев.
Метапредметные УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Категория УУД
8 класс
Учебно-логические умения и навыки
9 класс
· Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
Примеры
· Разделите слова из списка на группы. Дайте название каждой группе.
· Владеть навыками анализа и синтеза.
· Систематизировать информацию.
· Структурировать информацию.
· Искать пути решения учебных и реальных проблемных ситуаций.
· Пользуясь учебником, составьте характеристику каждой группы слов. Почему не все слова вошли в созданные группы?
1. Проанализируйте критические статьи, посвященные роману «Евгений Онегин. Сформулируйте факторы , повлиявшие на характер героя.
· Определять реальные проблемы и пути их решения.
Попробуйте сформулировать правила запоминания слов исключений
2. Составьте логический опорный конспект изученной статьи .
3. Сформулируйте главную проблему «лишнего человека в литературе» , предложите пути ее решения.
Определите, какие предметные и метапредметные умения развиваются в ходе выполнения данного задания
Задание 1:
Прослушайте сообщение вашего одноклассника по теме «Влияние литературы на жизнь человека». Выскажите своё мнение по рассматриваемому вопросу. Задайте ему вопрос на уточнение.
Проверяемые умения:
Предметные : знание произведений литературы
Метапредметные : умение принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
Определите, какие предметные и метапредметные умения развиваются в ходе выполнения данного задания
Задание2
Восстановите пропущенный фрагмент текста.
Мама отправила меня в магазин за хлебом. Идти было совсем недалеко. Я надеялся через десять минут вернуться. Но стоило выйти на улицу, как я увидел, что…
… Конечно, я вернулся позже, но зато был горд, что помог человеку.
Проверяемые умения:
Предметные : умения использовать знания о теме, основной мысли при написании творческой работы - сочинений разного типа речи.
Метапредметные : формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Определите, какие предметные и метапредметные умения развиваются в ходе выполнения данного задания
Задание 3
1.Какое слово по своему лексическому значению выпадает из следующего ряда?
2.Какой лингвистический признак отличает это слово от других?
Проверяемые умения:
Предметные : освоение базовых понятий: (система языка (лексика, состав слова и словообразование); знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова);
Метапредметные : умение объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Определите, какие предметные и метапредметные умения развиваются в ходе выполнения данного задания
Задание 4
Учитель раздал тетради учащимся с проверенной работой. И у Лены, и у Игоря –«5», хотя Лена написала «ожёг», а Игорь – «ожог».
Кто же ошибся: Лена, Игорь или учитель?»
Проверяемые умения:
Предметные: знание правила правописание О Ё после шипящих, умение применить его в данной ситуации.