kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синтаксис простого предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синтаксис простого предложения. Обобщающий урок.Повторение орфограмм. Что такое синтаксис? Строение и виды словосочетаний. Работа с текстом. Что такое текст?Определение стиля, типа речи. Работа с орфограммами в тексте, нахождение и объяснение.Строение  и типы предложений.Синтаксический разбор простых предложений. Объяснение пунктуации. Характеристика простого предложения. Морфологический и фонетический разбор слова. Написание сочинения-миниатюры. Подведение итогов. Домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект»

МБОУ «Агеевская средняя общеобразовательная школа № 3» пос. Центральный

Суворовского района Тульской области



















Урок русского языка в 5 классе

Тема: « Синтаксис простого предложения»













Учитель: Белова Татьяна Валентиновна

























2015 г.



Тема : Синтаксис простого предложения (обобщение знаний).

Цели урока:

. Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение).

. Повторить правила пунктуации при однородных членах предложения.

. Повторить основные виды разбора (синтаксический, фонетический, морфологический).

Задачи: систематизировать, закрепить знания, изученные о простом предложении и словосочетании.

Тип урока: системно-обобщающий

Оборудование: карточки для дифференцированной работы учащихся, раздаточный материал, образцы синтаксического, фонетического, морфологического разбора , презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Ребята, наш сегодняшний урок- урок повторения, изученного о простом предложении.

- Скажите, а какой раздел науки о языке изучает строение предложения? (Синтаксис), слайд №1.

И сегодня вы должны показать свои знания в таком разделе науки о языке, как синтаксис, слайд №2,3,4,5.

А еще мы будем говорить о прекрасном времени года, который вы все любите – зиме (слайд № 6,7,10).

Но сначала давайте вспомним: что же такое синтаксис? (Синтаксис - раздел науки о языке, в котором изучаются синтаксические единицы - словосочетание и предложение).

-Интересно, что же такое словосочетание? (Словосочетание – соединение двух или нескольких полнозначных слов на основе подчинительной связи: согласования, управления, примыкания).

-Что мы должны знать о строении словосочетания?

Учащиеся рассказывают о строении словосочетания.

- Давайте посмотрим, что же написано у нас на доске: словосочетания или предложения, - и попробуем доказать это.

На доске написаны слова, дети должны доказать, что здесь есть словосочетание и предложение.

Звонко раздаются, пушистые снега, искрится снег.

Ученица разбирает словосочетание, например: Пушистые снега - подчинительное словосочетание. Способ синтаксической связи - согласование. Главное слово – снега, существительное. Рядом со словосочетанием пишет: подчинительное, именное, согласование.

- Искрится снег – это предложение. Почему? Докажите. (Предложение – основная единица синтаксиса, которая выполняет функцию общения. Предложение – это грамматически и интонационно оформленная единица речевого общения, выражающая сообщение, вопрос или побуждение).

- У вас на столах лежит текст. Я сейчас прочитаю его, а вы внимательно послушайте, затем просмотрите текст и ответьте на вопрос: что это? Словосочетания или предложения? (слайд №8)

Пришла з..ма. Одела д..ревья серебром зав..лила глубокими сугробами л..са покрыла реки тонким льдом разукрасила окна красивыми узорами. М..хнула гостья ажурным крылом и посыпались на землю пушистые сн..жинки.

Ребятишки обрадовались бегают см..ются лепят сн..говика катаются на санках. Морозно! Даже красногрудые снегири радостно щ..бечут расхваливают зимушку.

Вот и выходит что з..ма лучшее время года.

Ребята говорят, что это предложения.

- Почему вы так решили?

Они доказывают: написаны с большой буквы; в конце предложения стоит точка; слова связаны по смыслу и грамматически; есть грамматическая основа; мысль закончена и т.д.

- Что еще можно сказать обо всех предложениях? ( Это текст)

- Необходимо доказать!

Дети говорят, что можно озаглавить -«Зима». В заглавии находят отражение его тема и основная мысль. Тема – зима; основная мысль: зима – лучшее время года.

Все предложения связаны по смыслу и грамматически, расположены в определенной последовательности. Есть начало, основная часть и заключение ( доказывают на примере текста). Для текста характерна композиционная завершенность.

- А к какому стилю речи можно отнести этот текст?

- К книжному, а точнее – к художественному стилю речи.

- Почему?

- Писатель словами нарисовал картину зимы.

- Какой тип речи использовал автор?

- Это описание, так как можно задать вопрос – какой? И еще здесь изображение природы.

- Сейчас вновь обратите внимание на текст, в нем вы видите пропущенные буквы. На какую орфограмму пропущены буквы?

- На проверяемую безударную гласную в корне слова.

- А как проверить ?

- Кто желает поработать у доски с текстом?

Вызываются два учащихся, работают с орфограммами. В это время отрабатываем орфограмму с классом, записываем слова, подбираем проверочные, проверяем написанное.

- Вы сказали, что это предложения в тексте. А какие они по строению, вы знаете?(Простые и сложные).



- Какие предложения называются простыми?

-Какие предложения называются сложными?

- Что такое грамматическая основа?

- Какие типы простых предложений вы знаете? (Распространенные, нераспространенные, односоставные, двусоставные, вопросительные, повествовательные и т.д.),слайд №9

- А есть ли в тексте нераспространенные предложения?

- Пришла зима. Морозно!

- Производим синтаксический разбор предложений.

Вызываю к доске ученицу, которая исправляет ошибки, объясняет пропущенные знаки препинания в тексте. Класс в тетрадях рисует схему простого предложения. Выясняем, какие члены предложения называются однородными. Находим и приводим примеры.

Вновь работа у доски. Учащиеся производят фонетический и морфологический разбор слова деревья. Остальные работают в тетрадях.

- Есть ли еще простые предложения?

Находим четвертое предложение. Ученица у доски, остальные в тетрадях производят разбор предложения, т.е. находят грамматическую основу, объясняют знаки препинания, рисуют схему.

- Какие, кроме простого, есть предложения в тексте.

- Третье предложение является сложным.

Находим границы предложений, грамматические основы, указываем, при помощи чего связаны простые предложения в составе сложного, даем характеристику предложения, чертим схему,слайд № 11.

В последнем предложении знаки препинания объясняем устно.

3. Подводим итог.

- Что же мы сегодня повторяли?( Обобщали знания о простом предложении), слайд № 12.

- Наш урок можно назвать еще тематическим, потому что он посвящен зиме! В своих произведениях описывали это время года такие мастера художественного слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и многие другие поэты и писатели.

Изображали красоту родной природы на своих полотнах и художники: И.Э. Грабарь, Г.Г. Нисский, И. Шишкин …(слайд №7)

Не забыли о зиме и композиторы. А П. И. Чайковский написал целый цикл пьес «Времена года».

Сейчас предлагаю вам написать сочинение-миниатюру, посвященную сказочному времени года – зиме.

Если не успеете дописать в классе, допишите дома. Это ваше домашнее задание.

Спасибо за работу на уроке.















.

Просмотр содержимого презентации
«Синтаксис простого предложения»

Синтаксис простого предложения Учитель русского языка и литературы Белова Татьяна Валентиновна

Синтаксис простого предложения

Учитель русского языка и литературы Белова Татьяна Валентиновна

1.Терминологическая разминка

1.Терминологическая разминка

  • «Знаете ли вы жителей страны Синтаксис?»
  • Синтаксис изучает строение словосочетаний и _________.
  • Правильно расставлять знаки препинания учит ______________.
  • Место в предложении, где нужно применить пунктуационное правило, называется _____________.
  • __________ и __________- главные члены предложения.
  • Они составляют ______________________ предложения.
  • Второстепенный член предложения, который обозначает ____________ и отвечает на вопросы __________, называется определением.
  • Обстоятельство – это _____________ член предложения, который отвечает на вопросы ___________.
  • Обращения называют того, к кому _____________________.
  • В простом предложении _______ грамматическая __________.
  • В сложном предложении - ______________________________, в отличие от простого.
Основные признаки предложения

Основные признаки предложения

  • Главные члены предложения
  • Слова связаны по смыслу и грамматически
  • Служат для того, чтобы сообщать, спрашивать, выражать просьбу, совет, приказание.
Теоретическая база

Теоретическая база

  • Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа.
  • Сложное предложение – это предложение, в котором не менее двух грамматических основ.
  • Простые предложения в составе сложного могут между собой объединяться при помощи союза – это союзное сложное предложение. А могут объединяться без союза, то есть по смыслу – это бессоюзное предложение.
Алгоритм работы над предложением

Алгоритм работы над предложением

  • Находим в предложении все главные члены.
  • Определяем количество грамматических основ.
  • Если перед нами сложное предложение, то ищем союз и делаем вывод –
  • союзное оно или бессоюзное.
Закрепление материала:  Пришла з..ма. Одела д..ревья серебром зав..лила глубокими сугробами л..са покрыла реки тонким льдом разукрасила окна красивыми узорами. М..хнула гостья ажурным крылом и посыпались на землю пушистые сн..жинки.  Ребятишки обрадовались бегают см..ются лепят сн..говика катаются на санках. Морозно! Даже красногрудые снегири радостно щ..бечут расхваливают зимушку.  Вот и выходит что з..ма лучшее время года.

Закрепление материала:

Пришла з..ма. Одела д..ревья серебром зав..лила глубокими сугробами л..са покрыла реки тонким льдом разукрасила окна красивыми узорами. М..хнула гостья ажурным крылом и посыпались на землю пушистые сн..жинки.

Ребятишки обрадовались бегают см..ются лепят сн..говика катаются на санках. Морозно! Даже красногрудые снегири радостно щ..бечут расхваливают зимушку.

Вот и выходит что з..ма лучшее время года.

Вид предложения по наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное )
  • Вид предложения по наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное )
Первое предложение простое, так как в нем 1 грамматическая основа. Третье предложение сложное, так как состоит из двух грамматических основ, объединенных союзом И.
  • Первое предложение простое, так как в нем 1 грамматическая основа.
  • Третье предложение сложное, так как состоит из двух грамматических основ, объединенных союзом И.
Выводы:

Выводы:

  • Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий предложение, словосочетание и текст.
  • По наличию грамматических основ предложение делится на простое и сложное.
  • В простом предложении перед союзом И, соединяющим однородные члены, запятая не ставится, а в сложном предложении перед союзом И мы будем всегда ставить запятую.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Синтаксис простого предложения

Автор: Белова Татьяна Валентиновна

Дата: 05.05.2015

Номер свидетельства: 208520

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Синтаксис. Простое предложение в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(46) "sintaksis-prostoie-priedlozhieniie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "195377"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427901438"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Синтаксис простого предложения" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-na-tiemu-sintaksis-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "191667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427355512"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "конспект урока- повторения  "Синтаксис простого предложени" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-povtorieniia-sintaksis-prostogho-priedlozhieni"
    ["file_id"] => string(6) "138573"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417552067"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок развивающего контроля по теме "Синтаксис простого предложения", 5 класс "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-razvivaiushchiegho-kontrolia-po-tiemie-sintaksis-prostogho-priedlozhieniia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "143233"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418481167"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Презентация к уроку развивающего контроля по теме "Синтаксис простого предложения" "
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiia-k-uroku-razvivaiushchiegho-kontrolia-po-tiemie-sintaksis-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "143237"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418481817"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства