МБОУ «Агеевская средняя общеобразовательная школа № 3» пос. Центральный
Суворовского района Тульской области
Урок русского языка в 5 классе
Тема: « Синтаксис простого предложения»
Учитель: Белова Татьяна Валентиновна
2015 г.
Тема : Синтаксис простого предложения (обобщение знаний).
Цели урока:
. Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение).
. Повторить правила пунктуации при однородных членах предложения.
. Повторить основные виды разбора (синтаксический, фонетический, морфологический).
Задачи: систематизировать, закрепить знания, изученные о простом предложении и словосочетании.
Тип урока: системно-обобщающий
Оборудование: карточки для дифференцированной работы учащихся, раздаточный материал, образцы синтаксического, фонетического, морфологического разбора , презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, наш сегодняшний урок- урок повторения, изученного о простом предложении.
- Скажите, а какой раздел науки о языке изучает строение предложения? (Синтаксис), слайд №1.
И сегодня вы должны показать свои знания в таком разделе науки о языке, как синтаксис, слайд №2,3,4,5.
А еще мы будем говорить о прекрасном времени года, который вы все любите – зиме (слайд № 6,7,10).
Но сначала давайте вспомним: что же такое синтаксис? (Синтаксис - раздел науки о языке, в котором изучаются синтаксические единицы - словосочетание и предложение).
-Интересно, что же такое словосочетание? (Словосочетание – соединение двух или нескольких полнозначных слов на основе подчинительной связи: согласования, управления, примыкания).
-Что мы должны знать о строении словосочетания?
Учащиеся рассказывают о строении словосочетания.
- Давайте посмотрим, что же написано у нас на доске: словосочетания или предложения, - и попробуем доказать это.
На доске написаны слова, дети должны доказать, что здесь есть словосочетание и предложение.
Звонко раздаются, пушистые снега, искрится снег.
Ученица разбирает словосочетание, например: Пушистые снега - подчинительное словосочетание. Способ синтаксической связи - согласование. Главное слово – снега, существительное. Рядом со словосочетанием пишет: подчинительное, именное, согласование.
- Искрится снег – это предложение. Почему? Докажите. (Предложение – основная единица синтаксиса, которая выполняет функцию общения. Предложение – это грамматически и интонационно оформленная единица речевого общения, выражающая сообщение, вопрос или побуждение).
- У вас на столах лежит текст. Я сейчас прочитаю его, а вы внимательно послушайте, затем просмотрите текст и ответьте на вопрос: что это? Словосочетания или предложения? (слайд №8)
Пришла з..ма. Одела д..ревья серебром зав..лила глубокими сугробами л..са покрыла реки тонким льдом разукрасила окна красивыми узорами. М..хнула гостья ажурным крылом и посыпались на землю пушистые сн..жинки.
Ребятишки обрадовались бегают см..ются лепят сн..говика катаются на санках. Морозно! Даже красногрудые снегири радостно щ..бечут расхваливают зимушку.
Вот и выходит что з..ма лучшее время года.
Ребята говорят, что это предложения.
- Почему вы так решили?
Они доказывают: написаны с большой буквы; в конце предложения стоит точка; слова связаны по смыслу и грамматически; есть грамматическая основа; мысль закончена и т.д.
- Что еще можно сказать обо всех предложениях? ( Это текст)
- Необходимо доказать!
Дети говорят, что можно озаглавить -«Зима». В заглавии находят отражение его тема и основная мысль. Тема – зима; основная мысль: зима – лучшее время года.
Все предложения связаны по смыслу и грамматически, расположены в определенной последовательности. Есть начало, основная часть и заключение ( доказывают на примере текста). Для текста характерна композиционная завершенность.
- А к какому стилю речи можно отнести этот текст?
- К книжному, а точнее – к художественному стилю речи.
- Почему?
- Писатель словами нарисовал картину зимы.
- Какой тип речи использовал автор?
- Это описание, так как можно задать вопрос – какой? И еще здесь изображение природы.
- Сейчас вновь обратите внимание на текст, в нем вы видите пропущенные буквы. На какую орфограмму пропущены буквы?
- На проверяемую безударную гласную в корне слова.
- А как проверить ?
- Кто желает поработать у доски с текстом?
Вызываются два учащихся, работают с орфограммами. В это время отрабатываем орфограмму с классом, записываем слова, подбираем проверочные, проверяем написанное.
- Вы сказали, что это предложения в тексте. А какие они по строению, вы знаете?(Простые и сложные).
- Какие предложения называются простыми?
-Какие предложения называются сложными?
- Что такое грамматическая основа?
- Какие типы простых предложений вы знаете? (Распространенные, нераспространенные, односоставные, двусоставные, вопросительные, повествовательные и т.д.),слайд №9
- А есть ли в тексте нераспространенные предложения?
- Пришла зима. Морозно!
- Производим синтаксический разбор предложений.
Вызываю к доске ученицу, которая исправляет ошибки, объясняет пропущенные знаки препинания в тексте. Класс в тетрадях рисует схему простого предложения. Выясняем, какие члены предложения называются однородными. Находим и приводим примеры.
Вновь работа у доски. Учащиеся производят фонетический и морфологический разбор слова деревья. Остальные работают в тетрадях.
- Есть ли еще простые предложения?
Находим четвертое предложение. Ученица у доски, остальные в тетрадях производят разбор предложения, т.е. находят грамматическую основу, объясняют знаки препинания, рисуют схему.
- Какие, кроме простого, есть предложения в тексте.
- Третье предложение является сложным.
Находим границы предложений, грамматические основы, указываем, при помощи чего связаны простые предложения в составе сложного, даем характеристику предложения, чертим схему,слайд № 11.
В последнем предложении знаки препинания объясняем устно.
3. Подводим итог.
- Что же мы сегодня повторяли?( Обобщали знания о простом предложении), слайд № 12.
- Наш урок можно назвать еще тематическим, потому что он посвящен зиме! В своих произведениях описывали это время года такие мастера художественного слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и многие другие поэты и писатели.
Изображали красоту родной природы на своих полотнах и художники: И.Э. Грабарь, Г.Г. Нисский, И. Шишкин …(слайд №7)
Не забыли о зиме и композиторы. А П. И. Чайковский написал целый цикл пьес «Времена года».
Сейчас предлагаю вам написать сочинение-миниатюру, посвященную сказочному времени года – зиме.
Если не успеете дописать в классе, допишите дома. Это ваше домашнее задание.
Спасибо за работу на уроке.
.