kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синтаксис

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:   Синтаксис. 5 класс.

 

Цели урока:

  • Образовательная: повторить и обобщить знание   лингвистических понятий данной темы, проверить умения выделять основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания в разных видах предложений, выделять тему текста.
  • Развивающая: развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора.
  • Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, тест, учебник русского языка, 5 класс, под редакцией Е.А.Быстровой

 

Технология:  использование ИКТ, тестовая, опорная , здоровьесберегающая

 

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Повторение  – 2 мин.
  3. Закрепление  – 10 мун.
  4. Упражнения  – 20 мин.
  5. Защита  – 10 мин.
  6. Итог – 1 мин.
  7. Домашнее задание – 1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

  1. Организационный момент. Мотивация учащихся

 

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

 

Слайды 2.3

      II . Терминологический диктант

 

Слайд 4.(нажать кнопки)

 

  1. Какой раздел изучает предложения, словосочетания?
  2. Оно состоит из двух слов, одно из которых – главное.
  3. Главные члены предложения составляют …
  4. Предложения, которые повествуют о чём-либо, называются ….
  5. Предложения, которые содержат просьбу или приказ, называются … .
  6. Предложения, помогающие нам выразить свои чувства, называются … .
  7. Перечислите  второстепенные члены предложения.
  8. Предложение, в котором грамматическая основа состоит  только из подлежащего или только из сказуемого, называется … .

 

Слайды 5

Прочитайте ещё раз термины, записанные в тетради, определите тему урока и цель нашей работы на сегодня.

 

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

 

  1. Синтаксис.
  2. Словосочетание.
  3. Грамматическая основа.
  4. Повествовательное.
  5. Побудительное.
  6. Восклицательное.
  7. Дополнение, определение, обстоятельство.
  8. Односоставное

 

  1. Работа с текстом

 

Слайд 6.

 

1) Наступает осень. 2) Дни ст..новятся к..роче, и солнце по..вляется реже. 3) Листья на д..ревьях м..няют св..ю окраску. 4) Их разноцветные одёжки оживляют засыпающий лес.

5) Багряные, з..л..тые листья медленно оп..дают и шуршат под н..гами. 6) Перелётные птицы готовятся в дальнюю дорогу. 7) Вот стройные к..сяки жур..влей пот..нулись над п..лями, л..сами, г..рами. 8) «Возвр..щайтесь к нам в..сной!» – кр..чат им вслед р..бята.

 

Слайд 7.

Задания:

  1. Докажите, что это текст. Озаглавьте его.
  2. Найдите изобразительные средства.
  3. Определите тип речи.
  4. Выделите грамматическую основу предложений первого абзаца.
  5. Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?
  6. Чем отличается первое предложение от других предложений текста?
  7. Начертите схему последнего предложения.  Какое правило мы должны помнить?

 

Слайд 8.

Типы речи

Повторение типов речи  (по гиперссылке открывается слайд-справка)

 

  • ПОВЕСТВОВАНИЕ – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях, последовательно сменяющих друг друга.
  • ОПИСАНИЕ – это словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков.
  • РАССУЖДЕНИЕ – это словесное     

доказательство, объяснение, размышление.

 

 

Слайд 9.

  1. Тест.

Верно ли выписаны словосочетания из предложения? Вспомним, что такое словосочетание, что не является словосочетанием.

 

1. Листья на деревьях меняют свою окраску.

А) листья меняют;

Б) свою окраску;

В) на деревьях;

Г) меняют окраску.

 

2. Их разноцветные одёжки оживляют засыпающий лес.

      А) их разноцветные;

      Б) одёжки оживляют;

      В) засыпающий лес;

      Г) разноцветные одёжки.

 

V.  Работа с текстом по учебнику.

Упр. 276. Прочитать рассказ Ю.Коваля «Снегири и коты».

 

 

Задание:

  1. Выпишите из текста предложения, в которых сказуемое распространяется обстоятельством. Поставьте вопросы к обстоятельствам. Какие обстоятельства действия они поясняют: времени, места, причины и т.п.?
  2. К какому типу речи отнести рассказ?  Докажи.

 

Слайд 10.

Разберите по составу слово:  устроились.

      

      Слайд 11.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  1. Могут ли быть предложения без грамматической основы?
  2. Как связаны подлежащее и сказуемое в предложении? В чем проявляется эта связь? Приведите примеры.
  3. Какова роль второстепенных членов в образовании смысла предложения? Приведите примеры.

     

 Слайд 12

Заполните пустые графы таблицы.(Таблицы раздаются учащимся)

 

 

Определение

Дополнение

Обстоятельство

Значение

 

 

 

 

К какому слову в предложении относится

 

 

 

 

Словами каких частей речи выражается

 

 

 

 

Примеры

 

 

 

 

 

 

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Если я назову пару родственных слов, вы

хлопаете в ладоши. Если назову пару

слов, которые не являются родственными,

вы приседаете. Постарайтесь сосчитать,

сколько пар родственных слов будет названо.

 

Слайд 13.

Схема синтаксического разбора простого предложения

  1. Вид предложения по цели высказывания
  2. Вид предложения по эмоциональной окраске
  3. Грамматическая основа предложения
  4. Вид предложения по наличию второстепенных членов
  5. Второстепенные члены

 

 

 

 

  1. Выпишите предложение, сделайте по схеме синтаксический разбор.

 

Слайд 14.

Перелётные птицы готовятся в дальнюю дорогу. (повеств., невоскл., прост., двусост., распр., полное, не осложн.) программа 1С

 

  1. ОТДОХНИ-КА!

      Cлайд 15.

     Вам необходимо разгадать ребусы и в словах-отгадках найти орфограммы.

    Почки, пальцы, помидор.

   

      Слайд 16.

  1. ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ

Я понял, что…

Мне понравилось …

Я хотел, чтобы …

Мне необходимо …

 

Слайд 17.

  1. Домашнее задание

 

1. Подготовиться к контрольному диктанту.

2. Составить рассказ на тему «Зима», используя все виды простых предложений.

3. Составить синквейн на тему «Зима».

 

  1. Итог урока.  Выставление оценок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксис »

Урок русского языка. 5 класс.  Синтаксис.  Повторение.  Аммосова Надежда Николаевна, учитель русского языка и литература МБОУ «Партизанская СОШ» МО «Намский улус» РС(Я)

Урок русского языка. 5 класс. Синтаксис. Повторение.

Аммосова Надежда Николаевна,

учитель русского языка и литература

МБОУ «Партизанская СОШ»

МО «Намский улус» РС(Я)

Прозвенел звонок веселый.  Мы начать урок готовы.  Будем слушать, рассуждать,  И друг другу помогать.  

Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.

 

Терминологический диктант  Какой раздел изучает предложения, словосочетания? Оно состоит из двух слов, одно из которых – главное. Главные члены предложения составляют … Предложения, которые повествуют о чём-либо, называются …. Предложения, которые содержат просьбу или приказ, называются … . Предложения, помогающие нам выразить свои чувства, называются … . Перечислите второстепенные члены предложения. Предложение, в котором грамматическая основа состоит только из подлежащего или только из сказуемого, называется … . ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Терминологический диктант

  • Какой раздел изучает предложения, словосочетания?
  • Оно состоит из двух слов, одно из которых – главное.
  • Главные члены предложения составляют …
  • Предложения, которые повествуют о чём-либо, называются ….
  • Предложения, которые содержат просьбу или приказ, называются … .
  • Предложения, помогающие нам выразить свои чувства, называются … .
  • Перечислите второстепенные члены предложения.
  • Предложение, в котором грамматическая основа состоит только из подлежащего или только из сказуемого, называется … .

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  • Синтаксис.
  • Словосочетание.
  • Грамматическая основа.
  • Повествовательное.
  • Побудительное.
  • Восклицательное.
  • Дополнение, определение, обстоятельство.
  • Односоставное.
Цели урока: Образовательная : повторить и обобщить знание лингвистических понятий данной темы, проверить умения выделять основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания в разных видах предложений, выделять тему текста.  Развивающая :  развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора.

Цели урока:

  • Образовательная : повторить и обобщить знание лингвистических понятий данной темы, проверить умения выделять основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания в разных видах предложений, выделять тему текста.

  • Развивающая : развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора.

  • Воспитательная : воспитание интереса к русскому языку.
РАБОТА С ТЕКСТОМ  1)Наступает осень. 2) Дни ст..новятся к..роче, и солнце по..вляется реже. 3) Листья на д..ревьях м..няют св..ю окраску. 4) Их разноцветные одёжки оживляют засыпающий лес. 5) Багряные, з..л..тые листья медленно оп..дают и шуршат под н..гами. 6) Перелётные птицы готовятся в дальнюю дорогу. 7) Вот стройные к..сяки жур..влей пот..нулись над п..лями, л..сами, г..рами. 8) «Возвр..щайтесь к нам в..сной!» – кр..чат им вслед р..бята.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

1)Наступает осень. 2) Дни ст..новятся к..роче, и солнце по..вляется реже. 3) Листья на д..ревьях м..няют св..ю окраску. 4) Их разноцветные одёжки оживляют засыпающий лес. 5) Багряные, з..л..тые листья медленно оп..дают и шуршат под н..гами. 6) Перелётные птицы готовятся в дальнюю дорогу. 7) Вот стройные к..сяки жур..влей пот..нулись над п..лями, л..сами, г..рами. 8) «Возвр..щайтесь к нам в..сной!» – кр..чат им вслед р..бята.

Докажите, что это текст, озаглавьте его. Определите тип речи. Найдите средства художественной выразитель - ности. Выделите грамматическую основу предложений первого абзаца. Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы? Чем отличается первое предложение от других предложений текста? Начертите схему последнего предложения. Какое правило мы должны помнить?
  • Докажите, что это текст, озаглавьте его.
  • Определите тип речи.
  • Найдите средства художественной выразитель - ности.
  • Выделите грамматическую основу предложений первого абзаца.
  • Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?
  • Чем отличается первое предложение от других предложений текста?
  • Начертите схему последнего предложения. Какое правило мы должны помнить?

ТИПЫ РЕЧИ ПОВЕСТВОВАНИЕ – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях, последовательно сменяющих друг друга. ОПИСАНИЕ – это словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков. РАССУЖДЕНИЕ – это словесное доказательство, объяснение, размышление.

ТИПЫ РЕЧИ

  • ПОВЕСТВОВАНИЕ – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях, последовательно сменяющих друг друга.
  • ОПИСАНИЕ – это словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков.
  • РАССУЖДЕНИЕ – это словесное

доказательство, объяснение, размышление.

ТЕСТ  Верно ли выписаны словосочетания из предложения?  1. Листья на деревьях меняют свою окраску.  А) листья меняют;  Б) свою окраску; В) на деревьях;  Г) меняют окраску.  А) листья меняют;  Б) свою окраску; В) на деревьях;  Г) меняют окраску.  2 . Их разноцветные одёжки оживляют засыпающий лес.  2 . Их разноцветные одёжки оживляют засыпающий лес.  А) их разноцветные;  Б) одёжки оживляют;  В) засыпающий лес;  Г) разноцветные одёжки.

ТЕСТ Верно ли выписаны словосочетания из предложения?

1. Листья на деревьях меняют свою окраску.

А) листья меняют;

Б) свою окраску;

В) на деревьях;

Г) меняют окраску.

  • А) листья меняют; Б) свою окраску; В) на деревьях; Г) меняют окраску.

2 . Их разноцветные одёжки оживляют засыпающий лес.

  • 2 . Их разноцветные одёжки оживляют засыпающий лес.

А) их разноцветные;

Б) одёжки оживляют;

В) засыпающий лес;

Г) разноцветные одёжки.

Разберите по составу слово: устроились   Устроились

Разберите по составу слово: устроились

Устроились

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  • Могут ли быть предложения без грамматической основы?
  • Как связаны подлежащее и сказуемое в предложении? В чем проявляется эта связь? Приведите примеры.
  • Какова роль второстепенных членов в образовании смысла предложения? Приведите примеры.
Заполните пустые графы таблицы. Определение Значение Дополнение К какому слову в предложении относится Обстоятельство Словами каких частей речи выражается Примеры

Заполните пустые графы таблицы.

Определение

Значение

Дополнение

К какому слову в предложении относится

Обстоятельство

Словами каких частей речи выражается

Примеры

ФИЗМИНУТКА Схема синтаксического разбора простого предложения  Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.

ФИЗМИНУТКА

Схема синтаксического разбора простого предложения

Если я назову пару родственных слов, вы

хлопаете в ладоши. Если назову пару

слов, которые не являются родственными,

вы приседаете. Постарайтесь сосчитать,

сколько пар родственных слов будет названо.

  • Вид предложения по цели высказывания
  • Вид предложения по эмоциональной окраске
  • Грамматическая основа предложения
  • Вид предложения по наличию второстепенных членов
  • Второстепенные члены
Перелётные птицы готовятся в дальнюю дорогу. . . . (повеств., невоскл., прост., двусост., распр., полное, не осложн.)

Перелётные птицы готовятся

в дальнюю дорогу.

.

.

.

(повеств., невоскл., прост., двусост., распр., полное, не осложн.)

ОТДОХНИ-КА! Запиши расшифрованные слова,  найди орфограммы.

ОТДОХНИ-КА!

Запиши расшифрованные слова,

найди орфограммы.

ДАВАЙТЕ закончим наш урок …. Я понял, что… Мне понравилось … Я хотел, чтобы … Мне необходимо …

ДАВАЙТЕ закончим наш урок ….

Я понял, что…

Мне понравилось …

Я хотел, чтобы …

Мне необходимо …

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Подготовиться к контрольному диктанту.
  • Составить рассказ на тему «Зима», используя все виды простых предложений.
  • Составить синквейн на тему «Зима».
Интернет-ресурсы http://im5-tub.yandex.net/i?id=84197005-02 - перелётные птицы http://gif1000.narod.ru/Gif_animacija_sport/i0948rp.gif - баскетболист http://dompolnajachasa.at.ua/_pu/6/76058470.png  - кот Леопольд

Интернет-ресурсы

http://im5-tub.yandex.net/i?id=84197005-02

- перелётные птицы

http://gif1000.narod.ru/Gif_animacija_sport/i0948rp.gif - баскетболист

http://dompolnajachasa.at.ua/_pu/6/76058470.png

- кот Леопольд


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Синтаксис

Автор: Аммосова Надежда Николаевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103739

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока русского языка  по теме " Синтаксис и пунктуация" в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(97) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "246243"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446315872"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "С?з тіркесі синтаксисі "
    ["seo_title"] => string(23) "soz-tirkiesi-sintaksisi"
    ["file_id"] => string(6) "147311"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419355560"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "С?з тіркесі туралы т?сінік.Синтаксис."
    ["seo_title"] => string(33) "soztirkiesituralytusiniksintaksis"
    ["file_id"] => string(6) "316089"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460020296"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Музыкальный синтаксис на уроке сольфеджио""
    ["seo_title"] => string(40) "muzykalnyi_sintaksis_na_uroke_solfedzhio"
    ["file_id"] => string(6) "645155"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1707121184"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Понятие о синтаксисе и пунктуации" "
    ["seo_title"] => string(37) "poniatiie-o-sintaksisie-i-punktuatsii"
    ["file_id"] => string(6) "118653"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413208948"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства