Тема: Синтаксис. 5 класс.
Цели урока:
- Образовательная: повторить и обобщить знание лингвистических понятий данной темы, проверить умения выделять основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания в разных видах предложений, выделять тему текста.
- Развивающая: развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора.
- Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, тест, учебник русского языка, 5 класс, под редакцией Е.А.Быстровой
Технология: использование ИКТ, тестовая, опорная , здоровьесберегающая
План урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Повторение – 2 мин.
- Закрепление – 10 мун.
- Упражнения – 20 мин.
- Защита – 10 мин.
- Итог – 1 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока:
- Организационный момент. Мотивация учащихся
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Слайды 2.3
II . Терминологический диктант
Слайд 4.(нажать кнопки)
- Какой раздел изучает предложения, словосочетания?
- Оно состоит из двух слов, одно из которых – главное.
- Главные члены предложения составляют …
- Предложения, которые повествуют о чём-либо, называются ….
- Предложения, которые содержат просьбу или приказ, называются … .
- Предложения, помогающие нам выразить свои чувства, называются … .
- Перечислите второстепенные члены предложения.
- Предложение, в котором грамматическая основа состоит только из подлежащего или только из сказуемого, называется … .
Слайды 5
Прочитайте ещё раз термины, записанные в тетради, определите тему урока и цель нашей работы на сегодня.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
- Синтаксис.
- Словосочетание.
- Грамматическая основа.
- Повествовательное.
- Побудительное.
- Восклицательное.
- Дополнение, определение, обстоятельство.
- Односоставное
- Работа с текстом
Слайд 6.
1) Наступает осень. 2) Дни ст..новятся к..роче, и солнце по..вляется реже. 3) Листья на д..ревьях м..няют св..ю окраску. 4) Их разноцветные одёжки оживляют засыпающий лес.
5) Багряные, з..л..тые листья медленно оп..дают и шуршат под н..гами. 6) Перелётные птицы готовятся в дальнюю дорогу. 7) Вот стройные к..сяки жур..влей пот..нулись над п..лями, л..сами, г..рами. 8) «Возвр..щайтесь к нам в..сной!» – кр..чат им вслед р..бята.
Слайд 7.
Задания:
- Докажите, что это текст. Озаглавьте его.
- Найдите изобразительные средства.
- Определите тип речи.
- Выделите грамматическую основу предложений первого абзаца.
- Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?
- Чем отличается первое предложение от других предложений текста?
- Начертите схему последнего предложения. Какое правило мы должны помнить?
Слайд 8.
Типы речи
Повторение типов речи (по гиперссылке открывается слайд-справка)
- ПОВЕСТВОВАНИЕ – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях, последовательно сменяющих друг друга.
- ОПИСАНИЕ – это словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков.
- РАССУЖДЕНИЕ – это словесное
доказательство, объяснение, размышление.
Слайд 9.
- Тест.
Верно ли выписаны словосочетания из предложения? Вспомним, что такое словосочетание, что не является словосочетанием.
1. Листья на деревьях меняют свою окраску.
А) листья меняют;
Б) свою окраску;
В) на деревьях;
Г) меняют окраску.
2. Их разноцветные одёжки оживляют засыпающий лес.
А) их разноцветные;
Б) одёжки оживляют;
В) засыпающий лес;
Г) разноцветные одёжки.
V. Работа с текстом по учебнику.
Упр. 276. Прочитать рассказ Ю.Коваля «Снегири и коты».
Задание:
- Выпишите из текста предложения, в которых сказуемое распространяется обстоятельством. Поставьте вопросы к обстоятельствам. Какие обстоятельства действия они поясняют: времени, места, причины и т.п.?
- К какому типу речи отнести рассказ? Докажи.
Слайд 10.
Разберите по составу слово: устроились.
Слайд 11.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
- Могут ли быть предложения без грамматической основы?
- Как связаны подлежащее и сказуемое в предложении? В чем проявляется эта связь? Приведите примеры.
- Какова роль второстепенных членов в образовании смысла предложения? Приведите примеры.
Слайд 12
Заполните пустые графы таблицы.(Таблицы раздаются учащимся)
Определение
Дополнение
Обстоятельство
Значение
К какому слову в предложении относится
Словами каких частей речи выражается
Примеры
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Если я назову пару родственных слов, вы
хлопаете в ладоши. Если назову пару
слов, которые не являются родственными,
вы приседаете. Постарайтесь сосчитать,
сколько пар родственных слов будет названо.
Слайд 13.
Схема синтаксического разбора простого предложения
- Вид предложения по цели высказывания
- Вид предложения по эмоциональной окраске
- Грамматическая основа предложения
- Вид предложения по наличию второстепенных членов
- Второстепенные члены
- Выпишите предложение, сделайте по схеме синтаксический разбор.
Слайд 14.
Перелётные птицы готовятся в дальнюю дорогу. (повеств., невоскл., прост., двусост., распр., полное, не осложн.) программа 1С
- ОТДОХНИ-КА!
Cлайд 15.
Вам необходимо разгадать ребусы и в словах-отгадках найти орфограммы.
Почки, пальцы, помидор.
Слайд 16.
- ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ
Я понял, что…
Мне понравилось …
Я хотел, чтобы …
Мне необходимо …
Слайд 17.
- Домашнее задание
1. Подготовиться к контрольному диктанту.
2. Составить рассказ на тему «Зима», используя все виды простых предложений.
3. Составить синквейн на тему «Зима».
- Итог урока. Выставление оценок.