kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подобран для подготовки к ГИА, позволяет вспомнить теоретический материал. Дан алгоритм выполнения экзаменационного задания. Приведены примеры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксические связи слов в словосочетаниях»

Готовимся к ГИА! Синтаксис Словосочетание  СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ (Задание 7) Автор: Михеева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы, ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус»

Готовимся к ГИА!

Синтаксис

Словосочетание

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

(Задание 7)

Автор:

Михеева Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус»

Цель урока Знать :  виды подчинительной связи в словосочетаниях Уметь :  Заменять словосочетание, построенное на основе одного вида связи, синонимичным словосочетанием с другим видом связи (задание 7 ГИА ) Сформировать :  навык выполнения задания 7 ГИА

Цель урока

Знать :

виды подчинительной связи в словосочетаниях

Уметь :

Заменять словосочетание, построенное на основе одного вида связи, синонимичным словосочетанием с другим видом связи (задание 7 ГИА )

Сформировать :

навык выполнения задания 7 ГИА

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание называет предметы, действия, признаки в их отношениях. В зависимости от принадлежности  главного слова к той или иной части речи выделяются словосочетания НАРЕЧНЫЕ очень хорошо ИМЕННЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ петь песню, лучший праздник, праздник в декабре замечательно петь

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ –

это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Словосочетание называет

предметы, действия, признаки в их отношениях.

В зависимости от принадлежности

главного слова к той или иной части речи выделяются словосочетания

НАРЕЧНЫЕ

очень хорошо

ИМЕННЫЕ

ГЛАГОЛЬНЫЕ

петь песню,

лучший праздник, праздник в декабре

замечательно петь

Виды связи в словосочетаниях подчинительная сочинительная связь между синтаксически    связь,  при которой равноправными единицами  одно слово зависит от другого   (словами) Фабрики и заводы. Не утром, а вечером.  Трудно, но интересно.  

Виды связи в словосочетаниях

подчинительная

сочинительная

связь между синтаксически 

  связь,

при которой

равноправными единицами

одно слово зависит от другого

  (словами)

Фабрики и заводы.

Не утром, а вечером. 

Трудно, но интересно.  

Виды подчинительной связи в словосочетании примыкание согласование управление Зависимое слово – неизменяемая часть речи или Зависимое слово – изменяемая часть речи, но в данном словосочетании стоит только в одной, определённой форме  инфинитив глагола Зависимое слово изменяется вместе с главным по родам, числам и падежам Работать молча; идти смеясь; мечта прочитать Мой портфель – моего портфеля; зелёный лист – зелёных листьев; улыбающийся мальчик – улыбающимися мальчиками Портфель друга – портфеля друга; с портфелем друга; решить задачу – решаю задачу

Виды подчинительной связи в словосочетании

примыкание

согласование

управление

Зависимое слово – неизменяемая часть речи или

Зависимое слово – изменяемая часть речи, но в данном словосочетании стоит только в одной, определённой форме

инфинитив глагола

Зависимое слово изменяется вместе с главным по родам, числам и падежам

Работать молча;

идти смеясь;

мечта прочитать

Мой портфель – моего портфеля;

зелёный лист – зелёных листьев; улыбающийся мальчик – улыбающимися мальчиками

Портфель друга – портфеля друга;

с портфелем друга; решить задачу – решаю задачу

ЗАПОМНИТЕ!  Способ связи легче всего определить по зависимому слову (какой частью речи оно выражено) . примыкание согласование управление Зависимое слово выражено: Зависимое слово выражено:  Прилагательным:  зелёный луг;  Существительным: иду в школу; лес вокруг школы;  Местоимением (похожим на существительное): письмо для меня  Местоимением (похожим на прилагательное):  мой портфель;  Причастием: летящий шар;  Порядковым числительным: второй этаж Зависимое слово выражено:  Наречием: говорить тихо;  Деепричастием: меняемся не глядя; Неопределённой формой глагола: уехал учиться . ЗАПОМНИТЕ! Способ связи определяется  НЕ по главному,  а только по зависимому слову !  Не важно , на какой вопрос отвечает зависимое слово в данном словосочетании, важно – какой частью речи оно выражено !

ЗАПОМНИТЕ!

Способ связи легче всего определить по зависимому слову

(какой частью речи оно выражено) .

примыкание

согласование

управление

Зависимое слово выражено:

Зависимое слово выражено:

  • Прилагательным:

зелёный луг;

  • Существительным: иду в школу; лес вокруг школы;
  • Местоимением (похожим на существительное): письмо для меня
  • Местоимением (похожим на прилагательное):

мой портфель;

  • Причастием: летящий шар;
  • Порядковым числительным: второй этаж

Зависимое слово выражено:

  • Наречием: говорить тихо;
  • Деепричастием: меняемся не глядя;
  • Неопределённой формой глагола: уехал учиться .

ЗАПОМНИТЕ!

Способ связи определяется  НЕ по главному,

а только по зависимому слову ! Не важно , на какой вопрос отвечает зависимое слово в данном словосочетании, важно – какой частью речи оно выражено !

ЗАПОМНИТЕ!   Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое)  НЕ ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием!  Однородные члены предложения словосочетанием с подчинительной связью НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!

ЗАПОМНИТЕ!

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое)

НЕ ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием!

Однородные члены предложения словосочетанием с подчинительной связью НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!

Выполним задания

Выполним задания

Задание 7 ГИА: Замените словосочетание «стеклянная дверь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: Алгоритм действий:  Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, задав от одного к другому вопрос.  Главное слово оставьте без изменения . В центре внимания зависимое слово! Определите, какой частью речи оно выражено.  Прочитайте в задании, какой тип связи нужно получить. Если нужно преобразовать СОГЛАСОВАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ , то ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ заменяем однокоренным СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ:  Прил. Стеклянная дверь (согласование) дверь из стекла (управление) Сущ.

Задание 7 ГИА:

Замените словосочетание «стеклянная дверь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

Алгоритм действий:

  • Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, задав от одного к другому вопрос.
  • Главное слово оставьте без изменения . В центре внимания зависимое слово! Определите, какой частью речи оно выражено.
  • Прочитайте в задании, какой тип связи нужно получить.
  • Если нужно преобразовать СОГЛАСОВАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ , то ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ заменяем однокоренным СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ:

Прил.

Стеклянная дверь (согласование)

дверь из стекла

(управление)

Сущ.

Задание 7 ГИА: Замените словосочетание «яростно рубить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: Алгоритм действий:  Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, задав от одного к другому вопрос.  Главное слово оставьте без изменения . В центре внимания зависимое слово! Определите, какой частью речи оно выражено.   Прочитайте в задании, какой тип связи нужно получить.   Если необходимо преобразовать ПРИМЫКАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ , значит НАРЕЧИЕ заменяем однокоренным СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ (можно использовать предлог). Нар. Яростно рубить (примыкание) Сущ. Рубить с яростью (управление)

Задание 7 ГИА:

Замените словосочетание «яростно рубить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

Алгоритм действий:

  • Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, задав от одного к другому вопрос.
  • Главное слово оставьте без изменения . В центре внимания зависимое слово! Определите, какой частью речи оно выражено.
  •   Прочитайте в задании, какой тип связи нужно получить.
  • Если необходимо преобразовать ПРИМЫКАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ , значит НАРЕЧИЕ заменяем однокоренным СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ (можно использовать предлог).

Нар.

Яростно рубить

(примыкание)

Сущ.

Рубить с яростью

(управление)

Задание 7 ГИА: Замените словосочетание «директор школы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласования. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: Сущ. Директор школы Алгоритм действий: (управление)  Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, задав от одного к другому вопрос.  Главное слово оставьте без изменения . В центре внимания зависимое слово! Определите, какой частью речи оно выражено.  Прочитайте в задании, какой тип связи нужно получить.  Если нужно преобразовать УПРАВЛЕНИЕ В СОГЛАСОВАНИЕ , то существительное заменяем однокоренным прилагательным. Школьный директор (согласование) Прил.

Задание 7 ГИА:

Замените словосочетание «директор школы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласования. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

Сущ.

Директор школы

Алгоритм действий:

(управление)

  • Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, задав от одного к другому вопрос.
  • Главное слово оставьте без изменения . В центре внимания зависимое слово! Определите, какой частью речи оно выражено.
  • Прочитайте в задании, какой тип связи нужно получить.
  • Если нужно преобразовать УПРАВЛЕНИЕ В СОГЛАСОВАНИЕ , то существительное заменяем однокоренным прилагательным.

Школьный директор

(согласование)

Прил.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

           Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)  1. каша из гречки – __________________  2. снаряд для спортсменов – ______________________  3. тропинка в гору - _______________________________  4. человек без совести - ____________________________  5. вопрос по литературе - _______________________________    Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ  1. бессонная ночь - ___________________  2. подземный переход -__________________  3. алгебраическая задача -___________________  4. клетчатый шарф -_________________________  5. полковое знамя -______________________  6. солнечная энергия -___________________ Задание 3 .  ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот)  1. говорил с тревогой – ______________________________  2. ждал с напряжением – _______________________________  3. охранял с заботой – __________________________________  4. глядел со смущением – ________________________________  5. уезжал со спокойствием - _______________________________   Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ  1. жалостно посмотрел – _______________________________  2. смело спрыгнул – __________________________________  3. устало шагал – ________________________________________  4. осторожно слез – ______________________________________

Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот) 1. каша из гречки – __________________ 2. снаряд для спортсменов – ______________________ 3. тропинка в гору - _______________________________ 4. человек без совести - ____________________________ 5. вопрос по литературе - _______________________________

Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ 1. бессонная ночь - ___________________ 2. подземный переход -__________________ 3. алгебраическая задача -___________________ 4. клетчатый шарф -_________________________ 5. полковое знамя -______________________ 6. солнечная энергия -___________________

Задание 3 . ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот) 1. говорил с тревогой – ______________________________ 2. ждал с напряжением – _______________________________ 3. охранял с заботой – __________________________________ 4. глядел со смущением – ________________________________ 5. уезжал со спокойствием - _______________________________

Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ 1. жалостно посмотрел – _______________________________ 2. смело спрыгнул – __________________________________ 3. устало шагал – ________________________________________ 4. осторожно слез – ______________________________________

Молодцы! Спасибо за работу.

Молодцы!

Спасибо за работу.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ.   Интернет-ресурсы: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/125-pravopisaniebezudarnoyglasnoyvkorneslova.html http://www.yamal.org/ook/doc/ook-korn(p).htm http://orthographia.ru/orfografia.php?sid=14 http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=bukvi_posle_z http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/133-pravopisaniemyagkogoznaka.html   http://rus.1september.ru/index.php?year=2009&num=08 - Газета

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ.

 

  • Интернет-ресурсы:
  • http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/125-pravopisaniebezudarnoyglasnoyvkorneslova.html
  • http://www.yamal.org/ook/doc/ook-korn(p).htm
  • http://orthographia.ru/orfografia.php?sid=14
  • http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=bukvi_posle_z
  • http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/133-pravopisaniemyagkogoznaka.html
  •  
  • http://rus.1september.ru/index.php?year=2009&num=08 - Газета "Русский язык" и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка».
  • http://www.gramota.ru  - Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».
  • http://www.edu.ru/moodle/
  • http://www.levi.air.ru/tema/ZAVISIMOSTI/kotiknarkotik.htm
  • http://www.litra.ru/shortwork/
  • http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test102.xml
  • http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test117.xml
  • Фестиваль педагогический идей. Открытый урок. [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://festival.1september.ru/craft/
  • Социальная сеть работников образования nsportal.ru.

 

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Синтаксические связи слов в словосочетаниях

Автор: Михеева Марина Александровна

Дата: 31.08.2016

Номер свидетельства: 341795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Открытый урок русского языка в 8 классе Тема." Словосочетание.Синтаксические связи слов в словосочетании"."
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_russkogo_iazyka_v_8_klasse_tema_slovosochetanie_sintaksicheskie_sv"
    ["file_id"] => string(6) "485742"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542223028"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект практического занятия со студентами СПО "Словосочетание" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-praktichieskogho-zaniatiia-so-studientami-spo-slovosochietaniie"
    ["file_id"] => string(6) "175259"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424254582"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока на тему: Словосочетание. Связь слов в словосочетании: смысловая и грамматическая. "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slovosochietaniie-sviaz-slov-v-slovosochietanii-smyslovaia-i-ghrammatichieskaia"
    ["file_id"] => string(6) "216145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432883113"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи."
    ["seo_title"] => string(62) "vidy-sintaksichieskoi-sviazi-sriedstva-sintaksichieskoi-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "253329"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447586407"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Синтаксическая связь в слове и предложениях . Согласование"
    ["seo_title"] => string(61) "sintaksichieskaiasviazvslovieipriedlozhieniiakhsoghlasovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "330397"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464247079"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства