Данная презентация поможет учителю объяснить принципы написания сочинения на ЕГЭ (задания 27) в новом формате. Теоретический материал излагается с примерами. Особое внимание обращается на написание комментария.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Задание 27. Подготовка к сочинению»
Сочинение ЕГЭ. Комментарий
Примеры-иллюстрации и Смысловая связь между ними
Что такое смысловая связь?
Смысловая связь – это логическая связь между микротемами текста (абзацами). В нашем сочинении между примерами –иллюстрациями проблемы.
Смысловая связь может строиться на разных смысловых отношениях между примерами (микротемами, абзацами)
1. Причинно – следственная связь
следствие
причина
поэтому, отсюда следует, в результате этого, значит, следовательно, вследствие этого, в связи с этим, благодаря этому…
потому что, так как, из-за того что, в связи с тем что, поскольку
Сегодня дождь, ПОЭТОМУ я взяла зонт
Я взяла зонт, ПОТОМУ ЧТО сегодня дождь.
Семья мальчика рассказала всем в городе о поступке Селивана
Изменилось отношение людей
Изменилось отношение людей
потому что
Семья мальчика рассказала всем в городе о поступкеСеливана
Если видим в тексте причинно-следственную часть, то, как правило, есть то, что изменилось .
Примером, позволяющим понять проблему текста,является антитеза, которая показывает, как меняется отношение людей к владельцу постоялого двора - Селивану. Все в округе считали его «колдуном», «разбойником , «злодеем» и «пугалом», все знали, что он «вор», всем он представлялся «страшным», все его не любили.Повтор слова «все» у автора не случаен. Этот приём подчёркиваетмасштаб неприятия Селивана людьми, его одиночество среди них. Но впоследствии он стал людям «хорош и приятен», для всех сделался человеком любимым и почитаемым. На его «опороченный дворишко» «стали люди заезжать», «пошёл доход»...Именно такое явное противопоставлениепозволяет ярко представить жизнь Селивана «ДО» и «ПОСЛЕ».
Говоря о действиях членов семьи рассказчика, автор подчёркивает, что мнение людей изменила активная, деятельная благодарность и искреннее желание понять, что важно именно для Селивана. Мы понимаем, что именно от этой семьи в городе и округе узнали о честности и благородстве Селивана. Для него было сделано самое главное – возвращено его честное имя. Семья мальчика, не жалея времени, несколько раз приезжала к нему, своим примером показывая всем, что это совершенно безопасно.
Между поведением родителей рассказчика и новым отношением людей к Селивану очень тесная связь. Если бы не признательность семьи, если бы не искреннее желание помочь Селивану, мнение «всех» никогда бы не изменилось.
2. Дополнение и уточнение данной информации
1 пример – иллюстрация + 2 пример – иллюстрация = ПОЛНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1 пример
Рассказ о поступке Селивана
+
2 пример
Изображение его физического состояния
Тяжело дыша, задыхался от непомерно скорой ходьбы, от сильного внутреннего волнения, сел на стул и опустил руки и голову, всё бёг, хотел догнать, задохнулся…
Второй пример уточняет, дополняет информацию первого. Можно вводить с помощью речевых клише:
Также, вместе с тем, кроме того
1-й пример
Рассказ о поступке Селивана
2-й пример
смысловая связь между ними
Изображение его физического состояния
Описание физического состояния героя делает его поступок особенно значимым, подчёркивает, что он совершенно не думает о себе.
Рассказ о поступке Селивана производит на нас особенно сильное впечатление именно в сочетании с описанием его физического состояния. Этот человек не думает о себе, не считается со своим здоровьем. Он мог бы ждать у себя дома, пока уехавшие обнаружат пропажу и вернутся за ней (и в этом нет ничего нечестного), но он делает всё, чтобы люди как можно быстрее получили шкатулку с деньгами.Описание физического состояния героя делает его поступок особенно значимым.
Внимание!
Текст, который мы пишем должен быть САМОДОСТАТОЧНЫМ, то есть любой читающий должен всё понять только из нашего текста. В этом случае перед рассказом о поступке Селивана понадобится кратко (очень кратко!) ввести читателя в курс дела – рассказать о вынужденном ночлеге и о пропаже шкатулки.
3. Противопоставление частей информации
Информация 1
Информация 2
но, однако, зато…
Предположения исправника и семьи рассказчика
Скрылся со шкатулкой
Реальность…
...тяжело дыша, вошёл Селиван со шкатулкой в руках
Многолетнее отношение
людей к Селивану
Колдун, разбойник, вор, все не любят…
Новое отношение людей к Селивану
Для всех сделался человеком любимым и почитаемым
Автор показывает, как много лет люди в городе и округе относились к Селивану. Все считали его «колдуном», «разбойником», «злодеем» и «пугалом», все знали, что он «вор», всем он представлялся «страшным», все его не любили.
Но далееН.С. Лесков пишет о том, что Селиван стал людям «хорош и приятен», для всех сделался человеком любимым и почитаемым. На его «опороченный дворишко» «стали люди заезжать», «пошёл доход»...
Именно такое явное противопоставление позволяет понять, как изменилась жизнь героя ИЛИ (при другой проблеме) позволяет понять, какую роль сыграла семья рассказчика в его жизни.
4. Сопоставление частей информации
Информация 1
Информация 2
так (же), таким (же) образом, аналогично,тогда как, в то время как…
Хорошее отношение людей к Селивану
имеет причину
в то время как
Плохое отношение людей к Селивану
беспричинно
(в предложенном фрагменте)
Хорошее отношение людей к Селивану
основано на его поступке
в то время как
Плохое отношение людей к Селивану
основано только на его внешности
(в рассказе "Пугало")
1-й пример
2-й пример
По приведённому фрагменту совершенно непонятно, почему много лет люди так плохо относились к Селивану.
Если прочитать рассказ «Пугало» полностью, становится ясно, что к Селивану относились плохо, потому что он был страшен собой и нелюдим
Новое отношение людей к Селивану связано с тем, что все узнали о его честном и благородном поступке
смысловая связь между ними
Из сопоставления этих примеров рождается очень грустная мысль: наше плохое отношение к людям часто беспричинно и ни на чём не основано.
например, так, именно, другими словами, иначе говоря…
Обобщение автора
поясняется
Авторская мораль
(чем?)
Уж сколько раз твердили миру…
Сюжетная часть басни
История вороны и лисицы
Рассуждение автора
Рассуждение Н. Тэффи о любви-страсти и любви-нежности
поясняется
Пример из жизни героя
(чем?)
История женщины, ухаживающей за больным грубым мужем
6. Обобщение, вывод, итог предыдущей информации
Информация 1
становится основой для обобщения
Информации 2
таким образом, итак, короче говоря, следовательно
Сюжетная часть басни
Мартышка к старости
становится основой для обобщения автора
слаба глазами стала
авторская мораль
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Алгоритм работы
Определяю стиль текста (художественный или публицистический)
Определяю систему героев (художественный)/ определяю систему рассуждений автора (публицистический)
Определяю, нравятся ли автору герои. Определяю, за что они могут нравится или не нравится. Такую же работу провожу со своим читательским отношением к героям.
Выхожу на проблематику, в зависимости от того, за что герои могут нравиться или нет, каких героев буду рассматривать: всех, одного главного, двух, связанных друг с другом героев.
Это очень простой, но очень эффективный «инструмент» выхода на проблему и позицию . Если герой автору нравится, мы понимаем за что. Значит, надо быть таким, как этот герой. Это рабочий вариант авторской позиции.
Если герой автору не нравится, мы понимаем, каким не надо быть. И мы опять выходим на позицию: нельзя быть … Ещё раз хочу отметить, что это рабочий, краткий вариант позиции.
То абстрактное существительное, которое объясняет нам, за что герой автору нравится или не нравится, и будет ключевым в формулировке проблемы .
Определяю стиль текста (художественный или публицистический)
Определяю систему героев (художественный)/ определяю систему рассуждений автора (публицистический)
Определяю, нравятся ли автору герои. Определяю, за что они могут нравится или не нравится. Такую же работу провожу со своим читательским отношением к героям.
Выхожу на проблематику, в зависимости от того, за что герои могут нравиться или нет, каких героев буду рассматривать: всех, одного главного, двух, связанных друг с другом героев.
5. Определяю, о каких примерах из текста я могу написать наиболее ярко?
Какую проблему иллюстрируют эти примеры? Эту проблему и выбираю.
6. Составляю «скелет» сочинения.
Селиван
Семья
1. Честность
«Все»
2. Внутренняя красота (если рассматривать рассказ «Пугало» полностью, а не только предложенный для анализа фрагмент)