Программа факультативного курса «Подготовка обучающихся 11 класса к части С ЕГЭ по русскому языку»
Программа факультативного курса «Подготовка обучающихся 11 класса к части С ЕГЭ по русскому языку»
Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является написание сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста. Это задание позволяет выявить состояние коммуникативной компетентности выпускников средней школы, сформированность рецептивных и продуктивных коммуникативных умений: умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного, умения последовательно излагать собственные мысли, использовать в письменной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, оформлять письменную речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными правилами и нормами литературного языка.Данный факультативный курс предназначен для подготовки выпускников 11 класса к написанию сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «Подготовка обучающихся 11 класса к части С ЕГЭ по русскому языку» »
Программа факультативного курса
«Подготовка обучающихся 11 класса к части С ЕГЭ по русскому языку»
Пояснительная записка
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с авторскими программами по русскому языку:
1) М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2003 г.
2) А.И. Власенков «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., Просвещение, 2013 г.
(Программы для общеобразовательной школы, утверждённые Министерством образования РФ, входящие в Федеральный перечень).
Цели и задачи изучения курса.
Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является написание сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Это задание позволяет выявить состояние коммуникативной компентности выпускников средней школы, сформированность рецептивных и продуктивных коммуникативных умений: умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного, умения последовательно излагать собственные мысли, использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Данный факультативный курс предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Цель данного курса: обеспечение качественной подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Задачи:
Совершенствовать умения:
понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);
определять тему текста, проблему, позицию автора;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст;
развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
выбирать необходимый стиль и тип речи;
отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Методы и формы обучения: эвристическая беседа, проблемные задания, выполнение творческих работ, практикумы, работа с текстом, анализ языкового материала, работа с таблицей, групповая работа, сочинение, исследование, редактирование, эксперимент, моделирование, стилистический анализ.
Общая характеристика курса.
Данный факультатив предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Подготовка к части С ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс рассчитан на учащихся 11 класса общеобразовательного уровня.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Место курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ « Хотиловская СОШ» Бологовского района Тверской области
на изучение курса «Подготовка обучающихся 11 класса к части С ЕГЭ по русскому языку» в 11 классе отводится 1ч в неделю. Программа рассчитана на 35часов (35учебных недель).
Планируемые результаты изучения курса:
Предметные результаты
Знать трудные случаи правописания
Понимать их роль в общекультурном развитии человека
Объяснять языковое явление
Уметь применять знания при тестировании
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сочинение.
Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.
Работать над расширением словарного запаса.
Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.
Самостоятельно распределять время на выполнение заданий.
Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке.
Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка.
Правильно отмечать в бланке вариант ответа.
Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.
Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
Определять синтаксические конструкции.
Метапредметные:
Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Личностные:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Тематическое планирование.
№
п/п
Наименование темы, раздела
Количество часов
1.
Проблема текста
5
2.
Комментарий к проблеме
4
3.
Авторская позиция
4
4.
Аргументация собственной позиции
5
5
Композиция сочинения-рассуждения
4
6
Речевое оформление сочинения
5
7
Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
8
Итого:
35
Содержание программы факультатива.
Тема 1. Проблема текста (5 часов).
Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения.
Тема 2. Комментарий к проблеме (4 часа).
Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.
Тема 3. Авторская позиция (4 часа).
Авторская позиция. Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в публицистическом тексте. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения.
Тема 4. Аргументация собственной позиции (5 часов).
Аргумент. Аргументация. Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент,вывод. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения.
Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Основные средства связи между предложениями в тексте: местоимения, предлоги, союзы, вводные слова, синонимы, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, порядок слов. Виды и формы вступления: проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, создание определённого эмоционального настроя, обращение к фактам биографии автора, его взглядам и убеждениям, описание чувств, мыслей и впечатлений, возникших после чтения текста. Виды заключения: обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, призыв, обращение к читателю, использование цитат.
Тема 6. Речевое оформление сочинения (5 часов).
Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, ошибочное образование форм частей речи, нарушение согласования и управления, ошибки в построении простого, осложнённого и сложного предложения. Речевые ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неуместное использование просторечных слов, фразеологизмов, эмоционально-окрашенных слов или слов иной стилистической окраски, смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм), неоправданное повторение одного и того же слова,ошибки при употреблении фразеологизмов. Логические ошибки: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развёртывания мыслей, отсутствие связей между высказываниями. Фактические ошибки: подмена понятий и фактов, неверная характеристика примера или явления.
Тема 7. Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (8 часов).
Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Практическая работа по оцениванию сочинений и написание собственных творческих работ.
Календарно-тематическое планирование.
Наименование темы, раздела
Вид занятия
Количество часов
Виды самостоятельной работы.
Дата проведения занятия
Планируемая
Фактическая
1. Основные требования к сочинению- рассуждению в формате ЕГЭ.
Практикум
1
Заполнение бланков ЕГЭ.
2.Тема, основная мысль текста, проблема
Практикум
1
Работа с текстами
3.Типы проблем.
Практикум
1
Работа с текстами
4 Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах.
Практикум
1
Работа с текстами
5.Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы
Практикум
1
Работа с текстами
6.Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения
Практикум
1
Работа с
тестами
7.Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный
Практикум
1
Работа с текстами
8. Типы информации в тексте.
Практикум
1
Работа с текстами
9.Типовые конструкции для комментирования проблемы.
Практикум
1
Работа с текстами
10.Урок-практикум по написанию комментария
Практикум
1
Работа с текстами
11.Авторская позиция. Средства выражения авторской позиции .
Практикум
1
Работа с текстами
12 Авторская позиция в публицистическом тексте.
Практикум
1
Работа с текстами
13.Авторская позиция в художественном тексте.
Практикум
1
Работа с текстами
14.Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Практикум по формулировке авторской позиции.
Практикум
1
Работа с текстами
15.Аргумент. Аргументация. Виды аргументов.
Практикум
1
Работа с текстами
16.Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая.
Практикум
1
Работа с текстами
17.Структура аргумента. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения.
Практикум
1
Работа с текстами
18-19 .Практикум по аргументации проблемы.
Практикум
2
Работа с текстами
20.Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста
Практикум
1
Работа с текстами
21.Виды и формы вступления.
Практикум
1
Работа с текстами
22.Виды заключения
Практикум
1
Работа с текстами
23.Практикум по устранению ошибок в композиционном построении сочинения-рассуждения.
25.Грамматические нормы и ошибки, связанные с их нарушением.
Практикум
1
Работа с текстами
26.Лексические нормы и ошибки, связанные с их нарушением.
Практикум
1
Работа с текстами
27.Практикум по устранению грамматических и речевых ошибок.
Практикум
1
Работа с текстами
28.Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Практикум
1
Работа с текстами
29-34. Практикум по оцениванию сочинений и написание собственных творческих работ.
Практикум
5
Работа с текстами
Учебно-методическое обеспечение и литература.
Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы/ Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011
2. Васильевых, И.П., Гостева, Ю.Н. ЕГЭ 2013.Русский язык. Типовые тестовые задания/И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. – М.: Экзамен, 2014.
3. Львов, В.В., Гостева, Ю.Н., Васильевых, И.П., Пучкова, Л.И., Егораева, Г.Т. ЕГЭ-2013. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С)/В.В.Львов, Ю.Н.Гостева, И.П.Васильевых, Л.И.Пучкова, Г.Т.Егораева. – М.: Экзамен, 2014.
4. Сенина, Н.А. Русский язык. Тематические тесты/ Сенина Н.А. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 кл. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014.
5. Базовое пособие: Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. — Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
6. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. — М.: Айрис-пресс, 2007.
7. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Русский язык / Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Капиносс В.И. и др. — М., 2014.
8. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. — М.: АСТ: Астрель, 2011.
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
гуманитарного цикла
от «____»___________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________ /Т.М.Сайганова/
от «_____»_____________ 2014 г.
«Утверждено»
Директор школы
_____________ /Л.А.Ковтун/
от «_____»_____________ 2014 г.
Рабочая программа факультативного курса
по русскому языку
«Подготовка обучающихся 11 класса к части С ЕГЭ по русскому языку»