kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультативного курса «Подготовка обучающихся 11 класса к части С ЕГЭ по русскому языку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является написание сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста. Это задание позволяет выявить состояние коммуникативной компетентности выпускников средней школы, сформированность рецептивных и продуктивных коммуникативных умений: умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного, умения последовательно излагать собственные мысли, использовать в письменной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, оформлять письменную речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными правилами и нормами литературного языка.Данный факультативный курс предназначен для подготовки выпускников 11 класса к написанию сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «Подготовка обучающихся 11 класса к части С ЕГЭ по русскому языку» »

Программа факультативного курса

«Подготовка обучающихся 11 класса к части С ЕГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с авторскими программами по русскому языку:

1) М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2003 г.

2) А.И. Власенков «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., Просвещение, 2013 г.

(Программы для общеобразовательной школы, утверждённые Министерством образования РФ, входящие в Федеральный перечень).

Цели и задачи изучения курса. 

Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является написание сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Это задание позволяет выявить состояние коммуникативной компентности выпускников средней школы, сформированность рецептивных и продуктивных коммуникативных умений: умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного, умения последовательно излагать собственные мысли, использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Данный факультативный курс предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.







Цель данного курса: обеспечение качественной подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Задачи:

Совершенствовать умения:

  •   понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);

  • определять тему текста, проблему, позицию автора;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;

  • комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст;

  • развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

  •  выбирать необходимый стиль и тип речи;

  • отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

  • соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Методы и формы обучения: эвристическая беседа, проблемные задания, выполнение творческих работ, практикумы, работа с текстом, анализ языкового материала, работа с таблицей, групповая работа, сочинение, исследование, редактирование, эксперимент, моделирование, стилистический анализ.

 







Общая характеристика курса.

Данный факультатив предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Курс «Подготовка к части С ЕГЭ»  призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка.  Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс рассчитан на учащихся  11 класса общеобразовательного уровня. 

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.








Место курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ « Хотиловская СОШ» Бологовского района Тверской области

на изучение курса «Подготовка обучающихся 11 класса к части С ЕГЭ по русскому языку» в 11 классе отводится 1ч в неделю. Программа рассчита­на на 35часов (35учебных недель).

    1. Планируемые результаты изучения курса:
    2. Предметные результаты
  • Знать трудные случаи правописания

  • Понимать их роль в общекультурном развитии человека

  • Объяснять языковое явление

  • Уметь применять знания при тестировании

  • Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала

  • Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

  • Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сочинение.

  • Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.

  • Работать над расширением словарного запаса.

  • Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.

  • Работать с тестовыми заданиями .

  • Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание.

  • Выполнять различные типы тестовых заданий.

  • Самостоятельно распределять время на выполнение заданий.

  • Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке.

  • Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка.

  • Правильно отмечать в бланке вариант ответа.

  • Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.

  • Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.

  • Определять синтаксические конструкции.

Метапредметные:

  • Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.


Личностные:

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.







Тематическое планирование.

п/п

Наименование   темы, раздела

Количество   часов

1.

Проблема текста

5

2.

Комментарий к проблеме


4

3.

Авторская позиция

4

4.

Аргументация собственной позиции

5

5

Композиция сочинения-рассуждения

4

6

Речевое оформление сочинения

5

7

Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

8

Итого:


35




Содержание программы факультатива.

Тема 1. Проблема текста (5 часов).

Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения.

Тема 2. Комментарий к проблеме (4 часа).

Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.

Тема 3. Авторская позиция (4 часа).

Авторская позиция. Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в публицистическом тексте. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения.

Тема 4. Аргументация собственной позиции (5 часов).

Аргумент. Аргументация. Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент,вывод. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения.

Тема 5. Композиция сочинения-рассуждения (4 часа).

Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Основные средства связи между предложениями в тексте: местоимения, предлоги, союзы, вводные слова, синонимы, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, порядок слов. Виды и формы вступления: проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, создание определённого эмоционального настроя, обращение к фактам биографии автора, его взглядам и убеждениям, описание чувств, мыслей и впечатлений, возникших после чтения текста. Виды заключения: обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, призыв, обращение к читателю, использование цитат.

Тема 6. Речевое оформление сочинения (5 часов).

Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, ошибочное образование форм частей речи, нарушение согласования и управления, ошибки в построении простого, осложнённого и сложного предложения. Речевые ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неуместное использование просторечных слов, фразеологизмов, эмоционально-окрашенных слов или  слов иной стилистической окраски, смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм), неоправданное повторение одного и того же слова, ошибки при употреблении фразеологизмов. Логические ошибки: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развёртывания мыслей, отсутствие связей между высказываниями. Фактические ошибки: подмена понятий и фактов, неверная характеристика примера или явления.

Тема 7. Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (8 часов).

Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Практическая работа по оцениванию сочинений и написание собственных творческих работ.










Календарно-тематическое планирование.

Наименование   темы, раздела

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы.

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1. Основные требования к сочинению- рассуждению в формате ЕГЭ.

Практикум

1

Заполнение бланков ЕГЭ.






2.Тема, основная мысль текста, проблема






Практикум






1







Работа с текстами






3.Типы проблем.


Практикум



1

Работа с текстами



4 Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах.


Практикум


1

Работа с текстами



5.Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы


Практикум


1


Работа с текстами



6.Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения


Практикум

1

Работа с

тестами



7.Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный




Практикум





1




Работа с текстами




8. Типы информации в тексте.


Практикум




1



Работа с текстами




9.Типовые конструкции для комментирования проблемы.


Практикум




1





Работа с текстами



10.Урок-практикум по написанию комментария


Практикум

1


Работа с текстами




11.Авторская позиция. Средства выражения авторской позиции .


Практикум





1



Работа с текстами



12 Авторская позиция в публицистическом тексте.

Практикум

1

Работа с текстами



13.Авторская позиция в художественном тексте.

Практикум



1


Работа с текстами



14.Типовые конструкции  для выражения авторской позиции. Практикум по формулировке авторской позиции.

Практикум


1


Работа с текстами



15.Аргумент. Аргументация. Виды аргументов.


Практикум






1





Работа с текстами



16.Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая.

Практикум




1

Работа с текстами



17.Структура аргумента. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения.


Практикум

1

Работа с текстами



18-19 .Практикум по аргументации проблемы.

Практикум

2

Работа с текстами



20.Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста

Практикум

1

Работа с текстами



21.Виды и формы вступления.

Практикум

1

Работа с текстами



22.Виды заключения

Практикум

1

Работа с текстами



23.Практикум по устранению ошибок в композиционном построении сочинения-рассуждения.

Практикум

1

Работа с текстами



24.Речевое оформление сочинения. Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические.

Практикум

2

Работа с текстами



25.Грамматические нормы и ошибки, связанные с их нарушением.

Практикум

1

Работа с текстами



26.Лексические нормы и ошибки, связанные с их нарушением.

Практикум

1

Работа с текстами



27.Практикум по устранению грамматических и речевых ошибок.

Практикум

1

Работа с текстами



28.Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Практикум

1

Работа с текстами



29-34. Практикум по оцениванию сочинений и написание собственных творческих работ.

Практикум

5

Работа с текстами




Учебно-методическое обеспечение и литература.

  1. Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы/ Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011

2. Васильевых, И.П., Гостева, Ю.Н. ЕГЭ 2013.Русский язык. Типовые тестовые задания/И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. – М.: Экзамен, 2014.

3. Львов, В.В., Гостева, Ю.Н., Васильевых, И.П., Пучкова, Л.И., Егораева, Г.Т. ЕГЭ-2013. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С)/В.В.Львов, Ю.Н.Гостева, И.П.Васильевых, Л.И.Пучкова, Г.Т.Егораева. – М.: Экзамен, 2014.

4. Сенина, Н.А. Русский язык. Тематические тесты/ Сенина Н.А. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 кл. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014.

5. Базовое пособие: Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. — Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

6. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. — М.: Айрис-пресс, 2007.

7. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Русский язык / Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Капиносс В.И. и др. — М., 2014.

8. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. — М.: АСТ: Астрель, 2011.

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

гуманитарного цикла

от «____»___________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________ /Т.М.Сайганова/

от «_____»_____________ 2014 г.

«Утверждено»

Директор школы

_____________ /Л.А.Ковтун/

от «_____»_____________ 2014 г.





Рабочая программа факультативного курса

по русскому языку

«Подготовка обучающихся 11 класса к части С ЕГЭ по русскому языку»



Составитель: Л.А.Ковтун

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Хотиловская СОШ»

Бологовского района Тверской области

2014 год




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ковтун Ларгия Альфредовна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238641


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства