kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Трудные случаи при изучении глагола, причастия, деепричастия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Глагол. Причастие. Деепричастие.

Цель: показать учителям работу с трудными вопросами по темам: глагол, причастие, деепричастие; ликвидировать пробелы в знаниях, умениях и навыках учителей, отработать с ними практические навыки в работе с тестовыми заданиями по данным темам.

Оборудование: интерактивная доска, тестовые задания.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
  2. Погружение.
  1. Вступительное слово о трудных вопросах, встречающихся в тестовых заданиях при подготовке к ЕНТ по темам: Глагол. Причастие. Деепричастие.

2.Работа со слайдом «Инфинитив в роли второстепенных членов предложения»:

А) Инфинитив в роли  НЕСОГЛАСОВАННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
Только надежда (какая?) спасти сына поддерживала ее.
 Им руководило стремление (какое?) выяснить истину.
Неожиданно появилась возможность (какая?) поскорее уехать из этого города

В) Инфинитив в роли ДОПОЛНЕНИЯ:
Я прошу вас (о чем?) говорить по существу дела. Отец учил меня (чему?) ходить на лодке с шестом.
 Вчера мы договорились (о чем?) поехать на дачу. За неделю он научился (чему?) кататься на коньках.
Сестра быстро привыкла (к чему?) ухаживать за больной матерью.

С) Инфинитив в роли ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЦЕЛИ:
Летом и осенью мы ездим за Каму (с какой целью?) собирать грибы. Путники расположились у ручья (с какой целью?) отдыхать и кормить лошадей.

ЗАДАНИЕ.
Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив.
1. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце.
2. Капитан Тушин послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря.
3. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
4. У меня врожденная страсть противоречить.
5. Доктор рекомендовал мне больше двигаться.
6. А едем мы теперь искать Палицыно.

3.Работа со слайдом «ОТЛИЧИЕ ПРИЧАСТИЯ ОТ  ОТГЛАГОЛЬНОГО ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО».

Причастие можно заменить оборотом с глаголом, от которого оно образовано.
блестящие (причастие) от радости глаза — заменяем: глаза, которые блестят + есть зависимое слово «от радости»
 Прилагательное можно заменить другим прилагательным.
блестящие (прилагательное) выступления — заменяем: изумительные выступления, прекрасные выступления, отличные выступления.

4.Работа со слайдом «Буквы Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях».

Полные страдательные причастия пишутся с –НН-.
Отглагольные прилагательные  пишутся с –Н-
               - НН –
1) Если причастие имеет зависимые слова: вязанные спицами варежки.
2) Если причастие имеет приставку, кроме НЕ: покрашенный пол, некрашеный пол,

НО непокрашенный пол.
Но! Запомни! Нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный, неслыханный.

3) Если причастие образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: решённый пример

( решить),
брошенный дом ( бросить ).
Но! Запомни! раненый
4) Если слово на –ованный, -ёванный:
маринованный, асфальтированный
Но! Запомни! Кованый, жёваный, смышленый.

5.Работа со слайдом «Деепричастие».

ДЕЕПРИЧАСТИЕ + ЗАВ. СЛОВА =  ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ
У деепричастного оборота (если только он стоит не в начале и не в конце предложения) обязательно должны быть две запятые.
Итальянский монах Кампанелла, долгие годы томясь в тюрьме, написал прекрасную книгу о «Городе солнца».

Долгие годы томясь в тюрьме, итальянский монах Кампанелла написал прекрасную книгу о «Городе солнца».
Итальянский монах Кампанелла написал прекрасную книгу о «Городе солнца», долгие годы томясь в тюрьме.

- Всегда ли деепричастные  обороты выделяются запятыми?

Фразеологические обороты -  скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот
               НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ ЗАПЯТЫМИ!

СРАВНИТЕ:
Ребята взялись за дело засучив рукава.
Засучив рукава, мама принялась месить тесто.
Переход в наречия!
Деепричастие может перейти в наречие, если в нем утрачивается значение добавочного действия и появляется признак действия или состояния.
Например:
1.Лежа на диване, Вася читал книгу. ( лежал и читал)
2. Лежа хлеба не добудешь. (лежа = без труда = как ?)

                                         ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Клоун вышел на арену на руках, болтая в воздухе ногами и корча смешные рожицы.
(однородные деепричастные обороты)
Клоун вышел на арену на руках, болтая в воздухе ногами, и, встав на ноги, поздоровался с публикой.
(неоднородные деепричастные обороты)
Клоун вышел на арену на руках, болтая в воздухе ногами, и, дружно аплодируя, зрители приветствовали его. (сложное предложение)

        Если деепричастный оборот располагается после союза (любого, кроме союза а) или союзного слова, он выделяется с двух сторон запятыми, первая из которых оказывается после союза (союзного слова).

Например: Высоко в небе парил Сокол, а свернувшись кольцом, в ущелье лежал Уж.

  1. Итог урока.

Работа с тестовыми заданиями «Проверьте себя!»

Тестовые задания по темам: Глагол. Причастие. Деепричастие.

1.            Определите синтаксическую функцию инфинитива:

 Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей.

А)  подлежащее                            В) составное глагольное сказуемое

С) приложение                D) определение                    Е) обстоятельство

2. Укажите предложение, в котором инфинитив играет роль определения.

А) Теперь опять в нем родилась надежда найти отца.

 В) Секретарь попросила посетителя подождать в приемной.

С) Хочется прожить бодро, осмысленно, красиво.

 D) Смотреть-время терять.

 Е) Я приказываю экипажам прыгать с парашютами.

3. Укажите предложение, в котором инфинитив играет роль дополнения.

А) Оставаться в Богучарове становилось опасным.

В) Утомленные ночлегом, шли бойцы из всех берлог греться бегом, мыться снегом, снегом, жестким, как песок.

С) Он дал строгое приказание не выпускать ее из комнаты и смотреть за тем, чтобы никто с ней не говорил.

D) Прошу уволить меня от дальнейших вопросов.

Е) Он был отправлен к ней с поручением передать письмо.

4. Укажите словосочетание с ПРИЧАСТИЕМ

 A) кова.ое железо

 B) тка.ая скатерть

 C) нескоше.ая трава

 D) кипяче.ое молоко

 E) некраше.ое здание

5. Укажите словосочетание с ОТГЛАГОЛЬНЫМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ

 A) Прерва.ая речь

 B) Рва.ые башмаки

 C) Перекраше.ый пол

 D) Изорванный в клочья

 E) Пече.ый в золе картофель

6. Буквы НН пишутся в слове

 A) Утро тума.о

 B) Фонари зажже.ы

 C) Работа провере.а

 D) Проблема изуче.а

 E) Воспита.а бабушкой

7. Буква Н пишется в слове

 A) Свяще.ый союз

 B) Невида.ый зверь

 C) Смышле.ый малыш

 D) Омраче.ый новостью

 E) Обвеша.ый оружием

8. В каком предложении два деепричастных оборота (знаки препинания не расставлены):

А) Одинокие кочки покрытые мягким мохом и брусникой торчали кое-где из-под тонкого и хрупкого утреннего ледка затянувшего за ночь болото.

В) Позавтракав экипаж закурил и покурив нехотя поднялся и стал готовить машину к маршу.

 С) Выговорив самое главное девушка повернула голову  робко посмотрев на старика.

D) Ничего не понимая Сергей вглядывался в бледную полоску света идущую от лестницы.

Е) Аскар сидя в телеге начал напевать песню Абая о весне но его сбила звонкая трель жаворонка трепетавшего крыльями в вышине.

9. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены):

А) В ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ СЛЕДУЯ ЖЁСТКОМУ РАСПИСАНИЮ Дмитрий Алексеевич шел на прогулку.

В) Фёдор Иванович отошёл в сторону и СХВАТИВШИСЬ ЗА ВЕРХНИЙ КРАЙ ЗАБОРА одним махом перескочил его.

С) Через минуту генерал РЕШИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ШАГОМ ДЕРЖА РУКУ В КАРМАНЕ прошел через курилку к выходу.

D) Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и ПОДНЯВШИСЬ НА ТРЕТИЙ ЭТАЖ НАШЁЛ СТОЛОВУЮ.

Е) К рассвету ДОГОРЕВ ПОГАСЛА ЛАМПА.

10. Деепричастный оборот обособляется:

А) Рассказал обо всем не переводя духа.

В) Сидел сложа руки.

С) Шел домой повесив нос.

D) Работал засучив рукава.

Е) Сделав дело не жди добра.
 

           Ключи к тестовым заданиям по темам: Глагол. Причастие. Деепричастие.

  1. Е
  2. А
  3. Д
  4. С
  5. В
  6. А
  7. С
  8. С
  9. В
  10. Е
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Трудные случаи при изучении глагола, причастия, деепричастия.»

Подготовка к ЕНТ     Учитель средней школы №27  Кежембаева Ф.Д.

Подготовка к ЕНТ Учитель средней школы №27 Кежембаева Ф.Д.

Глагол.  Причастие. Деепричастие.

Глагол. Причастие. Деепричастие.

Инфинитив в роли второстепенных членов предложения

Инфинитив в роли второстепенных членов предложения

НЕСОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ  Только надежда (какая?) спасти сына поддерживала ее.  Им руководило стремление (какое?) выяснить истину.  Неожиданно появилась возможность (какая?) поскорее уехать из этого города

НЕСОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Только надежда (какая?) спасти сына поддерживала ее. Им руководило стремление (какое?) выяснить истину. Неожиданно появилась возможность (какая?) поскорее уехать из этого города

ДОПОЛНЕНИЕ  Я прошу вас (о чем?) говорить по существу дела. Отец учил меня (чему?) ходить на лодке с шестом.  Вчера мы договорились (о чем?) поехать на дачу. За неделю он научился (чему?) кататься на коньках.  Сестра быстро привыкла (к чему?) ухаживать за больной матерью.

ДОПОЛНЕНИЕ Я прошу вас (о чем?) говорить по существу дела. Отец учил меня (чему?) ходить на лодке с шестом. Вчера мы договорились (о чем?) поехать на дачу. За неделю он научился (чему?) кататься на коньках. Сестра быстро привыкла (к чему?) ухаживать за больной матерью.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ЦЕЛИ  Летом и осенью мы ездим за Каму (с какой целью?) собирать грибы. Путники расположились у ручья (с какой целью?) отдыхать и кормить лошадей.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ЦЕЛИ Летом и осенью мы ездим за Каму (с какой целью?) собирать грибы. Путники расположились у ручья (с какой целью?) отдыхать и кормить лошадей.

ЗАДАНИЕ  Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив.  1. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце.  2. Капитан Тушин послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря.  3. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.  4. У меня врожденная страсть противоречить.  5. Доктор рекомендовал мне больше двигаться.  6. А едем мы теперь искать Палицыно.

ЗАДАНИЕ Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив. 1. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце. 2. Капитан Тушин послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря. 3. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. 4. У меня врожденная страсть противоречить. 5. Доктор рекомендовал мне больше двигаться. 6. А едем мы теперь искать Палицыно.

ПРИЧАСТИЕ  ОТЛИЧИЕ ПРИЧАСТИЯ ОТ ОТГЛАГОЛЬНОГО ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

ПРИЧАСТИЕ ОТЛИЧИЕ ПРИЧАСТИЯ ОТ ОТГЛАГОЛЬНОГО ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Причастие можно заменить оборотом с глаголом, от которого оно образовано.  блестящие (причастие) от радости глаза — заменяем: глаза, которые блестят + есть зависимое слово «от радости»   Прилагательное можно заменить другим прилагательным.  блестящие (прилагательное) выступления — заменяем: изумительные выступления, прекрасные выступления, отличные выступления.

Причастие можно заменить оборотом с глаголом, от которого оно образовано. блестящие (причастие) от радости глаза — заменяем: глаза, которые блестят + есть зависимое слово «от радости» Прилагательное можно заменить другим прилагательным. блестящие (прилагательное) выступления — заменяем: изумительные выступления, прекрасные выступления, отличные выступления.

Буквы Н и НН  в отглагольных прилагательных  и  причастиях

Буквы Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

Полные страдательные причастия пишутся с –НН-.   Отглагольные прилагательные  пишутся с –Н- .

Полные страдательные причастия пишутся с –НН-. Отглагольные прилагательные пишутся с –Н- .

- НН –  1 . Если причастие имеет зависимые слова: вязанные спицами варежки.  2. Если причастие имеет приставку, кроме НЕ: покрашенный пол, некрашеный пол , НО непокрашенный пол.  Но! Запомни! Нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный, неслыханный.  3. Если причастие образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: решённый пример ( решить),  брошенный дом ( бросить ).  Но! Запомни! раненый  4. Если слово на –ованный, -ёванный:  маринованный, асфальтированный  Но! Запомни! Кованый, жёваный, смышленый

- НН – 1 . Если причастие имеет зависимые слова: вязанные спицами варежки. 2. Если причастие имеет приставку, кроме НЕ: покрашенный пол, некрашеный пол , НО непокрашенный пол. Но! Запомни! Нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный, неслыханный. 3. Если причастие образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: решённый пример ( решить), брошенный дом ( бросить ). Но! Запомни! раненый 4. Если слово на –ованный, -ёванный: маринованный, асфальтированный Но! Запомни! Кованый, жёваный, смышленый

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

ДЕЕПРИЧАСТИЕ + ЗАВ. СЛОВА =     ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ   У деепричастного оборота (если только он стоит не в начале и не в конце предложения) обязательно должны быть две запятые

ДЕЕПРИЧАСТИЕ + ЗАВ. СЛОВА = ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ У деепричастного оборота (если только он стоит не в начале и не в конце предложения) обязательно должны быть две запятые

ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ   Итальянский монах Кампанелла, долгие годы томясь в тюрьме, написал прекрасную книгу о «Городе солнца».

ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ Итальянский монах Кампанелла, долгие годы томясь в тюрьме, написал прекрасную книгу о «Городе солнца».

Долгие годы томясь в тюрьме, итальянский монах Кампанелла написал прекрасную книгу о «Городе солнца».  Итальянский монах Кампанелла написал прекрасную книгу о «Городе солнца», долгие годы томясь в тюрьме.)

Долгие годы томясь в тюрьме, итальянский монах Кампанелла написал прекрасную книгу о «Городе солнца». Итальянский монах Кампанелла написал прекрасную книгу о «Городе солнца», долгие годы томясь в тюрьме.)

Всегда ли деепричастные обороты выделяются запятыми?

Всегда ли деепричастные обороты выделяются запятыми?

Фразеологические обороты - скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот   НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ НА  ПИСЬМЕ ЗАПЯТЫМИ!!!

Фразеологические обороты - скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ ЗАПЯТЫМИ!!!

СРАВНИТЕ :   Ребята взялись за дело засучив рукава .   Засучив рукава , мама принялась месить тесто.

СРАВНИТЕ : Ребята взялись за дело засучив рукава . Засучив рукава , мама принялась месить тесто.

Переход в наречия!!!  Деепричастие может перейти в наречие, если в нем утрачивается значение добавочного действия и появляется признак действия или состояния.  Например:  1.Лежа на диване, Вася читал книгу.  ( лежал и читал)  2. Лежа хлеба не добудешь.  (лежа = без труда = как ?)

Переход в наречия!!! Деепричастие может перейти в наречие, если в нем утрачивается значение добавочного действия и появляется признак действия или состояния. Например: 1.Лежа на диване, Вася читал книгу. ( лежал и читал) 2. Лежа хлеба не добудешь. (лежа = без труда = как ?)

Клоун вышел на арену на руках, болтая в воздухе ногами и корча смешные рожицы.  (однородные деепричастные обороты)  Клоун вышел на арену на руках, болтая в воздухе ногами, и, встав на ноги, поздоровался с публикой.  (неоднородные деепричастные обороты)  Клоун вышел на арену на руках, болтая в воздухе ногами, и, дружно аплодируя, зрители приветствовали его.  (сложное предложение)

Клоун вышел на арену на руках, болтая в воздухе ногами и корча смешные рожицы. (однородные деепричастные обороты) Клоун вышел на арену на руках, болтая в воздухе ногами, и, встав на ноги, поздоровался с публикой. (неоднородные деепричастные обороты) Клоун вышел на арену на руках, болтая в воздухе ногами, и, дружно аплодируя, зрители приветствовали его. (сложное предложение)

Если деепричастный оборот располагается после союза (любого, кроме союза а ) или союзного слова, он выделяется с двух сторон запятыми, первая из которых оказывается после союза (союзного слова).

Если деепричастный оборот располагается после союза (любого, кроме союза а ) или союзного слова, он выделяется с двух сторон запятыми, первая из которых оказывается после союза (союзного слова).

Проверьте себя! 1 E 2 A 3 D 4 C 5 B 6 A 7 C 8 C 9 B 10 E

Проверьте себя!

1 E

2 A

3 D

4 C

5 B

6 A

7 C

8 C

9 B

10 E


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Трудные случаи при изучении глагола, причастия, деепричастия.

Автор: Кежембаева Фарида Дуровна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 257989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа "Трудный русский. 7 класс." "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-trudnyi-russkii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163368"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422466766"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы                                      Из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(90) "opieriezhaiushchieie-obuchieniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446303032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства