Опыт подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ свидетельствует о том, что наибольшие трудности у них вызывает написание сочинения-рассуждения.
Часть I наших рекомендаций содержит материал по отработке постановки проблемы и комментария к ней в предлагаемом тексте.
Для рассредоточенной подготовки к написанию сочинения-рассуждения учителя могут использовать тексты, включённые в учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, тексты художественных произведений из хрестоматий по русской литературе, тексты из сборников по подготовке к ЕГЭ и из демонстрационных версий разных лет. Важно, чтобы работа с текстом проходила в следующих формах:
- лингвистический анализ текста;
- речеведческий анализ текста;
- творческие упражнения на развитие языкового чутья;
- изложения, сочинения.
Беседы с учащимися при работе с текстом включают следующие вопросы:
Какова центральная проблем, поставленная автором текста?
Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста?
Какое высказывание верно отражает позицию автора?
В каком предложении текста наиболее ярко выражено отношение автора к происходящему?
В каких предложениях содержится характеристика героя?
Что остаётся за пределами внимания автора текста?
Как можно толковать предложение №…?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над сочинением ЕГЭ по русскому языку »
Сочинение С1 ЕГЭ
Формулировка задания:
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (из-| бегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного теша, Объясните почему.
Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исход - ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Что требуется от учеников:проанализировать предложенный текст, выявив автора позицию по одной из затронутых в нем проблем, корректно и доказательно выразив собственное отношение к прочитанному. Объём сочинения - не менее 150 слов.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:
критерии оценивания части С (это поможет избежать типичных недочетов при написании сочинения-рассуждения; ведь творческое задание оценивается экспертами не целиком, а по критериям);
план написания сочинения-рассуждения, составленный на основе требований, предъявляемых разработчиками ЕГЭ по русскому языку к выполнению задания части С;
речевые клише, позволяющие правильно формулировать и грамотно вводить в текст сочинения-рассуждения его составные части: проблему, комментарий к ней, позицию автора, согласие/несогласие пишущего, доказательство собственной точки зрения;
типичные речевые и грамматические ошибки, которые не следует допускать в сочинении-рассуждении по данному тексту.
№
I
Критерии оценивания ответа на задание С1
Баллы
Содержание сочинения
К1
Формулировка проблем исходного текста
К2
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из про блем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
1
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
0
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой наисходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.
1
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста
прокомментирована,
1
но
без опоры на исходный текст,
или
в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием
исходного текста.
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или
К3
0
в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или
Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или
в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
1
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
или
0
позиция автора исходного текста не сформулирована.
К4
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или
3
привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или на-учной литературы.
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.
2
1
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или
мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе.
0
№
II
Критерии оценивания ответа на задание С1
К5
Речевое оформление сочинения
Б
Бал
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
.•
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связ ностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.
0
К6
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста.
2
Точность и выразительность речи
0
1
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10
2
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли.
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грам матического строя речи.
1
0
III
Грамотность
К7
Соблюдение орфографических норм
Баллы
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
допущено не более 2-х ошибок
3
допущено 3-4 ошибки
2
допущено более 4-х ошибок
К8
1
Соблюдение пунктуационных норм
0
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
допущено 1-3 ошибки
3
допущено 4-5 ошибок
2
допущено более 5 -и ошибок
К9
1
Соблюдение языковых норм
0
грамматических ошибок нет
допущено 1-2 ошибки
2
К10
допущено более 2-х ошибок
1
Соблюдение речевых норм
0
допущено не более 1 речевой ошибки
допущено 2-3 ошибки
2
допущено более 3-х ошибок
1
0
№
К11
Критерии оценивания ответа на задание С1
Соблюдение этических норм
Баллы
этические ошибки в работе отсутствуют
допущены этические ошибки (1 и более)
К12
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
1
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
Максимальное количество баллов за всю письменную работу
1
(К1-К12)
0
23
При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150-300 слов.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7-К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7- орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
К8-пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 - допущено не более 2-х ошибок;
К8 - допущено 1-3 ошибки;
К9 - грамматических ошибок нет;
К10 - допущено не более 1 речевой шибки.
Высший балл по критериям К7-К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулём баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
2. Планнаписания сочинения-рассуждения по предложенному тексту
Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться еле-1 дующим планом, составленным на основе требований, предъявляемых к выполнению задания части С:
Сформулировать проблему.
Прокомментировать проблему.
Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.
Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.
Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них дается в новом абзаце):
первый аргумент - из русской или зарубежной литературной классики; второй аргум ент - из собственного жизненного опыта или жизненного опыта других людей.
первый аргумент - из русской или зарубежной литературной классики;
второй аргум ент - из собственного жизненного опыта или жизненного опыта других людей.
Итоговый вывод (заключение).
Примечание: наверное, вы обратили внимание на то, что в предлагаемом плане отсутствует вступление. Жанр эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки проблемы. Однако хорошо, если в вашей работе будут присутствовать и вступление, и заключение.
3. Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учетом плана и критериев оценивания
1) Формулировка проблемы
Проблема - вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для 1 комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая
находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть является одной I из главных, а не второстепенной;
дает выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твердо знает, какие аргументы приведет в доказательство своей точки зрения).
Сформулировать проблему можно двумя способами:
Способы формулировки проблемы
Примеры
1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует решения).
Как найти пути взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений и ми ровоззренческих позиций? Этой сложной проблеме посвящен текст писателя NN.
2. Сочетанием слова проблема с именем су ществительным, употребленным в роди тельном падеже: проблема (чего?).
Автор данного текста затрагивает проблему (чего?) отцов и детей.
Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книгив жизни человека.
В тексте писателя NN поднимается проблема (чего?) одиночества.
Речевые клише, используемые при формулировке проблемы, затронутой автором исходного текста и выбранной пишущим для комментирования:
В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на все общее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?);
Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?);
сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего?)..,
Пример возможного варианта начала сочинения-рассуждения:
Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях?Эти и другие вопросы ставит в своем тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблемуотношения человека к войне.
Избегайте типичных ошибок, которые нередко допускаются при формулировке проблемы:
• помните о том, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слова слово «тема», иначе эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут один балл по критерию К12.
Так начинать работу нельзя:«Автор данного текста затрагивает актуальнуюпроблему.Этотеманравственного выбора человека в той или иной жизенной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни»;
Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку
Каждый год ФИПИ включает в состав КИМов ЕГЭ по русскому языку новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако затронутые в них проблемы нередко повторяются.
Ниже мы приводим некоторый их перечень, чтобы сориентировать вас в данном вопросе.
Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков:
1. Взаимоотношения отцов и детей.
проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?);
проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;
проблема предательства детьми своих родителей.
2.Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров:
проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;
проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);
проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
3.Роль классической литературы в духовном развитии современного общества:
проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека;
проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?);
проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).
4.Сложность и противоречивость человеческих поступков:
проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?);
проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;
проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
5.Человеческое благородство:
проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека;
проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?);
проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;
проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?)
6. Честь и человеческое достоинство:
проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?);
проблема защиты чести и собственного достоинства;
проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
7.Отношения человека с другими людьми:
проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;
проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;
проблема истинной дружбы;
проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?);
проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);
проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
8.Восприятие человеком окружающего мира
проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц;
проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).
9.Одиночество человека
проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);
проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?);
проблема одинокой старости.
10.Человек и искусство
проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми ( Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);
проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);
проблема восприятия музыки человеком.
11.Отношение человека к миру природы
проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы;
проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;
проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека;
проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?);
проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?).
12. Бережное отношение человека к языку.
проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?)
13. Человек и власть, которой он наделен
проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею
(Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
14. Сострадание окружающим
проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию
(Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);
проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.
15. Отношение человека к войне
проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);
проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);
проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?);
проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному чело веку в экстремальных ситуациях?);
проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях.
Комментарий проблемы
Комментарий - рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Можно выделить два типа комментария:
Тип комментария
Примеры комментариев каждого типа
1) Текстуальный - объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:
как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)?
какие поступки совершает герой и как это его характеризует?
какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?
какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?
Автор данного текста рассматривает про блему отношения человека к войне.
Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, Л. Андреев приводит разверну тый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Его собе седник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяже лом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, которой, пройдя через тяжелые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в раз рушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслажде нии творчеством, в заботе о своих детях.
2) Концепционный - интерпретация пишу щим проблемы исходного текста (рассмотре ние ее актуальности и сопоставление различ ных точек зрения по данному вопросу):
как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме;
к какой категории относится затрону тая автором текста проблема? (нравст венная, экологическая, философская, социальная, психологическая)
насколько актуальна в наши дни эта проблема?
почему эта проблема относится к раз ряду вечных?
кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; традиционна ли эта проблема или но ва;
если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу; если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее) и что позволяет сделать такие выводы.
Автор данного текста рассматривает про блему отношения человека к войне.
Приводя нравственные оценки военных действий своими героями, Л.Андреев раз мышляет над тем, почему человеческое соз нание не может принять сам факт войны. Этот вопрос актуален, как никогда. В последние годы вооруженные столкновения между людьми то и дело наблюдаются в разных час тях земного шара. Поэтому проблема отношения человечества к войне является предме том постоянного обсуждения в средствах мас совой информации. Как и автор данного тек ста, участники дискуссий уверены в одном: смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничто жении себе подобных, а в свободном созида тельном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.
Примечание:
Как текстуальный, так и концепционный комментарий должен осуществляться с опо рой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как актор понимает эту проблему.
Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
Речевые клише для введения текстуального комментария:
Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о /повествует о ... /приводит факты ... / на примере случая из жизни великого писателя NN показывает, что ....
Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о .... Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что…
Речевые клише для введения концепционного комментария:
Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием....
Действительно, проблема ... очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что ... . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к ....
Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: … Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном:… .
Типичные ошибки при написании комментария:
подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование, приводящие к снижению баллов при оценивании этого критерия. Подмена комментария простым пересказом недопустима.
Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытиипроблемы данного текста.
констатация в одном предложении актуальности проблемы и характеристика ее как социальной, нравственной или философской. Помните: при комментарии необходимо показать, как автор раскрывает проблему, остановиться на микротемах данного текста;
формулируется одна проблема, а комментируется другая;
ошибочной является рекомендация, встречаемая в последнее время в публикациях, далеких от ФИПИ: обращение к средствам выразительности рассматривается как один из способов комментирования проблемы. Это возможно при условии, если изобразительно-выразительные средства помогают определить авторскую позицию. Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о средствах выразительности, так как это задание уже 5 лет как вынесено в задание В. При проверке эссе экспертам предоставляется среди прочих нормативных документов лист с распечатанным заданием В8, для того чтобы не учитывать в работе учащихся полностью переписанное содержание этого задания. За наличие в сочинении только концепционного комментария по проблеме ученик получает лишь один балл.
Позиция автора
Позиция автора - это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет. Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:
Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев
Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. Обратите внимание: цитирование уместно только при определении авторской позиции, но не при комментарии.
Речевые клише, используемые для выражении позиции автора
Авторская позиция можетбыть отражена через
Примеры
1)рассмотрение содержа ния проблемы и предло женных автором способов ее решения
Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается вследующем предложении: (далее идет цитата из текста).NN уверен: (далее идет разъяснение цитаты).
Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается вследующем предложении: (далее идет цитата из текста). NNутверждает, что…
Точка зрения автора на рассматриваемую им проблему(чего?) обозначена прямо: (далее идет цитата из текста). NN считает, что (далее идет разъяснение цитаты) / По мнению NN, .... (далее идет разъяснение цитаты).
2)разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чем он говорит
Позиция автора текста довольно ясна. Публициста NNволнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает) то, что...
Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что...
С горечью (с глубокой сердечной болью) автор говорит отом, что .... NN уверен:
Автор текста прямо не высказывает своего отношения кэтой проблеме, но читатели все же ощущают его сожалениепо поводу того, что …
Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…
Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:
3) обращение к авторским аргументам, примерам, раскрывающим тезис
1) Обосновывая свой тезис, автор приводит ряд веских, весьма убедительных аргументов в пользу того, что
2) Публицист приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что...
4) обращение к выводам, к формулировке основной авторской идеи
Автор завершает свои рассуждения вполне закономернымвыводом о том, что...
Данные аргументы позволяют автору прийти к обоснованному выводу о том, что…
Автор, оставляя читателю право выбора, достаточночетко обозначает свое отношение к проблеме (чего?)... Онубежден:...
Авторская позиция может выражаться ПРЯМО (в текстах научного, а иногда публицистического стилей) или КОСВЕННО (в текстах художественного и публицистического стилей).ас
В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Следовательно, необходим лингвистический анализ текста, позволяющий вербализировать позицию автора.
Для того чтобы понять позицию, задайте себе ряд вопросов:
О чем говорит автор?
Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию?
Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?
Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)?
Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять авторскую позицию?
Речевые клише, используемые для формулировки позиции автора исходного текста:
Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: « ». NN убежден: ....
Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что...
Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:
Методические рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок, часто допускаемых при выявлении позиции автора:
позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его;
при определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».
Формулирование собственного мнения
Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что оно должно быть представлено корректно и развернуто. Важно не просто констатировать свое согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чем оно состоит.
Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:
1)Нельзя не согласиться с автором текста в том, что ... (далее идет формулировка важного тезиса).
В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ... (далее идет пример-аргумент).
2)Я согласен с автором данного текста в том, что (далее идет формулировка важного тезиса).
Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова «Обломов»...
3) Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне увидеть проблему (далее идет формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моейсобственной жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что ... (далее идет формулировка важного тезиса)
4) Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: ... (далее идет формулировка важного тезиса).
В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры.
У меня есть знакомая Марина, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она...
5)Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет ... (далее идет авторский тезис, вывод). К сожалению, в наше время часто ... (далее идет пример-аргумент).
6)Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что ...
Для того чтобы выразить несогласие(полное или частичное) с точкой зрения автора исходного текста, можно опираться на следующие речевые клише:
Текст писателя NN произвел на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, (идет согласие) ..., но с другой — ... (выражается свое мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.
В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что ... (формулируется авторская мысль). Готов объяснить свою точку зрения...
Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что ... (далее идет мысль автора + свой аргумент).
Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что ... (далее идет мысль автора + свой аргумент).
Доказательство собственной точки зрения
Аргумент - суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.
Аргументы приводятся на основе:
жизненного опыта, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни, а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций;
читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публи цистической, научно-популярной литературы и складывается из сострадания героям, наблюдения над их поведением и поступками.
В сочинении-рассуждении можно использовать следующие типы аргументов:
примеры из собственного, жизненного опыта и жизни окружающих людей;
поучительные события из жизни выдающихся личностей;
примеры из читательского опыта (обращение к текстам" литературных'произведений);
ссылки на мнение известного, уважаемого человека - ученого, философа, обществен ного деятеля;
цитаты из авторитетного источника;
выводы науки и статистические данные;
события из жизни страны;
обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.
Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказыватьваше мнение.
В этой части работы необходимо следовать правилам построения текста-рассуждения:
тезис (ваше мнение, которое вы должны обосновать);
аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);
вывод (общий итог).
Речевые клише для введения в текст сочинения-рассуждения аргументации собственной точки зрения:
А) первый аргумент
В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/ рассказ /пьесу NN (указывается автор и дается на звание произведения). В этом произведении... / Главную героиню этого произведения отличает...
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ/ роман / пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении ...
Б) второй аргумент
Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что ...
Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что...
Приведу еще один литературный пример, который показывает: ...
О том, как важно..., говорит в своем рассказе / романе писатель NN.
У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность ... (далее идут примеры-аргументы).
Рекомендации по предупреждению типичных ошибок, часто допускаемых в сочинении-рассуждении при аргументации собственной точки зрения:
Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.
Надо помнить, что при обращении к литературному материалу, следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развернутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию (проанализировать поступки героев), с помощью которой создается аргументированное высказывание.
Указание лишь на название художественного произведения без отсылки к его автору не дает основания считать ваш аргумент литературным. Согласно критериям оценивания части С эксперты засчитывают его как аргумент, основанный на жизненном опыте.
(Помните о том, что за приведение одного литературного аргумен та вам присваивается два балла, а аргумент, основанный на жизненном опыте, оценивается в один балл.)
В аргументах даже в случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдет снижение баллов по критерию К11, регулирующему соблюдение этических норм (вместо 1 балла вам будет присвоено 0 баллов).
Заключение
Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста.
Типичные цели заключения
Примеры
1) суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить инфор мацию, содержащуюся в сочинении
В заключение всего вышесказанного еще разподчеркну: важно не только своевременноераскаяние за зло, причиненное близким, но иконкретные поступки, которыми каждый изнас своевременно загладит свою вину перед ними.
2) дать оценку сказанному, четко выска зать свое мнение
Все вышесказанное позволяет сделать вывод:русский язык несет в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России.Поэтому задача государства, школы, семьи -сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допуститьобеднения и разрушения русского языка. Необесценивайте бесценное! Экология языка -наш долг перед прошлым и будущим!
3) сделать прогноз каких-то событий или явлений, высказать предположение
Хочется верить, что читатели задумаютсянад проблемой, затронутой в тексте Д. Шева-рова, расставят приоритеты в своей жизни истанут сжить не только исключительно длясебя, но и для других людей, пробуя повторитьподвиг русских подвижников.
4) призвать читателя к выполнению тех или иных задач, закончить сочинение призывом к действию, пожеланием
В заключение всего вышесказанного еще разподчеркну: как не удастся человеку обновитьслишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки понятиям чести, не сможет онвпоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор.Утрата моральных ценностей может привестик потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно, способствоватьдеградации человеческой личности.
Образцы сочинений, написанных по предложенному выше плану в соответствии с критериями оценивания части С:
Текст к сочинению № 1
(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене горячо продолжал:
- (З)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике - давали сознание. (5)Главное - сознание. (б)Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (Н)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны - что же это такое, ведь это сумасшествие?
(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.
(13)Я скажу тебе правду. - (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. - (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.
(19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.
(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать - об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.
- (26)Мне надо вылезать из ванны, - легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался - как взрослый, как ста рик, у которого большие и тяжёлые мысли. (27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (ЗО)Как много во всём этом ума и чувства красоты!
(По Л. Андрееву)
Сочинение № 1
Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие "вопросы ставит в своем тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.
Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, Л. Андреев приводит развернутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Его собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжелом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, который, пройдя через тяжелые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.
Позиция автора данного текста может быть выражена словами одного из братьев: «Миллионы людей, собравшись в одном место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны- что же это такое, ведь это сумасшествие?» Л. Андреев убежден в том, что война безумна, бессмысленна, противоестественна в самой своей основе.
Я согласен с позицией автора и тоже считаю: война —это бездушная и разрушительная сила, которая лишает человеческие отношения красоты и гармонии.
В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Попав в плен, Пьер Безухов становится свидетелем того, как французы хладнокровно расстреливают русских детей и стариков. Причем делают это не из чувства ненависти и мести, а просто выполняя приказ командования. Безумие войны способно лишить людей их лучших качеств - сострадания и гуманности. После увиденного Пьер теряет веру в разумность мироустройства. Мир вокруг кажется герою «кучей бессмысленного сора», смысл жизни им утерян.
Приведу еще один пример из русской литературы, который показывает: военные события калечат судьбы людей, приводят к разрушению многолетней человеческой дружбы. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» дружившие с детства Григорий Мелехов и Мишка Кошевой в годы революции и гражданской войны становятся непримиримыми идейными врагами. Кошевой лично расстреливает Петра, родного брата Григория Мелехова, восставшего вместе с другими казаками против большевиков. Так гражданская война разделяет некогда единый народ на враждующие станы, непримиримо отстаивающие свою классовую правду.
Подводя итог всему вышесказанному, хочу сделать вывод о противоестественности кровавых распрей в человеческих взаимоотношениях и призвать людей всего мира прекратить войны. Иначе непрекращающиеся военные конфликты закончатся только тогда, когда умрет последний человек и убивать будет некого. Так не хочется, чтобы люди истребили самих себя.