kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» Пояснительная записка В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть 2 - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался. Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы Цели элективного курса: • гуманитарное развитие учащихся • развитие творческих способностей личности • овладение учащимися свободной письменной речью • подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык Задачи элективного курса: • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания 2 на ЕГЭ • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» »

Программа элективного курса
«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач

Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть 2 - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы

Цели элективного курса:

  • гуманитарное развитие учащихся

  • развитие творческих способностей личности

  • овладение учащимися свободной письменной речью

  • подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык

Задачи элективного курса:

  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания 2 на ЕГЭ

  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения

  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью

  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей

  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений

  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст

Технология организации учебного процесса по элективному курсу

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания 2на ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения)

  • самостоятельная работа;

  • работа в группах, парах

  • индивидуальная работа

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности

Программа рассчитана на 17 часов и адресована учащимся 11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку. Материалы курса могут быть использованы на уроках русского языка.

Содержание программы

Модуль 1. Теоретический аппарат курса.

  1. Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе».

  2. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения

  3. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Виды и формы вступления.

  4. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста. Способы выявления проблемы.

  5. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

  6. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.

  7. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции

  8. Заключительная часть сочинения. Виды заключения.

  9. Речевое оформление сочинения.

Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

  1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

  2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

  3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.

  4. Экспертная оценка творческих работ.

Методическая часть

Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста

  • формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

  • определять позицию автора

  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт)

  • уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению элективного курса и критерии их оценки.

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)

  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)

  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»)







Список рекомендуемой литературы

Литература для учащихся:

  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004

  2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004

  3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.

  4. Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007

  5. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 200

  6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 200

Дополнительная литература

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002

  2. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997

  3. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.

  4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977

  5. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987

















































Тематическое планирование элективного курса:



Темы уроков

Вид урок

Дата

Факт

1

Задачи курса. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку.

Лекция



2

Что такое текст. Основные средства связи между предложениями в тексте.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности



3

Стили текста: публицистический.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности



4

Практическая работа

Работа с текстом



5

Стили текста: художественный.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности



6

Практическая работа

Работа с текстом



7

Стили текста: научно-популярный.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности



8

Практическая работа

Работа с текстом



9

Творческая работа. Сочинение разных стилей.

Комплексное применение знаний



10

Композиция сочинения.

Презентация



11

Практическая работа




12

Зачин сочинения. Виды и формы вступления.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности



13

Практическая работа

Работа с текстом



14

Тема и проблема текста. Способы выявления проблемы.

Практикум



15

Практическая работа

Работа с текстом



16

Комментарий к проблеме. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами исходного текста.

Практикум



17

Практическая работа

Работа с текстом



18

Введение цитат в текст сочинения.

Практикум



19

Практическая работа

Работа с текстом



20

Позиция автора. Средства выражения авторской позиции.

Практикум



21

Практическая работа

Работа с текстом



22

Логические приемы мышления. Аргументация собственной позиции.

Практикум



23

Практическая работа

Работа с текстом



24

Типы аргументов.

Практикум



25

Практическая работа

Работа с текстом



26

Заключительная часть сочинения. Виды заключения.

Практикум



27

Практическая работа

Работа с текстом



28

Творческая работа по тексту художественного стиля.

Комплексное применение знаний



29

Речевое оформление сочинения (фактические, логические, грамматические, речевые ошибки).

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности



30

Практическая работа

Работа с текстом



31

Творческая работа по тексту публицистического стиля.

Комплексное применение знаний



32

33

Итоговое занятие. Защита творческих работ.

Презентация, рецензирование, экспертная оценка



34

Рекомендации к написанию сочинения на ЕГЭ.

Лекция



































КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Критерии оценивания ответа на задание 25

Баллы

I

Содержание сочинения


К 1

Формулировка проблем исходного текста



Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1


Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К 2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста



Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет

2


Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста

1


Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым  проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста

0

К 3

Отражение позиции автора исходного текста



Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

1


Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно или позиция автора исходного текста не сформулирована

0

К 4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме



Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

3


Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт

2


Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе

1





0

II

Речевое оформление сочинения


К 5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,  речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена
- в работе нет нарушений абзацного членения текста

2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,  связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

К 6

Точность и выразительность речи



Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм

2


Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи

1


Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0

III

Грамотность


К 7

Соблюдение орфографических норм



орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3


Допущено не более двух ошибок

2


допущено 3-4 ошибки

1


Допущено более 4 ошибок

0

К 8

Соблюдение пунктуационных норм



пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3


допущены 1 – 3 ошибки

2


допущены 4 – 5 ошибок

1


допущено более 5 ошибок

0

К 9

Соблюдение языковых норм



грамматических ошибок нет

2


допущены 1 – 2 ошибки

1


допущено более 2 ошибок

0

К 10

Соблюдение речевых норм



допущено не более 1 речевой ошибки

2


допущены 2 – 3 ошибки

1


допущено более 3 ошибок

0

К 11

Соблюдение этических норм



этические ошибки в работе отсутствуют

1


допущены этические ошибки (1 и более)

0

К 12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале



фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1


допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12)

23




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Глушкова Татьяна Викторовна

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177841


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства